Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Отношение короткого замыкания для двухполюсных турбо генераторов принимается равным 0.42—0.50, для четырехполюс ных оно составит 0.45—0.64. Полные потери в современных мощ ных турбогенераторах равны 1—1.5%.
В конструктивном исполнении турбогенераторов большой мощности на 3000 (3600) об./мин. отмечаются следующие общие характерные особенности.
1.Корпуса статоров выполняются преимущественно двой ными. Внешний корпус изготовляется в основном составным по длине. Сердечник набирается из листов холоднокатанной стали во внутреннем каркасе. Английские фирмы для сердечников используют листы с керамической изоляцией.
Внутренний каркас с сердечником крепится к корпусу с по мощью упругих подвесок, в качестве которых используются
пластинчатые пружины.
2.Сердечник статора охлаждается водородом. Для охлажде ния стали сердечника применяются как радиальные, так и акси альные системы вентиляции.
Обмотки роторов имеют внутреннее водородное охлаждение,
ау некоторых фирм — водяное охлаждение; обмотки статоров —
внутреннее водяное или водородное.
При использовании системы водяного охлаждения в обмотках статоров давление водорода в корпусе принимается большим,
чем давление воды в системе охлаждения.
. 3. Стержни обмотки статора изготовляются с двумя или че тырьмя вертикальными рядами элементарных проводников.
Транспозиция элементарных проводников рядом фирм про изводится не только в пазовой, но и в лобовых частях стержней.
C целью выравнивания нагрева верхний стержень выполняется с большим поперечным сечением, чем нижний. В качестве охла
ждающих каналов используются трубчатые проводники или трубки
из нержавеющей стали.
Изоляция обмотки статора выполняется на термореактивных
связующих с использованием слюдинитовых лент.
4. Крепление обмотки статора в пазах производится с исполь зованием упругих гофрированных пластин, устанавливаемых между боковыми поверхностями стержней и стенками пазов.
Конструкция крепления лобовых частей обмотки статора вклю чает наружное и внутреннее кольца, накладки и стяжные шпильки или клинья из стеклопластика. Повсеместно применяется формую
щийся материал с последующим |
запеканием обмотки. |
5. Для снижения добавочных |
потерь в элементах торцовой |
зоны статора крайние пакеты выполняются ступенчатыми, а в их зубцах предусматриваются специальные прорези. Нажимные плиты выполняются из немагнитной стали с каналами для водя ного охлаждения. Для демпфирования магнитного потока в тор цовой зоне применяются специальные медные экраны. Некото-
268
рыми фирмами используются скошенные (под углом к оси на 17— 42°) крайние пакеты сердечника статора, которые в этом случае
выполняют роль магнитного шунта, уменьшая тем самым интен сивность магнитных полей и потерь в зубцах статора.
6.Роторы выполняются цельнокованными. Выравнивание
жесткостей по двум осям производится фрезеровкой поперечных канавок или продольных пазов в больших зубцах. Бандажи
обмотки ротора в основном выполняются только с посадкой бан дажного кольца на бочку ротора. На роторе предусматривается демпферная система в виде медной гребенки с короткозамыкаю-
щим кольцом под бандажом бочки ротора или же в виде медных полос, расположенных по всей длине ротора, с лобовыми частями,
замыкаемыми бандажом бочки ротора.
7.Уплотнения вала предусматриваются преимущественно кольцевого типа.
Турбогенераторы больших единичных мощностей
1500 об./мин. по конструкции в основном аналогичны машшшм на 3000 об./мин., но имеют некоторые специфические особенности, заключающиеся, например, в отсутствии эластичной подвески сердечника статора, сокращении отношения активной длины к диаметру ротора и др.
Основные научные проблемы развития современного турбо-
генераторостроения связаны с обеспечением эксплуатационной надежности турбогенераторов повышенной единичной мощности.
Рост единичных мощностей турбогенераторов осуществляется в основном за счет увеличения линейной нагрузки, что стало возможным в результате применения более совершенных систем охлаждения. Кроме того, в турбогенераторах большой мощности используются более качественные электротехнические материалы, повышаются геометрические размеры и вес отдельных элементов и машины в целом. При этом постоянно совершенствуется кон
структивное исполнение отдельных узлов. • ; `
В статических системах возбуждения мощных турбогенерато ров передовых фирм используются тиристорные системы воз буждения, выполняемые как по схеме независимого возбуждения, так и самовозбуждения с последовательными трансформаторами
или без них. При этом при системе независимого возбуждения
питание тиристорного преобразователя производится от вспо могательного синхронного генератора с частотой 50 Гц. Тиристор ные системы возбуждения, как правило, выполняются с двумя группами вентилей: рабочего и форсированного режимов. При этом используются трехфазные мостовые схемы.
