Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормы пробега до капитального ремонта снижаются для автомобилей, работающих в тяжелых условиях (с прицепом, на лесовывозках, в качестве тягачей).

Запас хода характеризует продолжительность дальнейшего пробега автомобиля до постановки его в очередной, средний или капитальный ремонт. Запас хода ЗХ определяется разностью между нормой межремонтного пробега Н и фактически совер­ шенным пробегом Я; З Х = Н — Я.

Например, автомобиль ГАЗ-51 А прошел с начала эксплуа­ тации 70 000 км. Запас хода до первого капитального ремонта составит 65 000.

КАТЕГОРИЙНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ

По своему техническому состоянию и по пробегу (или за­ пасу хода) автомобили и прицепы разделяются на категории. К первой категории относятся новые, с пробегом до 3000 км, технически исправные автомобили и прицепы. Ко второй кате­ гории — автомобили и прицепы с пробегом свыше 3000 км, а также прошедшие средний и капитальный ремонт.

К третьей категории относятся автомобили и прицепы, тре­ бующие среднего ремонта, к четвертой — капитального. Негод­ ные автомобили и прицепы, восстановление которых невозмож­ но, подлежащие списанию, относятся к пятой категории.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ В ПЕРИОД ОБКАТКИ

Износ деталей, узлов и агрегатов начинается сразу, как только двигатель начал работать, а автомобиль двигаться. С этой точки зрения работу автомобиля можно разделить на три периода:

— п е р в ы й п е р и о д — обкаточный, когда прирабатыва­ ются все трущиеся детали. В это время износы в сопряженных деталях велики, но они постепенно уменьшаются и доходят до нормальных;

— в т о р о й

п е р и о д — нормальной

работы

или естест­

венный износ, когда износ нарастает медленно и

равномерно;

— т р е т и й

п е р и о д — аварийный,

когда

износ

резко

возрастает.

 

 

очень

важ­

Обкатка — сравнительно кратковременный, но

ный период эксплуатации автомобиля. На всех трущихся поверх­ ностях нового или капитально отремонтированного автомобиля имеются следы обработки в виДе выступов и впадин, которые приводят к разрыву масляной пленки между сопряженными деталями. Кроме того, поверхности трения сопряженных деталей прилегают не по всей расчетной площади, а в отдельных местах. Если такое сопряжение будет работать с полной нагрузкой, то оно вскоре после начала работы перегревается, его износ ус­ коряется.

276


Чтобы избежать этого, все новые и прошедшие капиталь­ ный ремонт двигатели и другие агрегаты автомобиля подверга­ ют приработке (обкатке).

Новый или капитально отремонтированный автомобиль нель­ зя сразу использовать с полной нагрузкой. Для него установлен обкаточный период. Этот период обкатки имеет строгий эксплу­ атационный режим и усиленное техническое обслуживание.

В течение обкатки автомобиля необходимо:

заправлять автомобиль только основными сортами топ­ лива и масла, рекомендованными заводом-изготовителем (не применять заменителей);

не трогать автомобиль с места, пока двигатель не про­ греется;

не давать двигателю (особенно холодному) развивать большие обороты как при пуске, так и во время движения и трогания с места;

не нагружать автомобиль более 80% номинальной грузо­ подъемности;

ограничивать скорость движения автомобиля: на первой

передаче

до 8—10 км/ч, на второй — до 14—16 км/ч, на

третьей — до 25—30 км/ч, на прямой — до 40—55 км/ч;

— не

использовать автомобиль для работы с прицепами;

избегать резкого и продолжительного торможения, рез­ кого включения сцепления и торможения двигателем на спуске;

тщательно следить за степенью нагрева ступиц колес, тормозных барабанов и редукторов ведущих мостов; при зна­ чительном их нагреве необходимо установить и устранить при­ чины, вызывающие нагрев;

через 500 км пробега сменить масло в картере двигателя

ипромыть систему смазки маловязким маслом. Произвести

смазку всех точек смазки. Проверить действие тормозов, при необходимости отрегулировать их. Проверить состояние акку­ муляторной батареи, проверить и отрегулировать натяжение ремней вентилятора и генератора;

— через 1000 км пробега выполнить работы, предусмотрен­ ные первым техническим обслуживанием, сменить масло в кар­ терах двигателей, коробки передач, ведущих мостов и промыть картеры. Спустить отстой из топливного бака и фильтра-отстой­ ника. Снять ограничительную шайбу между карбюратором и впускным трубопроводом, отрегулировать карбюратор на малые обороты холостого хода.

ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И УЧЕТ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЕЙ

Боевая готовность войсковых подразделений наравне с дру­ гими факторами зависит от технической готовности к выполне­ нию заданий автомобильных парков. Состояние автопарка час­

277


тей и подразделений характеризуется запасом хода автомоби­ лей (см. стр. 259) и коэффициентом технической готовности.

Средний запас хода автопарка подразделения определяется путем деления суммы запаса хода всех автомобилей на количе­ ство автомобилей парка. Это необходимо для оценки эксплуата­ ционных возможностей парка.

Коэффициент технической готовности парка представляет собой отношение количества технически исправных и годных для работы автомобилей (прицепов) к их количеству по списку.

П р и м е р . Автомобильное подразделение имеет по списку на данное число месяца 125 автомобилей, из них 110 исправных.

Коэффициент технической готовности на это число будет:

110 = 0,88.

125

Для определенного периода времени этот коэффициент на­ ходят путем деления числа машино-дней нахождения парка ав­ томобилей в технически исправном состоянии на списочные ма- шино-дни за тот же период. Число машино-дней в технически исправном состоянии за какой-то период определяется суммар­ ным количеством исправных автомобилей на протяжении дан­ ного периода.

П р и м е р . В течение трех дней из 50 автомобилей по спис­ ку в первый день было 45 технически исправных, во второй — 46, в третий — 44. Количество машино-дней в технически исправ­

ном состоянии

будет:

45 + 46 +

44 =

135.

Списочных машино-

дней 50 + 50 +

50 =

150.

готовности

за три

дня

будет:

Коэффициент

технической

Wo = °-89'

 

 

 

 

 

 

 

 

П О К А З А Т Е Л И Р А Б О Т Ы А В Т О М О Б И Л Я . К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т

 

И С П О Л Ь З О В А Н И Я П Р О Б Е Г А А В Т О М О Б И Л Я

 

 

Работу автомобиля измеряют в тонно-километрах. Работу в

тонно-километрах

вычисляют, умножив

пробег (в

км)

автомо­

биля за одну ездку на количество тонн перевезенного груза. Общее количество тонно-километров, сделанных за день работы, равно сумме тонно-километров работы за все ездки этого дня. Нельзя определять число тонно-километров, умножая вес пере­ везенного за все ездки груза на общее расстояние.

Таким образом, работа в тонно-километрах равна сумме произведений расстояний отдельных ездок с грузом на количе­ ство груза, перевезенного за каждую ездку.

П р и м е р . На автомобиле за день совершили три ездки. В первую из парка на расстоянии 12 км до склада автомобиль двигался порожним. Там погрузили дрова весом 3 т и отвезли в подразделение на расстояние 15 км от склада. Затем на авто­ мобиле вернулись на склад и отвезли дрова весом 3 т во второе

278


подразделение на расстояние 10 км от склада. Из второго под­ разделения на нем отвезли белье весом в 1,5 т в прачечную, находящуюся в 3 км от второго подразделения, а оттуда на нем вернулись в парк, проехав еще 11 км.

 

В этом случае количество тонно-километров в первой ездке

равно 3 X 15 = 45 т км; во

второй ездке — 3 X Ю = 30 т км

и в третьей — 1,5 X 3 = 4,5 т км.

 

30 +

 

Всего, таким образом, 4а день работы выполнено 45 +

+4,5 = 79,5 т км. В то же время общий пробег составил

12 +

+

1 5 + 1 5 + 1 0 + 3 + 11 = 6 6

км, пробег с

грузом 15 +

10 +

+

3 = 28 км.

 

 

 

 

Продолжительность работы автомобиля

в течение

суток

определяется временем от момента выезда из гаража до возвра­ щения в гараж, за исключением перерывов на обед и отдых водителя. Это время называется временем пребывания автомо­ биля в наряде.

