Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
робки передач и раздаточной коробки, ведущих мостов проверя ют в движении по парку на пути к КТП.
11. Особое внимание уделяется проверке действия тормо зов. Исправная тормозная система должна обеспечивать одно временность торможения колес, плавное возрастание тормозного усилия и остановку автомобиля.
При исправных тормозах как задние, так и передние коле са автомобиля при торможении должны оставлять на асфаль тированной дороге след одинаковой длины для обоих задних колес и для обоих передних. Разная длина следа свидетельст вует о неравномерности торможения автомобиля, в этом случае необходимо отрегулировать тормоз соответствующего колеса.
КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ в ПУТИ
Важным мероприятием по предупреждению неисправностей автомобиля является контрольный осмотр автомобиля в пути, выполняемый водителем на больших и малых привалах, и на стоянках в пунктах погрузки-разгрузки грузов. Среднее время, отводимое на контрольный осмотр автомобиля, составляет 15— 20 мин.
Контрольный осмотр водитель выполняет немедленно после остановки автомобиля, при этом работы рекомендуется выпол нять в такой последовательности.
1.Сразу же после остановки проверяют на ощупь темпера туру ступиц колес, тормозных барабанов, картеров ведущих мостов, раздаточной.коробки, карданных шарниров и коробки передач. При обнаружении ненормального нагрева агрегата на до выяснить причину нагрева и доложить командиру.
2.Одновременно с проверкой карте.ров на ощупь осматри вают агрегаты силовой передачи и выявляют наличие или от сутствие подтеканий смазки через сальники и прокладки.
3.После этого проверяют количество масла в картере дви гателя и при необходимости доливают масло до уровня по верх ней метке щупа. Затем, определив количество горючего в баках автомобиля и приняв (если это необходимо) меры к дозаправке баков, водитель плотно завертывает пробки баков.
4.Осматривая двигатель, убеждаются в отсутствии подтека ний охлаждающей жидкости, горючего и масла.
5.Водители проверяют состояние и наличие шплинтов в со
единениях тяг ручного и ножного тормозов, педали сцепления, а также в шарнирных соединениях рулевых тяг. Одновременно осматривают рессоры, проверяют рукой и молотком крепление амортизаторов, крыльев, подножек и заднего фонаря.
6. При движении по пыльным или грязным проселочным грунтовым дорогам, а также и по шоссе в ненастную погоду, пользуясь остановкой автомобиля, водитель должен смыть грязь и протереть стекла и номерные знаки. Эта работа особенно важна при движении ночью.
267
7. Состояние шин проверяют по их осадке (на груженом автомобиле) или с помощью манометра, при необходимости подкачивая в них воздух до нормы. Одновременно следует убе диться в плотности крепления гаек и шпилек колес и гаек полу осей, так как затяжка этих деталей в движении обычно осла бевает.
8. В заключение осматривают крепление запоров бортов и исправность тягово-сцепного прибора. Исправность бортовых за поров особенно важно проверять при перевозке личного состава.
9. Закончив осмотр автомобиля, тщательно осматривают прицеп, а также укладку груза как на автомобиле, так и на при цепе. Груз должен быть плотно уложен, закрыт брезентом и увязан веревками. При перевозке огнеопасных и взрывчатых веществ нельзя допускать курения вблизи машины; надо сле дить за тем, чтобы груз не перемещался при движении.
После окончания контрольного осмотра водитель доклады вает командиру о техническом состоянии автомобиля и его го товности к продолжению рейса.
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Каждый автомобиль после возвращения из рейса в парк перед постановкой на место стоянки подвергается техническому обслуживанию. Если по своему пробегу автомобиль не подле жит постановке на первое или второе техническое обслужива ние, то он подвергается ежедневному техническому обслу живанию.
Выполняется ЕО, как правило, на специально оборудован ных в парке площадках с использованием прилагаемого к авто мобилю инструмента водителя. В отдельных случаях, когда пункт технического обслуживания (ПТО) не занят, ЕО могут выполнять и на ПТО. ЕО включает в себя заправочные, убороч но-моечные, проверочно-крепежные и регулировочные работы, а также смазку автомобиля.
Уборочно-моечные работы должны облегчать водителю ос мотр агрегатов, механизмов и узлов машины и уход за ними, а также поддерживать внешний вид автомобиля.
Проверочно-крепежные работы заключаются в проверке со стояния резьбовых соединений, шплинтов и пробок, проверке их крепления, а также в замене пришедших в негодность или уте рянных новыми. Кроме того, эти работы предусматривают уст ранение подтеканий горючего, масла, охлаждающей, амортизаторной и тормозной жидкостей, а также проверку состояния по крышек, величины давления воздуха в шинах и доведение его до нормальной величины.
