Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Нормы пробега до капитального ремонта снижаются для автомобилей, работающих в тяжелых условиях (с прицепом, на лесовывозках, в качестве тягачей).
Запас хода характеризует продолжительность дальнейшего пробега автомобиля до постановки его в очередной, средний или капитальный ремонт. Запас хода ЗХ определяется разностью между нормой межремонтного пробега Н и фактически совер шенным пробегом Я; З Х = Н — Я.
Например, автомобиль ГАЗ-51 А прошел с начала эксплуа тации 70 000 км. Запас хода до первого капитального ремонта составит 65 000.
КАТЕГОРИЙНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ
По своему техническому состоянию и по пробегу (или за пасу хода) автомобили и прицепы разделяются на категории. К первой категории относятся новые, с пробегом до 3000 км, технически исправные автомобили и прицепы. Ко второй кате гории — автомобили и прицепы с пробегом свыше 3000 км, а также прошедшие средний и капитальный ремонт.
К третьей категории относятся автомобили и прицепы, тре бующие среднего ремонта, к четвертой — капитального. Негод ные автомобили и прицепы, восстановление которых невозмож но, подлежащие списанию, относятся к пятой категории.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ В ПЕРИОД ОБКАТКИ
Износ деталей, узлов и агрегатов начинается сразу, как только двигатель начал работать, а автомобиль двигаться. С этой точки зрения работу автомобиля можно разделить на три периода:
— п е р в ы й п е р и о д — обкаточный, когда прирабатыва ются все трущиеся детали. В это время износы в сопряженных деталях велики, но они постепенно уменьшаются и доходят до нормальных;
— в т о р о й |
п е р и о д — нормальной |
работы |
или естест |
|
венный износ, когда износ нарастает медленно и |
равномерно; |
|||
— т р е т и й |
п е р и о д — аварийный, |
когда |
износ |
резко |
возрастает. |
|
|
очень |
важ |
Обкатка — сравнительно кратковременный, но |
ный период эксплуатации автомобиля. На всех трущихся поверх ностях нового или капитально отремонтированного автомобиля имеются следы обработки в виДе выступов и впадин, которые приводят к разрыву масляной пленки между сопряженными деталями. Кроме того, поверхности трения сопряженных деталей прилегают не по всей расчетной площади, а в отдельных местах. Если такое сопряжение будет работать с полной нагрузкой, то оно вскоре после начала работы перегревается, его износ ус коряется.
276
Чтобы избежать этого, все новые и прошедшие капиталь ный ремонт двигатели и другие агрегаты автомобиля подверга ют приработке (обкатке).
Новый или капитально отремонтированный автомобиль нель зя сразу использовать с полной нагрузкой. Для него установлен обкаточный период. Этот период обкатки имеет строгий эксплу атационный режим и усиленное техническое обслуживание.
В течение обкатки автомобиля необходимо:
—заправлять автомобиль только основными сортами топ лива и масла, рекомендованными заводом-изготовителем (не применять заменителей);
—не трогать автомобиль с места, пока двигатель не про греется;
—не давать двигателю (особенно холодному) развивать большие обороты как при пуске, так и во время движения и трогания с места;
—не нагружать автомобиль более 80% номинальной грузо подъемности;
—ограничивать скорость движения автомобиля: на первой
передаче |
до 8—10 км/ч, на второй — до 14—16 км/ч, на |
третьей — до 25—30 км/ч, на прямой — до 40—55 км/ч; |
|
— не |
использовать автомобиль для работы с прицепами; |
—избегать резкого и продолжительного торможения, рез кого включения сцепления и торможения двигателем на спуске;
—тщательно следить за степенью нагрева ступиц колес, тормозных барабанов и редукторов ведущих мостов; при зна чительном их нагреве необходимо установить и устранить при чины, вызывающие нагрев;
—через 500 км пробега сменить масло в картере двигателя
ипромыть систему смазки маловязким маслом. Произвести
смазку всех точек смазки. Проверить действие тормозов, при необходимости отрегулировать их. Проверить состояние акку муляторной батареи, проверить и отрегулировать натяжение ремней вентилятора и генератора;
— через 1000 км пробега выполнить работы, предусмотрен ные первым техническим обслуживанием, сменить масло в кар терах двигателей, коробки передач, ведущих мостов и промыть картеры. Спустить отстой из топливного бака и фильтра-отстой ника. Снять ограничительную шайбу между карбюратором и впускным трубопроводом, отрегулировать карбюратор на малые обороты холостого хода.
ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И УЧЕТ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЕЙ
Боевая готовность войсковых подразделений наравне с дру гими факторами зависит от технической готовности к выполне нию заданий автомобильных парков. Состояние автопарка час
277
тей и подразделений характеризуется запасом хода автомоби лей (см. стр. 259) и коэффициентом технической готовности.
Средний запас хода автопарка подразделения определяется путем деления суммы запаса хода всех автомобилей на количе ство автомобилей парка. Это необходимо для оценки эксплуата ционных возможностей парка.
Коэффициент технической готовности парка представляет собой отношение количества технически исправных и годных для работы автомобилей (прицепов) к их количеству по списку.
П р и м е р . Автомобильное подразделение имеет по списку на данное число месяца 125 автомобилей, из них 110 исправных.
Коэффициент технической готовности на это число будет:
110 = 0,88.
125
Для определенного периода времени этот коэффициент на ходят путем деления числа машино-дней нахождения парка ав томобилей в технически исправном состоянии на списочные ма- шино-дни за тот же период. Число машино-дней в технически исправном состоянии за какой-то период определяется суммар ным количеством исправных автомобилей на протяжении дан ного периода.
П р и м е р . В течение трех дней из 50 автомобилей по спис ку в первый день было 45 технически исправных, во второй — 46, в третий — 44. Количество машино-дней в технически исправ
ном состоянии |
будет: |
45 + 46 + |
44 = |
135. |
Списочных машино- |
|||
дней 50 + 50 + |
50 = |
150. |
готовности |
за три |
дня |
будет: |
||
Коэффициент |
технической |
|||||||
Wo = °-89' |
|
|
|
|
|
|
|
|
П О К А З А Т Е Л И Р А Б О Т Ы А В Т О М О Б И Л Я . К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т |
|
|||||||
И С П О Л Ь З О В А Н И Я П Р О Б Е Г А А В Т О М О Б И Л Я |
|
|
||||||
Работу автомобиля измеряют в тонно-километрах. Работу в |
||||||||
тонно-километрах |
вычисляют, умножив |
пробег (в |
км) |
автомо |
биля за одну ездку на количество тонн перевезенного груза. Общее количество тонно-километров, сделанных за день работы, равно сумме тонно-километров работы за все ездки этого дня. Нельзя определять число тонно-километров, умножая вес пере везенного за все ездки груза на общее расстояние.
Таким образом, работа в тонно-километрах равна сумме произведений расстояний отдельных ездок с грузом на количе ство груза, перевезенного за каждую ездку.
П р и м е р . На автомобиле за день совершили три ездки. В первую из парка на расстоянии 12 км до склада автомобиль двигался порожним. Там погрузили дрова весом 3 т и отвезли в подразделение на расстояние 15 км от склада. Затем на авто мобиле вернулись на склад и отвезли дрова весом 3 т во второе
278
подразделение на расстояние 10 км от склада. Из второго под разделения на нем отвезли белье весом в 1,5 т в прачечную, находящуюся в 3 км от второго подразделения, а оттуда на нем вернулись в парк, проехав еще 11 км.
|
В этом случае количество тонно-километров в первой ездке |
|||
равно 3 X 15 = 45 т км; во |
второй ездке — 3 X Ю = 30 т км |
|||
и в третьей — 1,5 X 3 = 4,5 т км. |
|
30 + |
||
|
Всего, таким образом, 4а день работы выполнено 45 + |
|||
+4,5 = 79,5 т км. В то же время общий пробег составил |
12 + |
|||
+ |
1 5 + 1 5 + 1 0 + 3 + 11 = 6 6 |
км, пробег с |
грузом 15 + |
10 + |
+ |
3 = 28 км. |
|
|
|
|
Продолжительность работы автомобиля |
в течение |
суток |
определяется временем от момента выезда из гаража до возвра щения в гараж, за исключением перерывов на обед и отдых водителя. Это время называется временем пребывания автомо биля в наряде.
