Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водородного охлаждения обмоток (ТГВ-200 и ТГВ-300), водород­ ного охлаждения обмотки ротора и водяного охлаждения обмотки статора (ТВВ-200-2, ТВВ-320-2 и ТВВ-500-2), водяного охлажде­ ния обмоток статора и ротора (ТГВ-500), масляного охлаждения

обмотки статора и водяного охлаждения обмотки ротора (ТВМ-300).

В-3. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ

Создание турбогенераторов большой мощности является слож­

ной инженерной задачей, для выполнения которой необходимо проведение большого объема опытных работ и решение ряда слож­

ных инженерных проблем.

При создании турбогенераторов на 3000 об./мин. основными научно-техническими проблемами являются:

создание крупногабаритных поковок необходимой прочности для бандажных колец и роторов с диаметром бочки 1350—1400 мм

и длиной до 11 м; разработка более эффективных систем охлаждения, обеспечи­

вающих требуемую перегрузочную способность и тепловую устой­ чивость при несимметричных и асинхронных режимах;

разработка новых конструктивных решений на основе использо­ вания специальных схем соединения обмотки статора (много­ параллельные ветви, многофазные системы) и выноса ее в зазор;

создание новых материалов и конструкций высоковольтной изоляции, позволяющих увеличить напряжение на обмотке ста­ тора до 30—32 кВ; разработка более совершенных методов крепле­ ния статорной обмотки в пазово-лобовых частях на основе ис­

пользования новых синтетических материалов;

создание новых конструктивных решений узлов турбогенерато­ ров с уменьшенными местными потерями и нагревами; разработка уточненных методов расчета электромагнитных полей, потерь и нагревов;

создание новых средств повышения виброустойчивости турбо­ генераторов;

разработка уточненных методов расчета напряженного состоя­ ния и вибро-механических характеристик узлов и элементов турбо­

генератора, а также валопровода турбоагрегата в целом;

разработка и создание надежных конструкций токоподвода к обмотке ротора;

создание новых методов и аппаратуры автоматического кон­ троля теплового и вибрационного состояния турбогенератора, а также защитных устройств и др.

Основной проблемой при создании мощных четырехполюсных

турбогенераторов является изготовление роторов большого веса, производство поковок для которых еще не освоено металлургиче­

ской промышленностью. Поэтому при разработке перспективных

12


четырехполіосных турбогенераторов особое внимание должно быть уделено вопросам создания генераторов с ротором минимального веса. В генераторах этого типа будут наблюдаться повышенные электромагнитные нагрузки, сопровождающиеся некоторым уве­ личением x¿ , которое может быть скомпенсировано за счет быстро­ действующих систем автоматического регулирования, а также повышенного значения инерционной постоянной турбоагрегатов на 1500 об./мин.

Среди других проблем, возникающих при создании турбо­ генераторов большой мощности на 1500 об./мин., наряду с уже перечисленными, характерными для двухполюсных турбогенера­

торов, следует также назвать проблему создания подшипников на большие нагрузки и скорости вращения.

ГЛАВА ПЕРВАЙ

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ

1-. НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, ОБЪЕМ

ТОКА В ПАЗУ

И КПД ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ БОЛЬШОЙ

МОЩНОСТИ

Рост единичных мощностей турбогенераторов в основном осу­

ществляется за счет более интенсивного использования активных

материалов, что приводит к изменению всех основных параметров

турбогенераторов.

 

 

 

 

U,

 

Исходя Йз конструкции генераторовAS,

, наибольшее значение

имеют изменения номинального напряжения генератора

 

объема

тока в пазу, линейной нагрузки

кнд, тока и напряжения

возбуждения, коэффициента мощности

cos φ, перегружаемости

(о. к. з.), а также

x'i

генераторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные данные об изготовленных и проектируемых турбо­ генераторах большой мощности, приведенные в табл. В-5 и В-6,

показывают, что до настоящего времени с ростом единичной мощ­

ности имел место рост номинальных напряжений турбогенерато­ ров (рис. 1—1). По-видимому, эта тенденция сохранится в ближай­ шем будущем. Стремление повысить номинальное напряжение генераторов с ростом их мощности связано с желанием удешевить и упростить конструкцию шинопровода и другой аппаратуры. Однако одновременно с повышением напряжения значительно снижается использование активного объема генератора, увеличи­

