Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
На заводе «Электросила» для удешевления стоимости испытании на стенде механизированы работы по установке генератора на стенде, соединению с приводным двигателем и т. и.
163. - ТИПОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Типовым испытаниям подвергаются первые образцы турбогене раторов. Фирма «Дженерал Электрик» (США) такие образцы гене раторов испытывает по расширенной программе, включающей
следующие испытания: проверку максимальной мощности (на электростанции); тепловые испытания; вентиляционные испы тания с определением тепловых полей и теплоотдачи; определение потерь холостого хода и короткого замыкания; определение полного сопротивления обмоток; разложение на составляющие кривой напря жения; измерение остаточного напряжения; измерение радиопомех; определение постоянных времени нагрева и электромагнитных по стоянных; измерение магнитных индукций в сердечнике и в за
зоре; измерение индуктированных эдс и потерь в конструкциях;
измерение формы магнитного поля в зазоре (с помощью датчиков Холла форма поля определяется на расстоянии 50.8 мм и 13 мм от
поверхности ротора, при этом напряжение генератора изменяется до
1.20—1.35 от номинального) ; измерение вибрации корпуса, сердеч
ника и обмотки (измерение вибраций производится также в процессе разгона и остановки машины); измерение тока, циркулирующего
в стержне статора; измерение температуры ротора от токов в ре
жиме 2-фазного короткого замыкания при различных токах воз буждения; изучение потерь в щитах, а также измерение темпера туры от потоков рассеяния и вычисление потерь во всех частях щита; определение потоков в районе выводов и измерение темпера туры коробки выводов.
По этим данным также определяется кпд машины и ряд других
параметров. |
проводятся в режимах холостого хода |
Тепловые испытания |
|
и короткого замыкания. |
В четырехполюсных машинах эти испы |
тания проводятся с отключением отдельных параллельных ветвей,
как правило, при пониженном напряжении. Для определения теп
лового состояния ротора фирма применяет встречное включение полюсов.
Опытов ударного короткого замыкания фирма не проводит.
Последний опыт осуществлен фирмой в 1958 г. на машине мощ ностью 140 тыс. квт при напряжении, равном номинальному.
Для проведения типовых испытаний турбогенератор оснаща
ется большим количеством датчиков. Измерительные цепи от дат чиков, установленные на роторе, присоединяются к токосъемному устройству (100 цепей и более). Хорошие результаты получены
спередачей радиосигналов. Проверка проводилась на устройстве
с8 каналами. В настоящее время разрабатывается устройство с большим количеством цепей.
255
•I
Общее количество датчиков достигает 1200. Информация от дат
чиков передается к цифровой вычислительной машине.
В соответствии с практикой, принятой на отечественных за водах, в программу типовых испытаний, наряду с испытаниями, включаемыми в программу контрольных испытаний, дополни тельно включаются: измерение вибраций элементов генератора и шумов, определение параметров машин; определение номиналь
ного тока возбуждения; проведение опыта внезапного короткого замыкания.
Измерение вибрации подшипников производится с помощью
стандартной аппаратуры, измерение вибраций сердечника, кор пуса статора и других конструктивных элементов производится с помощью специальных датчиков, которые непосредственно при крепляются к этим элементам.
Шум генератора измеряется с помощью стандартных приборов на расстоянии 1 м от генератора по его контуру.
При типовых испытаниях производится определение синхрон ного индуктивного сопротивления Xd из опытов холостого хода и короткого замыкания; переходного сопротивления xd из опытов внезапного короткого замыкания и гашения поля; сверхпереход ных сопротивлений x'd и x* g из опыта поочередного питания двух
фаз обмотки переменным током промышленной частоты; индуктив ного сопротивления обратной последовательности xi из опыта пи тания вращающейся с номинальной скоростью машины от источ ника с обратным чередованием фаз, индуктивного сопротивления нулевой последовательности ж0 из опыта однофазного питания трех
фаз обмотки статора, соединенных последовательно.
Опыт внезапного короткого замыкания выполняется для про
верки механической прочности обмотки статора, а также для опре деления параметров генератора. При измерении токов короткого замыкания, как правило, используются безындуктивные шунты.
164. - ИСПЫТАНИЕ НА СТЕНДЕ ЗАВОДА МЕТОДОМ ВЗАИМНОЙ НАГРУЗКИ
На заводе «Электросила» создан специальный стенд для испы таний турбогенераторов мощностью до 1000 МВт в режиме взаим ной нагрузки.
Испытательное оборудование включает: нагрузочный турбоге
нератор мощностью 1000 МВт с 60 МВт приводным двигателем
(с водородным охлаждением), машинный зал с преобразователь ными установками мощностью до 18.5 MBA, систему маслоснаб-
жения низкого и высокого давления, систему снабжения дистил лятом и технической водой, систему газоснабжения, крановое обо рудование (два крана грузоподъемностью 250/50 т каждый), систему шин, аппаратуру регулирования и т. п.
