Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

робки передач и раздаточной коробки, ведущих мостов проверя­ ют в движении по парку на пути к КТП.

11. Особое внимание уделяется проверке действия тормо­ зов. Исправная тормозная система должна обеспечивать одно­ временность торможения колес, плавное возрастание тормозного усилия и остановку автомобиля.

При исправных тормозах как задние, так и передние коле­ са автомобиля при торможении должны оставлять на асфаль­ тированной дороге след одинаковой длины для обоих задних колес и для обоих передних. Разная длина следа свидетельст­ вует о неравномерности торможения автомобиля, в этом случае необходимо отрегулировать тормоз соответствующего колеса.

КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ в ПУТИ

Важным мероприятием по предупреждению неисправностей автомобиля является контрольный осмотр автомобиля в пути, выполняемый водителем на больших и малых привалах, и на стоянках в пунктах погрузки-разгрузки грузов. Среднее время, отводимое на контрольный осмотр автомобиля, составляет 15— 20 мин.

Контрольный осмотр водитель выполняет немедленно после остановки автомобиля, при этом работы рекомендуется выпол­ нять в такой последовательности.

1.Сразу же после остановки проверяют на ощупь темпера­ туру ступиц колес, тормозных барабанов, картеров ведущих мостов, раздаточной.коробки, карданных шарниров и коробки передач. При обнаружении ненормального нагрева агрегата на­ до выяснить причину нагрева и доложить командиру.

2.Одновременно с проверкой карте.ров на ощупь осматри­ вают агрегаты силовой передачи и выявляют наличие или от­ сутствие подтеканий смазки через сальники и прокладки.

3.После этого проверяют количество масла в картере дви­ гателя и при необходимости доливают масло до уровня по верх­ ней метке щупа. Затем, определив количество горючего в баках автомобиля и приняв (если это необходимо) меры к дозаправке баков, водитель плотно завертывает пробки баков.

4.Осматривая двигатель, убеждаются в отсутствии подтека­ ний охлаждающей жидкости, горючего и масла.

5.Водители проверяют состояние и наличие шплинтов в со­

единениях тяг ручного и ножного тормозов, педали сцепления, а также в шарнирных соединениях рулевых тяг. Одновременно осматривают рессоры, проверяют рукой и молотком крепление амортизаторов, крыльев, подножек и заднего фонаря.

6. При движении по пыльным или грязным проселочным грунтовым дорогам, а также и по шоссе в ненастную погоду, пользуясь остановкой автомобиля, водитель должен смыть грязь и протереть стекла и номерные знаки. Эта работа особенно важна при движении ночью.

267


7. Состояние шин проверяют по их осадке (на груженом автомобиле) или с помощью манометра, при необходимости подкачивая в них воздух до нормы. Одновременно следует убе­ диться в плотности крепления гаек и шпилек колес и гаек полу­ осей, так как затяжка этих деталей в движении обычно осла­ бевает.

8. В заключение осматривают крепление запоров бортов и исправность тягово-сцепного прибора. Исправность бортовых за­ поров особенно важно проверять при перевозке личного состава.

9. Закончив осмотр автомобиля, тщательно осматривают прицеп, а также укладку груза как на автомобиле, так и на при­ цепе. Груз должен быть плотно уложен, закрыт брезентом и увязан веревками. При перевозке огнеопасных и взрывчатых веществ нельзя допускать курения вблизи машины; надо сле­ дить за тем, чтобы груз не перемещался при движении.

После окончания контрольного осмотра водитель доклады­ вает командиру о техническом состоянии автомобиля и его го­ товности к продолжению рейса.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Каждый автомобиль после возвращения из рейса в парк перед постановкой на место стоянки подвергается техническому обслуживанию. Если по своему пробегу автомобиль не подле­ жит постановке на первое или второе техническое обслужива­ ние, то он подвергается ежедневному техническому обслу­ живанию.

Выполняется ЕО, как правило, на специально оборудован­ ных в парке площадках с использованием прилагаемого к авто­ мобилю инструмента водителя. В отдельных случаях, когда пункт технического обслуживания (ПТО) не занят, ЕО могут выполнять и на ПТО. ЕО включает в себя заправочные, убороч­ но-моечные, проверочно-крепежные и регулировочные работы, а также смазку автомобиля.

Уборочно-моечные работы должны облегчать водителю ос­ мотр агрегатов, механизмов и узлов машины и уход за ними, а также поддерживать внешний вид автомобиля.

Проверочно-крепежные работы заключаются в проверке со­ стояния резьбовых соединений, шплинтов и пробок, проверке их крепления, а также в замене пришедших в негодность или уте­ рянных новыми. Кроме того, эти работы предусматривают уст­ ранение подтеканий горючего, масла, охлаждающей, амортизаторной и тормозной жидкостей, а также проверку состояния по­ крышек, величины давления воздуха в шинах и доведение его до нормальной величины.

Время, необходимое для выполнения ЕО, зависит как от сложности конструкции -автомобиля, так и от степени подготов­ ки водителя и составляет от 1 до 1,5 ч.

