Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
водородного охлаждения обмоток (ТГВ-200 и ТГВ-300), водород ного охлаждения обмотки ротора и водяного охлаждения обмотки статора (ТВВ-200-2, ТВВ-320-2 и ТВВ-500-2), водяного охлажде ния обмоток статора и ротора (ТГВ-500), масляного охлаждения
обмотки статора и водяного охлаждения обмотки ротора (ТВМ-300).
В-3. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ
Создание турбогенераторов большой мощности является слож
ной инженерной задачей, для выполнения которой необходимо проведение большого объема опытных работ и решение ряда слож
ных инженерных проблем.
При создании турбогенераторов на 3000 об./мин. основными научно-техническими проблемами являются:
создание крупногабаритных поковок необходимой прочности для бандажных колец и роторов с диаметром бочки 1350—1400 мм
и длиной до 11 м; разработка более эффективных систем охлаждения, обеспечи
вающих требуемую перегрузочную способность и тепловую устой чивость при несимметричных и асинхронных режимах;
разработка новых конструктивных решений на основе использо вания специальных схем соединения обмотки статора (много параллельные ветви, многофазные системы) и выноса ее в зазор;
создание новых материалов и конструкций высоковольтной изоляции, позволяющих увеличить напряжение на обмотке ста тора до 30—32 кВ; разработка более совершенных методов крепле ния статорной обмотки в пазово-лобовых частях на основе ис
пользования новых синтетических материалов;
создание новых конструктивных решений узлов турбогенерато ров с уменьшенными местными потерями и нагревами; разработка уточненных методов расчета электромагнитных полей, потерь и нагревов;
создание новых средств повышения виброустойчивости турбо генераторов;
разработка уточненных методов расчета напряженного состоя ния и вибро-механических характеристик узлов и элементов турбо
генератора, а также валопровода турбоагрегата в целом;
разработка и создание надежных конструкций токоподвода к обмотке ротора;
создание новых методов и аппаратуры автоматического кон троля теплового и вибрационного состояния турбогенератора, а также защитных устройств и др.
Основной проблемой при создании мощных четырехполюсных
турбогенераторов является изготовление роторов большого веса, производство поковок для которых еще не освоено металлургиче
ской промышленностью. Поэтому при разработке перспективных
12
четырехполіосных турбогенераторов особое внимание должно быть уделено вопросам создания генераторов с ротором минимального веса. В генераторах этого типа будут наблюдаться повышенные электромагнитные нагрузки, сопровождающиеся некоторым уве личением x¿ , которое может быть скомпенсировано за счет быстро действующих систем автоматического регулирования, а также повышенного значения инерционной постоянной турбоагрегатов на 1500 об./мин.
Среди других проблем, возникающих при создании турбо генераторов большой мощности на 1500 об./мин., наряду с уже перечисленными, характерными для двухполюсных турбогенера
торов, следует также назвать проблему создания подшипников на большие нагрузки и скорости вращения.
ГЛАВА ПЕРВАЙ
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ
1-. НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, ОБЪЕМ |
ТОКА В ПАЗУ |
И КПД ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ БОЛЬШОЙ |
МОЩНОСТИ |
Рост единичных мощностей турбогенераторов в основном осу
ществляется за счет более интенсивного использования активных
материалов, что приводит к изменению всех основных параметров
турбогенераторов. |
|
|
|
|
U, |
|
Исходя Йз конструкции генераторовAS, |
, наибольшее значение |
|||||
имеют изменения номинального напряжения генератора |
|
объема |
||||
тока в пазу, линейной нагрузки |
кнд, тока и напряжения |
|||||
возбуждения, коэффициента мощности |
cos φ, перегружаемости |
|||||
(о. к. з.), а также |
x'i |
генераторов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные данные об изготовленных и проектируемых турбо генераторах большой мощности, приведенные в табл. В-5 и В-6,
показывают, что до настоящего времени с ростом единичной мощ
ности имел место рост номинальных напряжений турбогенерато ров (рис. 1—1). По-видимому, эта тенденция сохранится в ближай шем будущем. Стремление повысить номинальное напряжение генераторов с ростом их мощности связано с желанием удешевить и упростить конструкцию шинопровода и другой аппаратуры. Однако одновременно с повышением напряжения значительно снижается использование активного объема генератора, увеличи
вается его стоимость. При прочих равных условиях с повышением
напряжения генератор приходится выполнять с большим числом пазов статора. Учитывая, что с повышением напряжения одновре менно увеличивается толщина изоляции обмотки статора, за полнение активного объема генератора ухудшается, а электромаг нитные нагрузки повышаются. Создание же корпусной изоляции
уменьшенной толщины на повышенное напряжение представляет
собой исключительно сложную научно-техническую задачу. В ре зультате фирмы стремятся выполнять турбогенераторы на воз можно более низкое напряжение обмотки статора. В настоящее время максимально достигнутое напряжение обмотки статора составляет 26 кВ для двухполюсных турбогенераторов (напри мер, турбогенератор мощностью 815 МВт фирмы «Дженерал
14
Электрик», США) и 27 кВ для четырехполюсных турбогенерато ров (турбогенератор мощностью 1200 МВт фирмы «Крафтверкунион», ФРГ).
