Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
годы, а также зимой организуют наблюдение за температурой воздуха и своевременный прогрев двигателей или в зависимости от условий слив воды из системы охлаждения.
При подготовке парков и средств обслуживания к осеннезимней эксплуатации следует обратить внимание на приведение в порядок территории, ограждений и дорог для движения авто мобилей, отвод грунтовых вод, организацию мойки и стоков воды, остекление окон и герметизацию дверей всех помещений парка. Кроме того, проводят ремонт и утепление всех парковых помещений, и в первую очередь ПТО и ремонтной мастерской; оборудуют новые или проверяют имеющиеся стационарные и пе редвижные водомаслогрейки и водомаслозаправщики, подготав ливают помещения для хранения аккумуляторных батарей, сни маемых с автомобилей в период больших морозов; проверяют приспособления, облегчающие пуск холодного двигателя.
Для подготовки водительского состава к эксплуатации ав томобилей в зимних условиях организуют специальные занятия. На занятиях изучают: подготовку автомобилей к эксплуатации и особенности обслуживания и содержания их в зимний период; способы и средства повышения проходимости; эксплуатационные материалы и нормы их расходования; особенности вождения автомобилей зимой.
РАБОТЫ, ,ПРОИЗВОДИМЫЕ ПРИ СЕЗОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЯ
Для подготовки автомобиля к весенне-летней или к осеннезимней эксплуатации соответственно два раза в год проводят сезонное техническое обслуживание. Все необходимые дополни тельные работы по подготовке автомобиля к зиме проводят при очередном техническом обслуживании.
При сезонном техническом обслуживании автомобиля вы-, полняют полный объем работ очередного планового техническо го обслуживания и, кроме того: промывают и проверяют работу систем питания и охлаждения двигателя; заменяют смазку во всех агрегатах и механизмах автомобиля соответственно пред стоящему сезону, если для летних и зимних условий не установ лен единый сорт смазки. Для экономии смазочных материалов заменять масло в картерах двигателей, агрегатах трансмиссии транспортных и учебных автомобилей разрешается при очеред ной смене масла. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов при сезонном обслуживании заменяют также тормоз ную жидкость.
Кроме того, надо проверить (а при необходимости отремон-, тировать) и установить на автомобили средства утепления агре гатов и аккумуляторных батарей, выдать таблички с надписями «Вода спущена» и «Аккумулятор снят»,
271
ЭВАКУАЦИЯ И РЕМОНТ А В Т О М О Б И Л Е Й
СУЩНОСТЬ ЭВАКУАЦИИ
Одним из условий боеспособности войск является быстрое восстановление вышедшей из строя техники и ввод ее снова в строй. Текущий ремонт, как правило, производится подвижными ремонтными средствами непосредственно на месте выхода авто мобиля из строя силами ремонтного подразделения с обяза тельным участием водителя. Если на месте произвести ремонт не представляется возможным, неисправный автомобиль эваку ируют путем буксировки или транспортировки в ремонтные мас терские воинской части (соединения) или на сборный пункт поврежденных машин (СППМ).
К числу основных задач, решаемых при организации эва куации поврежденных машин, относятся: освобождение войск, районов их расположения и маршрутов движения от поврежден ных машин; сбор и сбережение эвакуируемой автотракторной техники и имущества; обеспечение ремонтным фондом мастер ски» с целью ускорения восстановления поврежденных машин.
Своевременная эвакуация поврежденных машин обеспечи вает их сохранность и способствует быстрому восстановлению поврежденной автотракторной техники.
В комплекс эвакуационных работ входят следующие меро приятия:
—техническая разведка мест нахождения поврежденных и застрявших машин, путей и маршрутов эвакуации, районов раз мещения СППМ;
—подготовительные работы к эвакуации (расчистка путей, подготовка машин и др.);
—вытаскивание поврежденных или застрявших машин;
—буксирование неисправных машин, транспортирование их
вкузове тягача, на подкатных тележках и т. д.;
—устройство и оборудование СППМ.
