Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Г л а в а II
ДВИГАТЕЛЬ
ПАРАМЕТРЫ Д В И Г А Т Е Л Я И ЕГО РАБОТА
В двигателе внутреннего сгорания топливо сгорает непосред ственно внутри цилиндров двигателя, и тепловая энергия, выде ляющаяся при сгорании, преобразуется в механическую работу.
По рабочему |
процессу |
двигатели |
разделяются на ч е т ы |
|
р е х т а к т н ы е |
и |
д в у х т а к т н ы е , |
а по способу приготов |
|
ления горючей |
смеси и ее |
воспламенения — на к а р б ю р а |
||
т о р н ы е и д и з е л ь н ы е . |
|
|
||
Совокупность |
процессов, периодически повторяющихся |
в определенной последовательности в цилиндре двигателя во
время его работы, |
называется р а б о ч и м ц и к л о м . |
|
||||
Карбюраторные двигатели, устанавливаемые на отечествен |
||||||
ных автомобилях, четырехтактные. |
|
|
||||
В четырехтактном двигателе рабочий цикл совершается за |
||||||
четыре такта — впуск, сжатие, |
рабочий ход |
(сгорание и расши |
||||
рение) и выпуск. |
|
процесс, происходящий в |
цилиндре |
|||
Т а к т о м |
называется |
|||||
за один ход поршня. |
|
|
|
|
||
Х о д о м |
п о р ш н я S |
называется путь, |
проходимый порш |
|||
нем от одной мертвой точки до другой (рис. 2, а). |
верхние |
|||||
М е р т в ы м и |
т о ч к а м и |
называются |
крайние |
и нижние положения поршня. Верхняя мертвая точка сокра
щенно обозначается в.м.т., нижняя |
мертвая |
точка — н.м.т. |
Р а б о ч и й о б ъ е м ц и л и н д р а |
Vp — это |
объем, осво |
бождаемый поршнем при движении от в.м.т. до н.м.т. (рис. 2, б). О б ъ е м к а м е р ы с г о р а н и и я Vo (ее иногда называ*
10
Объем камеры |
Рабочий объем |
Полный объем |
ееорашя |
цилиндра |
цилиндра |
|
6 |
|
Рис. 2. (Параметры цилиндра двигателя:
а — ход поршня и мертвые точки; б — объемы цилиндра
ют также камерой сжатия) — это |
объем цилиндра над порш |
нем, находящимся в в.м.т. |
|
П о л н ы й о б ъ е м ц и л и н д р а |
Vn— это рабочий объем ци |
линдра плюс объем камеры сгорания.
Л и т р а ж — это рабочий объем всех цилиндров двигателя, выраженный в литрах.
С т е п е н ь с ж а т и я — это отношение полного объема ци линдра к объему камеры сгорания.
Таким образом, степень сжатия выражается отвлеченным числом, показывающим, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания.
И
И н д и к а т о р н а я |
м о щ н о |
с т ь — это мощность, разви |
ваемая газами, расширяющимися |
в цилиндрах двигателя (без |
|
учета потерь). |
м о щ н о с т ь — это мощность, развивае |
|
Э ф ф е к т и в н а я |
мая на коленчатом валу двигателя. Такая мощность на 10— 15% меньше индикаторной за счет потерь на трение в двига теле и приведение в движение его вспомогательных механизмов.
Л и т р о в о й м о щ н о с т ь ю называется наибольшая эф фективная мощность, получаемая с одного литра рабочего объе ма (литража) цилиндров двигателя.
РАБОЧИЙ ЦИКЛ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
I такт — впуск (рис. 3). При движении поршня от в.м.т. к н.м.т. (вниз) в цилиндре за счет увеличения объема создается разрежение, под действием которого из карбюратора через от крывающийся впускной клапан в цилиндр поступает горючая смесь — смесь паров бензина с воздухом. В цилиндре горючая смесь смешивается с оставшимися в нем от предшествующего рабочего цикла отработавшими газами и образует р а б о ч у ю
сме с ь .
II такт —сжатие. Поршень движется от н.м.т. к в.м.т. (вверх),
при этом оба клапана закрыты. Так как объем в цилиндре умень шается,'происходит сжатие рабочей смеси.
