Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
М Е ХА Н И З М Ы Д Л Я Т Р АН СПОР Т ИР ОВ АНИЯ И У К Л А Д К И Т К АН Е Й |
37 |
Накатные машины предназначены для наматывания ткани в ру лоны и могут при этом выполнять роль выборочного механизма, входя в состав отделочного агрегата, или использоваться как отдель ные машины, работающие индивидуально. Наматывание тканей в рулоны дает возможность получить рациональную упаковку, спо собствует лучшей ее сохранности от заломов, загрязнений и меха нических повреждений, позволяет механизировать съем рулона с ма шины, что уменьшает долю ручного труда и снижает технологические простои. Внутрифабричное транспортирование ткани в рулонах легче поддается механизации с помощью подвесных монорельсовых дорог. Это улучшает организацию труда и позволяет более эффек тивно использовать производственные площади. Более экономичными являются большие паковки (рулоны), поэтому на современных накатных машинах наматывают ролики диаметром до 800 мм для тканей из натурального и искусственного шелка и до 1000—1100 мм для хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и штапельных тканей. Некоторые зарубежные фирмы предлагают накатные машины с гид равлическим приводом, позволяющим получить рулоны 01800— 2200 мм.
По конструкции накатные машины весьма разнообразны, но по принципу действия их можно разделить на две группы — перифе рические (одно- и двухвальянпые) и осевые с центральным приводом на ось товарного валика. Периферические двухвальянпые машины выпускаются с различными рабочими ширинами: Н-120, Н-180, Н-220. С такими же ширинами выпускаются и осевые накатные ма шины НЦ-120, НЦ-180, НЦ-220. Периферические машины произ водят наматывание ткани с помощью принудительно вращающихся вальянов, к которым рычагами прижимается товарный валик. Нама тывание ткани происходит за счет трения рулона о поверхность вальянов, которые отбалансированы, обтянуты сукном и получают движение с опережением относительной скорости движения ткани,
равным 1,5—3%.
Ткани с легко повреждающейся поверхностью, чувствительные к трению1(большинство шелковых тканей, многие шерстяные), ре комендуется наматывать на осевых накатных машинах, в которых полотно наматывается в рулон путем принудительного вращения товарного ролика. В настоящее время многие отделочные машины и поточные линии для отделки тканей широким полотном агрегируются с машинами автоматической или механизированной накатки.
На рис. 21 показана технологическая схема периферической авто матической накатной машины МАИ-120. Ткань, проходя направляю щий ролик 1 и вальян 2, накатывается на товарный валик 3, ось которого находится в зеве малых рабочих рычагов 4 (рис. 21, а). При достижении 0450 мм рулон касается второго вальяна 5 и пере водится в зев больших рабочих рычагов 6, где и наматывается до
заданного 0500— 1000 мм (рис. 21, б, |
в). Перенос товарного валика |
из одних рабочих рычагов в другие |
осуществляется специальным |
38 |
ОБЩИЕ ХАР АК ТЕ РИСТИКИ, У З Л Ы И М ЕХ А Н И З М Ы |
рычажным механизмом, обеспечивающим постоянство прижима ру лона к вальянам, и, следовательно, получение равномерной плот ности намотки ткани. После окончания наматывания рулона полотно на участке между вальянами 2 и 5 автоматически разрезается по шву ножевым механизмом 7 (рис. 21, г). Одновременно из перфорирован ной трубы 8 подается струя сжатого воздуха, забрасывающая сво бодный поступающий конец ткани на очередной товарный валик, который автоматически вкладывается в зев малых рычагов 4, затем
Рис. 21. Схема работы автоматической накатной машины МАН-120
готовый рулон ткани выгружается специальным механизмом на стел лаж, большие рычаги 6 возвращаются в исходное положение и весь процесс повторяется. Включение ножа происходит с помощью швоуловителя с таким расчетом, чтобы разрез ткани приходился на шов или был вблизи него. Это не всегда удается, особенно при высоких скоростях движения, а кроме того возникает неровнота среза до 15—20 см. В ряДе случаев предпочтение отдают машинам механи зированной накатки, у которых механизм среза и смены ролика при водится в действие работницей с помощью кнопочного пуска. Это позволяет при различных скоростях довольно точно сделать срез ткани возле шва.
