Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
42 |
ОБЩИЕ ХАР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М ЕХ А Н И З М Ы |
|
ЖРВ (соответственно с горизонтальным и вертикальным расположе нием расправляемых жгутов) с рабочими ширинами 120, 180 и 220 см. Принципиальная технологическая схема жгуторасправителя пока зана на рис. 24. Жгут ткани через направляющее кольцо поступает из ящика и под действием била 1 и винтового тканерасправителя 2 расправляется на всю ширину полотна, движение которого по центру обеспечивается текстильным лоцманом 3 и тянульным валом 4.
Било представляет собой рамку, при вра
5)
щении которой происходит встряхивание жгута. Окончательное расправление по лотна осуществляется винтовым тканерасправителем.
а)
Рис. 24. Схемы жгуторасправителей: ного; б — вертикального
Указанные жгуторасправители заменяют устаревшие конструк ции марок ЖР-120 (180), которые еще имеются на производстве. Новые конструкции отличаются более совершенным устройством била, а также системой привода для бил и тянульного вала. Новые жгуторасправители рассчитаны на скорость движения ткани от 32 до 160 м/мин (против 100 м/мин для прежних конструкций).
Для расправления шелковых и шерстяных тканей выпускаются соответственно автоматические жгуторасправители АЖР-140-Шл и АЖР-180-Ш. Отличительной чертой их является наличие раскручи вающих механизмов и значительно меньшие скорости движения тка ней (соответственно 80 и 63 м/мин), что вызвано особенностью струк туры тканей, чувствительных к механическим воздействиям в мок ром состоянии. Так как при работе жгуторасправителей необходимо создавать некоторое натяжение жгутов, рекомендуется тщательно контролировать качество тканей, не допуская образования сдвигов уточных нитей под влиянием ударного действия бил, а также нади ров от заусениц на поверхностях рабочих органов.
§ 10. ПРИВОД И АГРЕГИРОВАНИЕ ОТДЕЛОЧНЫХ МАШИН
Машины красильно-отделочного производства можно оснащать двигателями переменного и постоянного тока. Асинхронные двига тели переменного тока проще по конструкции, их легче обслуживать,
ПР ИВ О Д И А ГР ЕГ И Р О В А Н И Е О Т Д Е Л О Ч Н Ы Х МАШИН |
43 |
они более устойчивы к действию агрессивных сред и имеют более высокий к. п. д., чем двигатели постоянного тока. Тем не менее по следние получили большое распространение благодаря тому, что позволяют в широких пределах и довольно просто осуществлять плавное регулирование и синхронизацию скоростей машин в линиях, плавный пуск агрегатов и отдельных машин, что необходимо в усло виях большого разнообразия технологических процессов и видов оборудования.
Для привода машин, требующих регулирования скорости, в основном применяются двигатели постоянного тока, коллектор ные двигатели или многоскоростные асинхронные. Двигатели посто янного тока с параллельным и смешанным возбуждением обычно применяются для машин, требующих изменения скоростей в диа пазоне 1:2. Для регулирования в более широких пределах 1:6— 1:8 применяются системы Г—Д, т. е. генератор—двигатель, а для полу
чения предела |
регулирования 1:15— 1:20 и выше— электромашин- |
ные усилители. |
Коллекторные двигатели с параллельным возбужде |
нием и пределами регулирования скоростей 1:3— 1:4 также могут применяться для привода, но они обходятся в 1,5—2 раза дороже двигателей постоянного тока. Многоскоростные асинхронные дви гатели мощностью 0,6—7,0 кВт применяются в сочетании с короб ками скоростей, но высокая стоимость последних делает этот тип двигателей менее целесообразным, чем привод от двигателей постоян ного тока.
Практическое применение находят двигатели переменного тока со ступенчатым изменением скорости вращения ротора путем пере ключения обмоток статора на различное число пар полюсов: 1, 2, 3, 4, 6, 8 и 12. При этом ротору сообщаются скорости 3000, 1500, 1000, 750, 500 об/мин и т. п.
Представляет интерес регулирование скорости асинхронных двигателей при помощи дросселей насыщения, но диапазон регули рования для стандартных двигателей не превосходит 5—6%, а для двигателей с повышенным скольжением 12—15%, хотя при наличии обратных связей диапазон регулирования может быть доведен до 1:4 и выше. По сравнению с системой Г—Д привод двигателей пере менного тока не требует завышения установленных мощностей и име ют более высокий к. п. д.