III такт — рабочий ход. В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется электрической искрой и быстро сгорает. При этом выделяется много тепла, и газы, расширяясь, создают силь ное давление на поршень, перемещая его вниз. Сила давления газов от поршня передается через поршневой палец и шатун
Таблица 2
Давление и температура в цилиндрах четырехтактного карбюраторного двигателя
Такты |
Давление, кг/см3 |
Температура, °С |
Впуск |
0,80—0,90 |
70—80 |
Конец сжатия |
10—12 |
3000—4000 |
Начало рабочего хода |
35—40 |
2200—2500 |
Выпуск |
1,1 —1,2 |
700—900 |
на коленчатый вал, образуя на нем определенный крутящий момент. Во время рабочего хода тепловая энергия преобразует ся в механическую работу.
12
Рис. 3. Процесс работы четырехтактного карбюраторного двига теля
IV такт — выпуск. После совершения полезной работы пор шень движется от н.м.т. к в.м.т. (вверх) и выталкивает отра ботавшие газы наружу через открывающийся выпускной клапан.
Для получения равномерного вращения коленчатого вала делают многоцилиндровые двигатели.
Например, в цилиндрах четырехцилиндрового двигателя за два оборота коленчатого вала получается не один, а четыре рабочих хода, в шестицилиндровом — шесть и т. д.
Величины давлений и температур в цилиндре при работе двигателя приведены в табл. 2.
13
К РИ В О Ш И П Н О - Ш А Т У Н Н Ы Й М Е Х А Н И ЗМ
г— ГАЗ-51 А —
Рис. 4. Детали кривошипно-шатунного механизма:
1 — поршень; |
2 — компрессионные кольца; 3 — маслосъем |
||||||
ные кольца; |
4 — поршневой палец; 5 — втулка |
верхней го |
|||||
ловки |
шатуна; |
6 — стопорное |
кольцо; |
7 — шатун; 8 — ша |
|||
тунный |
болт; |
9 — вкладыши нижней |
головки; |
10 — колен |
|||
чатый |
вал; И — крышка шатуна; 12 — маховик; 13 — зуб |
||||||
чатый венец; |
14 — коренные шейки; |
15 — шатунные шейки; |
|||||
16 — противовесы; 17— носок; |
18 |
— фланец |
коленчатого |
||||
|
|
|
вала |
|
|
|
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразова ния возвратно-поступательного движения поршней во враща тельное движение коленчатого вала и передачи крутящего мо мента на трансмиссию.
Он состоит из неподвижных деталей (блока цилиндров, го ловки цилиндров, картера) и подвижных деталей (поршней с пальцами и кольцами, шатунов, коленчатого вала с подшип никами, маховика) (рис. 4).
Б л о к ц и л и н д р о в представляет собой общую отливку цилиндров с верхней частью картера.
Цилиндры могут располагаться в блоке в один ряд верти кально (двигатели ГАЗ-51, ЗИЛ-164А) или в два ряда V-образ- но под углом 90° (двигатели 3M3-53, ЗИЛ-130).
14
При этом в каждом ряду размещаются четыре цилиндра, образующих правую и левую группы (рис, 5). Левая группа по отношению к правой смещена вперед (рис. 5, а), что позволяет на одной шатунной шейке коленчатого вала укреплять по два шатуна.
Блоки цилиндров двигателей отливают из серого чугуна (ГАЗ-51, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130) или алюминиевого сплава (3M3-53, ЗМЗ-66). В целях уменьшения износа в верхнюю часть цилиндров запрессовывают короткие вставки из антикоррозий ного износостойкого чугуна (ГАЗ-51, ЗИЛ-164А).
В блоки цилиндров двигателей 3M3-53, 66 и ЗИЛ-130 уста навливают легкосъемные мокрые (омываемые водой) чугун ные гильзы с кислотоупорными вставками в верхней части. Уплотнение гильз в нижней части достигается двумя резиновы ми или медными кольцами, а в верхней части — прокладкой головки блока.
Нижняя часть картера блока цилиндров закрывается сталь ным штампованным поддоном, в котором помещается необхо димый запас масла. Поддон при помощи болтов прикрепляют к верхней части картера, а для уплотнения между ними уста навливают пробковую прокладку.
Г о л о в к у ц и л и н д р о в отливают из алюминиевого сплава и при помощи болтов и шпилек прикрепляют к блоку цилиндров. Для уплотнения между головкой цилиндров и бло ком ставят стале-асбестовую прокладку. С внутренней стороны головки цилиндров расположены камеры сгорания. Как блок цилиндров, так и его головки имеют двойные стенки, образую щие рубашку, в которой циркулирует охлаждающая жид кость.
В рядных двигателях головка цилиндров одна, а у V-об- разных — две, по одной взаимозаменяемой головке на каждый ряд цилиндров.
