Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
наплавки валов отмечали и наиболее высокое максимальное кро вяное давление как до работы, так и после работы (117,0—125 мм),
хотя сдвиги после работы по сравнению с дорабочим |
периодом |
больше у мужчин механического цеха на 8,8%. Изучение |
реакции |
сердечно-сосудистой системы женщин механического цеха говорит о том, что в процессе выполнения трудовых операций у них появляют ся признаки утомления. Максимальное кровяное давление к концу дня у женщин снижалось незначительно—на 0,9%, в то время как минимальное — на 9,6%. Во всех профессиональных группах муж
чин изучаемых цехов максимальное кровяное давление |
не снижа |
лось. Только в цехе испытания моторов минимальное |
кровяное |
давление снижалось на 1,3%. |
|
Ьелична скрытого времени зрительно-моторной реакции является очень чувствительным показателем и широко применяется при ис следованиях по гигиене и физиологии труда.
Как показали исследования, время зрительно-моторной реакции до работы у мужчин и женщин изучаемых цехов колебалось от 150,3 до 202,6 миллисекунд. Причем наибольшее время зрительно-мотор ной реакции наблюдали у женщин механического цеха — 262±16,7 миллисекунд. Дифференциация сигналов различения цве тов у женщин была более точная, следовательно ошибок было меньше, чем у мужчин всех изучаемых цехов. Количество ошибок у женщин в среднем сотавляло 1,1. в то время как у исследуемых групп мужчин — от 1.7 до 2,2. У мужчин механического и моторно го цехов зрительно-моторная реакция была существенно изменен ной, т. к. разность показателей достигала 20 миллисекунд. По срав нению с дорабочим исходным уровнем скрытое время зрительномоторной реакции в конце рабочего дня у мужчин механического цеха увеличилось на 8,9%, у мужчин моторного цеха —на 10,3%. В то же время у женщин механического цеха и у мужчин цеха напла вки коленчатых валов к концу рабочего дня скрытое время зритель но-моторной реакции снижалось на —14,1 и —3,7% по сравнению с дорабочим периодом.
Результаты хронометражных наблюдений, изучение частоты пульса мышечной деятельности и кровяного давления у рабочих авторемонтного завода показали, что к концу рабочего дня призна ки утомления наиболее выражены у женщин механического цеха и у мужчин цеха испытания моторов.
Согласно существующей классификации по изменению частоты пульса труд мужчин и женщин механического цеха и мужчин цеха наплавки коленчатых валов относится к труду легкому, ненапря женному. И только труд мужчин цеха испытания моторов прибли жается к труду средней тяжести, малонапряженному. Во то же вре мя по максимальной величине перемещаемых грузов труд мужчин цеха наплавки коленчатых валов следует относить к труду тяжело му, напряженному.
45
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ ТРУДА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ АВТОРЕМОНТ НОГО ЗАВОДА ТРЕСТА «ГЛАВЦЕНТРОСТРОЙ».
Л. И. Белоцерковская, Е. Н. Сраубаев, Г. С. Зуйкова.
Основные производственные цехи авторемонтного завода распо ложены в приспособленных помещениях. В результате условия труда па рабочих местах не всегда соответствуют санитарно-гигие ническим требованиям. Как показали исследования, основными вредностями данного производства являются неблагоприятное воз действие шума, высокой запыленности воздуха, загрязнение откры тых поверносгей тела и воздушной среды смазочно-охлаждающи ми жидкостями, недостаточная освещенность, низкая температура и другие факторы. Воздушная среда механического цеха, оборудован ного металлорежущими станками, в момент охлаждения резцов, загрязняется высокодисперсными масляными туманами, в частнос ти, сульфофрезолом.
Осуществление электросварочных работ, выполняемых на всех этапах разборки и сборки кузовов автомашин, сопровождается за грязнением воздушной среды рабочих помещений сварочным аэро золем, содержащим такие токсические элементы, как окислы мар ганца, фтористый водород и др. Концентрация сварочного аэрозоля в зоне дыхания работающих разборочного цеха достигала 16— 24 мг/м'\ что значительно превышало допустимый уровень. В цехе на плавки коленчатых валов, где электросварка производится под сло
ем флюса, концентрация, аэрозоля колебалась |
в пределах |
11,1—21,3 мг/м3. |
накопления |
Е. 11. Воронцова и соавторы, учитывая возможность |
сварочного аэрозоля и газов при сварке в замкнутом пространстве, считают, что основным мероприятием по улучшению условий труда сварщиков является устройство местной вытяжной вентиляции. Необходимая полнота улавливания аэрозоля обеспечивается, если воронка расположена от места сварки на расстоянии 60 мм при ми нимальном объеме отсасываемого воздуха в 50 м3/час.
Содержание пыли в рабочих помещениях завода в основном пре вышало допустимый уровень и в котельной при обслуживании кот лов колебалась от 4,0 до 28,9 мг/м3, при выгрузке шлака от 17,9 до 22,7 мг/м3, в механическом цехе от 4,9 до 7,5 мг/м3. На рабочих, об служивающих котлы, одновременно оказывает действие лучистое тепло, интенсивность которого достигала 3,5—6 кал.см2/мин. Не смотря на неблагоприятное воздействие пылевого фактора и лучис того тепла, рабочим котельной прекращали выдачу спецпитания (молока), что является нарушением существующего законодатель ства.
Значительная часть рабочих авторемонтного завода подвергается неблагоприятному воздействию шумового фактора. Н аиболее нн-
46
тенсивный шум в моториспытательном цехе (97— 100 дб.)-При хо лодной обкатке моторов на частотах 648—8000 гц. интенсивность шума превышала допустимый уровень на 7—19 дб., при горячей обкатке — на 7—15 дб. Шум в механическом цехе в среднем состав лял 90 дб., с максимумом звуковой энергии на частоте 3200 гц. В остальных цехах интенсивность шума приближалась к нормируе
мым величинам.