В связи с развитием техники полупроводников в СССР и за рубе жом начато внедрение электроприводов с тиристорным управлением. Они отличаются отсутствием вращающихся частей и превосходят по основным показателям вращающиеся преобразователи: имеют более-высокий к. п. д., более надежны и долговечны, отличаются быстрым действием, имеют малые габариты. Существует много раз личных систем электроприводов постоянного и переменного тока с тиристорными выпрямителями и преобразователями, но наиболь шее распространение получили тиристорные приводы постоянного тока. Электроприводы с тиристорным управлением устанавливаются
44 |
ОБЩИЕ ХАР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М Е Х А Н И З М Ы |
в настоящее время на крахмально-сушильных, промывных и печат ных агрегатах.
Существенное значение имеет выбор двигателя. Правильно выб ранный двигатель обеспечивает высокие к. п. д. и cos ф. Завышение мощности двигателя приводит к снижению технико-экономических показателей, занижение же мощности двигателя приводит к его перегрузке, перегреву, быстрому выходу из строя. Мощность дви гателя следует выбирать несколько выше той, которая требуется для установившегося режима; при пуске машины это позволит пре одолеть инерцию органов машины, силы трения рабочих органов и сопротивление среды, что особенно относится к машинам с большими маховыми массами (каландры, сушильные барабаны, центрифуги
идр.).
,Агрегирование машин в поточные линии является характерной
чертой современного красильно-отделочного производства. В поточ ных линиях процессы отделки стабилизируются, значительно воз растают равномерность обработки и ее качество, экономится время, механизируются многие процессы ручного труда, упрощается транс портирование полуфабрикатов, облегчается обслуживание машин, повышается производительность труда и т. д. При агрегировании отделочных машин требуются установка многодвигательного электро привода с плавным регулированием скоростей машин.
Различают несколько видов регулирования линейной скорости движения ткани или другого полуфабриката в машине: установоч ное регулирование, диапазон которого обычно составляет 1:2—1:4; автоматическое регулирование, зависящее от производственных факторов, например влажности; автоматическое подрегулирование отдельных секций агрегата в диапазоне 1:1,2, обеспечивающее регу лирование натяжения ткани и учитывающее изменение линейных размеров тканей из-за ее усадки или вытяжки; автоматическое регу лирование угловых скоростей вращения механизмов намотки при изменении диаметра намотки и сохранении скорости движения ткани. Диапазон регулирования достигает 1:4—1:10, а для отдельных ма шин (например, печатных) и выше.
С целью синхронизации движения ткани в агрегатах между от дельными машинами необходимо создавать некоторые запасы тка ни либо в натянутом, либо в свободном состоянии, что осущест вляется установкой различного рода компенсаторов. На размер запаса влияет величина допускаемого отклонения от средней скорости про
хождения |
ткани в машине. Отклонения эти обычно колеблются |
в пределах |
± 5н-10% при обработке хлопчатобумажных тканей и |
±1-ь5% — при обработке шелковых тканей.
Существует много типов компенсаторов различных конструк
ций: роликовые, блочные, сапожковые, лотковые и др., но принци пиально их можно разделить на три группы. Группа I — компенса торы с регулируемым натяжением ткани, имеющие относительно небольшой запас ее. Группа II — компенсаторы со свободно уложен
П Р И ВО Д И АГ Р ЕГ ИР О ВА НИ Е О Т Д Е Л О Ч Н Ы Х МАШИН |
45 |
ной (навалом) тканью и повышенным запасом, приблизительно рас считанным на обработку в течение 3—20 мин. Группа TII — емкие компенсаторы со свободно уложенной в них тканью и большим запа сом ее, рассчитанным на обработку в течение примерно 30—90 мин.
Группа I компенсаторов получила широкое распространение в агрегатах и поточных линиях отделочного производства, в осо бенности в тех случаях, в которых требуется установочное регулиро вание в пределах 1:2,5 и 1:3, а также подрегулирование скорости
Рис. 25. Схемы согласования скоростей машин в агрегатах
секции. В этих случаях применяется многодвигательный электропри вод постоянного тока по схеме Г—Д. Схема регулятора натяжения ткани с датчиком, приводимым в движение с помощью роликового компенсатора) показана на рис. 25, а.
Известно, что число оборотов якоря двигателя постоянного тока обратно пропорционально величине магнитного потока в обмотках возбуждения двигателя. Поэтому увеличения числа оборотов дви гателя можно достигнуть уменьшением магнитного потока, если с по мощью реостата подключить сопротивление в цепь шунтовой обмотки двигателя, и наоборот.
