Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
§ 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВ
Техническое обслуживание (ТО) так же, как и ремонт, явля ется составной частью технической эксплуатации судна.
Под технической эксплуатацией морского флота понимается производственная, организационная и научно-техническая деятель ность судовых экипажей, предприятий и организаций ММФ, обес печивающая эффективную работу флота в процессе его использо
вания и содержание судов в исправном |
техническом состоянии |
при минимально необходимых затратах |
времени, труда, средств |
и материалов.
Техническая эксплуатация включает:
техническое использование, которое обеспечивает техническую готовность судна к работе по назначению и выполнение этой ра боты с показателями, предусмотренными проектом судна или за данными судовладельцем;
техническое обслуживание, обеспечивающее исправное техни ческое состояние судна и судовых технических средств (механиз мов, устройств, систем и т. д.) и длительное поддержание в экс плуатации в заданных пределах их технико-эксплуатационных ха рактеристик;
ремонт, обеспечивающий восстановление до необходимого уров ня частично или полностью утраченных в процессе использования технико-эксплуатационных характеристик судна и судовых техни ческих средств.
Техническое обслуживание и ремонт судов, вопросы которого рассматриваются в данном курсе, выполяют судовой экипаж, спе циализированные ремонтные бригады (СРБ), базы технического обслуживания (БТО) и судоремонтные предприятия (СРП).
ТО включает в себя работы, обеспечивающие контроль техни ческого состояния судна, проверку и регулирование установочных размеров, снятие эксплуатационных отложений, выявление и уст ранение неисправностей судовых технических средств и корпусных конструкций, замену изношенных или вышедших из строя дета лей, узлов и механизмов.
ТО выполняют, как правило, без вывода судна из эксплуатации штатный судовой экипаж, БТО, СРБ, направляемыми на суда в рейсы, и СРП.
Работы по техническому обслуживанию можно выполнять во время заводского ремонта и докования.
Удельное значение ТО судов по трудоемкости составляет при мерно 45% общего объема работ. Можно полагать, что в дальней шем доля работ по ТО будет возрастать как за счет улучшения качества судов и снижения потребности в их ремонте, так и вслед ствие перераспределения работ между СРП и БТО.
ТО осуществляют по планово-предупредительной, непрерывной и дифференцированной схеме независимо от состояния судовых технических средств.
Для распределения работ по ТО судна между судовым эки пажем, БТО и СРБ необходимо знать бюджет рабочего времени
штатного судового экипажа, который он может использовать на работы по ТО. Этот бюджет времени определяют по формуле (за двухлетний период)
|
Тр= 0,98 • 8/(р[/(ш {ft |
tlx) tx~\-Кп (tl |
/2с) |
tljstp\ Ч, |
|
|
|
где |
ЛГр — коэффициент, учитывающий |
использование |
рабочего |
||||
|
времени (в среднем равен 0,9); |
|
|
|
|
||
Кш— коэффициент, учитывающий влияние штормовой погоды |
|||||||
|
(принимается по фактическим данным); |
на |
полу |
||||
|
Кн— коэффициент, учитывающий |
затраты |
времени |
||||
|
чение воды, топлива, масла, прием и сдачу груза |
(при |
|||||
|
нимается по фактическим данным); |
|
|
|
|||
пх и |
п — численность экипажа; |
|
|
|
|
|
|
пс— количество членов экипажа, занятых на ходовой и стоя |
|||||||
|
ночной вахтах; |
|
|
для |
докования; |
|
|
tx и |
/2Д— численность ремонтной бригады |
сутки; |
|||||
tc— ходовое и стояночное время судна (за два года), |
|||||||
|
tA— продолжительность |
докования |
судна, сутки. |
|
|
Десять процентов расчетного бюджета времени резервируют на непредвиденные вынужденные ремонтные работы.
Все работы по ТО, которые не перекрываются бюджетом вре мени судового экипажа, выполняют БТО, СРВ и другие испол нители.
На работы по ТО на эксплуатационно-ремонтный цикл (межре монтный период и последующий заводской ремонт включительно) судовая администрация составляет планы-графики (табл. 2). Ос новой их являются: типовой план-график, фактическая потребность в техническом обслуживании и график предъявления объектов Ре-
Т а б л и ц а 2
Назначение, наименование, |
|
|
Перио |
Трудоем |
Общая |
|
№ |
Наимено |
кость ра |
Испол |
|||
марка и количество обору |
дичность |
боты (на |
трудоем |
|||
дования. Число часов работы |
п/п |
вание |
работы, |
один аг |
кость ра |
нитель |
в год |
|
работы |
ч |
регат), |
боты, |
|
|
|
|
|
чел.-ч |
чел.-ч |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Продолжение
Квартал и месяц межремонтного периода
|
I |
|
|
II |
|
|
|
III |
|
|
IV |
|
|
V |
|
|
V I |
|
|
V II |
|
|
V III |
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
8 |
j 9 |
10 | |
11 I |
12 |
| |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
| |
25 |
26 |
2 7 1 2 8 1 |
2 э | 30| |
|||
|
M i l l |
|
|
|
1 |
|
1 |
|
M i l l |
|
|
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
9
гистру СССР, в том числе для непрерывного классификацион ного освидетельствования.
