ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Из формулы видно, что значение коэффициента Knp изме
няется по геометрической прогрессии. Закономерность его из менения в зависимости от времени и показывает, как будет изменяться полезный эффект в виде дополнительной продук
ции в зависимости от продолжительности производительного использования средств. Метод учета потерь от заморажива ния капитальных вложений предполагает приведение разно
временных затрат к одинаковому для всех сравниваемых ва риантов году, чаще всего к году окончания создания объекта.
C учетом потерь от замораживания капитальные вложения
называются приведенными капитальными вложениями.
Исходя из того, что учет ущерба от замораживания кап вложений определяется на основе применения коэффициента,
учитывающего средний эффект, который может быть получен при условии производительного их использования, размер по терь от замораживания средств (К) в течение одного года оп
ределяется по формуле:
Knp = К + En К ил и Л' (1 + £н) •
Легко показать, что при замораживании тех же средств в течение двух лет приведенные капитальные вложения уже
определятся так:
Knpj = KU ÷ £н)2.
Вобщем случае, когда создание объекта осуществляется
втечение t лет, капитальные вложения, приведенные к по следнему году строительства, определяются из выражения:
Knp = Ki (1 + Eil)'~' + K2 (1 + Kn)'~2 +...+ κt-i (1 + Eii) + Ki
и TT и |
* |
l~i |
|
Knp≈∑Ki( +Eii) , |
|
|
/=і |
|
где |
t — общая продолжительность строительства объектов в |
|
|
годах (плановая или |
фактическая); |
/(/ — капитальные вложения каждого последующего года; і—порядковый номер года, начиная с первого года
строительства.
Приведенные капитальные вложения, вычисленные по вы шеуказанному выражению, показывают, какие потери имеет народное хозяйство при направлении средств в строительство объектов основных производственных фондов по сравнению с производительным их использованием. Все эти расчеты ис ходят из того, что, во-первых, рубль, затраченный сегодня, неравноценен рублю, который будет затрачен в будущем, и,
во вторых, что абсолютная величина эффекта, получаемого от реализованных капитальных вложений, увеличивается год от года, если полученный прирост продукции используется для последующих производительных вложений.
242
Рассмотрим Методы учета фактора времени в зависимости от различий в использовании капвложений во времени.
1. Влияние фактора времени на экономическую эффектив ность капитальных вложений при различной продолжительно сти создания объектов основных производственных фондов.
Пусть имеется два варианта строительства аэропорта, осу
ществляемого с различной продолжительностью и, как след ствие, различным планированием вложений средств. По пер вому варианту общей стоимостью 16 млн. руб. период строи
тельства — 4 |
года |
с распределением |
по |
годам 5; 4; 4 и |
|
3 млн. |
руб.; |
по |
второму варианту |
общей стоимостью |
|
17 млн. |
руб. — срок |
строительства 3 года с |
распределением |
по годам 6; 5 и 6 млн. руб. соответственно. Коэффициент при ведения принять равным коэффициенту эффективности, т. е.
£■„=0,09.
Чтобы оценить, какой из рассматриваемых вариантов ка
питальных вложений является эффективней, необходимо за
траты по каждому из вариантов привести в сопоставимый вид, т. е. осуществить приведение первоначальных вложений к году окончания строительства. Исходя из общей теории эф
фективности более эффективным вариантом будет тот, для ко торого окажутся меньшими приведенные капитальные вложе ния.
Приведенные капитальные вложения двух указанных ва риантов определяются следующим образом:
∕<∏P4 ≡ 5 (1 + 0,09)-3 + 4(1 + 0,09)2 + 4 (1 + 0,09) +
+ 3 = 18,587 млн. руб.;
Arlipa = 6(1 + 0,09)2 + 5 (1 + 0,09) + 6 = 18,578 млн. руб.
Приведенные капитальные вложения для второго вариан та оказались меньше, хотя сметная стоимость для него выше на 1 млн. руб. Значит более эффективным для народного хо зяйства является второй вариант.
2. Учет фактора времени в случае различного распреде
ления общего объема капвложений по годам при одном и том
же времени строительства. Общая теория эффективности кап вложений доказывает, что наиболее эффективным с народно хозяйственной точки зрения в таком случае является вариант,
вкотором распределение вкладываемых средств по годам внутри общего периода с каждым годом увеличивается. Ме
нее эффектйвным является вариант с равномерным распреде лением* средств по годам и наименее эффективным, когда ежегодные ассигнования при планировании или освоений средств из года в год сокращаются. Это объясняется тем, что
впервом варианте омертвление капитальных вложений явля
243
ется ліинимильным н первые годы, тогда как по третьему иа рианту наоборот вложения максимально омертвляются в пер вые годы.
Из изложенного вытекает общий вывод о том, что повы шение эффективности капитальных вложений требует, чтобы размер вкладываемых средств при создании объектов основ ных производственных фондов осуществлялся с нарастанием
от первого к последнему году,
3, Учет фактора времени при разновременности вложе ний. C этим приходится сталкиваться в тех случаях, когда со здание объектов производственных фондов осуществляется очередями — в 2-3 этапа. Чтобы оценить влияние фактора
времени при этом, г. е. решить, какой из варинтов эффектив нее для народного хозяйства, необходимо сделать их сопоста вимыми. Для этого более поздние затраты, которые предпо лагается осуществить через / лет, привести к текущему пе
риоду. Суть вопроса состоит в том, чтобы оценить, чему бу
дут эквивалентны сегодня средства, которые будут вложены через несколько лет. Если найденная сумма окажется мень ше отложенной, значит имеет смцісл отложить строительство второй очереди на t лет.
