Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ные элементы генераторных агрегатов (первичные двигатели, генера торы, регуляторы и т. д.).
Рассмотрим коротко основные работы последнего периода, посвя щенные проблеме обменных колебаний.
Следует отметить исследования иностранных ученых В. Бенца [56, 57] и Д. Румпеля [63]. Исследование колебаний дизель-генера торов В. Бенц проводит на основании векторной диаграммы моментов, действующих на вал агрегата со стороны дизеля и генератора. Пред
полагая колебания вынужденных сил гармоническими, автор |
оп |
|
ределяет |
границу устойчивости по суммарному углу сдвига |
фаз |
в системе |
дизель—регулятор скорости (устойчивость теряется |
при |
суммарном угле, превышающем 90°) и показывает, что уменьшение обменных колебаний может быть достигнуто за счет возрастания GD2, увеличения временной степени неравномерности регулятора скорости и правильного выбора параметров демпферной клетки. Последнее, как показывает автор, позволяет значительно снизить маховые массы агрегата. Весьма интересным является предложение автора опреде лять параметры дизель-генераторов для построения векторных диа грамм с помощью частотных характеристик объекта (первичного дви гателя с САР частоты вращения, генератора с САР напряжения). Бенц считает нерациональным использование для исследования обменных колебаний общепринятых дифференциальных уравнений ввиду того, что учесть реальные параметры объекта не представляется возможным.
В работах Д. Румпеля исследование колебаний производится путем анализа частотных характеристик так называемого комплексного ко эффициента синхронизации k6, полученного из уравнений ГореваПарка. Коэффициент k6, представляя собой отношение момента к углу 6, является, по существу, ПФ генератора. Действительная часть этого коэффициента соответствует синхронизирующему моменту, мнимая— демпферному. Используя частотные характеристики этого коэффи циента, можно определить параметры колебательного процесса (ам плитуду, собственную частоту и т. д.).
Внашей стране интенсивное исследование колебаний СГ началось
всередине 60-х годов. Эти исследования основывались на известных работах Л. П. Веретенникова о переходных процессах в СЭС, а также на работах И. Д. Урусова о колебаниях синхронных машин.
В1960 г. была издана монография И. Д. Урусова [52], в которой проведен анализ свободных и вынужденных колебаний синхронных машин. Несмотря на то, что в монографии рассматривается работа ге нераторов на сеть бесконечной мощности и не учитывается САР ча стоты вращения агрегата, она явилась базой для работ большинства современных отечественных ученых.
В1965 г. были начаты серьезные экспериментальные и аналитиче ские исследования обменных колебаний мощности параллельно ра ботающих дизель-генераторов типа ДГР 100/1500 и ДГР 200/1500. Исследования, продолжавшиеся несколько лет, показали, что ос новной причиной колебаний является неустойчивость системы парал лельно работающих ДГ на некоторых режимах [50, 24]. Некоторое уменьшение колебаний было получено путем конструктивного изме
14
нения регулятора скорости и включения емкости в блок параллельной работы, эквивалентного введению в регулятор напряжения сигнала по активной мощности. В 1966 г. были выявлены обменные колебания мощности, которые возникали при автоматической синхронизации турбогенератора и дизель-генератора мощностью 1,5 мВт. Прове денные аналитические исследования этого явления, а также исследова ния с использованием экспериментальных данных [25, 48], позволили установить его автоколебательную природу, а также причины возник новения и пути устранения этих колебаний.
Наиболее разносторонние экспериментальные и аналитические
исследования колебаний |
синхронных генераторов были проведены |
в период 1966— 1968 гг. |
[5, 6, 7, 8]. |
Из работ последнего периода, посвященных вопросу колебаний синхронных генераторов, интересна работа [2], в которой исследуются вынужденные колебания в установившихся режимах. В этой работе предлагается метод определения допустимого значения колебаний по тепловой перегрузочной способности генератора, исследуется влияние колебаний на работу систем защиты, производится анализ возможно стей уменьшения колебаний путем искусственного демпфирования генератора автоматическим регулированием возбуждения по произ водным нагрузки. Следует отметить, что часть материала этой работы является повторением работ периода 1890—1910 гг.
В работе [46 ] дан подробный анализ явления колебаний СГ и про ведены экспериментальные исследования влияния САР частоты вра щения и напряжения на колебания. На базе подробных уравнений с помощью ЭВМ проведены аналитические исследования, позволившие автору проверить и подтвердить выдвинутые им новые гипотезы воз никновения колебаний (неустойчивость в малом САР напряжения,, автоколебания из-за наличия люфта в САР частоты вращения агрегата).
