Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стей винта, снижению величины разряжения и, следовательно, к уменьшению подъемной силы. Последнее вызывает снижение ве­ личины упора и момента гребного винта.

Регулированием количества подаваемого воздуха можно соз­ дать любой режим работы главного двигателя, вплоть до ходо­ вого.

Действие кольцевого разгрузочного устройства основано на ис­ кусственном сокращении площади активной части диска гребного

винта, что приводит к уменьшению упора и момента винта. Сокра­ щение площади активной части винта достигают с помощью коль­ цевой насадки коробчатого сечения, которую навинчивают на греб­ ной винт.

Кольцевое разгрузочное устройство (рис. 141) состоит из по­ лого кольца трапецеидального сечения, на внутренней обечайке которого имеются винтовые пазы 1, а на носовой стенке—вырезы 2, количество которых равно числу лопастей гребного винта. Угол подъема винтовых пазов равен углу подъема сопрягающегося се­ чения лопастей винта, а ширина вырезов обеспечивает свободное вхождение лопастей в винтовые пазы. Благодаря этому устройство легко навинчивается на гребной винт.

Крепление кольцевого разгрузочного устройства осуществляют расклиниванием лопастей в винтовых пазах металлическими клиньями, которые, в свою очередь, закрепляют винтовыми сто­ порами.

345

Изменение момента и упора гребного винта можно обеспечить также искусственным изменением направления и величины скоро­ сти потока воды, подтекающей к периферийной части лопастей. Это достигают прикрытием концов лопастей винта неподвижным кольцевым желобом, который закрепляют к корпусу судна. Такое устройство называется циркуляционным разгрузочным устройством, при установке которого происходит следующее.

При установившемся режиме работы гребного винта в кольце­ вом желобе образуется циркуляционный ноток, увлекаемый кон­ цами лопастей винта и вращающийся примерно с той же ско­ ростью, что и винт. В этом случае часть гребного винта, прикрытая кольцевым желобом, работает как центробежный насос с нулевой производительностью. Мощность, затрачиваемая на вращение при­ крытой части лопасти винта, будет меньше мощности, затрачивае­ мой на вращение этой же части в свободной воде. В результате суммарный крутящий момент и упор, развиваемые на швартовах обеими частями лопасти (прикрытой и не прикрытой), будет мень­ ше, чем при работе свободного гребного винта.

Путем подбора степени прикрытия концов лопастей гребного винта можно получить такие значения момента и упора, которые будут равны или близки по значению ходовым. Для дополнитель­ ного регулирования предусматривают подвод в кольцевой желоб сжатого воздуха.

Как уже отмечалось, во время швартовных испытаний грузовьГе суда могут не иметь достаточной осадки из-за отсутствия, штатного груза. Поэтому величина углубления оси гребного винта у этих судов меньше 1,7 радиуса, а у больших судов лопасти винта часто оголены. В таких условиях главный двигатель испытывать на спецификационных параметрах нельзя из-за того, что при работе греб­ ного винта вблизи свободной поверхности воды или с частично оголенными лопастями гидродинамические характеристики винта значительно изменяются и он становится «легким».

Разгрузка гребного винта при уменьшении его погружения объ­ ясняется:

подсосом воздуха из атмосферы, что приводит к уменьшению плотности среды, в которой работает винт, и уменьшению его подъемной силы;

уменьшением активной площади диска винта (при углубления оси винта менее 0,5 его радиуса);

понижением уровня воды в районе работающего винта. Используя принцип изменения гидродинамических характери­

стик гребного винта от величины заглубления его оси (путем изме­ нения осадки кормы судна), можно нагрузить главный двигатель до спецификационной величины. Величину заглубления гребного винта в этом случае приближенно определяют расчетом и уточ­ няют в процессе испытаний.

Необходимое заглубление оси гребного винта обеспечивают дифферентованием судна на корму путем принятия водяного бал­ ласта в кормовые цистерны, танки и трюмы.

345


При испытании грузовых судов небольшого водоизмещения с относительным углублением оси гребного винта (Vr> 1), когда глубина акватории и судовые.средства не могут обеспечить созда­ ния необходимого дифферента, применяют специальное нагрузоч­ ное устройство в виде сегментного колпака. Сегментным колпаком прикрывают лопасти гребного винта сверху.

При работе гребного винта объем воды, ограниченный стенка­ ми колпака и свободной поверхностью, увлекается проходящей че­ рез полость колпака лопастью и, получив окружную скорость, близкую к окружной скорости лопасти, обеспечивает ей плавный вход в поток воды, проходящий через диск винта ниже кромки кол­ пака. Благодаря этому уменьшаются резкие изменения нагрузки на главный двигатель. Кроме того, при повышении частоты враще­ ния винта центробежные силы увлекаемой лопастью воды преодо­ левают силы тяжести, и колпак полностью заполняется водой. Это равносильно увеличению степени погружения гребного винта.

