Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Рис. 6. Детали поршневой группы двигателя ЗИЛ-130:
1 — стальные кольца; 2 — осевой расширитель; 3 — радиальный расшири тель; 4 — нижнее компрессионное кольцо; 5 — верхнее компрессионное кольцо; 6 — стопорное кольцо; 7 — поршневой палец; 8 — поршень; 9 — ша тун; 10 — чугунная вставка; 11-~ втулка; 12 — шатунный болт; 13 — крыш ка; 14 — вкладыши; 15 — метка
Противовесы служат для разгрузки коренных подшипников от вредного действия центробежных сил. Для подвода смазки от коренных шеек к шатунным просверлены каналы.
В шестицилиндровом рядном двигателе кривошипы колен чатого вала располагаются попарно; 1-й с 6-м, 2-й с 5-м и 3-й
18
с 4-м под углом 120°, что обеспечивает равномерное чередова ние рабочих ходов.
У V-образных двигателей четыре кривошипа расположены попарно под углом 90° по отношению друг к другу.
К о р е н н ы е п о д ш и п н и к и представляют собой сталь ные тонкостенные вкладыши, залитые антифрикционным спла вом (у двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А — баббитом). Верхний вкладыш подшипника устанавливают в гнездо картера, а ниж ний — в крышку подшипника, которую при помощи болтов при крепляют к картеру.
Вкладыши коренных подшипников V-образных двигателей триметаллические, состоящие из стальной ленты, покрытой медью, никелевым подслоем и по нему слоем баббита.
Коренных подшипников в двигателе ГАЗ-51 четыре, в дви гателе ЗИЛ-164А — семь, а у V-образных двигателей 3M3-53
иЗИЛ-130 — по пяти.
Ма х о в и к отливают из чугуна; он служит для вывода поршней из мертвых точек, равномерного вращения коленчатого вала при вспомогательных тактах, облегчения пуска двигателя
иплавного трогания автомобиля с места.
На обод маховика напрессовывают стальной зубчатый ве нец для пуска двигателя стартером.
Крепление двигателя на раме осуществляется на упругих опорах с резиновыми подушками.
Двигатели ГАЗ-51 и 3M3-53 укрепляют на четырех точ ках: впереди — на двух лапах пластины крышки распредели тельных шестерен (ГАЗ-51) или на двух кронштейнах, прива ренных к блоку цилиндров (3M3-53), сзади — на двух лапах картера сцепления.
Двигатели ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 укрепляют на трех точках: впереди — на кронштейне, установленном на крышке распреде лительных шестерен, сзади — на двух лапах картера сцепления. Во всех точках крепления двигателей имеются резиновые по душки.
Г А З О Р А С П Р Е Д Е Л И Т Е Л Ь Н Ы Й М Е Х А Н И ЗМ
Газораспределительный механизм служит для своевремен ного впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отра ботавших газов.
В двигателях применяют два типа газораспределительных механизмов с нижним и верхним расположением клапанов. При нижнем расположении (двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А) клапа ны устанавливают в блоке цилиндров (рис. 7, а), а при верх нем расположении — (двигатели 3M3-53 и ЗИЛ-130) — в голов ке цилиндров (рис. 7, б).
При нижнем расположении клапанов газораспределитель ный механизм состоит из распределительных шестерен, распре-
19
Рис. 7. Газораспределительные механизмы:
а — с нижним расположением клапанов; б — с верхним распо
|
ложением клапанов |
|
||
1 — распределительный |
вал; 2 — толкатель; 3 — регулировоч |
|||
ный болт; |
4 — пружина |
клапана; |
5 — направляющая |
втулка |
клапана; |
6 — клапан; 7 — штанга; |
8 — регулировочный |
винт |
|
|
коромысла; 9 — коромысло |
|
делительного вала, толкателей с направляющими втулками, клапанов, их направляющих втулок и пружин с деталями креп ления на стержнях клапанов. Если расположение клапанов верхнее, то имеются еще штанги и коромысла привода клапанов.
Действие газораспределительного механизма при нижних клапанах заключается в следующем. От коленчатого вала через пару распределительных шестерен вращение передается рас пределительному валу. Кулачок вращающегося распределитель ного вала приподнимает толкатель, установленный в направ ляющей секции или непосредственно в отверстии блока, тол катель через регулировочный болт 3 поднимает клапан, сжи мая пружину 4, а клапан, приподнимаясь, открывает отверстие канала блока. При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок выпуклой частью сходит с толкателя, последний опускается и вместе с ним опускается клапан под действием пружины (см. рис. 7, а).
Газораспределительный механизм с верхним расположе нием клапанов действует следующим образом. При вращении распределительного вала движение от кулачка передается по следовательно на толкатель, штангу, регулировочный винт и
20
коромысло, которое другим концом нажимает на стержень кла пана и, сжимая пружину, опускает его вниз. При этом откры вается отверстие, соединяющее канал головки цилиндра с ка мерой сгорания.