П о р ш н и служат для восприятия при рабочем ходе силы давления газов и передачи этой силы через поршневой палец и шатун на коленчатый вал, а также для совершения вспомо гательных тактов. Поршень имеет головку, две бобышки и на правляющую часть (юбку). Верхняя часть головки поршня на зывается днищем. Вследствие неодинакового расширения голов ки и юбки поршня (головка больше нагревается, а поэтому и больше расширяется) диаметр головки выполняют меньше диаметра юбки.
С внешней стороны головки поршня делают кольцевые вы тачки (канавки) для установки поршневых колец.
Поршни отливают из алюминиевого сплава. Направляющая часть поршней (юбка) разрезная, имеет овальную форму с уве личенным диаметром в плоскости, перпендикулярной оси порш невого пальца. При сборке двигателя поршень разрезом юбки устанавливают в левую (по ходу автомобиля) сторону.
15
Рис. 5. Блок цилиндров и схематический разрез V-образ- ного двигателя:
1 |
а — блок цилиндров; б — разрез двигателя |
|||
— цилиндр; |
2 — гильза |
цилиндра; 3 — вставка |
гильзы; |
|
4 |
— головка |
цилиндров; |
5 — клапан; 6 — свеча |
зажига |
ния; 7 — штанга; 8 — поршень; 9 — шатун; 10 — колен чатый вал
В головку поршня двигателя ЗИЛ-130 залита чугунная вставка, в которой проточена канавка для установки верхнего компрессионного кольца (рис. 6).
П о р ш н е в ы е |
к о л ь ц а |
служат для уменьшения утечки |
газов из цилиндра |
в картер |
(компрессионные), а также для |
удаления излишнего масла со стенок цилиндра (маслосъемные). Кольца изготовляют из дерого чугуна (для маслосъемных колец иногда применяется сталь). На поршне двигателя ГАЗ-51 уста навливают два компрессионных и два маслосъемных кольца. Верхнее компрессионное кольцо (в двигателе ЗИЛ-130 два верх них) хромированное, а остальные — луженые. На поршне дви гателя 3M3-53 — два компрессионных и одно маслосъемное кольцо.
На поршнях двигателей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 устанавли вают по три компрессионных и по одному маслосъемному коль цу. Маслосъемное кольцо двигателя ЗИЛ-130 состоит из двух стальных колец и двух расширителей — осевого и радиального.
П о р ш н е в о й п а л е ц служит для подвижного соедине ния поршня с шатуном. Поршневой палец изготовляют пустоте лым из стали с поверхностной закалкой токами высокой часто ты. Для предупреждения продольного перемещения пальца, что могло бы вызвать задиры стенок цилиндра, его закрепляют в бобышках поршня при помощи двух стопорных колец, встав ляемых в кольцевые вытачки бобышек. Этот способ крепления позволяет поршневому пальцу поворачиваться в головке шатуна и в бобышках поршня, такой палец называется плавающим.
Ш а т у н служит для передачи силы давления газов от поршня на коленчатый вал при рабочем ходе, а при вспомога тельных тактах — от коленчатого вала к поршню. Шатун со стоит из стержня двутаврового сечения, верхней головки, в ко торую запрессовывается бронзовая втулка, и нижней разъемной головки, которая вместе со вкладышами образует шатунный подшипник. Вкладыши нижней головки стальные, залитые тон
ким слоем антифрикционного (уменьшающего трение) |
сплава. |
У двигателей ГАЗ-51, ЗИЛ-164А вкладыши залиты баббитом — |
|
сплавом, содержащим олово, свинец, медь и сурьму, а у двига |
|
телей ЗМЗ — алюминиевым сплавом. В двигателе |
ЗИЛ-130 |
вкладыши шатунных подшипников триметаллические, состоящие из стальной ленты, на которую нанесен медно-никелевый под слой, покрытый антифрикционным сплавом СОС-6-6.
У V-образных двигателей на одной шатунной шейке уста навливают два шатуна так, чтобы у правого ряда цилиндров номер на шатуне был обращен назад, а левого ряда — вперед, т. е. должен совпадать с надписью на поршне «вперед».
К о л е н ч а т ы й в а л воспринимает силу давления газов от поршней через шатуны и передает крутящий момент на транс миссию автомобиля. Он состоит из коренных и •ш&тушшх..щеек, щёк, противовесов фланца для крепления маховика-.-и носка с внутренней резьбой для ввертывания храповик^, ^кучно-т.
17