Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
женин малого возмущения |
или режим, близкий |
к исходному, |
если |
возмущение не снято. |
у с т о й ч и в о с т ь , |
под которой |
пони |
Д и н а м и ч е с к а я |
мают способность системы восстанавливать исходное или близкое к нему состояние после большого возмущения (короткого замыкания, аварийного отключения одного из параллельно работающих ГА, не сущего большую нагрузку, включения группы мощных потребителей
ит. д.).
Встатически устойчивой системе режим работы генератора при приложении малого возмущения не должен существенно отличаться от предыдущего, в статически неустойчивой системе—может сущест венно отличаться от предыдущего. При этом характер изменения угла
бмежду э. д. с. генератора и напряжением системы может быть аперио дическим либо колебательным с возрастанием амплитуды колебаний.
Всвязи с этим различают статическую устойчивость 1-го рода (по спол занию) и 2-го рода (по самораскачиванию) [14].
Под статической устойчивостью 1-го рода понимают способность параллельно работающего ГА нести дополнительную, достаточно медленно набрасываемую нагрузку без монотонного самопроизволь ного возрастания угла б.
Под статической устойчивостью 2-го рода понимают способность ГА, включенного в параллель, работать без самораскачивания после малого возмущения (т. е. понимают устойчивость системы в малом).
Колебания в системе, обуславливаемые неустойчивостью 2-го рода, из-за наличия нелинейности имеют конечную амплитуду и не приводят
квыпадению ГА из синхронизма. Они весьма схожи с колебаниями, обуславливаемыми действием вынуждающих сил. В силу этого неус тойчивая работа, при которой и электрические, и механические вели чины самопроизвольно колеблются около положения равновесия, в со ответствии с терминологией международной организации энергетиков (СИГРЭ) получила наименование «колебания».
Колебания режимных параметров приводят к целому ряду отрица тельных последствий. Так, например, обменные колебания мощности между параллельно работающими агрегатами могут приводить к по вышенному износу регуляторов частоты вращения ГА и снижению надежности их работы, вызывать пульсацию напряжения, затруднять работу систем автоматизации, уменьшать к. п. д. агрегатов, ограничи вать использование мощности ГА, оказывать отрицательное психо физиологическое воздействие на обслуживающий персонал. В неко торых случаях наличие колебаний вообще исключает возможность параллельной работы ГА.
ВСАЭС помимо колебаний, обусловленных неустойчивостью па
раллельной работы ГА, возникают колебания, вызываемые системами автоматизации.
Возможность появления колебаний в САЭС обусловлена рядом причин.
Одной из причин является резкое повышение точности систем ав томатического регулирования (САР), достигнутое за счет увеличения коэффициентов усиления контуров регулирования. Это привело к
Ю
улучшению качества электроэнергии при одиночной работе агрегата, однако обусловило снижение устойчивости при параллельной работе и в ряде случаев вызвало колебания.
Другая причина заключается в том, что не производятся расчеты устойчивости работы агрегата, как единого комплекса, включающего в себя и генератор и первичный двигатель с соответствующими систе мами регулирования. Не проводятся также расчеты, связанные с вы яснением возможности возникновения колебаний режимных парамет ров при параллельной работе ГА, используемых в одной электростан ции. Требования устойчивости параллельной работы являются обяза тельными и оговариваются в технических условиях на поставку агрегата, поэтому заводами производится оценка устойчивости, но де лается это на уже изготовленном и прошедшем испытании по одиноч ной работе агрегате, т. е. тогда, когда принять радикальное решение по устранению колебаний практически невозможно. Практика пока зывает, что особенно трудно устранить колебания, которые возникают при параллельной работе вновь проектируемых агрегатов. Устране ние подобных колебаний требует особо больших затрат времени и средств.
При проектировании систем автоматизации СЭС также не произ водится расчетов устойчивости системы в комплексе с устройствами автоматизации. Это приводит к тому, что неустойчивость системы об наруживается лишь при испытании САЭС и вызывает, как правило, большие материальные потери.
Книга посвящена исследованию и разработке методов расчета ко лебаний в САЭС, которые, независимо от их природы (неустойчи вость «в малом», автоколебания, вынужденные колебания), рассмот рены с единых позиций теории автоматического регулирования.
Вопросы статической устойчивости 1-го рода, устойчивости на грузки, динамической устойчивости имеют самостоятельное значение и в книге не рассмотрены.
§2. Обзор работ, посвященных устойчивости
иколебаниям в автономных электростанциях
Задачи обеспечения устойчивости параллельной работы синхрон ных генераторов, работающих в составе одной электростанции и при водимых разнородными двигателями (в том числе двигателями с не равномерным моментом вращения) принадлежат к тем задачам, ко торые в процессе развития электротехники были практически забыты. Поэтому их пришлось решать заново.
Проблема колебаний синхронных генераторов (СГ) в автономных электростанциях впервые возникла в конце прошлого века, т. е. в на чальной стадии развития синхронных машин.
В тот период в связи с внедрением электроэнергии в производство стал осуществляться перевод промышленного оборудования на ин дивидуальный привод. Для обеспечения собственных нужд в электро энергии предприятия стали строить электростанции, в которых обычно
11
использовалось несколько генераторных агрегатов. В качестве пер вичных двигателей на таких электростанциях применялись паровые машины с возвратно-поступательным движением, обладавшие боль шой неравномерностью развиваемого момента. Так как первые синх ронные генераторы соединялись со своими двигателями ременной пе редачей, то такая неравномерность, как правило, не вызывала коле баний при параллельной работе агрегатов. С ростом мощности отдель ных генераторов неудобства, связанные с ременной передачей, стали весьма значительными, поэтому приблизительно с начала 90-х годов прошлого столетия генераторы соединяли с первичными двигателями непосредственно, с помощью жестких муфт. Такое соединение привело к тому, что генератор оказался более чувствительным к неравномер ности хода первичных двигателей, в результате чего в системе парал лельно работающих СГ часто возникали колебания.
