Файл: Методические указания СанктПетербург 2017.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.5. Работа с научной литературой


После составления библиографии обучающийся осваивает избранную науковедческую литературу, берет из нее максимально возможную информацию для своей ВКР. Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о предмете исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Работу над науковедческой литературой следует начинать с усвоения положений, раскрывающих методологию подхода к исследованию поставленного вопроса. Затем надо обратиться к специальным литературным источникам, отличающимся большей полнотой. Это позволит выделить главную нить исследования, подразделить тему работы на составляющие ее вопросы, уяснить ее место среди других проблем данной науки. После этого можно перейти к частным исследованиям, журнальным статьям, брошюрам.

Из исследований одного автора по данной проблеме или разных изданий одной и той же работы следует выбрать более поздние, отражающие окончательно сложившуюся доктринальную точку зрения. При изучении литературы необходимо сначала выявить общую концепцию автора, его главную мысль, последовательно проследить систему его аргументации. Кроме того, следует наметить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При выборе таких вопросов целесообразно привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют белее детальной проработке избранной темы.

При работе над литературой рекомендуется ее глубокое изучение с обязательным конспектированием, выписками и заметками. Возникающие в процессе работы над литературой мысли необходимо, не откладывая, записывать. Если читать литературу, не конспектируя ее и не выписывая отдельных положений, не отмечая своего отношения к позиции автора, то работа пройдет в значительной степени вхолостую, так как будет невозможно хорошо запомнить весь прочитанный материал. Обычно исследователи делают записи и выписки на отдельных листах или карточках с указанием главы и параграфа выпускной квалификационной работы,
источника и названия вопроса, которому посвящена карточка. По мере накопления выписок их раскладывают в порядке расположения материала в работе. Это во многом облегчает работу обучающегося, придает его деятельности организованный характер.

Если автор в своей работе использует недостаточно осмысленный и мало переработанный материал, то это может привести к тому, что у текста работы не будет собственной органичной логики. Следует учитывать, что необходимое условие присутствия элемента новизны в работе – собственное достаточно глубокое осмысление темы в целом.

Если часть выписанной информации оказалась бесполезной, то не следует помещать в работу весь собранный материал. Это только загромождает текст и делает непонятной мысль, которую хотел донести автор.

Если работа оформляется с использованием средств компьютерной техники, то целесообразно конспектировать путем набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы. Если при первоначальном наборе текста требуемый формат набора не соблюдался, то в последующем может потребоваться дополнительное редактирование таблиц, графиков, рисунков и т.п., что увеличивает сроки выполнения ВКР.

Если же автора ВКР интересуют еще не выявленные научно-эмпирические данные, то он приступает к сбору практического материала после освоения соответствующей научной литературы и разработки специального практического исследования. Сбор данного материала осуществляется путем изучения и обобщения архивных материалов судебной практики, правовых журналов и других источников.

1.6. Сбор и обработка практического материала


Практическому материалу в ВКР отводится существенная роль. Во-первых, он может служить иллюстрацией излагаемых положений, причем, как положительного, так и отрицательного характера. Во-вторых, практический материал может быть объектом для исследований различных теоретических положений, а также правоприменительной практики.

По источникам происхождения практический материал можно подразделить на опубликованный и неопубликованный. Опубликованный материал следует искать в таких журналах, как: «Российская юстиция», «Полиция России», «Вестник Следственного комитета Российской Федерации», «Хозяйство и право», «Законность», «Закон», «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации», «Вестник экономического правосудия Российской Федерации», «Юрист», «Домашний адвокат» и др.



Сделав выписку из журнала, обучающийся обязательно должен отметить информацию о том, какой орган принял решение по спорному правоотношению, а также, где опубликован пример. Размер выписки зависит от существа спора и текста самого примера.

Текст дела в ВКР может войти целиком или частично. Особую ценность представляют такие примеры, когда один и тот же правоохранительный орган или разные суды в одно или разное время принимают по одному спорному вопросу разные решения. Удачным будет сравнение судебной практики разных периодов, а не только последнего. Для этого используют журналы прошлых лет либо ссылки на прошлую судебную практику в литературе.

Изложенные выше рекомендации в равной степени относятся и к неопубликованной практике. Примеры здесь следует искать в архивах судов, прокуратуры и предприятий, где обучающиеся проходят практику, управлениях территориальных организаций. Доступ к таким материалам может быть оформлен через ходатайство руководства факультетом или университетом. Здесь точно так же делаются отметки о происхождении материала, указывается регистрационный номер, папка дела и листы использования.