В статье [3 ] содержатся интересные данные об условиях устойчи вости параллельной работы генераторов. Оригинальный метод иссле дования колебаний СГ, основывающийся на положениях аналитиче ской динамики, предложен в работе [34].
Особо следует сказать о работе [50]. Четкое представление физики колебаний при параллельной работе дизель-генераторов, особенно в механической части системы, позволило автору получить простые математические выражения для описываемых явлений. Значительный материал монографии посвящен вопросам, связанным с природой воз мущений, с характером влияния на колебания параметров систем ре гулирования частоты вращения и напряжения. Использование авто ром частотных методов позволяет упростить проведение исследований. Эта монография совместно с работой [52], где более подробно рассмот рена электрическая часть системы, в наибольшей степени обобщают материал по колебаниям синхронных генераторов.
Менее исследован вопрос колебаний, обуславливаемых системами автоматизации СЭС. Это объясняется тем обстоятельством, что разви тие подобных систем началось сравнительно недавно. Можно отметить ряд работ [8, 39], в которых анализируется состояние этого вопроса, обобщается опыт колебаний в них и намечаются пути их устранения.
15.
ГЛАВА I
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
УСТОЙЧИВОСТЬ САЭС
§3. Характеристика современных судовых электростанций
иих систем автоматизации
Судовая электростанция является единым электротехническим комплексом, предназначенным для бесперебойного снабжения потре бителей электрической энергией требуемого количества и качества.
В судовую электростанцию входят следующие элементы: —- источники электроэнергии (ГА);
—распределительные устройства — главный распределительный щит (ГРЩ), пульт управления (ПУ);
—устройства автоматизации.
В настоящее время в СЭС используются 3 типа ГА: турбогенера торы (ТГ), газотурбогенераторы (ГТГ) и дизель-генераторы (ДГ). Для их пуска, контроля режимов и остановки разработаны и вне дрены в производство системы дистанционного автоматического уп равления (ДАУ).
Генераторные агрегаты поставляются на суда в комплекте с с и |
- |
с т е м а м и а в т о м а т и ч е с к о г о р е г у л и р о в а н и я н а |
п р я ж е н и я и ч а с т о т ы в р а щ е н и я .
В качестве систем регулирования напряжения на судовых генера торах применяются в основном статические системы амплитудно-фа зового компаундирования с корректорами, т. е. комбинированные (двухимпульсные) системы с воздействием по возмущению (току) и отклонению регулируемой величины (напряжению).
В качестве систем регулирования частоты вращения первичных двигателей используются статические системы с воздействием по от клонению. В последнее время в связи с ужесточением требований к точности поддержания частоты в статических и динамических ре жимах разработаны и внедряются комбинированные (двухимпульсные) системы регулирования частоты вращения с воздействием по отклоне нию частоты вращения и по возмущению.от нагрузки. Применение таких регуляторов позволило добиться значительного повышения качества переходных процессов и точности работы ГА в статических режимах. Однако возможность получения большей точности ограни чена нечувствительностью механического измерителя частоты враще ния и отсутствием обратной связи по регулируемой координате (ча стоты вращения) в контуре воздействия по нагрузке. Вследствие этого
16
в системах с такими регуляторами возможны «уводы» частоты враще ния, вызываемые не нагрузкой, а другими факторами (изменение теп лового состояния агрегата, изменение вакуума, давления пара, тем пературы и калорийности топлива и т. д.).
Таким образом, в СЭС, где требуется большая точность поддержа
ния частоты вращения, |
должны |
применяться специальные с м е |
с т е м ы п о д д е р ж а н и я ч а с т о т ы . |
||
Помимо поддержания |
качества |
электроэнергии, ГА, работающие |
в параллель, должны обеспечить пропорциональное распределение активной и реактивной нагрузки.
Пропорциональное распределение реактивной нагрузки произво дится с помощью специальной системы (с уравнительными соедине ниями), входящей в состав генератора. Система обеспечивает точность распределения реактивных нагрузок в пределах +12% .
Пропорциональное распределение активных нагрузок осущест вляется путем совмещения регуляторных характеристик первичных двигателей п = / (Р).
В современных регуляторах частоты вращения при совмещенных регуляторных характеристиках обеспечивается точность распределе ния активных нагрузок в пределах ±10% .
Так как в разработанных в настоящее время системах автоматиче ского регулирования (САР) частоты вращения не предусматривается автоматическое совмещение характеристик, то на электростанциях, где требуется автоматическое введение агрегата в параллельную ра
боту, |
следует применять специальные с и с т е м ы р а с п р е д е л е |
н и я |
а к т и в н о й н а г р у з к и . Эти системы должны использо |
ваться также в тех случаях, когда требуется обеспечить точность рас пределения выше ± 10%.