Как видно из схемы, ткань 1 проходит отжимные валы 2 и оги бает ролик 3 компенсатора, который подвешен на цепи 4 и стремится перемещаться вверх под действием уравновешивающего груза 5, подвешенного на обратной ветви цепи. Положение ролика компенса тора зависит от натяжения ткани. Если vx = v2, ролик остается на месте. Если же это равенство нарушается, ролик будет двигаться вверх или вниз вместе с цепью. Одновременно придет во вращение нижняя звездочка 6, которая, в свою очередь, вызовет перемещение ручки реостата R, оказывающего соответствующее влияние на вели чину магнитного потока (в данном случае шунтовой обмотки дви гателя Д1). Такая синхронизация скоростей машин позволяет обес печить нормальную работу линии в условиях вытяжки или усадки обрабатываемой ткани. Роликовые компенсаторы используются и
46 |
ОБЩИЕ ХАР АКТЕ РИСТИКИ, У З Л Ы И М ЕХ А Н И З М Ы |
|
для аварийного останова линии в случае чрезмерного увеличения натяжения или ослабления ткани или при ее обрыве.
Если обозначить полное перемещение ролика через h (в м), то время Тк, за которое ролик компенсатора пройдет этот путь, составит
2h |
__ 2h |
(23) |
ТК v2— щ |
Да ' |
где Ди— разница в скоростях машин (в м/мин).
Время, в течение которого должно произойти изменение скорости движения ткани, называется временем устойчивости регулирования (временем компенсатора). Если его окажется недостаточно, ткань может оборваться или провиснуть.
По аналогичному принципу работают качающиеся (коромысловые) и блочные компенсаторы. У последних ролики заменены бло ками или системой блоков.
В качестве компенсаторов группы II со свободно уложенной тка нью (навалом) можно отметить лотковые и жгутовые емкие компенса торы. Автоматизированный лотковый компенсатор предназначен для укладывания до 40—50 м ткани широким полотном. Лоток ком пенсатора подвешивается на стойке с помощью шарнирного парал лелограмма и относительно своей оси уравновешивается противовесом с грузом. Изменение веса ткани приводит к повороту оси лотка, которая цепной передачей связана с ручкой реостата цепи возбуж дения.
Жгутовый емкий компенсатор (рис. 25, о) является примером контактного компенсатора для агрегирования машин, работающих от двигателей переменного тока. Передняя сторона компенсатора опирается на шарнирную ось 1, а задняя — на пружину 2, располо женную в узле установки конечных выключателей. Наибольший
запас ткани |
(ох )> у2) в компенсаторе (примерно 60 |
кг) приводит |
||
к его опусканию вниз, при этом срабатывает |
нижний |
конечный вы |
||
ключатель, |
и машина Д1, |
загружающая |
компрессор, останавли |
|
вается. |
|
ткани (i> i< u2) в компенсаторе (око |
||
При минимальном запасе |
ло 20 кг) пружина поднимает его и срабатывает верхний конечный выключатель, который останавливает машину Д2, разгружающую компенсатор.
В случае нормальной загрузки компенсатора (около 40 кг) обе машины работают.
Сапожковый компенсатор имеет две секции, загружаемые раз дельно жгутами ткани, поступающими из промывной или пропиточ ной машины. Ввиду некоторой разницы в скоростях движения жгу тов секции заполняются неравномерно, что снижает надежность работы компенсаторов. Это объясняется тем, что через некоторое время одна секция может оказаться переполненной, тогда как в дру гой секции ткани уже нет, а общий средний вес ткани в компенсаторе нормальный. Регулирующее устройство в этом случае не срабаты
Привод и агрегирование отделочны х машин |
47 |
вает, машины следует останавливать для выравнивания заполнения секций компенсатора.
К компенсаторам группы III можно отнести машины непрерыв ного действия, представляющие собой емкие компенсаторы для дли тельной обработки ткани, например для запаривания или жидкостной обработки. К ним можно отнести запарные варочные машины ЗВА-2, АВЖ-1Л, запарные камеры конвейерного типа КЗК-З/140 и др., в которых обработка длится примерно 30—90 мин. Запарные машины сапожкового типа (ЗВА-2 и др.) требуют наблюдения за полнотой их загрузки, для чего может быть использован радиоактивный ре гулятор уровня рабочей среды (МИРУРС).