Р а с п р е д е л и т е л ь н ы е ш е с т е р н и изготавливают косозубчатыми, что обеспечивает их бесшумную работу. Веду
щая |
шестерня, установленная на |
коленчатом валу, |
стальная, |
||
а на |
распределительном |
валу — тек |
|
|
|
столитовая (двигатели |
ГАЗ-51 |
и |
|
|
|
3M3-53) или чугунная |
(двигатели |
|
|
||
ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130). |
|
|
|
|
|
Для того чтобы клапаны откры |
|
|
|||
вались и закрывались при определен |
|
|
|||
ном положении поршня в цилиндре, |
|
|
|||
шестерни при сборке должны вводить |
|
|
|||
ся в зацепление по. установочным мет |
|
|
|||
кам (рис. 8). |
|
|
|
|
|
Р а с п р е д е л и т е л ь н ы й ва л , |
|
|
|||
изготовленный из стали (на двигателе |
|
|
|||
ЗИЛ-130 чугунный), служит для свое |
|
|
|||
временного открытия клапанов. Вал |
|
|
|||
вращается в скользящих подшипни |
|
|
|||
ках, представляющих собой стальные |
|
|
|||
втулки, залитые слоем баббита и за |
|
|
|||
прессованные в гнезда блока цилинд |
|
|
|||
ров. На валу имеются кулачки, экс |
|
|
|||
центрик для привода топливного насо |
Рис. 8. Установочные метки |
||||
са и шестерня привода масляного на |
на распределительных шес |
||||
соса и прерывателя-распределителя. |
тернях: |
||||
Для уменьшения износа опорные шей |
1 — шестерня |
коленчатого |
|||
ки подвергают поверхностной закалке |
вала; 2 — шестерня распре |
||||
токами высокой частоты. |
|
|
делительного вала |
||
|
дви |
|
|
||
На распределительном валу |
|
|
гателя ЗИЛ-130 кроме приводной шестерни установлена шес терня привода прерывателя-распределителя.
Осевое смещение распределительного вала, вызываемое косозубчатыми шестернями, воспринимается стальным флан цем, прикрепленным двумя болтами к передней стенке блока цилиндров.
Т о л к а т е л и двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А представ ляют собой полые стержни с тарелками. В верхнюю часть тол
кателя ввернут болт |
с контргайкой для регулировки зазора. |
На двигателе ГАЗ-51 |
толкатели помещаются в направляющих, |
выполненных непосредственно в блоке цилиндров. В двигате ле ЗИЛ-164А толкатели установлены в двух съемных направ ляющих секциях, которые не взаимозаменяемы. Передняя секция имеет маркировку в виде стрелки, направленной вперед.
21
а
Рис. 9. Механизм поворота клапана двигателя ЗИЛ-130:
а — установка и крепление выпускного клапана; б — начальное положение механизма; в — конечное рабочее положение механизма
1 — клапан; 2 — направляющая втулка; 3 и 7 — замочные кольца; 4 — кор
пус механизма; 5 — шарики; |
6 — опорная шайба; |
8 — пружина |
клапана; |
9 — тарелка; 10 — сухарь; 11 |
— дисковая пружина; |
12 — пружина |
шарика; |
13 — натрий; 14 — головка цилиндров; 15 — седло клапана
На двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 толкатели плунжерного типа, стальные с наплавкой специального чугуна на торце. Штан
ги изготавливают |
из алюминиевого сплава (3M3-53) или из |
стали (ЗИЛ-130) |
с закаленными стальными наконечниками. |
К л а п а н ы |
служат для сообщения и разобщения впуск |
ных или выпускных каналов с цилиндрами. |
|
Впускные клапаны изготовляют из хромистой стали, а вы |
пускные из жаропрочной стали — сильхрома. Выпускные кла паны двигателя ЗИЛ-164А составные: головка из жаропрочной стали, а приваренный к ней стержень — из хромистой стали.
Для лучшего наполнения цилиндра горючей смесью голов ку впускного клапана изготовляют большего диаметра, нежели выпускного. На конце стержня клапана делают кольцевую вы тачку, в которую вставляют конусные сухари для крепления опорной тарелки клапанной пружины. Клапан устанавливают в чугунных или металлокерамических (двигатель 3M3-53) на правляющих втулках, запрессованных в блок или головку ци линдров.
22
Для лучшего охлаждения стержень выпускного клапана двигателей ЗИЛ-130 и 3M3-53 имеет сверление, заполненное натрием, а тарелка клапана — жаропрочную наплавку посадоч ной фаски. Для повышения срока службы выпускные клапаны ЗИЛ-130 принудительно поворачиваются специальным меха низмом.