ВРШ является многорежимным гребным винтом, изменение ре­ жима работы которого осуществляется за счет поворота его ло­ пастей. Это свойство ВРШ обеспечило ему широкое применение па различных судах, на которых часто меняется режим хода или требуется высокая маневренность (буксиры, ледоколы, траулеры и т. д.). Свойства ВРШ как универсального нагрузочного устрой­ ства используют при испытании главных двигателей на швартовах по ходовым характеристикам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А н д р е е в

Н. Т.

н др. Ремонт судов. Л., «Судостроение», 1972.

568 с.

Б е н ь к о в с к и й

Д. Д. и

др. Технология судоремонта.

М.,

«Морской

транспорт». 1961. 560 с.

Избирательный перенос в узлах

трения. М.,

Г а р к у н о в

Д.

Н. и др.

«Транспорт». 1969. 103 с.

 

 

 

Дл и н А. М. Математическая статистика в технике. М., «Советская наука». 1958. 466 с.

До л и н с к и й П. А. Центровка движения судовых дизелей. М., «Транспорт»,

1971. 248 с.

 

 

 

А. Г. и др. Экономика и

организация

судоремонта.

М.,

З а м а х о в с к а я

«Транспорт». 1971. 312 с.

 

 

Н. Т.

Агрегатный метод ремонта су­

З в о л и н с к и й

Е.

Т., З в о л и н с к и й

довых двигателей внутреннего сгорания. М.,

«Транспорт».

1969. 134 с.

 

М.,

К о н ч а е в

В.

И.,

Ш е л у ч е н к о

В. М. Ремонт

судовых

дизелей.

«Транспорт», 1965. 392 с.

Р о ж и н с к и й

Я-

И.

Научная

организация

труда в

К о р о б ц о в

 

И.

М.,

судоремонте. М., «Транспорт», 1972. 136 с.

«Бурмейстер

и Вайн». М.,

«Транс­

М а м о н о в

М.

Т.

Ремонт дизелей

типа

порт». 1972. 144 с.

Г.

А.

Технология и

организация судоремонта.

М.,

«Транс­

М е г р а б о в

 

порт». 1969. 360 с.

 

Я-

и

др. Ремонт

судовой

автоматики.

М.,

«Транспорт».

М о р о з о в

М.

1970. 224 с.

 

Н.

Испытание механического оборудования судов. Л., «Су­

П а в л о в М.

достроение». 1969. 144 с.

и др. Доковый

ремонт

судов.

М.,

«Транспорт»,

1969.

П о л у л я х о в

Е.

И.

232 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила классификации и постройки морских судов. Л., «Транспорт». 1970.

855 с. (Регистр СССР).

 

 

 

П у с т ы л ь н и к

Е. И. Статистические методы анализа и обработки на­

блюдений. М., «Наука». 1968. 288 с.

Д. Т. Техническое обслуживание

морских

Р а п о п о р т

Л.

И., Ч а п к и с

судов. М., «Транспорт». 1972. 168 с.

 

 

Руководство по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуа­

тации. Л., «Транспорт». 1972. 246 с. (Регистр СССР).

 

Ш е л у ч е н к о В .

М. Ремонт

и

монтаж судовой дизельной установки, Л.,

«Судостроение».

1970.

Техническая

эксплуатация морского флота. М.,

«Транс­

Я ц е н к о В. С.

порт». 1971. 344

с.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Р А З Д Е Л ПЕРВЫЙ

 

 

 

ОРАНИЗАЦИЯ

И ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТА СУДОВ

 

 

 

 

 

МОРСКОГО ФЛОТА

 

 

Г л а в а

I.

Качество и

надежность судов. Техническое обслуживание

3

 

и надзор за техническим состоянием.....................................................

судов . . .

 

§

1.

Понятие о качестве и надежности

3

 

§

2.

Техническое обслуживание с у д о в ............................................

судов . . .

8

 

§

3.

Надзор

за техническим состоянием

10

 

§

4.

Регистр С С С Р .............................................................................

 

11

§5. Непрерывное классификационное освидетельствование

с у д о в ..................................................................................................

14

§6. Контроль технического состояния судов судовла­

дельцем

. . . .

16

§7. Накопление информации о качестве судовых техни­

Г л а в а

 

 

ческих с р е д с т в

..................................................и

докования

с у д о в

 

 

 

17

II. Организация ремонта

. . . .

20

 

§

8.

Классификация

ремонта и докования

20

 

§

9.

Планирование и

финансирование

ремонта

. . .

24

 

§

10.

Подготовка к ремонту и докованию

. .

 

 

27

 

§

11.

Сотрудничество представителей заказчика и судоре­

29

 

§

12.

монтного

 

з а в о д а ...........................................................................

 

и докования

судов на

судоре­

 

Организация

ремонта

30

Г л а в а

 

 

монтном

з а в о д е ............................................................................

 

 

 

предприятий . .

III. Классификация

и состав судоремонтных

34

 

§

13.

Особенности производственного процесса и классифи­

34

 

§

14.

кация судоремонтных

предприятий

..............................

 

 

пред­

 

Производственная

структура

судоремонтного

36

 

§

15.