Для установки нужного угла нагрузки между испытуемой и нагрузочной машиной используется специальная муфта, пред-
256
ставляющая собою вал с двумя фланцами. Угол нагрузки образуется
взаимным смещением роторов двух машин относительно друг друга.
Реализация взаимной нагрузки осуществляется следующим обра
зом: роторы испытуемого и нагрузочного генераторов жестко сое диняются между собой через муфту, а зажимы обмоток соединя ются друг с другом через шины с водяным охлаждением, рассчитан
ные на ток до 30 кА.
Пуск приводного двигателя осуществляется частотным способом
от преобразовательного агрегата.
Испытательный стенд оборудован автоматической системой для проведения исследований и обработки результатов испытаний на основе использования ЭЦВМ ICL-1905Е и ARGUS-500/2 англий ского производства и специальным измерительным оборудованием.
Функции системы следующие: получение более достоверной информации о результатах испытаний; увеличение объема инфор мации с возможностью автоматического выбора наиболее нагружен ных элементов турбогенератора; контроль за состоянием генера тора во время испытаний; автоматическая обработка результатов
испытаний и представление их в виде графиков сразу же после
испытаний.
Автоматическая система испытаний (АСИ) производит реги страцию кратковременных переходных процессов (коротких за
мыканий, гашения поля и т. п.), при этом обеспечивается сбор ин формации от 30 датчиков с частотой 28 000 изм. сек. Кроме того, АСИ производит регистрацию сравнительно медленно меняющихся
режимов (до нескольких часов) с записью данных от 256 датчиков с 1000 изм./сек., а также данных испытаний в нагрузочных режи
мах (в течение нескольких недель) со сбором информации от 1500 датчиков с частотой измерений 100 изм./сек. Суммарная ошибка измерений с помощью АСИ не превышает 0.3—0.5%.
Измерения с помощью АСИ производятся следующим образом
(рис. 16-1). Сигналы от датчиков, установленных на испытуемом и нагрузочном генераторах, возбудителе и приводном двигателе, поступают на пульт 33 и систему сбора данных 6 ЭЦВМ ARGUS500/2, которая включает систему подсоединения кабелей !,‘усили
тели 2 и устройства преобразования непрерывных величин в циф ровые 3, 4. Кроме того, данные от датчиков могут поступать и не
посредственно на входное устройство 5 ЭЦВМ. Применение двух преобразователей аналог-код обеспечивает 28 000 изм./сек. и
в то же время необходимое резервирование на случай выхода из строя одного из преобразователей.
ЭЦВМ ARGUS-500/2 имеет ряд периферийных устройств вход-
выход для записи на самописцах 7, 8, выходы на панель управле
ния ЭЦВМ 9 и телетайп 10.
Сбор данных и их обработка 12 осуществляется на ЭЦВМ
ICL-1905Е. Передача данных между ЭЦВМ производится с по-
i∕217 И. А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
257 |
ti |
ІЇ1 |
Рис. 16-1. Блок-схема АСИ.
I — двигатель; II — нагрузочный генератор; III — испытуемый генератор; IV — воз будитель; 1 — система подсоединения кабеля; 2 — усилители; 3, 4 — устройства преоб разования; 5 — входное устройство ЭЦВМ; 6 — система сбора данных ЭЦВМ; 7,8 — самописцы; 9 — панель управления; 10 — телетайп; 11 — устройство двухстороннего обмена данными; 12 — ЭЦВМ; запись на: 13 — ленту; 14 — перфоленту; 15 — на карты; 16,17 — печать; 18 — составление графиков; 19 — телетайп; 20 — устройство контроля; 21, 22 — система внешней памяти; 23, 24 — устройство контроля; 25—32 — магнитная
запись; 33 — пульт управления.
мощью устройства 11, обеспечивающего двухсторонний обмен данными со скоростью 50 000 в секунду.
ЭЦВМ ICL-1905E имеет систему периферийных устройств,
включающую запись на ленту 13, перфоленту 14, карты 15, пе чать 16, 17 и представление данных в виде графиков 18. ЭЦВМ имеет систему внешней памяти 21, 22, магнитной записи 25—32 с соответствующими устройствами контроля 20, 23 и 24.
Измерительная система АСИ состоит из термопар и термомет
ров сопротивления для измерений температур, устройств для изме рения расходов жидкости (дистиллята), датчиков для измерения вибрации, смещений, тензометров, манометров и дифманометров, устройств для измерения частоты и скорости вращения, датчиков
для измерения магнитного поля, приборов для измерения токов,
напряжений и мощности и т. п.
Широкое использование АСИ дает возможность своевремен ного устранения недостатков в конструкции и технологии изготов
ления опытных образцов турбогенераторов.
165. - ПРИМЕНЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Испытания турбогенераторов фирмой
«К р а ф т в е р к у н и о и». Фирма уделяет большое внимание использованию вычислительной техники при испытаниях турбо генераторов на заводских стендах и на электростанциях.