Кроме того, эвакуационные подразделения могут выполнять текущий ремонт машин, усиливая этим ремонтные средства пос ле завершения работ по эвакуации неисправной техники. В хо де технической' разведки уточняются места размещения повре жденных машин, их техническое состояние, характеристика местности и химического заражения местности и объектов эва куации, наличие минированных участков, завалов и состояние маршрутов эвакуации.
В результате технической разведки определяется общий по рядок эвакуации, выявляют маршруты эвакуации и пути вывода к ним поврежденных машин, способы вывоза машин из аварий ного положения, а также силы и средства, необходимые для проведения всех работ. Объем работ, необходимые силы и сред ства Определяются в основном характером повреждений машин
272
или характером их застревания, состоянием местности, на ко торой необходимо осуществить вытаскивание и буксирование, а также типом машин.
Эвакуацию неисправных автомобилей осуществляют специ альные эвакуационные подразделения, располагающие автомо билями повышенной проходимости, колесными и гусеничными тягачами, трелевочными тракторами и автокранами. На период боевых действий в войсках могут создаваться нештатные эвакуа ционные группы, имеющие автомобили повышенной проходи мости и работающие совместно с ремонтной мастерской.
В задачи эвакуационного подразделения (группы) входит определение местонахождения и технического состояния повре жденных автомобилей, вытаскивание застрявших, затонувших, засыпанных землей автомобилей, подготовка их к транспорти ровке или буксировке. В зависимости от характера поврежде ния устанавливается очередность, пункты и сроки эвакуации. В первую очередь подлежат эвакуации автомобили, имеющие незначительные повреждения и находящиеся под огнем против ника. Затем эвакуируют автомобили, которые подлежат восста новлению ремонтными средствами частей и соединений, и нако нец все остальные, которые должны эвакуироваться на СППМ для последующей передачи специальным ремонтным частям.
Водитель поврежденного автомобиля отвечает за его со хранность. Он принимает участие в его эвакуации, охране и восстановлении.
СРЕДСТВА ЭВАКУАЦИИ
Проведение комплекса эвакуационных работ может быть обеспечено только при наличии специального оборудования и приспособлений. Эвакуационное оборудование и оснащение мож но разделить на следующие виды: тяговое и буксировочное, та келажное, подъемное и транспортировочное.
Тяговое и буксировочное оборудование (тягачи, лебедки) предназначено для создания тяговых усилий; такелажное (тро сы, блоки, полиспасты, анкеры) — для закрепления буксируе мых машин, для изменения направления и величины усилий
при вытаскивании машин; подъемное |
(краны, домкраты, та |
ли) — для обеспечения частичного или |
полного подъема маши |
ны; транспортировочное (тралеры, низкорамные прицепы, по лозы, подкатные тележки и колеса)— для перевозки машин, неспособных к самостоятельному передвижению.
В качестве тягачей-буксиров в эвакуационных подразделе ниях могут использоваться гусеничные машины и автомобили высокой и повышенной проходимости, имеющие лебедки с ме ханическим приводом от трансмиссии машины. Подвижны ми блоками обеспечиваются все машины, оборудованные ле бедками. Они применяются в тех случаях, когда необходимо по высить тяговые возможности лебедок.
273
При вытаскивании машин, застрявших на искусственных сооружениях, в воронках и на естественных препятствиях, воз никает необходимость применять полуподъем, т. е. одновремен ное перемещение и подъем передней или задней части машины. Этот способ позволяет значительно снизить сопротивление вы таскиванию и уменьшить объем подготовительных работ. Полуподъем можно осуществить с помощью кран-стрелы, изготовля емой силами ремонтных мастерских.
В зависимости от характера повреждений неисправные ав томобили можно буксировать двумя способами: на жесткой или на мягкой сцепке или в полупогруженном состоянии. Буксиро вать на жесткой или мягкой сцепке можно автомобили с ис правной ходовой частью. Надежным соединительным звеном при жесткой сцепке является буксирная тяга, изготовленная из стальной трубы диаметром 60—80 мм, длиной 3—4 м. На концах такой трубы приваривают две серьги, одна из которых наки дывается на передний крюк буксируемого автомобиля, а дру гая — на задний буксирный крюк автомобиля, следующего в попутном направлении.