Ряд ведущих фирм широко применяют бесщеточные системы возбуждения мощных турбогенераторов. Наибольшее распро странение получили возбудители с выпрямителями, соединен ными по трехфазной мостовой схеме, с использованием в качестве
' ' |
.269 |
•J
вентилей кремниевых диодов. Подвозбудители бесщеточных систем
возбуждения выполняются с постоянными магнитами.
Наиболее совершенным APB по своей структурной схеме, имеющимся в настоящее время, является унифицированный АРВ-СД, разработанный в СССР и реагирующий на первую
производную изменения |
напряжения генератора, |
его частоты |
и тока возбуждения, а |
также изменение частоты |
генератора. |
В настоящее время широкое развитие начинают приобретать новые методы контроля технологических процессов в производстве турбогенераторов, а также способы контроля и защиты турбо генераторов во время эксплуатации,
ЛИТЕРАТУРА
1.Австрийский патент № 233.359 от 15.09.63.
2.Алексеев А.Е., Анемподистов В, П., Урусов И. Д. Бандаж для крепления лобовых частей обмотки ротора турбогенератора. Авт. свид. СССР, кл. 21d, 54, № 127317, 25.03.60.
3.Анемподистов В. П., Бобков Ю. А., Даниле
вич Я. Б. Достижения современного турбогенераторостроения. Μ., Иң-
формстандартэлектро; 1967. .
4.Анемподистов В. П., Данилевич Я. Б. О выборе коэффициента мощности и допустимой перегрузочной способности турбо генераторов. Эл. станции, 1971, № 7.
5.А р о ш и д з е Ю. В., Г н е д и н Л. П., Д а н и л е в и ч Я. Б., Казовский Е. Я., Станиславский Л. Я. Турбогенераторы большой мощности для тепловых и атомных станций. Электротехника, 1971, №7.
6.А р о ш и д з е Ю. В., X у т о р е ц к и й Г. Μ. Проблемы создания конструкции турбогенераторов предельной мощности. , Сб. «Теоретические
и электрофизические |
проблемы электроэнергетики». Л., |
«Наука», 1973. |
7. Б о р у щ к о |
В. C., Глебов И. А., Г н е д и н |
Л. П. О выборе |
коэффициента мощности^турбогенераторов 800 МВт. Электротехника, 1968,.
№ 2. |
^ |
. |
8. Б о р у ш к о |
В. C., |
Г н е д и н Л. П., Данилевич Я. Б., |
Д ь я ч е н к о Г. И., C т а н и с л а в с к и й Л. Я., X у т о р ец кий Г, Μ. Турбогенераторы мощностью 500 МВт заводов «Электросила» и «Электротяжмаш». Электротехника, 1970, № 1.
9.Брынский Е. А., Данилевич Я. Б. Влияние конструк
ции роторов мощных турбогенераторов на распределение потерь в несиммет
ричном режиме. Электротехника, 1972, № 10.
10.Брынский Е. А., Катарский Э.Т. Конструкции демп ферных обмоток турбогенераторов, Μ., 1967.
И. Буевич В. В., Каштелян В. E., Фрагин Μ. Б., Хей фец Μ. 3., Ю р г а н о в А. А. Об одной возможности управления мощ ностью паровой турбины в аварийных режимах энергосистемы. Сб. «Кибер
нетика и моделирование в энергетике». Μ., «Наука», 1972.
12. Булкин А. Д., Боронин К. Д., Дерменжи П. Г.,
Черемисин В. И. Вентили и тиристоры для систем бесщеточного воз
буждения турбогенераторов. Материалы научно-технич. конф, по системам возбуждения. Μ., 1967.
13. Б у р ц е в а Г. E., В ы р в и н с к и й В. В., Глебов И. А., Константинов Б. А. Анализ требований к электромагнитным пара метрам мощных турбогенераторов по динамической устойчивости. Электро
техника, 1973, № 2,
271
14.Б у р ц е в а Г. E., Курицина Л. А. Обобщенные диаграммы основных технико-экономических характеристик турбогенераторов 1200 МВт
и200 МВт. Сб. «Технико-экономические вопросы электромашиностроения». Л., «Наука», 1971.