Г Л А В А II
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ И ШИРЕНИЯ ТКАНИ
§ 1. ОПАЛИВАЮЩИЕ МАШИНЫ
Процесс опаливания заключается в сжигании ворсинок и воло конец, выступающих на поверхности пряжи или ткани и ухудшаю щих внешний вид изделий. Осуществляется опаливание пламенем газа или раскаленной металлической поверхностью. Для опаливания пряжи применяются электрические или газовые машины, на которых процесс опаливания происходит при перемотке пряжи, например с початков на бобины, со скоростью 200—300 м/мин. В машинах каждая нить пропускается через полый цилиндрик, накаленный до красного каления электрическим током, или через специальную трубку газовой горелки.
Для опаливания тканей могут применяться опаливающие машины трех типов: газовые, желобовые и цилиндрические. Наибольшее распространение имеют газоопаливающие машины, которые не тре буют предварительного разогрева рабочих органов, что повышает к. п. в. до 0,97, и, кроме того, позволяют опаливать ткань сразу с двух сторон; при этом осуществляется сжигание ворсинок не только на поверхности ткани, но и в ее толще. Машины имеют большую ско рость движения ткани (от 10 до 300 м/мин), легче поддаются автома тизации технологического процесса (дозирование газа и воздуха, отключение рабочих органов при обрыве ткани, автоблокировка и др.). Однако при обслуживании газовых опаливающих машин необ ходимо принимать эффективные меры против опасности взрыва газовоздушной смеси или отравления газом обслуживающего пер сонала.
К основным недостаткам желобовых и цилиндрических машин отнрсятся: возможность опаливания ткани только'с одной стороны; применение дефицитных материалов для изготовления опаливаю щих органов (жароупорная сталь, красная медь); длительный ра зогрев, снижающий к. п. в. до 0,8; медленное остывание опаливаю щих органов и дымоходов при ремонте, что удлиняет срок ремонта; непроизводительные потери тепла — до 70—80% и др. Однако для опаливания тканей с разрезным ворсом, например полубархата, рекомендуется применять цилиндрическую опаливающую машину, обеспечивающую получение равного застила ворса.
Опаливающие органы имеют различное устройство. Для газоопаливающих машин можно применять горелки четырех типов: с открытым пламенем (системы Биндер), с прикрытой камерой горе ния (системы Остгоф), радиационно-конвективные и факельные.
ОПАЛИВАЮЩИЕ МАШИНЫ |
49 |
Общим принципом действия газовых горелок является сжигание смеси газа и воздуха над щелью горелки или в .камере сгорания по всей рабочей ширине машины в- непосредственной близости от движуще гося полотна ткани. Инжектирующей средой является воздух, пода ваемый компрессором пли вентилятором который при истечении из сопла подсасывает газ в смеситель. В СССР распространены газоопа ливающие машины ГО-140 и ГО-240 с радиационно-конвективными горелками, а также машины различных иностранных фирм. Горелки с открытым пламенем в настоящее время не находят применения,
Рис. 26. Газовые горелки:
1 — корпус; 2 — труба для |
подачи |
газовоздушнои сме |
|
си; 3 — щель; |
4 — камера |
сгорания; 5 — керамиковые |
|
насадки; *6 — водяное ’ охлаждение; |
7 — смесительная |
||
L камера;- |
8 — радиационная поверхность |
так|как не обеспечивают полного сгорания газа за счет воздуха-газо- вой смеси, в результате чего факел пламени получается вялым и длин ным. Для получения лучшего эффекта опаливания ткань приходится отводить от горелки в зону верхней части факела, поэтому значи тельная часть тепла рассеивается и теряется.
Горелка с прикрытой камерой сгораний (рис. 26, а) имеет кера мические огнеупорные блоки, установленные над щелью так, что образуют над ней небольшую по объему камеру, в которой проис ходит сгорание газовоздушной смеси. Сверху камера прикрыта кера мическими выступами блоков, которые препятствуют рассеиванию тепла и аккумулируют его, способствуя нагреву блоков до 1000° С. Ткань движется в непосредственной близости от блоков, почти каса ясь их выступов, что улучшает эффект опаливания, позволяет более экономно расходовать газ (примерно в пять раз). Однако горелки этого типа довольно громоздки, имеют систему водяного охлаждения, что усложняет их конструкцию.
Радиационно-конвективная горелка (рис. 26, б) имеет значитель ные преимущества перед рассмотренными выше: ее конструкция проще и не требует водяного охлаждения; она состоит из корпуса, на котором смонтированы огнеупорные керамические блоки особого профиля. Газовоздушная смесь при оптимальном соотношении газа и воздуха 1:10 мгновенно сгорает в узком канале, который
4 В . М. Бельцов