Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

"V"

" V "

 

 

I группа (лрабая)

Нгруппа(лебая)

Рис. 12. Схема порядка работы цилиндров восьмицилиндрового V-образно-

 

 

го двигателя:

 

а, б,

в

к г — работа цилиндров; д — графическое изображение чередования

1, 2,

3,

тактов в цилиндрах;

4, 5, 6, 7 и 8 — порядковые номера

цилиндров; е — расположение

кривошипов коленчатого вала (вид спереди)

26

вала и

в определенной для данного двигателя последователь­

ности.

Эта последовательность называется п о р я д к о м р а ­

б о т ы

ц и л и н д р о в д в и г а т е л я .

Шестицилиндровые рядные двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А имеют порядок работы 1—5—3—6—2—4 (рис. 11).

Всвязи с тем, что кривошипы коленчатого вала шестици­ линдрового двигателя расположены под углом 120°, происходит перекрытие тактов на 60°.

Ввосьмицилиндровых V-образных двигателях ЗИЛ-130 и 3M3-53 порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8.

Перекрытие одноименных тактов происходит на 90°, так как кривошипы коленчатого вала располагаются под углом 90°. На­ пример, если в первом цилиндре происходит рабочий ход, то

через 90°

поворота коленчатого вала рабочий ход начнется

в пятом

цилиндре, а

затем последовательно в 4—2—6—3—7

и 8-м цилиндрах (рис.

12). В связи с тем, что одноименные так­

ты в разных цилиндрах чередуются через 90°, за один оборот коленчатого вала происходит четыре рабочих хода, и поэтому восьмицилиндровые двигатели работают более плавно и устой­ чиво, нежели шестицилиндровые.

СИСТЕМА О Х Л А Ж Д Е Н И Я

При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя, как уже известно, развивается температура до 2500° С, вызывающая сильный нагрев и расширение деталей, отчего может проис­ ходить усиленный износ и даже заедание сопряженных деталей. Для отвода излишнего тепла и поддержания температуры дви­ гателя в пределах 85—90° служит система охлаждения.

На отечественных автомобилях (кроме автомобиля «Запо­ рожец») применяется жидкостная, герметически закрытая си­ стема охлаждения с принудительной циркуляцией при помощи центробежного насоса.

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Всистему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока

иголовки цилиндров, радиатор, патрубки, шланги, водяной на­ сос, термостат, водораспределительная труба (двигатели ГАЗ-51

иЗИЛ-164), вентилятор, жалюзи, указатель температуры воды с датчиком, спускные краники.

Система охлаждения работает следующим образом. После

пуска двигателя, когда клапан термостата закрыт, охлаждаю­ щая жидкость циркулирует по малому кругу. Центробежный на­ сос нагнетает жидкость в водораспределительную трубу, распо­ ложенную вдоль головки или блока цилиндров (двигатели

27


Тем перат ура Воды до 8 0 "

Температ ура Воды выше ВО"

П ГгЩ

_

/

 

^

| Ц г Т

Г

~ 1

.0

Рис. 13. Работа системы охлаждения:

а — циркуляция жидкости при закрытом клапане термостата; б — циркуляция жидкости при открытом клапане термостата; в — сердцевина радиатора

1 — ремень привода вентилятора; 2 — спускной краник радиатора; 3 — радиатор; 4 — пробка радиатора; 5 — вентилятор; 6 — перепуск­ ная трубка; 7 — крыльчатка водяного насоса; 8 — термостат; 9 — ци­ линдр; 10 — водораспределительная труба; 11 — рубашка головки цилиндров

ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А) или через раструбы в рубашку блока левой и правой групп цилиндров (двигатели 3M3-53 и 66, ЗИЛ-130 и 131), затем жидкость поступает через рубашки ци­ линдров и головки, омывая термостат, и по перепускной трубке проходит обратно к насосу (рис. 13, а ) , минуя радиатор. По до­ стижении температуры жидкости 75—80° С клапан термостата открывается и жидкость начнет циркулировать через радиатор по большому кругу, что обеспечивает необходимый отвод тепла

(рис. 13, б).