Скорость вращения клапана 30 об/мин при 3200 об/мин коленчатого вала.
Механизм поворота клапана состоит из неподвижного кор пуса 4 (рис. 9, а), шариков 5 с возвратными пружинами 12, расположенными в наклонных канавках корпуса, конической дисковой пружины 11, опорной шайбы 6, которая воспринимает давление клапанной пружины, и замочных колец 3 и 7. Весь ме ханизм установлен в специальном углублении, головки цилин дров — на направляющей втулке клапана. Опорная шайба и ди сковая пружина свободно надеты на корпусе.
При закрытом клапане давление клапанной пружины 8 че рез опорную шайбу передается на наружную кромку дисковой пружины (рис. 9, б), которая своей внутренней кромкой опира ется на заплечик корпуса. В это время пружины отжимают ша рики в крайнее положение. При открытии клапана давление клапанной пружины возрастает и коническая дисковая пружина начнет выпрямляться и поворачиваться вокруг шариков 5, В это время давление пружины передается на шарики (рис. 9, в), ко торые, перекатываясь по наклонным канавкам, поворачивают дисковую пружину и опорную шайбу 6, а вместе с ними клапанную пружину и клапан. Во время закрытия клапана давление клапанной пружины уменьшается, а дисковая пружина прекращает нажим на шарики и последние под дей ствием пружин возвращаются в исходное положение. По сле этого механизм снова готов к последующему повороту клапана.
С е д л а к л а п а н о в изготовляют из жаропрочного анти коррозийного чугуна и запрессовывают в гнезда блока или го ловки цилиндров. Рабочая фаска седла клапана имеет угол 45°, Седла впускных клапанов двигателей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130
имеют фаску под углом 30°, |
|
прижатия |
||
П р у ж и н ы |
к л а п а н о в служат для плотного |
|||
клапанов к |
своим |
седлам. Пружина одним |
концом |
упирается |
в блок или |
головку цилиндров, другим — в |
опорную шайбу, |
укрепленную на конце стержня клапана g помощью конусных сухарей.
Т е п л о в о й з а з о р между стержнем клапана и болтом толкателя или носком коромысла устанавливают для обеспече ния плотного прилегания тарелки клапана к седлу, когда общая длина клапана увеличивается вследствие значительного его на грева при работе двигателя. Величины тепловых зазоров при ведены в табл. 3.
23
|
|
Таблица 3 |
|
|
Тепловые зазоры |
|
|
Двигатели |
Тепловые зазоры, мм |
||
впускной клапан |
выпускной клапан |
||
|
|||
ГАЗ-51 и ГАЗ-63 |
0,23 |
0,28 |
|
3M3-53 и ЗМЗ-66 |
0,25—0,30 |
0,25—0,30 |
|
ЗИЛ-164А |
0,20—0,25 |
0,20—0,25 |
|
ЗИЛ-130 |
0,4 —0,45 |
0,4 —0,45 |
Регулировка теплового.зазора осуществляется регулировоч ным болтом толкателя или регулировочным винтом коромысла на холодном двигателе.
ФАЗЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Чтобы получить от двигателя макси мальную мощность, необходимо обеспе чить хорошую очист ку цилиндра от про дуктов сгорания и большее наполнение их горючей смесью. Для этого клапаны открываются и за крываются с некото рым отклонением от мертвых точек.
Моменты откры тия и закрытия кла панов, выраженные в градусах угла по ворота коленчатого вала относительно мертвых точек, на зываются ф а з а м и г а з о р а с п р е д е - , л е н и я.
Впускной кла пан открывается в конце такта выпус ка, когда кривошип коленчатого вала не доходит до в. м. т.
24
на 9—24°, а закрывается в начале такта сжатия, когда криво шип коленчатого вала пройдет н. м. т. на 51—75°. Раннее откры тие и позднее закрытие впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра горючей смесью.
Выпускной клапан открывается в конце такта рабочего хода за 47—57° до н. м. т., что позволяет отработавшим газам начать выходить из цилиндра раньше под собственным избыточным давлением. Выпускной клапан закрывается в начале такта впус ка за 13—39° после в. м. т., что обеспечивает лучшую очистку цилиндра, так как отработавшие газы в это время будут про должать выходить по инерции.
Угол поворота коленчатого вала, на протяжении которого оба клапана в цилиндре открыты, называется перекрытием кла панов, величина перекрытия достигает 22—63° (рис. 10).
ПОРЯДОК РАБОТЫ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Для равномерной работы многоцилиндрового двигателя ра бочие ходы (вспышки) и другие такты в разных цилиндрах должны чередоваться через равный угол поворота коленчатого
ц и л . и |
н д р ы |
Рис. 11. Схема порядка работы цилиндров шестицилиндрового ряд ного двигателя
25