Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВ

Техническое обслуживание (ТО) так же, как и ремонт, явля­ ется составной частью технической эксплуатации судна.

Под технической эксплуатацией морского флота понимается производственная, организационная и научно-техническая деятель­ ность судовых экипажей, предприятий и организаций ММФ, обес­ печивающая эффективную работу флота в процессе его использо­

вания и содержание судов в исправном

техническом состоянии

при минимально необходимых затратах

времени, труда, средств

и материалов.

Техническая эксплуатация включает:

техническое использование, которое обеспечивает техническую готовность судна к работе по назначению и выполнение этой ра­ боты с показателями, предусмотренными проектом судна или за­ данными судовладельцем;

техническое обслуживание, обеспечивающее исправное техни­ ческое состояние судна и судовых технических средств (механиз­ мов, устройств, систем и т. д.) и длительное поддержание в экс­ плуатации в заданных пределах их технико-эксплуатационных ха­ рактеристик;

ремонт, обеспечивающий восстановление до необходимого уров­ ня частично или полностью утраченных в процессе использования технико-эксплуатационных характеристик судна и судовых техни­ ческих средств.

Техническое обслуживание и ремонт судов, вопросы которого рассматриваются в данном курсе, выполяют судовой экипаж, спе­ циализированные ремонтные бригады (СРБ), базы технического обслуживания (БТО) и судоремонтные предприятия (СРП).

ТО включает в себя работы, обеспечивающие контроль техни­ ческого состояния судна, проверку и регулирование установочных размеров, снятие эксплуатационных отложений, выявление и уст­ ранение неисправностей судовых технических средств и корпусных конструкций, замену изношенных или вышедших из строя дета­ лей, узлов и механизмов.

ТО выполняют, как правило, без вывода судна из эксплуатации штатный судовой экипаж, БТО, СРБ, направляемыми на суда в рейсы, и СРП.

Работы по техническому обслуживанию можно выполнять во время заводского ремонта и докования.

Удельное значение ТО судов по трудоемкости составляет при­ мерно 45% общего объема работ. Можно полагать, что в дальней­ шем доля работ по ТО будет возрастать как за счет улучшения качества судов и снижения потребности в их ремонте, так и вслед­ ствие перераспределения работ между СРП и БТО.

ТО осуществляют по планово-предупредительной, непрерывной и дифференцированной схеме независимо от состояния судовых технических средств.

Для распределения работ по ТО судна между судовым эки­ пажем, БТО и СРБ необходимо знать бюджет рабочего времени


штатного судового экипажа, который он может использовать на работы по ТО. Этот бюджет времени определяют по формуле (за двухлетний период)

 

Тр= 0,98 • 8/(р[/(ш {ft

tlx) tx~\-Кп (tl

/2с)

tljstp\ Ч,

 

 

где

ЛГр — коэффициент, учитывающий

использование

рабочего

 

времени (в среднем равен 0,9);

 

 

 

 

Кш— коэффициент, учитывающий влияние штормовой погоды

 

(принимается по фактическим данным);

на

полу­

 

Кн— коэффициент, учитывающий

затраты

времени

 

чение воды, топлива, масла, прием и сдачу груза

(при­

 

нимается по фактическим данным);

 

 

 

пх и

п — численность экипажа;

 

 

 

 

 

пс— количество членов экипажа, занятых на ходовой и стоя­

 

ночной вахтах;

 

 

для

докования;

 

tx и

/2Д— численность ремонтной бригады

сутки;

tc— ходовое и стояночное время судна (за два года),

 

tA— продолжительность

докования

судна, сутки.

 

 

Десять процентов расчетного бюджета времени резервируют на непредвиденные вынужденные ремонтные работы.

Все работы по ТО, которые не перекрываются бюджетом вре­ мени судового экипажа, выполняют БТО, СРВ и другие испол­ нители.

На работы по ТО на эксплуатационно-ремонтный цикл (межре­ монтный период и последующий заводской ремонт включительно) судовая администрация составляет планы-графики (табл. 2). Ос новой их являются: типовой план-график, фактическая потребность в техническом обслуживании и график предъявления объектов Ре-

Т а б л и ц а 2

Назначение, наименование,

 

 

Перио­

Трудоем­

Общая

 

Наимено­

кость ра­

Испол­

марка и количество обору­

дичность

боты (на

трудоем­

дования. Число часов работы

п/п

вание

работы,

один аг­

кость ра­

нитель

в год

 

работы

ч

регат),

боты,

 

 

 

 

 

чел.-ч

чел.-ч

 

1

2

3

4

5

6

7

Продолжение

Квартал и месяц межремонтного периода

 

I

 

 

II

 

 

 

III

 

 

IV

 

 

V

 

 

V I

 

 

V II

 

 

V III

 

1

2

3

1

2

 

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

 

3

1

2

3

1

2

3

8

j 9

10 |

11 I

12

|

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

|

25

26

2 7 1 2 8 1

2 э | 30|

 

M i l l

 

 

 

1

 

1

 

M i l l

 

 

1

 

1

 

1

1

1

 

1

1

9



гистру СССР, в том числе для непрерывного классификацион­ ного освидетельствования.