Время, необходимое для выполнения ЕО, зависит как от сложности конструкции -автомобиля, так и от степени подготов ки водителя и составляет от 1 до 1,5 ч.
268
ОСОБЕННОСТИ С Е ЗО Н Н О Й ЭКСПЛУАТАЦИИ
И С Е З О Н Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е А В Т О М О Б И Л Е Й
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ И ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОДЫ
Зимой эксплуатация автомобилей значительно затрудняется вследствие тяжелых дорожных условий и низкой температуры воздуха.
Хранение автомобилей в открытых парках, подготовка к вы езду, техническое обслуживание связаны с проведением допол нительных мероприятий, обусловленных низкими температурами. В этот период возникает опасность размораживания блока ци линдров и радиатора. Возможны перебои в подаче топлива из-за замерзания воды, попавшей в топливный бак и топливо проводы. Снижается работоспособность аккумуляторных бата рей и уменьшается эластичность автомобильных шин. Пере охлаждение двигателя ухудшает смесеобразование, увеличивает расход топлива, снижает мощность двигателя и резко увеличи вает износ его деталей.
Вождение автомобиля зимой усложняется вследствие умень шения сцепления колес с дорогой, увеличения сопротивления движению вне дороги и наличия под снегом скрытых препятст вий (ям, канав, пней, камней и др.). При вождении автомоби лей зимой водители должны быть особенно внимательными. В некоторых случаях движению колонны или отдельного авто мобиля должна предшествовать разведка местности для опре деления проезжей части.
Эксплуатация автомобилей в жаркое время года характе ризуется ухудшением условий охлаждения двигателя, быстрым загрязнением агрегатов автомобиля, повышенным износом ав томобильных шин. Летом в сухую погоду в воздухе много пыли, что ведет к повышенному износу трущихся деталей. Повышенная температура воздуха приводит к более интенсивному испарению электролита в аккумуляторе, более быстрому образованию на кипи в радиаторе и т. п.
Летний и зимний периоды эксплуатации автомобилей опре деляются температурой воздуха. Летним периодом называется такой период, когда среднесуточная температура окружающего воздуха установится +5° С и выше, зимним — ниже +5° С. На дежная работа автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготовкой авто мобилей и личного состава, а также строгим соблюдением пра вил эксплуатации в эти периоды. Понижение температуры в зимний период эксплуатации автомобилей затрудняет пуск дви гателя вследствие повышения вязкости масла и ухудшения про цесса образования горючей смеси.
269
СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ
Есть два способа подогрева двигателя, необходимых для его легкого пуска: подогрев двигателя в течение всего периода хранения автомобиля и разогрев непосредственно перед пуском. На кратковременных стоянках большое значение для сохране ния тепла имеют утеплительные чехлы, выдаваемые на каждый автомобиль при наступлении холодов.
Постоянный подогрев двигателя автомобиля при безгараж ном хранении или хранении в неотапливаемом закрытом поме щении связан с большими затратами и специальным оборудова нием. Поэтому большее распространение имеет разогрев двига теля перед пуском. Он осуществляется при помощи горячей воды, пропускаемой через систему охлаждения при открытых сливных краниках и заправке картера двигателя горячим мас лом. Вода и масло подогреваются в водомаслогрейках стацио нарного типа или в водомаслозаправщиках.
Для подогрева воды и масла применяют индивидуальные нагревательные средства, а также используют средства центра лизованного пароподогрева и электроподогрева. К нагреватель ным индивидуальным средствам относятся пусковые подогрева тели, устанавливаемые на некоторых автомобилях, дровяные ка лориферные печи-отопители, жаровни и беспламенные брикеты. Недопустимо применять для подогрева двигателя и других аг регатов открытое пламя паяльных ламп, факелов, костров. Это снижает качество масла и опасно в пожарном отношении.
Пуск автомобильного двигателя также облегчается приме нением пускового насоса АП или пускового газогенератора (ПГГ-1). Пусковой насос АП служит для введения в впусковой трубопровод двигателя мелкораспыленного бензина, а пусковой газогенератор предназначен для подачи в воздушный патрубок карбюратора подогретых паров бензина. Категорически запре щается пуск двигателей буксировкой машины.
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ И ПАРКОВ К ОСЕННЕ-ЗИМНЕЙ И ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Подготовку автомобилей, как правило, проводят: к эксплуа тации в летний период — с 15 марта по 15 мая; к эксплуата ция в зимний период — с 15 сентября по 15 ноября. Конкретные сроки подготовки к летнему и зимнему периодам эксплуатации устанавливаются приказом командующего войсками Военного округа в зависимости от климатических условий.
Время слива воды из системы охлаждения, слива масла и снятия аккумуляторных батарей определяется приказами ко мандиров соединений и отдельных частей в зависимости от кли матических и метеорологических условий. При нахождении час ти S полевых условиях в переходный, неустойчивый период по-
am