C ростом единичных мощностей турбогенераторов увеличи
вается также объем тока в пазу. В современных типах турбогене-
Рис. 1-1. Изменение номинального напряжения турбо
генераторов в зависимости от мощности.
раторов объем тока в пазу достиг 20—21 кА. Увеличение объема тока в пазу приводит к росту усилий, действующих на стержни в пазу, снижает надежность работы генераторов, вызывает необ ходимость принятия специальных мер но усилению конструкции крепления обмотки статора. Для
снижения объема тока |
в |
пазу для |
|
||
двухполюсных турбогенераторов пер |
|
||||
спективным |
является |
применение |
|
||
обмоток |
с 3 или 4 параллельными |
|
|||
ветвями, |
для четырехполюсных — |
|
|||
с 3, 4 или 6 параллельными ветвями. |
P,Mβτ |
||||
Перспективным является также вы |
|
||||
полнение машин с шестифазными од |
Рис. 1-2. Изменение [кпд тур |
||||
мотками, |
состоящими из двух трех |
ности. |
|||
фазных, |
сдвинутых |
относительно |
богенераторов с ростом мощ |
||
друг друга на 30°. Такое |
решение, |
|
|||
в частности, |
принято для турбогене |
|
ратора мощностью 1200 МВт, 3000 об./мин., изготовляемого ЛЭО «Электросила».
Анализ разработок турбогенераторов различной мощности показывает, что, несмотря на применение обмоток с повышенным
числом параллельных ветвей или фаз, с ростом мощности объем тока в пазу будет увеличиваться и в турбогенераторах мощностью 2000 МВт на 3000 об./мин. достигнет 22—23 кА и на 1500 об./мин.
будет равен 23—25 кА.
15
Как следует из рис. 1—2, кпд турбогенераторов мощностью порядка 800 МВт, 3000 (3600) об./мин. составляет 98.8%, для четырехполюсных турбогенераторов мощностью 1000—1200 МВт оно равно 98.7%.
Существенного повышения кпд в турбогенераторах большой мощности можно достигнуть при использовании сверхпроводни ков для обмотки возбуждения [140]. В последнем случае одно временно уменьшаются габариты и вес генератора.
12-. TOK И НАПРЯЖЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ
C ростом единичной мощности турбогенераторов увеличи вается мдс возбуждения машин. Так, в турбогенераторе мощ ностью 1200 МВт, 3000 об./мин. мдс обмотки возбуждения будет
в 1.5 раза больше, чем в генераторе мощностью 500 МВт,
3000 об./мин.
Заданная величина мдс ротора может быть обеспечена за счет повышенного значения как тока, так и напряжения.
Наибольшая величина тока возбуждения, используемая в на
стоящее время ведущими зарубежными фирмами, |
составляет |
5.0—6.0 кА (например, 5.3 кА в турбогенераторе |
мощностью |
815 МВт, 3600 об./мин. фирмы «Дженерал Электрик», |
США [96]). |
Указанная величина тока определяется в большой мере надеж ностью работы щеточного контакта на большие токи возбуждения.