При заправке тканей с рулонов требуется установка р а с к а т н ы х машин, обеспечивающих плавный ввод ткани с постоянным натяжением и без рывков. Можно указать на два типа раскатных машин. В машинах одного типа (рис. 22, а) рулон 1 устанавливают на оси раскатного устройства, имеющего ленточный тормоз, кото рый поддерживает постоянное натяжение ткани при раскатке, при чем по мере уменьшения диаметра ролика сила торможения автома тически снижается, сохраняя тем самым постоянный момент враще-
М Е ХА Н И З М Ы Д Л Я Т Р АН СПОР ТИР ОВАНИЯ И У К Л А Д К И Т К АН Е Й |
39 |
---------- х-------------------------------------------------------------------------------- |
|
ния рулона. Раскатка ткани осуществляется тянульной парой 2, состоящей из двух обрезиненных валов с пружинным прижимом, получающих вращение от индивидуального привода. Тянульная пара может работать с опережением по отношению к последующим машинам линии. Это позволяет создать некоторый запас ткани в лот ковом компенсаторе 3, необходимый для смены рулона без останова линии. Для удобства смены рулона раскатное устройство снабжено подъемным механизмом, которым можно поднять или опустить ру лон. Роликовый компенсатор 4 обеспечивает согласованную работу
раскатной машины в составе линии. Другой тип раскатных машин (рис. 22, б) производит периферическую раскатку рулонов, которые устанавливают на обрезиненные вальяны I, II, III. На вальяне / рулон раскатывается до половины (450—500 мм) исходного диаметра (1-й период), затем через вальян II рулон под действием своего веса переводится на вальян III (2-й период) и раскатывается до конеч ного диаметра (3-й период). На вальян I, освободившийся от рулона, устанавливают следующий рулон для раскатки (4-й период). Заво дами выпускаются машины первого типа РМ-120-2 и второго типа — Р-120 (140, 160, 180, 220). Машина РМ-120-3 предназначена для инди видуальной работы и дополнительно снабжена роликовым уклад чиком ткани.
Жгутовые укладчики ткани находят широкое применение в от бельных цехах хлопчатобумажного и льняного производства. Они предназначены для укладки ткани в емкости при достаточно высоких скоростях движения жгутов — 200—250 м/мин. Жгуты необходимо укладывать петлями определенной структуры, равномерно заполняю щими емкость как по площади, так и по объему. При этом совершенно не допускается запутывание жгутов при укладке и при разгрузке емкости. Получили распространение кареточные и роликовые жгутоукладчики. Первые укладывают жгут кареткой, имеющей возвратно поступательное движение вдоль ящика, над которым установлен укладчик, а поперечное перемещение жгута осуществляется с по мощью направляющего кольца, которому сообщается возвратно поступательное движение в поперечном направлении. У роликовых
40 ОБЩИЕ ХАР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М ЕХ А Н И З М Ы
жгутоукладчиков жгут укладывается приводными роликами с качательным движением, подобно укладчику, показанному на рис. 20. На рис. 23 показана технологическая схема современного кареточ ного укладчика УЖ-4, имеющего тянульную пару валов с пружин ным способом прижима: валы вращаются с опережением ткани на 1%.
Один или два раздельных жгута, поступая на укладчик, про ходят направляющие кольца 1 и тянульной парой 2 направляются
а) |
/ / v* |
в ящики 3. |
Укладчик смонтирован на |
||||
раме и представляет собой четырехко |
|||||||
|
|
||||||
|
|
лесную каретку 4, установленную коле |
|||||
|
|
сами 5 на направляющих рельсах 6. |
|||||
|
|
Направляющие кольца 1 с помощью |
|||||
|
|
ползунов соединены с винтом, имеющим |
|||||
|
|
правую и левую резьбу. При вращении |
|||||
|
|
винта |
ползунок, |
соединяясь с винто |
|||
|
|
вой резьбой, движется вместе с коль |
|||||
|
|
цом вдоль винта со скоростью ик. Дойдя, |
|||||
|
|
до конца винта, |
ползунок переходит |
||||
|
|
в соединение с противоположной резьбой |
|||||
|
|
и начинает движение в обратную сто |
|||||
|
|
рону, |
как |
показано стрелками. В свою |
|||
|
|
очередь, каретка укладчика, получая |
|||||
|
|
движение от двигателя, перемещается |
|||||
|
|
вдоль ящиков со скоростью vy, а изме |
|||||
|
|
нение направления движения происхо |
|||||
Рис. 23. Технологическая схема |
дит за счет реверсивного механизма |
||||||
кареточного укладчика УЖ-4 (а) |
укладчика, |
который приводится в дей |
|||||
и схема укладки жгутов в ящи |
ствие специальными |
упорами, ограни |
|||||
ке (б) |
|
||||||
Соотношение |
скоростей |
чивающими |
движение |
каретки. |
|||
укладчика |
vy, кольца |
vK и ткани ит, |
обеспечивающее ровноту укладки, устанавливается опытным путем.