Экспериментальные исследования, выполненные Н. Ф. Паранько и соавторами, показали, что кратковременное воздействие широко полосных шумов (среднечастотного с максимумом звуковой энер гии на частоте 700 гц .и уровнем громкости 85 дб и высокочастотно го с максимумом звуковой энергии на частоте 1600 гц. и общим уро внем 75 дб.) приводит к незначительным изменениям сердечно-сосу дистой системы и вибрационной чувствительности. Однако измене ния функционального состояния центральной нервной системы и медленное восстановление слуховой чувствительности, наступаю щие после часового воздействия шума, не превышающего предельно допустимого, считать безвредным нельзя, т. к. в производственных условиях его воздействие более продолжительнее и, видимо, функ циональные сдвиги будут выражены в большей степени.
Ь зимний период на работающих разборочного, сборочного и малярного цехов оказывала охлаждающее действие низкая темпе ратура воздуха. (2—Т С ) . В кузнечном и других цехах температура зимой была выше, в пределах 10— 15°С-
Одним из самых неблагоустроенных цехов авторемонтного заво да является малярный. Окраска автомашин производится пульверизационным методом во всех участках цеха, в результате воздушная
среда загрязняется растворителями лаков и красок. |
на людях |
В. И. Михайлов и соавторы в условиях эксперимента |
|
установили, что после четырехчасового воздействия |
ацетона |
(.концентрация мг/м3) наблюдается повышение коэффициента ис пользования кислорода по сравнению с контролем с 41 ±4,7 до 57,7± 3,2. 0 2 на 1 л. воздуха и уменьшение расхода энергии за один час с 93,0±4,7 до 73,3±4,9 кйал.
Одновременно с другими исследованиями в цехах определялась освещенность. В механическом цехе на рабочем месте токаря, обс луживающего фрезерный станок, освещенность составляла 180 лк., около токарных станков и в цехе наплавки коленчатых ва лов — в пределах ПО лк. Очень низкая освещенность зарегистри рована в кузнечном цехе у горна и около пневмомолота 20—22 лк.
Одновременно с проведением санитарно-гигиенических исследо ваний в цехах авторемонтного завода изучалась заболеваемость с
временной утратой трудоспособности. Заболеваемость изучали |
в |
|
расчете на 100 работающих среднесписочного состава. |
В основу |
|
разработки заболеваемости были взяты болевшие лица, |
случаи, |
|
дни нетрудоспособности и экономические затраты, связанные с |
вы- |
47
платой по больничным листам. Всего при разработке заболеваемос ти выделено 25 нозологических форм и классов болезней. В целом по заводу на 100 работающих по всем болезням было зарегистри ровано 48.8 болевших лиц, 67,2 случаев и 752,8 дней нетрудоспособ
ности. за которые рабочим было выплачено 3675 рублей. |
ут |
Наиболее высокие показатели заболеваемости с временной |
|
ратой трудоспособности приходятся на острые респираторные |
ин |
фекции. По данной группе заболеваний на 100 работающих болело 10,0 лиц, которые имели и 10,9 случаев заболеваний и 42,5 дней не трудоспособности. Расходы в рублях на выплату по больничным листам в связи с острыми респираторными инфекциями составля ли 218 рублей. Заболеваемость острым тонзиллитом была в два с лишним раза ниже — 4,4 болевших лиц и 4,7 случаев нетрудоспо собности. На таком же уровне находилась заболеваемость прочих болезней органов дыхания, а также болезней нервов и перифериче ских ганглиев совместно с ишиазом. Третье место по уровню забо
леваемости (после острых респираторных инфекций и |
бытовых |
травм) занимают болезни кожи и подкожной клетчатки |
(3,5 болев |
ших лиц и 5,6 случаев заболеваний).
Из болезней системы кровообращения наиболее высокие показа тели заболеваемости приходятся па ревматизм (1,2 болевших лиц
и1,2 случаев заболеваний).
Как мы указали выше, работа большей группы рабочих авто
ремонтного завода связана с применением сульфофрезола. В то же время, как отмечает В. А. Антопюженко и соавторы, применение смазочно-охлаждающих жидкостей при обработке металлов вызы вает у станочников наряду с поражением кожных покровов измене
ния со стороны сердечно-сосудистой системы и органов |
дыхания. |
У рабочих подвергающихся воздействию сульфофрезола |
в кон |
центрациях 2— 56 мг/м3, авторы наблюдали астенические проявле ния, то есть повышенную утомляемость, раздражительность, го
ловную боль. |
(74,3% болели |
Из числа болевших основное число рабочих |
|
1 раз. Болевшие в течение года 2 раза составляли |
14,1%, 3 раза — |
6,4% 4 и более раз — 5,2 %• Но самая малочисленная группа лиц (5,2%), болевших 4 и более раз, имела почти столько же случаев заболеваний (17,7%), сколько лица, болевшие 2 раза (20.5%).не смотря па то, что их почти в три раза было больше (14,1%). Следо вательно, необходимо серьезное внимание уделять диспансеризации
частоболеющих рабочих. К сожалению, подобные |
мероприятия |
ввиду отсутствия здравпункта среди рабочих не проводятся. |
|
В дальнейшем для улучшения условий труда и |
медицинского |
обслуживания работающих на авторемонтном заводе необходимо во всех производственных помещениях над оборудованием, загрязня ющим воздушную среду пылью, газами, сварочным аэрозолем, сульфофрезолом смонтировать местную вытяжную вентиляцию и
48