На новом заводе «Хафен» в г. Мюльгейме имеется 5 стендов для испытания турбогенераторов в режиме холостого хода, а также в режимах как внезапных, так и установившихся коротких замы каний. Испытания турбогенераторов на этих стендах проводятся с помощью вычислительного комплекса, включающего ЦВМ,
систему коммутации и различного вида датчики.
Для испытаний блоков турбина—генератор на электростран-
циях используется передвижная установка [55], которая состоит
из шкафа, устанавливаемого на шасси грузовой автомашины. Внутри съемного шкафа с кондиционированным воздухом разме щается ЦВМ, а также коммутационная и измерительная аппаратура.
Основным элементом вычислительного комплекса на испытатель ных стендах является цифровая вычислительная машина Р-304 (рис. 16-2), разработанная фирмой «Сименс» около 10 лет тому назад для работы в системах управления и контроля. Эта машина является компьютером третьего «поколения» на интегральных схемах [122].
Объем оперативной памяти на ферритовых сердечниках со ставляет: один блок — 8192 слова и второй блок — 16 384 слова
при емкости одного слова 24 бит информации. Время выполне ния одной операции 1.5 мсек./слово. Имеется 10 стандартных устройств связи со скоростью передачи 166 000 симв./сек. (символ
содержит 6 бит информации) и один быстродействующий канал со скоростью передачи 330 000 слов/сек.
17*. 259
■I
Внешние устройства ввода и вывода информации через стан
дартные устройства имеют следующий состав: перфолента, перфо карты, магнитные барабаны, телетайп, печатающие устройства;
через быстродействующий канал: магнитные плиты с объемом памяти 1.8 млн. слов и скоростью передачи 52 000 слов/сек.; ферритовые сердечники с объемом памяти 16 384 слова и ско ростью передачи 330 000 слов/сек.
В 1971—1973 тг. в эксплуатации находилось устройство PIK (рис. 16-3), при использовании которого напряжения и токи вне
запных |
коротких |
замыканий |
записывались |
осциллографом. |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G |
целью |
снижения |
влияния |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наводок промежуточное устройство |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
между объектом и ЦВМ типа PIK |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
имеет |
формирователь интегриро |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ванного сигнала |
из |
дискретных |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сигналов с аналоговым входом ти |
|||||||
системы |
контроля |
с |
использо |
па |
Формирователь именно такого |
||||||||||||
. Рис. |
16-2. |
Принципиальная схема |
AIN. |
|
|
|
системе кон |
||||||||||
|
ванием ЦВМ Р-304. |
|
|
типа |
используется в |
||||||||||||
большой скорости |
передачи информа |
троля |
стендов |
завода |
«Хафен». |
||||||||||||
ции; |
2 — промежуточное |
устройство |
В |
этом |
случае |
промежуточное |
|||||||||||
1 — объект |
контроля, |
не |
требующий |
устройство PIK состоит из цен |
|||||||||||||
типа |
РІК', з — стандартное |
иустрой |
|||||||||||||||
бующий |
большой |
скорости |
передачи |
тральной части AINE1 блоков рас |
|||||||||||||
между |
объектом |
контроля |
ЦВМ |
ширения |
числа |
каналов |
AINE и |
||||||||||
информации; |
5 |
— промежуточное |
|||||||||||||||
ство |
связи; |
4 |
— объект |
контроля, |
тре |
устройства управления PIKS. Цен |
|||||||||||
типа РЗК; в — устройство связи с |
бы |
||||||||||||||||
стродействующим каналом; |
7 — ЦВМ. |
тральная |
часть AINZ рассчитана |
||||||||||||||
устройство |
между |
объектом |
и ЦВМ |
на |
подключение 64 входных кана |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лов. Для |
расширения возможно |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стей контроля к ней могут быть |
|||||||
подключены еще 3 блока AINE, каждый с 64 входами. Таким |
|||||||||||||||||
образом, общее число входных каналов одного устройства AIN-I |
|||||||||||||||||
составляет |
256. |
Устройство |
управления |
PIKS |
по |
заданной |
программе получает соответствующие сигналы от ЦВМ и осу ществляет поочередное подключение входных каналов к норми
рующему усилителю и собственно формирователю интегрирован ного сигнала. Такая коммутация осуществляется в центральной
„части AINZ устройства. Устройство управления PIKS может, управлять четырьмя формирователями одновременно. Поэтому общее время сбора данных будет определяться циклом комму
тации одного устройства AIN1 например AIN-I. Общее число
входных каналов может достигать в случае использования четы
рех устройств AIN 256×4=1024.
Принципиальная схема центральной части устройства фор мирователя интегрированных сигналов приведена на рис. 16-4
[56].
Ртутно-вакуумные реле коммутатора включаются декодирую
щим адресным устройством, которое соединено с устройством
260