Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
|
|
"V" |
" V " |
|
|
I группа (лрабая) |
Нгруппа(лебая) |
Рис. 12. Схема порядка работы цилиндров восьмицилиндрового V-образно- |
|||
|
|
го двигателя: |
|
а, б, |
в |
к г — работа цилиндров; д — графическое изображение чередования |
|
1, 2, |
3, |
тактов в цилиндрах; |
|
4, 5, 6, 7 и 8 — порядковые номера |
цилиндров; е — расположение |
кривошипов коленчатого вала (вид спереди)
26
вала и |
в определенной для данного двигателя последователь |
ности. |
Эта последовательность называется п о р я д к о м р а |
б о т ы |
ц и л и н д р о в д в и г а т е л я . |
Шестицилиндровые рядные двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А имеют порядок работы 1—5—3—6—2—4 (рис. 11).
Всвязи с тем, что кривошипы коленчатого вала шестици линдрового двигателя расположены под углом 120°, происходит перекрытие тактов на 60°.
Ввосьмицилиндровых V-образных двигателях ЗИЛ-130 и 3M3-53 порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8.
Перекрытие одноименных тактов происходит на 90°, так как кривошипы коленчатого вала располагаются под углом 90°. На пример, если в первом цилиндре происходит рабочий ход, то
через 90° |
поворота коленчатого вала рабочий ход начнется |
|
в пятом |
цилиндре, а |
затем последовательно в 4—2—6—3—7 |
и 8-м цилиндрах (рис. |
12). В связи с тем, что одноименные так |
ты в разных цилиндрах чередуются через 90°, за один оборот коленчатого вала происходит четыре рабочих хода, и поэтому восьмицилиндровые двигатели работают более плавно и устой чиво, нежели шестицилиндровые.
СИСТЕМА О Х Л А Ж Д Е Н И Я
При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя, как уже известно, развивается температура до 2500° С, вызывающая сильный нагрев и расширение деталей, отчего может проис ходить усиленный износ и даже заедание сопряженных деталей. Для отвода излишнего тепла и поддержания температуры дви гателя в пределах 85—90° служит система охлаждения.
На отечественных автомобилях (кроме автомобиля «Запо рожец») применяется жидкостная, герметически закрытая си стема охлаждения с принудительной циркуляцией при помощи центробежного насоса.
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Всистему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока
иголовки цилиндров, радиатор, патрубки, шланги, водяной на сос, термостат, водораспределительная труба (двигатели ГАЗ-51
иЗИЛ-164), вентилятор, жалюзи, указатель температуры воды с датчиком, спускные краники.
Система охлаждения работает следующим образом. После
пуска двигателя, когда клапан термостата закрыт, охлаждаю щая жидкость циркулирует по малому кругу. Центробежный на сос нагнетает жидкость в водораспределительную трубу, распо ложенную вдоль головки или блока цилиндров (двигатели
27
Тем перат ура Воды до 8 0 "
Температ ура Воды выше ВО"
П ГгЩ |
_ |
/ |
|
^ |
| Ц г Т |
Г |
~ 1 |
.0
Рис. 13. Работа системы охлаждения:
а — циркуляция жидкости при закрытом клапане термостата; б — циркуляция жидкости при открытом клапане термостата; в — сердцевина радиатора
1 — ремень привода вентилятора; 2 — спускной краник радиатора; 3 — радиатор; 4 — пробка радиатора; 5 — вентилятор; 6 — перепуск ная трубка; 7 — крыльчатка водяного насоса; 8 — термостат; 9 — ци линдр; 10 — водораспределительная труба; 11 — рубашка головки цилиндров
ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А) или через раструбы в рубашку блока левой и правой групп цилиндров (двигатели 3M3-53 и 66, ЗИЛ-130 и 131), затем жидкость поступает через рубашки ци линдров и головки, омывая термостат, и по перепускной трубке проходит обратно к насосу (рис. 13, а ) , минуя радиатор. По до стижении температуры жидкости 75—80° С клапан термостата открывается и жидкость начнет циркулировать через радиатор по большому кругу, что обеспечивает необходимый отвод тепла
(рис. 13, б).
