Файл: Методические указания СанктПетербург 2017.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что в нем определяется последовательность и круг освещаемых вопросов ВКР в соответствии с утвержденным заданием. При составлении плана следует руководствоваться следующими основными критериями.

Составные части должны соответствовать названию темы, не выходить за ее рамки, быть взаимосвязанными, излагаться последовательно и соответствовать содержанию пояснительной записки задания на работу.

В план должны входить все основные вопросы. Он открывается введением, главы делятся на параграфы, а завершается заключением, примечаниями, списком использованных нормативных правовых актов и литературы и возможно приложениями. При необходимости использования приложения ВКР включает в себя иллюстративный и статистический материалы, проекты правовых актов, договоров, таблицы, данные социологических исследований, образцы методик, анкет.

Сложилась определенная структура выпускной квалификационной работы, основными элементами которой являются следующие:

  1. Титульный лист (образец титульного листа см. в приложении 4).

  2. Задание кафедры на работу (образец задания см. в приложении 2).

  3. Аннотация (краткое содержание на русском и иностранном языках) (образец аннотации см. в приложении 3).

  4. Содержание (образец содержания см. в приложении 5).

  5. Введение (образец введения см. в приложении 6).

  6. Основная часть должна состоять из нескольких (обычно трех) глав, объединяющих (по два в главе) параграфы (образец оформления глав и параграфов см. в приложении 7.

  7. Заключение.

  8. Библиографический список (список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы) (образец библиографического списка см. в приложении 8).

  9. Приложения (при наличии) (образец оформления приложений см. в приложении 9).

Каждый раздел работы должен выполнять строго определенную задачу и отвечать определенным целям. Сама работа должна быть органичным целым, а не фрагментарным исследованием.

Существуют процедурные и логические требования, предъявляемые к структуре работы.

Введение целесообразно составить после завершения ВКР, когда будут очевидны его результаты. Введение должно занимать
3–6 листов. Умение лаконично раскрыть суть будущего исследования – это тоже квалификационное требование, указывающее на способность исследователя в краткой и сжатой форме подразумевать емкое и развитое содержание.

Во введении следует раскрыть следующие элементы:

  • краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы и актуальность проблемы исследования;

  • теоретическую базу исследования, т.е. перечислить всех наиболее значимых авторов, проводивших научные или научно-практические исследования по данной проблеме, а также сформулировать и обосновать отношение обучающегося к их научным позициям;

  • объект и предмет работы;

  • цель исследования должна совпадать с темой ВКР. Цель исследования должна быть выражена в точной, краткой и конкретной форме, соответствовать названию выпускной квалификационной работы и объекту исследования;

  • основные задачи, т.е. вопросы, которые предстоит решить для достижения поставленной цели (формулировка задач должна совпадать с содержанием исследования), они будут раскрыты в главах работы;

  • научную новизну и практическую значимость исследования, хронологические рамки, правовую основу исследования, эмпирическую базу работы, методы исследования, направления реализации полученных в работе выводов и предложений, структуру ВКР.


Остановимся более подробно на каждом из перечисленных элементов введения.

Для обоснования актуальности выбранной темы магистр должен, прежде всего, определить степень разработанности данной темы в других трудах, а также показать суть проблемной (противоречивой) и требующей решения ситуации. Аргументация актуальности составляет не более 0,5‒1,0 страницы. Автору работы следует обратить внимание на то, какое, по его мнению, значение имеет современная разработка темы в научно-теоретическом и практическом аспектах. Кроме того, должна быть дана четкая, ясная, корректная формулировка рассматриваемой проблемы, обоснована актуальность на современном этапе.

Обучающиеся в работах часто делают ошибку, когда аргументируют актуальность темы путем указания на необходимость решения какого-либо вопроса (т.е. положения, которые также нужно разрешить). Однако решение научной проблемы существенно отличается от решения вопроса. Принято считать, что для ответа на вопрос достаточно известного знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является. Существенным признаком научной проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания1.

В разделе степень разработанности проблемы должны быть лаконично описаны существующие подходы к решению данной проблемы, имеющийся опыт в этой области, существовавшие теории, гипотезы и проекты. Необходимо постараться выявить взгляды на эту проблему с точки зрения разных школ юриспруденции. По квалифицированности исполнения этой части работы оценивается глубина ее проработки.

Распространенной ошибкой обучающихся является простое перечисление фамилий авторов, которые касались данной темы, зачастую даже без соблюдения исторической хронологии написанных ими работ. Магистр должен представить обсуждаемую проблему в виде стадий ее формирования, смысловых блоков, частей, аспектов. Он должен показать разные подходы к ее решению. Неквалифицированным представляется выполнение указанного раздела, когда автор ограничивается парой фраз типа: «Большой вклад в ее разработку внесли … (фамилии)», «Глубокий анализ дается в работах …» и т.д.

Рассматривая степень разработанности проблемы, необходимо указать, как возникла проблема, кто ее впервые сформулировал, кто дал ей наиболее системное понятие, кем и когда она решалась, кто представляет современные концепции по ее разрешению. Характеристика данного раздела считается квалифицированно и профессионально выполненной, если обучающемуся удалось максимально полно и всесторонне представить выбранную проблему, т.е. максимально полно выявить подходы к рассматриваемой проблеме и указать на недостатки в исследованиях. Это позволяет более осмысленно сформулировать свой подход к проблеме, более обоснованно подойти к пониманию актуальности темы исследования, прогнозирования конечных результатов.