Пробег автомобиля в километрах с момента выезда из пар ка до возвращения называется общим пробегом. Он складывает ся из нулевого пробега (расстояния, пройденные автомобилем от парка до места первой погрузки и от места последней раз грузки до парка, а также расстояния при поездках на заправку или ремонт), пробега с грузом и холостого пробега (расстояния, пройденные без груза, не считая нулевых пробегов).
Для оценки степени использования автомобиля с грузом и без груза вводится показатель — коэффициент использования пробега. Коэффициент использования пробега — это отношение производительного пробега, т. е. пробега с грузом, к общему пробегу. В частности в приведенном примере общий пробег ав томобиля составил 66 км, а пробег с грузом 28 км. Таким обра-
28
зом коэффициент использования пробега будет: gg- = 0,42.
С Р Е Д Н И Е С К О Р О С Т И Д В И Ж Е Н И Я А В Т О М О Б И Л Я
При эксплуатации автомобильного парка различают сред ние техническую и эксплуатационную скорости движения.
С р е д н я я т е х н и ч е с к а я |
с к о р о с т ь определяется делением про |
бега автомобиля в километрах на время в часах. |
|
Средняя техническая |
скорость зависит: от тяговых качеств, |
конструкции и технического состояния автомобиля; типа про дольного профиля, плана дороги и состояния дорожного покры тия; интенсивности движения на дорогах; частоты и продолжи тельности остановок в пути (у светофора, на перекрестках, у же лезнодорожных переездов); ограничения скоростей движения по дорогам; приемов вождения автомобилей; опытности водителей,
их состояния (усталости); времени |
суток, года и метеоусловий. |
|
С р е д н я я э к с п л у а т а ц и о н н а я с к о р о с т ь определяется делением |
||
пробега автомобиля |
в километрах |
на время нахождения авто |
мобиля в наряде, т. |
е. на время |
движения и время простоя |
279
(погрузка, разгрузка, маневрирование, простой по техническим причинам и т. д.).
К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т И С П О Л Ь З О В А Н И Я Г Р У З О П О Д Ъ Е М Н О С Т И А В Т О М О Б И Л Я
Коэффициент использования грузоподъемности характеризу ет степень использования грузоподъемности автомобиля при пе ревозке грузов. Он определяется делением количества фактиче ски перевезенного груза на количество груза, которое можно было бы перевезти при полном использовании номинальной гру зоподъемности.
П р и м е р. На автомобиле ЗИЛ-164А, грузоподъемность ко торого равна 4 т, сделали 1 ездку и перевезли 3 т груза. Коэф
фициент использования грузоподъемности будет: |
0,75. |
Величина коэффициента использования грузоподъемности зависит от следующего: размеров платформы (полезная пло щадь, высота бортов); количества груза, его упаковки и уклад ки; вида перевозимого груза; дорожных и климатических усло вий.
Иногда для повышения величины использования грузоподъ емности при перевозке легковесных грузов наращивают борта автомобилей.
П У Т Е В О Й Л И С Т
Первичным документом учета работы автомобиля является путевой лист. В нем учитывается пробег автомобиля, перевезен ный груз, расход горюче-смазочных материалов.
Путевой лист вручают водителю под расписку. Как пра вило, путевой лист выдается на один день работы автомобиля. В случае когда водитель в силу характера» порученного ему за дания не может выполнить его в течение одних суток, устанав ливают необходимый срок действия путевого листа, но не более 5 суток. Новый путевой лист выдают только после сдачи пра вильно оформленного ранее выданного путевого листа.
Путевой лист нужно заполнять по всем показателям, преду смотренным формой. Все записи должны быть сделаны четко и точно отражать: задание водителю; время выезда и возвраще ния водителя; количество выданных горюче-смазочных матери алов; выполненную работу. Путевые листы подписываются на чальником технической службы части и заверяются печатью.
Водитель, получив путевой лист и проверив правильность его заполнения, расписывается на оборотной стороне путевого листа.
Лицо, заполняющее лицевую сторону путевого листа, про-
280