268


ОСОБЕННОСТИ С Е ЗО Н Н О Й ЭКСПЛУАТАЦИИ

И С Е З О Н Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е А В Т О М О Б И Л Е Й

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ И ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОДЫ

Зимой эксплуатация автомобилей значительно затрудняется вследствие тяжелых дорожных условий и низкой температуры воздуха.

Хранение автомобилей в открытых парках, подготовка к вы­ езду, техническое обслуживание связаны с проведением допол­ нительных мероприятий, обусловленных низкими температурами. В этот период возникает опасность размораживания блока ци­ линдров и радиатора. Возможны перебои в подаче топлива из-за замерзания воды, попавшей в топливный бак и топливо­ проводы. Снижается работоспособность аккумуляторных бата­ рей и уменьшается эластичность автомобильных шин. Пере­ охлаждение двигателя ухудшает смесеобразование, увеличивает расход топлива, снижает мощность двигателя и резко увеличи­ вает износ его деталей.

Вождение автомобиля зимой усложняется вследствие умень­ шения сцепления колес с дорогой, увеличения сопротивления движению вне дороги и наличия под снегом скрытых препятст­ вий (ям, канав, пней, камней и др.). При вождении автомоби­ лей зимой водители должны быть особенно внимательными. В некоторых случаях движению колонны или отдельного авто­ мобиля должна предшествовать разведка местности для опре­ деления проезжей части.

Эксплуатация автомобилей в жаркое время года характе­ ризуется ухудшением условий охлаждения двигателя, быстрым загрязнением агрегатов автомобиля, повышенным износом ав­ томобильных шин. Летом в сухую погоду в воздухе много пыли, что ведет к повышенному износу трущихся деталей. Повышенная температура воздуха приводит к более интенсивному испарению электролита в аккумуляторе, более быстрому образованию на­ кипи в радиаторе и т. п.

Летний и зимний периоды эксплуатации автомобилей опре­ деляются температурой воздуха. Летним периодом называется такой период, когда среднесуточная температура окружающего воздуха установится +5° С и выше, зимним — ниже +5° С. На­ дежная работа автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготовкой авто­ мобилей и личного состава, а также строгим соблюдением пра­ вил эксплуатации в эти периоды. Понижение температуры в зимний период эксплуатации автомобилей затрудняет пуск дви­ гателя вследствие повышения вязкости масла и ухудшения про­ цесса образования горючей смеси.

269


СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ

Есть два способа подогрева двигателя, необходимых для его легкого пуска: подогрев двигателя в течение всего периода хранения автомобиля и разогрев непосредственно перед пуском. На кратковременных стоянках большое значение для сохране­ ния тепла имеют утеплительные чехлы, выдаваемые на каждый автомобиль при наступлении холодов.

Постоянный подогрев двигателя автомобиля при безгараж­ ном хранении или хранении в неотапливаемом закрытом поме­ щении связан с большими затратами и специальным оборудова­ нием. Поэтому большее распространение имеет разогрев двига­ теля перед пуском. Он осуществляется при помощи горячей воды, пропускаемой через систему охлаждения при открытых сливных краниках и заправке картера двигателя горячим мас­ лом. Вода и масло подогреваются в водомаслогрейках стацио­ нарного типа или в водомаслозаправщиках.

Для подогрева воды и масла применяют индивидуальные нагревательные средства, а также используют средства центра­ лизованного пароподогрева и электроподогрева. К нагреватель­ ным индивидуальным средствам относятся пусковые подогрева­ тели, устанавливаемые на некоторых автомобилях, дровяные ка­ лориферные печи-отопители, жаровни и беспламенные брикеты. Недопустимо применять для подогрева двигателя и других аг­ регатов открытое пламя паяльных ламп, факелов, костров. Это снижает качество масла и опасно в пожарном отношении.

Пуск автомобильного двигателя также облегчается приме­ нением пускового насоса АП или пускового газогенератора (ПГГ-1). Пусковой насос АП служит для введения в впусковой трубопровод двигателя мелкораспыленного бензина, а пусковой газогенератор предназначен для подачи в воздушный патрубок карбюратора подогретых паров бензина. Категорически запре­ щается пуск двигателей буксировкой машины.

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ И ПАРКОВ К ОСЕННЕ-ЗИМНЕЙ И ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Подготовку автомобилей, как правило, проводят: к эксплуа­ тации в летний период — с 15 марта по 15 мая; к эксплуата­ ция в зимний период — с 15 сентября по 15 ноября. Конкретные сроки подготовки к летнему и зимнему периодам эксплуатации устанавливаются приказом командующего войсками Военного округа в зависимости от климатических условий.

Время слива воды из системы охлаждения, слива масла и снятия аккумуляторных батарей определяется приказами ко­ мандиров соединений и отдельных частей в зависимости от кли­ матических и метеорологических условий. При нахождении час­ ти S полевых условиях в переходный, неустойчивый период по-

am