Элементом введения является также формулировкаобъекта и предметаисследования. Каждая конкретная наука исследует строго определенную совокупность законов, иначе говоря, имеет свой предмет.

Закономерности составляют предмет правовой науки. Правовые принципы обладают всеми свойствами юридических закономерностей: повторяемостью, устойчивостью и необходимостью. Правовые принципы закрепляются в конституции, законодательстве страны или источниках международного права.

Для раскрытия предмета правовой науки начинать научное познание необходимо с изучения правовых и иных специальных явлений.

В объект правовой науки в целом и ее отдельных отраслей входят государство, право, правоотношения, правонарушения и другие политико-правовые явления, а также политико-правовая практика (правотворчество, правореализация), правоохрана, правоприменение, правомерное и противоправное поведение субъектов права. Объект выступает началом научного познания1.

Объект исследования в ВКР по юриспруденции – это конкретные охраняемые законом общественные отношения, по поводу которых возникает действие или коллизия. Предметом выпускной квалификационной работы выступает правовая база той или иной отрасли права или отдельного рассматриваемого института права, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека, стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью при определенных обстоятельствах. Таким образом, объект является более широким понятием по отношению к предмету, который исследует конкретную область права. Он может касаться даже просто определенных свойств, характеристик и качеств того, что исследуется.

Непонимание предмета ВКР или выход за рамки объекта исследования является нарушением интеллектуального научного труда.

От объекта и предмета исследования целесообразно перейти к определению цели и задач исследования.

Цель– это мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, итог работы. Цель в ВКР должна быть единственной, она заключается в решении проблемы путем ее анализа и нахождения новых закономерностей между разными явлениями. Следует отметить, что одной из характеристик квалификационного характера является соотношение цели с темой работы, а задач – с названиями глав и иногда параграфов.


Исходя из развития цели работы определяются задачи исследования. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать, разработать, выявить, доказать, изучить, описать, определить, установить, выяснить, дать рекомендации, установить взаимосвязь и т.п.). Следует тщательно формулировать задачи, поскольку описание их решения должно составить содержание глав, а иногда и отдельных параграфов ВКР. Кроме того, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы. В связи с этим необходимо указать и на часто встречающиеся ошибки в постановке цели и задач. Обучающиеся нередко подгоняют задачи под имеющиеся в их распоряжении результаты, не заботясь о том, что заявленная цель должна быть не просто описана, а определенным образом разрешена. Другая ошибка – слишком широко (общо) трактуемые цель и задачи исследования.

Следующим элементом введения ВКР является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала и являются необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

В правовой (цивилистической) науке используются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. К числу общенаучных методов исследования относятся методы философского характера, определяющие общую методологическую направленность любого исследования (наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
К частнонаучным методам познания в юриспруденции относятся: метод сравнительного правоведения, комплексный анализ, системный подход, методы конкретных социологических исследований и др.

Во введении также описывается источниковедческая база работы1. При этом автору работы следует выделить из нормативно-правовых актов только те, которые касаются темы исследования. Например, «в таких-то статьях Конституции РФ определяется экономическая основа существования РФ», «нормы о договорах поставки содержатся в таких-то разделах Гражданского кодекса РФ» и т.д. Распространенной ошибкой является простое перечисление данных нормативных актов по степени значимости. Например, «основные положения и понятия, выбранной нами темы содержатся в следующей источниковедческой базе: Конституции РФ, ГК РФ, законах …».

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения. Научная новизна неразрывно связана с
практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства, а также рекомендаций по улучшению работы государственных органов.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать краткий перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Структура (деление на разделы, главы, наличие приложений) работы должна соответствовать поставленным задачам исследования.

1.3. Основное содержание работы

Содержание основной части выпускной квалификационной работы должно точно соответствовать названию темы и полностью ее раскрывать.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что название глав не должно дублировать название всей работы, иначе возникает закономерный вопрос: для чего тогда остальные главы и параграфы представлены в работе? Основные главы ВКР должны раскрывать название, а разделы или параграфы глав – раскрывать объем и содержание глав. Если этого нет – то это логическая и квалификационная оплошность. Содержание отдельной главы не может выходить за рамки общей темы работы. По объему глава должна составлять не более половины всей работы Параграф
не может быть шире главы или всей работы. Например, в теме «Договор розничной купли-продажи» не стоит раскрывать главу с названием «Общие положения о договорах» или «Договор как двусторонняя сделка». Работа с такой главой указывает на непонимание объекта и предмета исследования и не может быть допущена к защите.

Можно показать правильное название глав и параграфов ВКР магистра на примере работы по гражданскому праву. Во-первых, если глава называется «Функции и принципы гражданского права», то параграфы этой главы должны касаться всех аспектов рассматриваемого вопроса, содержащихся в Гражданском кодексе РФ. Если в этом нет необходимости, то обучающийся должен ограничить название каким-нибудь подходом, аспектом и т.д. Во-вторых, если глава называется «Правовые последствия признания недействительности сделок», то отдельные параграфы могут иметь следующие названия.

1. Двусторонняя реституция.

2. Односторонняя реституция.

3. Иные имущественные последствия недействительности сделки.