приятия

 

............................................................................................

 

и

механизация

производственных

 

Автоматизация

39

 

§

16.

п р о ц е с с о в .........................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базы технического о б сл у ж и в а н и я ........................................

 

 

 

41

 

§

17.

Специализация и кооперирование предприятий . .

46

Г л а в а

IV. Методы судоремонта. Подготовка производства и контроль

 

 

качества .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

 

§

18.

Ремонтные э т а п ы ........................................................................

 

 

 

 

 

 

48

 

§

19.

Методы

с у д о р е м о н т а ................................................................

 

 

 

 

судо­

50

 

§

20.

Принципиальная

технология ремонта судна на

52

 

§

21.

ремонтном

заводе

.

.

 

 

 

 

 

 

Подготовка

п р о и з в о д с т в а .....................................................

 

 

 

 

 

54

 

§

22.

Разработка технологических процессов на изготовле­

55

 

§

23.

ние и ремонт д е т а л е й .............................................................

 

 

 

 

 

 

Контроль качества продукции .................................................

 

. . . .

60

Г л а в а

§

24.

Применение

корреляционного

анализа

69

V. Управление судоремонтным

производством....................................

производством

76

 

§

25.

Структура управления судоремонтным

76

 

§

26.

Научная

 

организация

т р у д а ..............................................

 

 

 

 

79

349


§

27. Сетевое планирование и управление .............................

82

§

28. Автоматизированные

системы управления

85

 

Р А З Д Е Л

ВТОРОЙ

 

ДЕФЕКТАЦИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И УПРОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ,

СИСТЕМ, УСТРОЙСТВ И КОРПУСА СУДНА

Г л а в а

VI. Классификация и обнаружение дефектов, причины их по­

 

явления ..........................................................................................

 

 

 

§

29.

Дефекты технических средств и элементов корпуса

 

§

30.

судна ...........................................................................................

и э р о з и и

 

 

Износ от трения

деталей.

 

§

31.

Коррозионное и

усталостное разрушения

 

 

 

Ползучесть м е т а л л о в ..............................

. . .

§32. Основные положения теории трения и износа

§33. Обнаружение дефектов по внешним признакам

§34. Обнаружение дефектов с помощью замеров

§35. Обнаружение дефектов паровых котлов, систем и элементов корпуса судна ....................................................

Г л а в а

VII. Техническое диагностирование и средства

дефектоскопии .

 

§

36.

Основные положения теории технического диагно­

 

§. 37.

стирования

...............................................................................

диагностирования

 

 

Методы

технического

 

 

§

38.

Диагностирование д и з е л е й ...............................................

 

 

 

 

 

§ 39. Прогнозирование остаточного моторесурса

 

Г л а в а

§

40.

Технические средства

дефектоскопии

. . . .

VIII. Проверка и центровка деталей,

узлов

и валопроводов .

 

§

41.

Назначение проверки

и ц е н т р о в к и ...............................

 

 

 

§

42.

Виды и

способы п р о в е р о к ..............................................

 

 

 

 

 

§

43.

Понятие

о

б а з а х ...................................................................

 

 

двигателя

 

 

§

44.

Центровка

остова поршневого

 

 

§

45.

Центровка механизма движения . . .

. . .

 

§'46.

Проверка

состояния

коленчатого вала

.

 

§

47.

Проверка центровки зубчатого редуктора . . .

 

§

48.

Проверка

центровки

в а л о п р о в о д а ...............................

 

 

 

§

49.

Центровка рулей и их п одш и п н и к ов .............................

. . . .

Г л а в а

§

50.

Проверка

деталей на

биение

. .

IX. Восстановление

и упрочнение

деталей ...................................

 

 

 

 

§

51.

Методы

в осстан ов л ен и я .....................................................

 

 

 

 

 

§

52.

Факторы, определяющие упрочнение металла

 

 

§

53.

Методы

упрочнения д е т а л е й ............................................

 

 

переноса для

 

§

54. Использование эффекта избирательного

 

 

 

повышения долговечности

узлов

трения

 

§55. Применение масел с присадками для повышения дол­ говечности трущихся д е т а л е й ............................................

Р А З Д Е Л ТРЕТИЙ

91

91

93

97

103

105

106

115

118

118

119

121

128

130

138

138

139

140

142

145

147

151

153

170

172

174

174

182

185

195

199

РАЗБОРКА, РЕМОНТ И СБОРКА МЕХАНИЗМОВ,

 

 

 

 

СИСТЕМ И КОРПУСА СУДНА

 

Г л а в а

X.

Разборка судовой

энергетической установки . . . .

201

 

 

§

56.

Этапы разборки. Подготовительные работы .

201

 

 

§

57.

Демонтаж, мойка и разборка на детали

201

Г л а в а

XI.

§

58.

Очистка д е т а л е й ....................................................................

207

Ремонт корпусов

механизмов, их подшипников и валов

. 209

 

 

§

59.

Характерные

дефекты д е т а л е й ......................................

209

 

 

§

60.

Ремонт деталей корпусов механизмов .

210

350