Некоторыми фирмами [88, 118] проводятся работы по созда
нию конструкции узла контактных колец на токи до 10 кА, что позволит значительно расширить возможности создания турбо генераторов большой мощности.
Другие фирмы [90] идут по пути создания бесщеточных систем возбуждения. В частности, ЛЭО «Электросила» создает с бесщеточ ным возбудителем турбогенератор мощностью 1200 МВт,
3000 об./мин., ток возбуждения которого составит 7.7 кА.
Большинство фирм избегает применять напряжение возбужде ния, превышающее 600 В. Это объясняется трудностями создания
конструкции изоляции обмотки ротора на повышенное напря жение.
13-. КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ, СТАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУЖАЕМОСТЬ И ПЕРЕХОДНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ
По мере увеличения единичной мощности турбогенераторов коэффициент мощности cos φ в большинстве случаев также увели чивается. Если в турбогенераторах мощностью до 100—200 МВт cos φ, как правило, принимается равным 0.80, то в турбогенерато рах класса 200—500 МВт cos φ равен 0.85, класса 800—1200 Мвт —
0.90. Такое увеличение значения cos φ объясняется стремлением несколько снизить уровень механической, электромагнитной и
16
тепловой напряженности турбогенераторов при увеличении еди ничной мощности, а также нецелесообразностью выработки реак тивной мощности на агрегатах большой мощности и последующей
ее передачи на большие расстояния.
G увеличением мощности генераторов уменьшается их о. к. з. (статическая перегружаемость). В двухполюсных турбогенерато рах большой мощности о. к. з. составляет 0.42—0.50, в четырех полюсных — 0.45—0.64. Для современных энергосистем такое
уменьшение о. к. з. не приводит к сколько-нибудь заметному сни жению статической устойчивости работы систем вследствие приме нения быстродействующих регуляторов напряжения, а также общего повышения устойчивости систем.
Характерной особенностью современных мощных турбогенера торов является увеличение синхронной xi и переходной x'i реак тивностей с ростом их мощности, что в общем случае ухудшает условия параллельной работы мощных генераторов в энерго системе. Рост величины параметров является одним из факторов, ограничивающим повышение единичной мощности машин.
Как известно, величина синхронного индуктивного сопротив ления xd оказывает определенное влияние как на статическую, так
и на динамическую устойчивость синхронных генераторов. C уве личением xd возрастает внутренний угол генератора, а следова тельно, и полный угол электропередачи 0, что может приводить к некоторому снижению предела статической устойчивости. На
ряду с этим увеличение угла θ в исходном режиме несколько сни жает пределы динамической устойчивости при коротких замыка ниях на линии электропередачи.
Переходное индуктивное сопротивление x'd может влиять
на предельные значения мощностей по условиям динамической
устойчивости, поскольку от него зависит кратность тока корот
кого замыкания, а следовательно, и тормозной момент на валу машины во время коротких замыканий, определяемый потерями
вгенераторе. Исследования показали, что увеличение x'd приводит
кощутимому снижению пределов динамической устойчивости
лишь при тяжелых видах коротких замыканий (трехфазное и двухфазное к. з. на землю), происходящих вблизи от генератора (в начале линии электропередачи). При коротких замыканиях, удаленных от генератора, а также при однофазных и двухфазных коротких замыканиях величина x'd оказывает малое влияние на пределы динамической устойчивости.
Следует иметь в виду, что увеличение индуктивных сопротив лений генераторов по мере повышения использования их актив
ных материалов сопровождается уменьшением их механической инерции. Влияние механической инерции генератора на его дина
мическую устойчивость зависит от длительности коротких замыка
ний |
tκs. |
При сравнительно больших длительностях (iκ3 ≥ 0.2 сек.) |
||||||||
уменьшение инерционной постоянной агрегата |
Tj |
приводит к зна- |
||||||||
|
2 И. |
А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
Іí |
s"‘ '^i |
' |
;;' . i∙'∙'∙'. |
- ``■■■ |
' |
17 |
|
|
|
|
|
I |
|
|
.λ⅛∙! |
√!< ∙ |
< |
|