Планы-графики разрабатывают лица командного состава по своим заведованиям. Руководят разработкой по принадлежности старший помощник капитана и старший механик; отвечает за

составление планов-графиков капитан.

Кроме планов-графиков, судовая администрация составляет: ведомость обеспечения сменным оборудованием и сменно-запас­

ными частями (СЗЧ); ведомость обеспечения материалами и полуфабрикатами;

ведомость обеспечения специнструментом и полуфабрикатами; пояснительную записку с указанием расчета объема работ по ТО, численности и состава ремонтной бригады, перечня работ, ко­

торые должны быть выполнены судовым экипажем, СРВ и ВТО. На основе судового плана-графика капитан через группового

инженера представляет в службу судового хозяйства (ССХ) па­ роходства годовые заявки на ТО своего судна. Разработку типовых планов-графиков ТО обеспечивает ССХ. В типовом плане-графи­ ке указывают состав, периодичность, трудоемкость и исполнителя работ по ТО всех судовых конструкций и технических средств.

В дополнение к типовым планам-графикам ССХ обеспечивает разработку документов, определяющих номенклатуру и количест­ во сменного оборудования, узлов и деталей, номенклатуру и тру­ доемкость ТО судна с распределением между исполнителями.

Ответственность за ТО судовых технических средств несут по принадлежности старший помощник капитана, старший механик и начальник судовой радиостанции. Эти лица устанавливают поря­ док и последовательность выполнения работ, назначают ответст­ венных лиц, непосредственно руководят работами.

Работы по ТО выполняют при непосредственном участии от­ ветственных по заведованиям лиц судового командного состава. Они обязаны присутствовать при вскрытии и закрытии судовых технических средств, производить осмотр и дефектацию деталей и узлов, участвовать в выполнении контрольных замеров и зано­ сить их в технический формуляр и журнал регистрации отказов, дефектов и недостатков, контролировать объем, качество выполня­ емых работ и принимать по окончании работ технические средст­ ва своего заведования. ТО может производиться под непосредст­ венным наблюдением вахтенного начальника.

Все работы по главным двигателям выполняют под непосредст­ венным наблюдением и контролем старшего механика или (по его поручению) второго механика.

§ 3. НАДЗОР ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СУДОВ

Все суда в СССР с момента проектирования и до списания подлежат обязательному техническому и санитарному надзору, а также надзору в отношении противопожарного состояния и выпол­ нения правил охраны труда.

ю

J


Такой надзор осуществляют Регистр СССР, органы санитарноэпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР

и органы пожарной охраны ММФ. Однако и технический надзор включает проверку соответствия противопожарной защиты требо­ ваниям Правил Регистра, осуществляемую при освидетельствова­ ниях судна.

Надзор за выполнением правил техники безопасности на судах осуществляет техническая инспекция профсоюза рабочих морского и речного флота.

За рубежом для надзора за техническим состоянием судов в различное время были созданы классификационные общества, ко­ торые являются доверительными органами страховых компаний (например, в США — Американское бюро судоходства, в Англии — Регистр Ллойда, во Франции — Французское Бюро Веритасит. д.).

Эти

общества

разрабатывают правила

постройки

и наблюдают

за

постройкой

морских стальных судов,

выдают

сертификаты,

на основании которых страховые общества страхуют суда и грузы, периодически проверяют во время эксплуатации техническое со­ стояние судов и возобновляют или аннулируют с течением вре­ мени сертификаты. Для этих целей классификационные об­ щества почти во всех портах мира имеют своих сюрвейеров (ин­ спекторов) .

§ 4. РЕГИСТР СССР

Регистр СССР является государственным органом, который проводит технический надзор за:

выполнением на судах, совершающих международные рейсы, требований международных договоров по вопросам торгового мо­ реплавания;

всеми пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также другими самоходными судами с главным двигателем мощностью не менее 75 л. с. и несамоходны­ ми судами валовой вместимостью не менее 80 per. т (кроме того, Регистр осуществляет классификацию и обмер этих судов);

судовыми холодильными установками с точки зрения безопас­ ности судов (по особой заявке судовладельца Регистр осуще­ ствляет классификацию холодильных установок и переносных хо­

лодильных контейнеров,

предназначенных

для транспортировки

на судах);

 

 

 

.

подъемными устройствами грузоподъемностью в 1 т и более.

В результате надзорной деятельности Регистр выдает на судно

соответствующие документы (свидетельства,

сертификаты),

а так­

же

при необходимости вспомогательные документы (акты,

прото­

колы, донесения, журналы).

 

 

ся

Судовые документы, выданные Регистром, должны находить­

на судне.

 

 

 

 

Документы Регистра, подтверждающие выполнение требований

Правил классификации

и постройки морских судов и Правил по

11