Буксировать в полупогруженном состоянии следует автомо били, имеющие повреждения переднего моста или рулевого уп равления, а также автомобили с исправной ходовой частью при буксировке их на значительные расстояния. Буксировка повре жденных автомобилей в полупогруженном состоянии заключа ется в следующем. Поврежденный автомобиль грузится в кузов автомобиля-тягача передним мостом с помощью крана или дру гих средств погрузки. С целью предохранения бортов кузова ав томобиля-тягача необходимо перед погрузкой переднего моста поврежденного автомобиля отсоединить продольную рулевую тягу. Поврежденный автомобиль закрепляется в кузове букси рующего автомобиля.
ВИДЫ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Ремонт автомобилей подразделяется на текущий, средний и капитальный, а агрегатов — на текущий и капитальный.
Текущий ремонт автомобилей (агрегата) заключается в ус транении неисправностей, обнаруженных во время работы или во время обслуживания автомобиля. Заменяют или ремонтируют отдельные неисправные детали, узлы, механизмы и приборы, а также выполняют регулировочные и крепежные операции. Ра бота по текущему ремонту производится, как правило, с мини мальной разборкой автомобиля. При текущем ремонте допуска ется замена отдельных агрегатов, в том числе и одного основ ного. Основными агрегатами автомобиля считаются: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, передний ведущий мост, средний мост, задний мост, рама. При этом объем трудовых затрат не должен превышать установленных нормативов для те кущего ремонта.
274
Средний ремонт автомобиля заключается в замене или ка питальном ремонте не менее двух основных агрегатов, обяза тельной проверке технического состояния остальных агрегатов и устранении обнаруженных неисправностей. При среднем ремонте снимают только агрегаты, подлежащие замене или капи тальному ремонту, а также агрегаты, без снятия которых невоз можно осуществить регулировочные работы и устранить неис правности. Агрегаты и узлы, не требующие капитального ремон та, разбирают лишь при необходимости и только в объеме, поз воляющем проверить состояние агрегата, выполнить регулиро вочные работы и заменить негодные детали. Средний ремонт автомобилей в условиях народного хозяйства, как правило, не проводят.
Капитальный ремонт автомобиля заключается в полной его разборке, замене или капитальном ремонте всех агрегатов, узлов, приборов и отдельных деталей, в сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на капи тальный ремонт.
Капитальный ремонт агрегата заключается в его полной разборке, в замене или ремонте всех изношенных деталей, в сборке и испытании агрегата.
Капитальный и средний ремонт автомобилей планируют в соответствии С нормами межремонтных пробегов.
НОРМЫ МЕЖРЕМОНТНЫХ ПРОБЕГОВ И ЗАПАС ХОДА АВТОМОБИЛЕЙ
Межремонтным пробегом автомобиля называется пробег, в
течение которого новый или отремонтированный автомобиль ра ботает до очередного планового ремонта. В табл. 11 приведены некоторые из указанных норм (для 1 категории условий эксплу атации и Центральной природно-климатической зоны) до капи тального ремонта.
Таблица 11
М арка |
ав том обил я |
Н ор м а п р о б ега автом обиля, ты с. |
км |
Г А З -5 1 , З И Л -1 6 4 А |
1 3 5 /1 1 0 |
|
|
Г А З -6 6 |
|
120 |
|
Г А З -5 3 А |
|
150 |
|
З И Л - 130 |
|
175 |
|
З И Л - 151, З И Л - 157 |
1 2 0 /1 0 0 |
|
|
П р и м е ч а н и е . В числителе ук азан |
п р о б ег для новы х ав том оби л ей , |
а а |
|
зн а м ен а т ел е — д л я |
п р ош едш и х капитальны й |
ремонт. |
|
275