Р а д и а т о р состоит из нижнего и верхнего бачков, серд цевины, патрубков, горловины с пробкой и пароотводной труб ки. Он служит для охлаждения жидкости путем отдачи тепла окружающему воздуху.
28
Сердцевина радиатора трубчатая и состоит из нескольких рядов плоских трубок, впаянных концами в верхний и нижний
бачки. На трубки нанизывают латунные пластины для увеличе ния охлаждающей поверхности (рис. 13, в).
Непосредственного сообщения с атмосферой радиатор не имеет, оно осуществляется через клапаны пробки (рис. 14) ра-
Рис. 14. Работа клапанов пробки радиатора
диатора. При таком устройстве пробки радиатора система ох лаждения называется закрытой.
Паровой клапан пробки открывается при повышении дав ления в системе охлаждения до 1,25—1,55 кг/см2 (у ЗИЛ-130 до 2 кг/см2), что соответствует температуре кипения воды 108— 110° С (у ЗИЛ-130 около 119°), при этом часть паров жидкости выходит из радиатора через пароотводную трубку.
Воздушный клапан пробки открывается при понижении дав ления в системе до 0,85—0,90 кг/см2. При этом через пароот водную трубку в радиатор входит атмосферный воздух, что предупреждает смятие трубок радиатора от дальнейшего пони жения давления, вызываемого конденсацией паров жидкости при остывании двигателя.
Ж а л ю з и служат для регулирования степени охлаждения жидкости в радиаторе и состоят из створок, расположенных впе реди сердцевины радиатора, и рукоятки управления, выведенной на передний щиток в кабину. При помощи рукоятки створки могут прикрываться, чем достигается снижение степени охлаж дения жидкости.
В о д я н о й н а с о с (рис. 15)— центробежный, укрепляют на передней стенке блока. Крыльчатку насоса устанавливают на одном валу с вентилятором. Для предупреждения подтекания жидкости на заднем конце вала в ступице крыльчатки помещен с а м о п о д ж и м н ы й с а л ь н и к , состоящий из резиновой манжеты с пружиной, обоймы и текстолитовой шайбы, которая плотно прижимается к торцу корпуса насоса. В корпусе насоса имеется отверстие, через которое вытекает жидкость наружу при износе деталей самоподжимного сальника, и контрольное отвер стие для выхода излишней смазки.
29
При вращении крыльчатки насоса охлаждающаяся жид кость под действием центробежной силы поступает из нижнего бачка радиатора к центру корпуса насоса и отбрасывается к его
Рис. 15. Водяной насос:
1 — вал водяного насоса; 2 — ступица вентилятора; 3 — от верстие для стока воды; 4 — стопорное кольцо; 5 — тексто литовая шайба; 6 — резиновая манжета; 7 — большая обой ма сальника; 8 — малая обойма сальника; 9 — пружина сальника; 10 — контрольное отверстие; 11 — корпус водяно
го насоса; 12 — крыльчатка
стенкам, далее через отверстие в корпусе насоса жидкость на гнетается в блок цилиндров.
В о д о р а с п р е д е л и т е л ь н а я т р у б а подводит жид кость равномерно ко всем наиболее нагретым местам двигателя и в том числе к седлам выпускных клапанов.
рез |
В е н т и л я т о р |
служит для |
создания потока воздуха че |
||
сердцевину радиатора |
для |
ускорения охлаждения в нем |
|||
жидкости. Лопасти |
вентилятора |
прикрепляют к ступице шки |
|||
ва, |
укрепленного |
на |
валу |
насоса. На двигателях ГАЗ-51 и |
ЗИЛ-164А вращение вентилятора осуществляется ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем через шкив вращение передается якорю генератора.
На двигателях 3M3-53 и 66 вентилятор шестилопастный, жестко соединенный со шкивом или снабженный электромаг нитной фрикционной муфтой, которая включает или выключает
30
3
Рис. 16. Электромагнитная фрикционная муфта:
1 — вал водяного насоса; 2 — шарикоподшипники; 3 — сту пица вентилятора; 4 — фрикционный диск; 5 — электромаг нит; 6 — ступица водяного накоса; 7 — крыльчатка; 8 — самоподжимный сальник; 9 — корпус водяного насоса; 7 0 - шкив; 11 — якорь электромагнита; 12 — болт крепления ло
пастей вентилятора
вентилятор в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения.