15.В а р т а н ь я н Г. П., Греков H. А., Арковенко Г. И.,
Загородная Г. A., M и л ь ч у к С. Г., У с а ч ѳ в А. В. Бандаж для крепления лобовых частей обмотки ротора турбогенератора. Авт. свид.
СССР, кл. 21d, 54, № 281617, бюлл. изобр., 1970, № 29.
16.В е н и к о в В. А., Герценберг Г. P., Совалов С. А.,
Соколов Н. И. Сильное регулирование возбуждения. Μ.—Л., Гос-
энергоиздат, 1963.
17.Видеман E., К елл енбергер В. Конструкции электри ческих машин. Л., «Энергия», 1972.
18.Вчерашний В. Система сеточного управления ионными вен тилями. Электротехническая промышленность, 1969, вып. 332.
19. Г е р ц е н б е р г Г. P., Б у е в и ч В. В., К а ш т е л я н В. Е.
Некоторые способы улучшения работы электроприставки к регулятору скорости паровой турбины. Tp. ВЭИ, вып. 78, Μ., «Энергия», 1968.
20. Герценбе р г Г. P., Любарский В. Γ., О л ь ш-
в а н г Μ.В.,Покровский Μ.И.,Юсин В.Μ.,Бурунова Г. Μ.
Схема унифицированного автоматического регулятора возбуждения силь ного действия для гидрогенераторов, турбогенераторов и синхронных ком пенсаторов с ионной и тиристорной системами возбуждения. Автоматиче ское регулирование и управление в энергосистемах. Tp. ВЭИ, вып. 81. Μ., «Энергия», 1972.
21.Глебов И. А. Системы возбуждения синхронных генераторов
с.управляемыми преобразователями. Μ.—Л., Изд. АН СССР, 1960.
22.Г л е б о в И. А., Б о б к о в Ю. А., Д е м б о А. P. О рациональ ных параметрах мощных четырехполюсных турбогенераторов. Электротех
ника, 1971, № 7.
23. Глебов И. А., Каштелян В. E., C и р ы й Н. С. Влияние параметров гидрогенераторов на устойчивость дальних электропередач. Изв. АН СССР. Энергетика и автоматика, 1960, № 5.
24. Г л е б о в И. А., Лебедев Р. Н. Распределение напряжений по корпусам обмотки ротора турбогенератора и амплитудно-фазовые частот
ные характеристики. Сб. «Теория, расчет и исследование высокоиспользован-
ных электрических машин». Л., «Наука», 1965.
25. Г л е б о в И. |
А., M а м и к о н я н ц |
Л. Г. Синхронные генера |
||||
торы. Μ., «Энергия», 1970. |
|
Системы возбуждения мощ |
||||
26. Глебов И. |
А., Ф е д о р о в В. Ф. |
|||||
ных |
турбогенераторов, |
гидрогенераторов и синхронных компенсаторов. |
||||
Сб. «Теоретические и |
электрофизические проблемы электроэнергетики». |
|||||
Л., «Наука», 1973. |
П., |
Данилевич |
Я. Б., Масленни |
|||
27. Г н е д и н Л. |
||||||
ков |
К. |
H., |
Потехин |
К. Ф., Чириков В. Ф., Ш к о л ь н и- |
||
ко в |
Н. |
И., |
Шадринцев А. К. Турбогенератор типа ТВМ-300 с водо- |
|||
масляным охлаждением. Электротехника, 1970, |
№ 1. |
28.Данилевич Я. Б., Яковлев В. И. Влияние расщепления
зубцов крайних пакетов сердечника статора на распределение местных по терь. Сб. «Проблемы создания турбо- и гидрогенераторов большой мощ ности». Л., «Наука», 1971.
29.Дет и н ко Ф. Μ.,Загородная Г. А,, ФастовскийВ.М.
Прочность и колебания электрических |
машин. |
Л., «Энергия», 1969. |
||
• ЗО. 3 а й м о в с к и й А. C., У с о в |
В. В. Металлы и сплавы в электро |
|||
технике. Μ.—-Л., Госэнергопздат, 1949. |
|
Ф, 3. Газо-масляное хо |
||
31. И в а н о в |
В. |
C., C е р е б р я н с к и й |
||
зяйство генераторов |
с |
водородным охлаждением, |
Μ., «Энергия», 1970«. |
272