вается его стоимость. При прочих равных условиях с повышением

напряжения генератор приходится выполнять с большим числом пазов статора. Учитывая, что с повышением напряжения одновре­ менно увеличивается толщина изоляции обмотки статора, за­ полнение активного объема генератора ухудшается, а электромаг­ нитные нагрузки повышаются. Создание же корпусной изоляции

уменьшенной толщины на повышенное напряжение представляет

собой исключительно сложную научно-техническую задачу. В ре­ зультате фирмы стремятся выполнять турбогенераторы на воз­ можно более низкое напряжение обмотки статора. В настоящее время максимально достигнутое напряжение обмотки статора составляет 26 кВ для двухполюсных турбогенераторов (напри­ мер, турбогенератор мощностью 815 МВт фирмы «Дженерал

14


Электрик», США) и 27 кВ для четырехполюсных турбогенерато­ ров (турбогенератор мощностью 1200 МВт фирмы «Крафтверкунион», ФРГ).

C ростом единичных мощностей турбогенераторов увеличи­

вается также объем тока в пазу. В современных типах турбогене-

Рис. 1-1. Изменение номинального напряжения турбо­

генераторов в зависимости от мощности.

раторов объем тока в пазу достиг 20—21 кА. Увеличение объема тока в пазу приводит к росту усилий, действующих на стержни в пазу, снижает надежность работы генераторов, вызывает необ­ ходимость принятия специальных мер но усилению конструкции крепления обмотки статора. Для

снижения объема тока

в

пазу для

 

двухполюсных турбогенераторов пер­

 

спективным

является

применение

 

обмоток

с 3 или 4 параллельными

 

ветвями,

для четырехполюсных —

 

с 3, 4 или 6 параллельными ветвями.

P,Mβτ

Перспективным является также вы­

 

полнение машин с шестифазными од­

Рис. 1-2. Изменение [кпд тур­

мотками,

состоящими из двух трех­

ности.

фазных,

сдвинутых

относительно

богенераторов с ростом мощ­

друг друга на 30°. Такое

решение,

 

в частности,

принято для турбогене­

 

ратора мощностью 1200 МВт, 3000 об./мин., изготовляемого ЛЭО «Электросила».

Анализ разработок турбогенераторов различной мощности показывает, что, несмотря на применение обмоток с повышенным

числом параллельных ветвей или фаз, с ростом мощности объем тока в пазу будет увеличиваться и в турбогенераторах мощностью 2000 МВт на 3000 об./мин. достигнет 22—23 кА и на 1500 об./мин.

будет равен 23—25 кА.

15


Как следует из рис. 1—2, кпд турбогенераторов мощностью порядка 800 МВт, 3000 (3600) об./мин. составляет 98.8%, для четырехполюсных турбогенераторов мощностью 1000—1200 МВт оно равно 98.7%.

Существенного повышения кпд в турбогенераторах большой мощности можно достигнуть при использовании сверхпроводни­ ков для обмотки возбуждения [140]. В последнем случае одно­ временно уменьшаются габариты и вес генератора.

12-. TOK И НАПРЯЖЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ

C ростом единичной мощности турбогенераторов увеличи­ вается мдс возбуждения машин. Так, в турбогенераторе мощ­ ностью 1200 МВт, 3000 об./мин. мдс обмотки возбуждения будет

в 1.5 раза больше, чем в генераторе мощностью 500 МВт,

3000 об./мин.

Заданная величина мдс ротора может быть обеспечена за счет повышенного значения как тока, так и напряжения.

Наибольшая величина тока возбуждения, используемая в на­

стоящее время ведущими зарубежными фирмами,

составляет

5.0—6.0 кА (например, 5.3 кА в турбогенераторе

мощностью

815 МВт, 3600 об./мин. фирмы «Дженерал Электрик»,

США [96]).

Указанная величина тока определяется в большой мере надеж­ ностью работы щеточного контакта на большие токи возбуждения.