Требования высокой надежности функционирования СЭС, частые и многократные переходы от режима к режиму предопределили также
необходимость |
применения соответствующих с и с т е м а в т о м а |
т и ч е с к о г о |
у п р а в л е н и я при переходе СЭС к требуемому |
режиму работы, автоматической защиты в аварийных режимах и а в - т о м э т и ч е с к о г о к о н т р о л я тех параметров, которые должны находиться в заданных диапазонах.
В начале 60-х годов под руководством д. т. н. В. Н. Константинова были разработаны устройства судовой электроавтоматики, предназна ченные для ввода в работу резервного ГА, синхронизации (УСГ), распре деления активной нагрузки (УРЧН, УРМ), поддержания постоянства частоты (ПРЧ), разгрузки (УРГ), переключения питания (УПП), конт роля изоляции (УКИ), защиты от обрыва фазы при параллельной работе с берегом (ЗОФН) и др., на базе которых были созданы ука занные выше системы автоматизации [27].
Для того чтобы оценить воздействие той или иной системы на САЭС в целом, рассмотрим назначение каждой из них.
Предположим, что САЭС работает с минимальным количеством агрегатов и предстоит перевод ее в более напряженный режим работы.
При возрастании нагрузки |
до определи ного |
значения |
ьегутгает |
в действие с и с т е м а а в т о м а т и ч е с к о г |
&>св 'К'Зг |
н и |
|
|
научно1УЧно--технйчесР&?» |
||
Б. И. Болотин, В. Л. Вайнер |
библиотека I - v.r |
||
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
||
|
|
||
t & A J |
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛАJ |
||
Q S p T l / |
|
|
р е з е р в н о г о а г р е г а т а , использующая |
устройство типа |
|
Устройство срабатывает, включая |
с и с т е м у |
а в т о м а т и |
ч е с к о г о з а п у с к а п е р в и ч н |
о г о д в и г а т е л я резерв |
ного генераторного агрегата, которая выводит агрегат на заданную частоту вращения. По достижении частоты вращения 90—95% номи нального значения производится возбуждение генератора. На этом запуск агрегата считается законченным. (Аналогичную операцию устройство УВР осуществляет также и при длительном снижении напряжения до величины 50—60% номинального значения.) Кроме того, при снижении нагрузки на электростанции до заданной величины устройство УВР отключает резервный агрегат.
По окончании запуска частота вращения агрегата с помощью системы автоматической синхронизации, использующей устройства типа УСГ-1П или УСГ-35, подгоняется к частоте вращения работаю щего (базового) агрегата. Сигнал на включение генераторов на па раллельную работу подается синхронизатором только в том случае, если разность частот и разность напряжений находится в заданных пределах. Подача сигнала производится с заданным временем опере жения, учитывающим время срабатывания автомата таким образом, чтобы замыкание контактов автомата происходило в нуле огибающей биений, что соответствует совпадению векторов э. д. с. генераторов. После введения ГА в параллель синхронизатор отключается.
Одновременно с замыканием контактов автомата синхронизации
включается с и с т е м а |
а в т о м а т и ч е с к о г о |
р а с п р е д е |
л е н и я а к т и в н о й |
н а г р у з к и , которая |
с помощью уст |
ройств УРЧН (УРМ-35) производит пропорциональное распреде ление активной нагрузки между параллельно работающими агрега тами совмещением статической характеристики подключаемого агре гата с характеристикой базового агрегата, (т. е. воздействует на ме ханизм управления частотой вращения первичного двигателя). Эта система остается включенной постоянно и корректирует распределе ние нагрузки во всех режимах параллельной работы.
Постоянно включена также и с и с т е м а р е г у л и р о в а н и я ч а с т о т ы , использующая прибор типа ПРЧ, который позволяет с высокой точностью поддерживать частоту на всех режимах незави симо от внешних условий. Кроме того, система воздействует на меха низм управления частотой вращения, производя соответствующее смещение механической характеристики базового агрегата. Исполь зование этой системы без системы автоматического распределения активной нагрузки при параллельной работе синхронных генерато ров невозможно, так как, перемещая статическую характеристику базового агрегата, она тем самым производит перераспределение ак тивных нагрузок. Следовательно, для того чтобы пропорционально распределить нагрузки при новом положении статической характери стики базового агрегата, необходимо совместить с ней характеристики остальных параллельно работающих агрегатов.
При переходе станции к более напряженному режиму происходит включение еще одного резервного агрегата (в той же последователь
18