Планы-графики разрабатывают лица командного состава по своим заведованиям. Руководят разработкой по принадлежности старший помощник капитана и старший механик; отвечает за
составление планов-графиков капитан.
Кроме планов-графиков, судовая администрация составляет: ведомость обеспечения сменным оборудованием и сменно-запас
ными частями (СЗЧ); ведомость обеспечения материалами и полуфабрикатами;
ведомость обеспечения специнструментом и полуфабрикатами; пояснительную записку с указанием расчета объема работ по ТО, численности и состава ремонтной бригады, перечня работ, ко
торые должны быть выполнены судовым экипажем, СРВ и ВТО. На основе судового плана-графика капитан через группового
инженера представляет в службу судового хозяйства (ССХ) па роходства годовые заявки на ТО своего судна. Разработку типовых планов-графиков ТО обеспечивает ССХ. В типовом плане-графи ке указывают состав, периодичность, трудоемкость и исполнителя работ по ТО всех судовых конструкций и технических средств.
В дополнение к типовым планам-графикам ССХ обеспечивает разработку документов, определяющих номенклатуру и количест во сменного оборудования, узлов и деталей, номенклатуру и тру доемкость ТО судна с распределением между исполнителями.
Ответственность за ТО судовых технических средств несут по принадлежности старший помощник капитана, старший механик и начальник судовой радиостанции. Эти лица устанавливают поря док и последовательность выполнения работ, назначают ответст венных лиц, непосредственно руководят работами.
Работы по ТО выполняют при непосредственном участии от ветственных по заведованиям лиц судового командного состава. Они обязаны присутствовать при вскрытии и закрытии судовых технических средств, производить осмотр и дефектацию деталей и узлов, участвовать в выполнении контрольных замеров и зано сить их в технический формуляр и журнал регистрации отказов, дефектов и недостатков, контролировать объем, качество выполня емых работ и принимать по окончании работ технические средст ва своего заведования. ТО может производиться под непосредст венным наблюдением вахтенного начальника.
Все работы по главным двигателям выполняют под непосредст венным наблюдением и контролем старшего механика или (по его поручению) второго механика.
§ 3. НАДЗОР ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СУДОВ
Все суда в СССР с момента проектирования и до списания подлежат обязательному техническому и санитарному надзору, а также надзору в отношении противопожарного состояния и выпол нения правил охраны труда.
ю
J
Такой надзор осуществляют Регистр СССР, органы санитарноэпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР
и органы пожарной охраны ММФ. Однако и технический надзор включает проверку соответствия противопожарной защиты требо ваниям Правил Регистра, осуществляемую при освидетельствова ниях судна.
Надзор за выполнением правил техники безопасности на судах осуществляет техническая инспекция профсоюза рабочих морского и речного флота.
За рубежом для надзора за техническим состоянием судов в различное время были созданы классификационные общества, ко торые являются доверительными органами страховых компаний (например, в США — Американское бюро судоходства, в Англии — Регистр Ллойда, во Франции — Французское Бюро Веритасит. д.).
Эти |
общества |
разрабатывают правила |
постройки |
и наблюдают |
за |
постройкой |
морских стальных судов, |
выдают |
сертификаты, |
на основании которых страховые общества страхуют суда и грузы, периодически проверяют во время эксплуатации техническое со стояние судов и возобновляют или аннулируют с течением вре мени сертификаты. Для этих целей классификационные об щества почти во всех портах мира имеют своих сюрвейеров (ин спекторов) .
§ 4. РЕГИСТР СССР
Регистр СССР является государственным органом, который проводит технический надзор за:
выполнением на судах, совершающих международные рейсы, требований международных договоров по вопросам торгового мо реплавания;
всеми пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также другими самоходными судами с главным двигателем мощностью не менее 75 л. с. и несамоходны ми судами валовой вместимостью не менее 80 per. т (кроме того, Регистр осуществляет классификацию и обмер этих судов);
судовыми холодильными установками с точки зрения безопас ности судов (по особой заявке судовладельца Регистр осуще ствляет классификацию холодильных установок и переносных хо
лодильных контейнеров, |
предназначенных |
для транспортировки |
||
на судах); |
|
|
|
|
. |
подъемными устройствами грузоподъемностью в 1 т и более. |
|||
В результате надзорной деятельности Регистр выдает на судно |
||||
соответствующие документы (свидетельства, |
сертификаты), |
а так |
||
же |
при необходимости вспомогательные документы (акты, |
прото |
||
колы, донесения, журналы). |
|
|
||
ся |
Судовые документы, выданные Регистром, должны находить |
|||
на судне. |
|
|
|
|
|
Документы Регистра, подтверждающие выполнение требований |
|||
Правил классификации |
и постройки морских судов и Правил по |
11