Некоторыми фирмами [88, 118] проводятся работы по созда­

нию конструкции узла контактных колец на токи до 10 кА, что позволит значительно расширить возможности создания турбо­ генераторов большой мощности.

Другие фирмы [90] идут по пути создания бесщеточных систем возбуждения. В частности, ЛЭО «Электросила» создает с бесщеточ­ ным возбудителем турбогенератор мощностью 1200 МВт,

3000 об./мин., ток возбуждения которого составит 7.7 кА.

Большинство фирм избегает применять напряжение возбужде­ ния, превышающее 600 В. Это объясняется трудностями создания

конструкции изоляции обмотки ротора на повышенное напря­ жение.

13-. КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ, СТАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУЖАЕМОСТЬ И ПЕРЕХОДНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ

По мере увеличения единичной мощности турбогенераторов коэффициент мощности cos φ в большинстве случаев также увели­ чивается. Если в турбогенераторах мощностью до 100—200 МВт cos φ, как правило, принимается равным 0.80, то в турбогенерато­ рах класса 200—500 МВт cos φ равен 0.85, класса 800—1200 Мвт —

0.90. Такое увеличение значения cos φ объясняется стремлением несколько снизить уровень механической, электромагнитной и

16


тепловой напряженности турбогенераторов при увеличении еди­ ничной мощности, а также нецелесообразностью выработки реак­ тивной мощности на агрегатах большой мощности и последующей

ее передачи на большие расстояния.

G увеличением мощности генераторов уменьшается их о. к. з. (статическая перегружаемость). В двухполюсных турбогенерато­ рах большой мощности о. к. з. составляет 0.42—0.50, в четырех­ полюсных — 0.45—0.64. Для современных энергосистем такое

уменьшение о. к. з. не приводит к сколько-нибудь заметному сни­ жению статической устойчивости работы систем вследствие приме­ нения быстродействующих регуляторов напряжения, а также общего повышения устойчивости систем.

Характерной особенностью современных мощных турбогенера­ торов является увеличение синхронной xi и переходной x'i реак­ тивностей с ростом их мощности, что в общем случае ухудшает условия параллельной работы мощных генераторов в энерго­ системе. Рост величины параметров является одним из факторов, ограничивающим повышение единичной мощности машин.

Как известно, величина синхронного индуктивного сопротив­ ления xd оказывает определенное влияние как на статическую, так

и на динамическую устойчивость синхронных генераторов. C уве­ личением xd возрастает внутренний угол генератора, а следова­ тельно, и полный угол электропередачи 0, что может приводить к некоторому снижению предела статической устойчивости. На­

ряду с этим увеличение угла θ в исходном режиме несколько сни­ жает пределы динамической устойчивости при коротких замыка­ ниях на линии электропередачи.

Переходное индуктивное сопротивление x'd может влиять

на предельные значения мощностей по условиям динамической

устойчивости, поскольку от него зависит кратность тока корот­

кого замыкания, а следовательно, и тормозной момент на валу машины во время коротких замыканий, определяемый потерями

вгенераторе. Исследования показали, что увеличение x'd приводит

кощутимому снижению пределов динамической устойчивости

лишь при тяжелых видах коротких замыканий (трехфазное и двухфазное к. з. на землю), происходящих вблизи от генератора (в начале линии электропередачи). При коротких замыканиях, удаленных от генератора, а также при однофазных и двухфазных коротких замыканиях величина x'd оказывает малое влияние на пределы динамической устойчивости.

Следует иметь в виду, что увеличение индуктивных сопротив­ лений генераторов по мере повышения использования их актив­

ных материалов сопровождается уменьшением их механической инерции. Влияние механической инерции генератора на его дина­

мическую устойчивость зависит от длительности коротких замыка­

ний

tκs.

При сравнительно больших длительностях (iκ3 ≥ 0.2 сек.)

уменьшение инерционной постоянной агрегата

Tj

приводит к зна-

 

2 И.

А. Глебов, Я. Б. Данилевич

Іí

s"‘ '^i

'

;;' . i∙'∙'∙'.

- ``■■■

'

17

 

 

 

 

I

 

 

.λ⅛∙!

√!< ∙

<