Когда работа пишется на материалах деятельности одного предприятия, материалов только юридического отдела бывает недостаточно. Можно почерпнуть недостающие материалы в других отделах организации: бухгалтерии, отделе финансового анализа, отделе бюджетирования, отделе маркетинга и снабжения.

Удачно подобранный практический материал позволяет
вывести статистику применения норм, ошибок в толковании конкретных споров, проследить динамику развития института в регионе или на предприятии. Цифры могут использоваться и в качестве фактического материала. Подобное статистическое исследование обычно создается в приложении, его результаты используются в тексте работы.

1.7. Язык и стиль выпускной квалификационной
работы


Работа магистра является прежде всего квалификационной работой, поэтому ее языку и стилю следует уделять серьезное внимание. Кроме того, работа будет восприниматься другими людьми, поэтому принципиальное значение имеет то, как представлен и как выражен в языке исследуемый материал. Стилистически неграмотный язык, наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы.


Уровень языка и стиля ВКР характеризуют общую культуру ее автора. Следует отметить, что язык и стиль научных работ как часть письменной научной речи сложились под влиянием академического этикета (интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения для обоснования научной истины). Академический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвинутых положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств логической связи. Так, последовательность развития мысли выражается словами «прежде всего», «вначале», «затем», «во-первых», «во-вторых», «итак» и др.; противоречивое отношение – словами «между тем», «однако», «в то время как», «тем не менее»; причинно-следственное отношение – словами «поэтому», «следовательно», «благодаря этому», «вследствие этого», «кроме того»; переход от одной мысли к другой – «прежде чем перейти к…», «обратимся к…», «рассмотрим», «остановимся на…», «рассмотрев, перейдем к…» и др.; вывод (итог) выражается словами «таким образом», «итак», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать», «в заключение отметим» и т.д.

Язык выпускной квалификационной работы магистра должен быть четким, ясным. Текст работы не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Не стоит перегружать работу терминологией, которую автор недостаточно освоил сам. Работа должна излагаться научным языком и подчиняться определенной логике.

Язык цифрового материала должен быть иллюстративным, доказательным, проверенным, убедительным. В ВКР следует избегать общих формулировок типа «значительно больше», «очень много», «некоторые», «все», «большинство». Цифровой материал служит математической базой сравнения, сопоставления, выборки, оценки, анализа.

Рекомендуется употреблять сложные, распространенные, повествовательные предложения, что объясняется синтаксическим строем научного текста. В научной работе обычно превалируют сложноподчиненные предложения, так как именно они более гибко отражают логические связи внутри текста.

Стиль работы – это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Общепринятым и традиционным в российских научных работах в силу научных традиций является использование местоимения «мы» или обращения от третьего безличного лица: «автор указал», «автор полагает, что», «представляется возможным», «проанализировано», «к про­блеме гражданской дееспособности подходят с различных точек зрения» и т.п.
Под словом «мы» понимаются положения ВКР, сформулированные под руководством научного руководителя. В научных работах не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я».

Юридическое исследование должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок. Недопустимы стилистические неточности, неправильное употребление слов. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Помимо точности словоупотребления текст ВКР требует ясности изложения. В тех случаях, когда автор не вполне четко понимает, что он хочет сказать, он формулирует свою мысль намеренно неясно. Еще одно требование, которое предъявляется к научному тексту – его краткость. Так, в тексте работы не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы или излишнюю конкретизацию.

1.8. Оформление и научный аппарат
выпускной квалификационной работы


Большое значение в оценке ВКР магистра имеет та форма, в которой она представлена на кафедру. Причем под оформлением в данном случае надо понимать не только качество бумаги, четкость шрифта и внешний вид обложки, что, разумеется, нельзя оставлять без внимания, но и другие элементы, в том числе научного аппарата.

Выпускная квалификационная работа магистра должна быть распечатана на принтере удобочитаемым шрифтом на писчей бумаге стандартного формата А4 (210 297 мм) в Microsoft Word на одной стороне листа. Цвет шрифта – черный. Требования к печати предъявляются следующие: текст содержит по 60 знаков в строке компьютерного текста, набранного 14-м кеглем, через 1,5 интервала. Слева поле в 3 см, справа – в 1 см, вверху и внизу – по 2 см до первого знака. Количество строк на странице составляет 29–30. Окончательный вариант основного текста работы (не учитываются введение, заключение, список библиографических источников и приложение) должен быть 50–80 страниц. Общий объем ВКР не должен превышать 80–100 страниц напечатанного шрифтом Times New Roman, отступ красной строки – 1,25 см (за исключением заголовков); выравнивание – двухстороннее по ширине (за исключением заголовков); автоматическая установка переносов. Номер страницы проставляют в нижней части листа справа арабскими цифрами без слова страница и знаков препинания