Пробег автомобиля в километрах с момента выезда из пар­ ка до возвращения называется общим пробегом. Он складывает­ ся из нулевого пробега (расстояния, пройденные автомобилем от парка до места первой погрузки и от места последней раз­ грузки до парка, а также расстояния при поездках на заправку или ремонт), пробега с грузом и холостого пробега (расстояния, пройденные без груза, не считая нулевых пробегов).

Для оценки степени использования автомобиля с грузом и без груза вводится показатель — коэффициент использования пробега. Коэффициент использования пробега — это отношение производительного пробега, т. е. пробега с грузом, к общему пробегу. В частности в приведенном примере общий пробег ав­ томобиля составил 66 км, а пробег с грузом 28 км. Таким обра-

28

зом коэффициент использования пробега будет: gg- = 0,42.

С Р Е Д Н И Е С К О Р О С Т И Д В И Ж Е Н И Я А В Т О М О Б И Л Я

При эксплуатации автомобильного парка различают сред­ ние техническую и эксплуатационную скорости движения.

С р е д н я я т е х н и ч е с к а я

с к о р о с т ь определяется делением про­

бега автомобиля в километрах на время в часах.

Средняя техническая

скорость зависит: от тяговых качеств,

конструкции и технического состояния автомобиля; типа про­ дольного профиля, плана дороги и состояния дорожного покры­ тия; интенсивности движения на дорогах; частоты и продолжи­ тельности остановок в пути (у светофора, на перекрестках, у же­ лезнодорожных переездов); ограничения скоростей движения по дорогам; приемов вождения автомобилей; опытности водителей,

их состояния (усталости); времени

суток, года и метеоусловий.

С р е д н я я э к с п л у а т а ц и о н н а я с к о р о с т ь определяется делением

пробега автомобиля

в километрах

на время нахождения авто­

мобиля в наряде, т.

е. на время

движения и время простоя

279


(погрузка, разгрузка, маневрирование, простой по техническим причинам и т. д.).

К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т И С П О Л Ь З О В А Н И Я Г Р У З О П О Д Ъ Е М Н О С Т И А В Т О М О Б И Л Я

Коэффициент использования грузоподъемности характеризу­ ет степень использования грузоподъемности автомобиля при пе­ ревозке грузов. Он определяется делением количества фактиче­ ски перевезенного груза на количество груза, которое можно было бы перевезти при полном использовании номинальной гру­ зоподъемности.

П р и м е р. На автомобиле ЗИЛ-164А, грузоподъемность ко­ торого равна 4 т, сделали 1 ездку и перевезли 3 т груза. Коэф­

фициент использования грузоподъемности будет:

0,75.

Величина коэффициента использования грузоподъемности зависит от следующего: размеров платформы (полезная пло­ щадь, высота бортов); количества груза, его упаковки и уклад­ ки; вида перевозимого груза; дорожных и климатических усло­ вий.

Иногда для повышения величины использования грузоподъ­ емности при перевозке легковесных грузов наращивают борта автомобилей.

П У Т Е В О Й Л И С Т

Первичным документом учета работы автомобиля является путевой лист. В нем учитывается пробег автомобиля, перевезен­ ный груз, расход горюче-смазочных материалов.

Путевой лист вручают водителю под расписку. Как пра­ вило, путевой лист выдается на один день работы автомобиля. В случае когда водитель в силу характера» порученного ему за­ дания не может выполнить его в течение одних суток, устанав­ ливают необходимый срок действия путевого листа, но не более 5 суток. Новый путевой лист выдают только после сдачи пра­ вильно оформленного ранее выданного путевого листа.

Путевой лист нужно заполнять по всем показателям, преду­ смотренным формой. Все записи должны быть сделаны четко и точно отражать: задание водителю; время выезда и возвраще­ ния водителя; количество выданных горюче-смазочных матери­ алов; выполненную работу. Путевые листы подписываются на­ чальником технической службы части и заверяются печатью.

Водитель, получив путевой лист и проверив правильность его заполнения, расписывается на оборотной стороне путевого листа.

Лицо, заполняющее лицевую сторону путевого листа, про-

280