Чтобы приравнять затраты будущих периодов к текуще му, необходимо затраты будущих периодов разделить на ко
эффициент (1+Е„) или, |
что то же самое, умножить на коэф |
|
фициент |
— ■ i ■ |
|
Пусть разработан проект аэропорта с учетом потребностей |
||
транспортных |
перевозок |
с перспективой на 10 лет с разно |
временным осуществлением капитальных вложений, а имен но:
первый вариант — общая стоимость 10 млн. руб. при ус
ловии, что в первый год будет вложено 5 млн. руб., через пять
лет — еще 3 млн. и через 7 лет — еще 2 млн. руб.; второй вариант — общей стоимостью в 8,5 млн. руб., но с
условием строительства в текущее время. Норматив приве дения при этом Eh=0,09.
Из условия видно, что в случае создания объекта в одну очередь надо сразу вложить 8,5 млн. руб. При строительстве же очередями в настоящее время необходимо вложить лишь
5 млн. руб., т. е. на 3,5 млн. руб. меньше, а это равносильно экономии в данном году 3,5 млн. руб. Но сэкономленные на данном участке средства могут быть вложены в другой объ
ект, что позволяет увеличить фонд капитальных вложений в данном году. Следовательно, экономический смысл перенесе ния вложений на более позднее время состоит в том, что сэко номленные средства в данном году могут быть производитель
244
но использованы в той или другой отраслях народного хозяй ства и принесут за эти годы определенный эффект.
Чтобы оценить, какой из рассматриваемых вариантов яв ляется более эффективным для народного хозяйства, приве
дем капитальные вложения будущих периодов к настоящему (текущему) периоду. Затраты 3,0 млн. руб. через 5 лет, при
веденные к первому году, составят 1,953 млн. руб.; затраты
2 млн. руб. через 7 лет, приведенные к первому году, соста
вят:
κ∙∙>- = 2 (1 |
+l0,09)' = 1⅛≡1 -08β МЛИ- |
py6' |
|
Сумма затрат, |
приведенная к первому году, |
для первого |
|
варианта |
|
|
|
Knp, = 5+ 1,953+ 1,086 = 8,049 млн. |
руб., |
||
|
к |
млн. руб. |
|
тогда как по второму варианту требуется 8,5 |
Следовательно, первый из сравниваемых вариантов, при веденный к начальному году, оказывается выгоднее для на родного хозяйства.
Так решается вопрос выбора более эффективного вариан та, если они различаются разновременностью затрат.
Из рассмотренного вытекает вывод о том, что в интересах
народного хозяйства не следует допускать вложения в объек ты, создание которых может быть без ущерба отложено на бо лее поздние сроки.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в указанных
выше методах расчета влияния фактора времени на эффек тивность капитальных вложений сумма приведенных капи тальных вложений по сравниваемым вариантам имеет зна
чение только для выбора лучшего из них. Самостоятельного же значения абсолютная величина приведенных капитальных вложений ‰ не имеет и не характеризует затраты на созда ние объекта. Вот почему в типовой методике указывается, что «приведение разновременных затрат используется только в расчетах экономической эффективности вариантов и не мо жет служить основанием для изменения сметной стоимости строительства».
Г>. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ НОВОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
При оценке экономической эффективности внедрения в эксплуатацию новой авиационной техники руководствуются положениями сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, изложенными выше. Вместе с тем в
245
такого рода расчетах необходимо учитывать некоторые допол нительные условия.
На воздушном транспорте более целесообразно опреде лять показатели сравнительной экономической эффективности через удельные единицы измерения себестоимости перевозок и капитальных вложений. Так как большинство современных транспортных самолетов перевозит пассажиров и грузы одно временно, эффективность внедрения их в эксплуатацию оце нивается в целом по пассажирским и грузовым перевозкам.
Исходя из этого приведенные затраты на внедрение в эксплу
атацию нового летательного аппарата рассчитываются по формуле:
’ |
3a = Ci +EaKl, |
|
где Ci — себестоимость 1 ткм., руб./прив. |
ткм.; |
|
Ki— удельные |
капиталовложения в целом по самолету |
|
с учетом |
капиталовложений в |
аэропорты и АТБ, |
оборотные средства, руб./прив. ткм.;
Ea — нормативный коэффициент экономической эффек тивности, равный при внедрении новой авиацион
ной техники на отдельных эксплуатационных пред приятиях 0,07.
Себестоимость авиационных перевозок определяется через себестоимость летного часа, методика исчисления которой из ложена в гл. 8.
При значительном различии скоростей полета у сравнива емых типов летательных аппаратов следует учитывать стои мостную оценку скорости доставки пассажиров и грузов, ко
торая в случае пассажирских перевозок суммируется с теку
щими затратами, т. е. себестоимостью единицы продукции.
Известно, что увеличение скорости полета транспортных самолетов сопровождается снижением себестоимости перево зок, так как себестоимость 1 ткм определяется отношением себестоимости летного часа к произведению коммерческой
загрузки па рейсовую скорость. Следовательно, повышение скорости полета самолетов при прочих равных условиях при водит к снижению приведенных затрат.
Наряду с этим повышение скорости передвижения пасса жиров и грузов также дает возможность сэкономить время в пути и на основе этого высвободить трудовые ресурсы насе ления для производственной деятельности и ускорить грузо оборот товаров. Поскольку гражданская авиация является преимущественно пассажирским видом транспорта, особое значение имеет ускорение доставки пассажиров. По подсче
там экономистов экономия общественного времени по пасса жирам, перевезенным Аэрофлотом в 1969 г., составила около 70 млн. человеко-дней. Поэтому для воздушного транспорта
246