Исследования, проводимые в этот период как иностранными (Бушеро [59], Капп [62], Георгес [60, 61], Блондель [58], Арнольд [55] и др.), так и русскими (В. В. Дмитриев [17], Г. А. Люст [31 ]) учеными позволили установить, что в основном колебания носят резонансный характер и обуславливаются близостью частоты вынуждающих сил, действующих в системе и вызываемых неравномерностью хода пер вичных двигателей, к частоте собственных колебаний параллельно работающих генераторов.
В 20-х годах в связи с сооружением мощных электростанций, на которых в качестве первичных двигателей используются лишь гидрав лические и паровые турбины (обладающие равномерным моментом вращения), и объединением этих станций в общие энергосистемы через длинные линии передач (в нашей стране такое объединение было про ведено в результате выполнения плана ГОЭЛРО) вопрос колебаний синхронных генераторов, работающих параллельно в одной станции, снова утратил свою остроту. Основной проблемой стала проблема ста тической и динамической устойчивости параллельной работы разных станций, соединенных длинными линиями передач. Эта проблема свя зана с наличием относительно большого реактанса таких линий, что обуславливает передачу мощности при углах более близких к предель ным, при которых происходит выпадение станции из синхронизма.
Практически вся литература последующего периода, затрагиваю щая вопросы параллельной работы синхронных генераторов, была посвящена этой проблеме (например, монографии Крылова Н. М. и Боголюбова Е. И., Жданова П. С., Веникова В. А. и др.).
За прошедшие несколько десятилетий параллельная работа СГ, приводимых двигателями с неравномерным моментом в автономных электростанциях, не применялась и вопрос о колебаниях в таких электростанциях практически не затрагивался ни у нас, ни за рубе жом. Правда, в 1933 г. была опубликована статья М. Стоуна [64],
в |
которой автор, |
анализируя работу дизель-генератора в |
параллель |
с мощной сетью, |
определяет основные факторы, влияющие |
на колеба |
ния агрегата. Стоун показывает, что увеличение демпфирования (регулятора скорости или генератора) так же, как увеличение мо мента инерции, не всегда снижает амплитуду колебаний.
12
В 1935 г. была опубликована статья 1В. К- Житомирского [19], в которой рассматривалось действие вынужденных сил при параллель ной работе дизель-генераторов.
Начавшееся в 40-х годах внедрение на судах переменного тока при вело к разработке новых типов генераторных агрегатов, оснащенных автоматическими регуляторами скорости и напряжения, обладающими большим быстродействием, высокими коэффициентами усиления и чувствительностью, обеспечивавшими получение во всех режимах одиночной работы электроэнергии высокого качества. Проектирова лись такие агрегаты, как уже указывалось, не всегда с учетом возмож ной работы их в параллель. Когда потребовалось создать судовые стан ции, предусматривающие параллельную работу, оказалось, что неко торые типы генераторных агрегатов (в том числе и турбогенераторы) в параллель работать не могут из-за больших колебаний. Автомати зация подобных станций осложнила положение, так как внесла в си стему параллельно работающих генераторов новые контуры регули рования, которые могли оказывать определенное воздействие на устойчивость системы и обуславливать появление колебаний частоты и активной мощности.
Наличие подобных систем, так же, как и упомянутых выше регу ляторов, сделало проблему колебаний СГ качественно иной, чем прежде. Если ранее, в основном, колебания обуславливались дейст вием вынуждающих сил, то в современных САЭС природа колебаний ГА при параллельной работе стала сложнее.
Наряду с вынужденными колебаниями, в некоторых случаях воз никали автоколебания, комбинационные колебания, вызываемые од новременным действием вынужденных колебаний и автоколебаний, и пр.
Наиболее тяжелым положение оказалось в середине 60-х годов, когда выявилась невозможность из-за наличия колебаний параллель ной работы генераторных агрегатов некоторых типов (ДГР 100/750;
ДГР 100/1500; ДГР 150/750; ДГР 200/1500, ЗЭП-7 и др.).
В1967 г. в Ленинграде состоялось общесоюзное отраслевое сове щание по автоматизации дизель-генераторных агрегатов. На этом совещании были рассмотрены вопросы колебаний СГ при параллельной работе. Материалы совещания показывают всю сложность проблемы колебаний.
Подобное положение сложилось и за рубежом. Так, значительные колебания СГ наблюдались на ряде судов иностранной постройки, эксплуатируемых нашим флотом. Вследствие этого в ряде стран были начаты работы по изучению колебаний СГ.
Так, в ФРГ в 1963—1964 гг. были начаты работы по исследованию качаний СГ, связанных с изменением крутящего момента, происходя щего из-за режима работы топливной аппаратуры. Эти работы прово дились исследовательским объединением тепловых двигателей под руководством Вальтера Бенца.
В1966 г. во Франкфурте на Майне состоялся специальный коллок виум, посвященный проблеме колебаний СГ, в которых приняли уча стие представители многочисленных фирм, изготавливающих отдель
13