Величина складки жгута /ж, укладываемого |
в |
ящик, характери |
|||
зуется отношением длины ткани, поступившей |
в единицу |
времени |
|||
к длине траектории кольца, |
которая примерно |
равна ходу |
уклад- |
||
чика в единицу времени, т. |
/ |
{ |
м ткани |
д |
\ |
е. его скорости (, |
м хадГ^ |
-") • |
|||
|
/ж = ^ - . |
|
|
|
(18) |
Эта складка должна раскладываться по косой линии, что обеспе чивает лучшее покрытие площади ящика тканью. Степень сдвига линии укладки жгута в поперечном направлении составляет шаг укладки t, величина которого прямо пропорциональна скорости сдвига кольца vK и обратно пропорциональна числу ходов уклад
чика fly |
(- |
------- М -- ) |
у |
\1 |
ход укладчика/ |
( 1 9 )
М Е ХА Н И З М Ы Д Л Я Т Р АН СПОР ТИР ОВАНИЯ И У К Л А Д К И Т К АН Е Й |
4J |
В свою очередь, число ходов укладчика прямо пропорционально его линейной скорости и обратно пропорционально длине его пути за один ход, который равен удвоенной длине ящика /я, т. е.
|
|
|
пУ |
|
|
|
( 20) |
|
Аналогично рассчитывается и число ходов кольца поперек ящика |
||||||
(ходов/мин): |
|
|
Ок |
|
|
||
|
|
|
па |
|
|
(21) |
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
1в |
- |
участка винтовой нарезки для каждого |
кольца. |
|||
|
— длина |
||||||
|
Емкость Е компенсаторов или ящиков, в которые укладывают |
||||||
ткань, |
можно рассчитать по формуле |
|
|
|
|||
|
|
|
г, |
gmvTх |
|
|
(22) |
|
|
|
Е = т ш |
’ |
|
||
|
|
|
|
|
|||
где g — масса 1 |
м (линейного) ткани |
(в г/м); |
т — число |
полотен |
|||
в заправке; нт — скорость движения |
ткани (в |
м/мин); т — время |
пребывания ткани в емкости (в мин); А — плотность укладки ткани (в кг/м3); /г— коэффициент заполнения емкости (k = 0,9).
Зная объемы ящиков, легко рассчитывать их потребное коли чество. Ящики для укладчика УЖ-4 имеют размеры сечения (в свету) 1,4 X 1,4 м при глубине 3 м.
Механические хоботные укладчики служат для укладки жгутов ткани в варочные котлы или жидкостные варочные аппараты непре рывного действия. Они представляют собой вертикальную телеско пическую трубу — тканепровод, в которую сверху вниз через спе циальную воронку подается закладным блоком один или два жгута ткани (в одном ручье) и одновременно струя варочного раствора (под напором). На нижний конец трубы насажена под углом короткая труба-хобот, совершающая вращательное и качательное движения и направляющая жгут в вертикальный котел, равномерно расклады вая его на дне в виде концентрических колец. Такие укладчики име ются лишь на старом оборудовании. От четкой и налаженной работы жгутовых укладчиков ткани в значительной степени зависят произ водительность оборудования и качество продукции. Неритмичная работа укладчиков, их остановы из-за неисправностей приводят к простоям агрегатов и линий, в состав которых они входят. Непра вильно выбранное соотношение скоростей движения ткани и меха низмов укладчика могут привести к запутыванию жгутов п-ри уклад ке, что также приводит к простою оборудования.
Жгуторасправители предназначены для расправления жгутов ткани в широкое полотно непрерывным способом. Их можно устанав ливать как отдельно, так и в составе агрегатов и поточных линий. Для расправления жгутов хлопчатобумажных и льняных тканей выпускается 28 модификаций жгуторасправителей марок ЖРГ и