Р а д и а т о р состоит из нижнего и верхнего бачков, серд­ цевины, патрубков, горловины с пробкой и пароотводной труб­ ки. Он служит для охлаждения жидкости путем отдачи тепла окружающему воздуху.

28

Сердцевина радиатора трубчатая и состоит из нескольких рядов плоских трубок, впаянных концами в верхний и нижний

бачки. На трубки нанизывают латунные пластины для увеличе­ ния охлаждающей поверхности (рис. 13, в).

Непосредственного сообщения с атмосферой радиатор не имеет, оно осуществляется через клапаны пробки (рис. 14) ра-

Рис. 14. Работа клапанов пробки радиатора

диатора. При таком устройстве пробки радиатора система ох­ лаждения называется закрытой.

Паровой клапан пробки открывается при повышении дав­ ления в системе охлаждения до 1,25—1,55 кг/см2 (у ЗИЛ-130 до 2 кг/см2), что соответствует температуре кипения воды 108— 110° С (у ЗИЛ-130 около 119°), при этом часть паров жидкости выходит из радиатора через пароотводную трубку.

Воздушный клапан пробки открывается при понижении дав­ ления в системе до 0,85—0,90 кг/см2. При этом через пароот­ водную трубку в радиатор входит атмосферный воздух, что предупреждает смятие трубок радиатора от дальнейшего пони­ жения давления, вызываемого конденсацией паров жидкости при остывании двигателя.

Ж а л ю з и служат для регулирования степени охлаждения жидкости в радиаторе и состоят из створок, расположенных впе­ реди сердцевины радиатора, и рукоятки управления, выведенной на передний щиток в кабину. При помощи рукоятки створки могут прикрываться, чем достигается снижение степени охлаж­ дения жидкости.

В о д я н о й н а с о с (рис. 15)— центробежный, укрепляют на передней стенке блока. Крыльчатку насоса устанавливают на одном валу с вентилятором. Для предупреждения подтекания жидкости на заднем конце вала в ступице крыльчатки помещен с а м о п о д ж и м н ы й с а л ь н и к , состоящий из резиновой манжеты с пружиной, обоймы и текстолитовой шайбы, которая плотно прижимается к торцу корпуса насоса. В корпусе насоса имеется отверстие, через которое вытекает жидкость наружу при износе деталей самоподжимного сальника, и контрольное отвер­ стие для выхода излишней смазки.

29



При вращении крыльчатки насоса охлаждающаяся жид­ кость под действием центробежной силы поступает из нижнего бачка радиатора к центру корпуса насоса и отбрасывается к его

Рис. 15. Водяной насос:

1 — вал водяного насоса; 2 — ступица вентилятора; 3 — от­ верстие для стока воды; 4 — стопорное кольцо; 5 — тексто­ литовая шайба; 6 — резиновая манжета; 7 — большая обой­ ма сальника; 8 — малая обойма сальника; 9 — пружина сальника; 10 — контрольное отверстие; 11 — корпус водяно­

го насоса; 12 — крыльчатка

стенкам, далее через отверстие в корпусе насоса жидкость на­ гнетается в блок цилиндров.

В о д о р а с п р е д е л и т е л ь н а я т р у б а подводит жид­ кость равномерно ко всем наиболее нагретым местам двигателя и в том числе к седлам выпускных клапанов.

рез

В е н т и л я т о р

служит для

создания потока воздуха че­

сердцевину радиатора

для

ускорения охлаждения в нем

жидкости. Лопасти

вентилятора

прикрепляют к ступице шки­

ва,

укрепленного

на

валу

насоса. На двигателях ГАЗ-51 и

ЗИЛ-164А вращение вентилятора осуществляется ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем через шкив вращение передается якорю генератора.

На двигателях 3M3-53 и 66 вентилятор шестилопастный, жестко соединенный со шкивом или снабженный электромаг­ нитной фрикционной муфтой, которая включает или выключает

30

3

Рис. 16. Электромагнитная фрикционная муфта:

1 — вал водяного насоса; 2 — шарикоподшипники; 3 — сту­ пица вентилятора; 4 — фрикционный диск; 5 — электромаг­ нит; 6 — ступица водяного накоса; 7 — крыльчатка; 8 — самоподжимный сальник; 9 — корпус водяного насоса; 7 0 - шкив; 11 — якорь электромагнита; 12 — болт крепления ло­

пастей вентилятора

вентилятор в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения.