М у ф т а (рис. 16) состоит из электромагнита, вращающе гося вместе со шкивом привода ступицы водяного насоса, и сту пицы вентилятора, соединенной при помощи пластинчатой пру жины с якорем электромагнита и свободно вращающейся на двух шариковых подшипниках.
Обмотка электромагнита включена в электрическую сеть через тепловое реле, установленное в верхней части радиатора.
Когда температура жидкости в радиаторе достигает 88° С, контакты теплового реле замыкаются и ток пойдет в обмотку электромагнита. При этом под действием магнитного поля якорь
притягивается к электромагниту, |
чем обеспечивается вращение |
|
ступицы вентилятора. |
|
в радиаторе до |
После снижения температуры жидкости |
||
80° С контакты теплового реле |
размыкаются, |
ток в обмотке |
электромагнита прекращается, якорь отходит в исходное поло жение, ступица вентилятора вращаться не будет, и вентилятор окажется выключенным. При новом повышении температуры процесс повторяется. Ремень вентилятора натягивается специ-
31
альным натяжным роликом. На автомобиле ГАЗ-66 ремень вен тилятора натягивается отклонением генератора.
В е н т и л я т о р двигателя ЗИЛ-130 шестилопастный, уста новлен на одном валу с крыльчаткой водяного насоса.
Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется рем
нем от шкива коленчатого вала, |
охватывающим также шкив |
||||||
|
|
насоса гидроусилителя (рис. 17). |
|||||
|
|
Ремень натягивается |
перемещением |
||||
|
|
шкива |
насоса гидроусилителя. |
||||
|
|
Отдельным ремнем, охватываю |
|||||
|
|
щим шкив водяного насоса, приво |
|||||
|
|
дится во вращение генератор. От |
|||||
|
|
шкива |
водяного |
насоса приводится |
|||
|
|
в действие также и компрессор. |
|||||
|
|
Т е р м о с т а т |
устанавливают |
||||
|
|
в верхнем патрубке головки цилин |
|||||
|
|
дров или в патрубке рубашки впуск |
|||||
|
|
ного |
трубопровода (3M3-53 и |
||||
|
|
ЗИЛ-130), он служит для поддер |
|||||
|
|
жания |
наивыгоднейшего теплового |
||||
|
|
режима двигателя и ускорения про |
|||||
Рис. 17. Приводные ремни и |
грева двигателя при пуске. |
ГАЗ-51, |
|||||
Термостат |
(двигатели |
||||||
шкивы двигателя ЗИЛ-130: |
ЗМЗ-53 и 66, |
ЗИЛ-164А) |
состоит |
||||
1 — шкив |
привода компрес |
||||||
из гофрированного латунного ци |
|||||||
сора; 2 — шкив генератора; |
|||||||
3 — шкив вентилятора и во |
линдра, в котором имеется неболь |
||||||
дяного насоса; 4 — шкив ко |
шое количество легко испаряющей |
||||||
ленчатого |
вала; 5 — шкив |
ся жидкости (70% этилового спирта |
|||||
насоса гидроусилителя руля |
и 30% воды), корпуса и клапана. |
||||||
Когда температура охлаждающей жидкости в системе ниже |
|||||||
75° С, клапан термостата |
закрыт и жидкость циркулирует по |
||||||
перепускному каналу, минуя радиатор. |
|
|
|
При повышении температуры жидкость в гофрированном цилиндре испаряется, под действием возрастающего давления ее паров цилиндр удлиняется и открывает клапан, позволяя жидкости циркулировать через радиатор.
В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен термо стат с твердым наполнителем (рис. 18), состоящим из смеси перезина с медным порошком. Наполнитель помещен в медном баллоне 1, закрытом резиновой диафрагмой 3, упирающейся в резиновый буфер И. Сверху буфера установлен шток 5, со единенный с рычагом 8 клапана 6, который при помощи пру жины 9 удерживается в закрытом положении. При этом цир куляция жидкости в системе охлаждения будет происходить через рубашку охлаждения компрессора, минуя радиатор. Ког да температура охлаждающей жидкости повысится до 70° С, наполнитель в баллоне начинает плавиться и, расширяясь, поднимает диафрагму вверх. Давление диафрагмы через буфер
32