М у ф т а (рис. 16) состоит из электромагнита, вращающе­ гося вместе со шкивом привода ступицы водяного насоса, и сту­ пицы вентилятора, соединенной при помощи пластинчатой пру­ жины с якорем электромагнита и свободно вращающейся на двух шариковых подшипниках.

Обмотка электромагнита включена в электрическую сеть через тепловое реле, установленное в верхней части радиатора.

Когда температура жидкости в радиаторе достигает 88° С, контакты теплового реле замыкаются и ток пойдет в обмотку электромагнита. При этом под действием магнитного поля якорь

притягивается к электромагниту,

чем обеспечивается вращение

ступицы вентилятора.

 

в радиаторе до

После снижения температуры жидкости

80° С контакты теплового реле

размыкаются,

ток в обмотке

электромагнита прекращается, якорь отходит в исходное поло­ жение, ступица вентилятора вращаться не будет, и вентилятор окажется выключенным. При новом повышении температуры процесс повторяется. Ремень вентилятора натягивается специ-

31


альным натяжным роликом. На автомобиле ГАЗ-66 ремень вен­ тилятора натягивается отклонением генератора.

В е н т и л я т о р двигателя ЗИЛ-130 шестилопастный, уста­ новлен на одном валу с крыльчаткой водяного насоса.

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется рем­

нем от шкива коленчатого вала,

охватывающим также шкив

 

 

насоса гидроусилителя (рис. 17).

 

 

Ремень натягивается

перемещением

 

 

шкива

насоса гидроусилителя.

 

 

Отдельным ремнем, охватываю­

 

 

щим шкив водяного насоса, приво­

 

 

дится во вращение генератор. От

 

 

шкива

водяного

насоса приводится

 

 

в действие также и компрессор.

 

 

Т е р м о с т а т

устанавливают

 

 

в верхнем патрубке головки цилин­

 

 

дров или в патрубке рубашки впуск­

 

 

ного

трубопровода (3M3-53 и

 

 

ЗИЛ-130), он служит для поддер­

 

 

жания

наивыгоднейшего теплового

 

 

режима двигателя и ускорения про­

Рис. 17. Приводные ремни и

грева двигателя при пуске.

ГАЗ-51,

Термостат

(двигатели

шкивы двигателя ЗИЛ-130:

ЗМЗ-53 и 66,

ЗИЛ-164А)

состоит

1 — шкив

привода компрес­

из гофрированного латунного ци­

сора; 2 — шкив генератора;

3 — шкив вентилятора и во­

линдра, в котором имеется неболь­

дяного насоса; 4 — шкив ко­

шое количество легко испаряющей­

ленчатого

вала; 5 — шкив

ся жидкости (70% этилового спирта

насоса гидроусилителя руля

и 30% воды), корпуса и клапана.

Когда температура охлаждающей жидкости в системе ниже

75° С, клапан термостата

закрыт и жидкость циркулирует по

перепускному каналу, минуя радиатор.

 

 

 

При повышении температуры жидкость в гофрированном цилиндре испаряется, под действием возрастающего давления ее паров цилиндр удлиняется и открывает клапан, позволяя жидкости циркулировать через радиатор.

В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен термо­ стат с твердым наполнителем (рис. 18), состоящим из смеси перезина с медным порошком. Наполнитель помещен в медном баллоне 1, закрытом резиновой диафрагмой 3, упирающейся в резиновый буфер И. Сверху буфера установлен шток 5, со­ единенный с рычагом 8 клапана 6, который при помощи пру­ жины 9 удерживается в закрытом положении. При этом цир­ куляция жидкости в системе охлаждения будет происходить через рубашку охлаждения компрессора, минуя радиатор. Ког­ да температура охлаждающей жидкости повысится до 70° С, наполнитель в баллоне начинает плавиться и, расширяясь, поднимает диафрагму вверх. Давление диафрагмы через буфер

32