Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Рис. 12. Схема, иллю |
P и с. 13. Выносливость образцов |
буровой |
стали |
||
стрирующая |
с различными |
видами |
обработки |
по |
|
техно логи іо |
верхности: |
|
(и-a |
|
|
упро ч и е н и я |
1— после прокатки |
воздухе); |
|
||
буровых штанг |
2— іпосле .прокатки |
(в воде); |
|
||
косой накат |
.3 — шлифованные; |
|
|
|
|
коіі. |
4—обработанные дробью; |
|
|||
|
5 — обкатанные |
роликами; |
|
||
|
6 — закаленные |
с иапревом ТВЧ. |
|
ке, дробеструйной обдувке и протяжке. Испытания показали, что наибольшее сопротивление усталостным нагрузкам оказали образцы углеродистой и легированной буровой стали, подвер гнутые спиральной обкатке.
Образцы, подвергнутые индукционной закалке, показали на половину меньший эффект. Очевидно, по этой причине индук ционная закалка буровых штанг не получила в США и Канаде распространения и дальнейшие исследования в этом направле нии прекратились.
В СССР исследования, направленные на повышение уста лостной прочности буровых штанг методами поверхностного упрочнения, осуществили институты ЦНІІЧМ, НИГРН, а так же Серовскип металлургический завод. В ЦНІІЧМ в лабора торных условиях испытывались усталостные образцы углеро дистой шестигранной буровой стали с поверхностным упрочне
нием дробеструйной обдувкой, обкаткой |
роликами, |
шлифовкой, |
а также индукционной поверхностной |
закалкой |
на большую |
глубину до 5 мм. [77].
В процессе испытаний выяснилось, что наиболее эффектив ными для увеличения выносливости буровой стали являются
обработка’ |
ее поверхности дробью и |
обкатка |
роликами |
(рис. 13). |
Поверхностная индукционная |
закалка |
эффекта не |
дала, т. к. штанги были очень хрупки.
Испытания шестигранных буровых штанг, изготовленных из углеродистой стали У7 и подвергнутых дробеструйной обра
62
ботке, провел в шахтных условиях институт НІІГРІ-І [77]. Од новременно нм испытывались буровые штанги, у которых кону са подвергались обкатке роликами. Было установлено, что дол говечность тех и других штанг повысилась, по сравнению с не упрочненными, в среднем на 35%.
Упрочнение поверхности буровых штанг, изготовленных из
стали 55С2, «дифференциальной» обкаткой роликами |
осущест |
|
вил |
Серовскнй металлургический завод [15, 24]. |
|
|
По данным завода долговечность буровых штанг при испы |
|
тании в шахтных условиях возросла по сравнению с |
обычными |
|
на |
30—40%. |
|
|
В последние годы исследования по увеличению циклической |
прочности буровых перфораторных штанг проведены институ том ВостНИГРИ совместно с Кузнецким машиностроительным заводом и Абаканским железным рудником [78—80]. Было уста новлено, что наиболее эффективно долговечность буровых штанг повышается после поверхностного упрочнения индукционной закалкой. При этом оказалось, что весьма важным является правильный выбор режима закалки. Стойкость буровых штанг, изготовленных из стали 55С2 и подвергнутых индукционной за калке. в шахтных условиях повысилась в 4—5 раз, по сравне нию с обычными, и в 2—3 раза по сравнению со штангами, стержень которых упрочнялся обкаткой роликами [81]. В на стоящее время прогрессивный и эффективный способ упрочне ния буровых штанг внедрен и освоен па Кузнецком машино строительном заводе и продолжает внедряться на друтих пред приятиях страны.
§ 7. Явления коррозионной усталости в буровых штатах
Внедрение в горнорудной промышленности бурения шпуров с промывкой значительно изменило условия работы штанг и резко сократило срок их службы. Разрушение штанг сконцент рировалось в основном по стержню и конусам, причем разру шение стержня на 30—70% стало развиваться от осевого про мывочного канала [82]. Увеличение долговечности штанг стало острой проблемой и привлекло внимание ученых и производ ственников почти во всех странах.
C целью определения влияния рудничной ВОДЫ HiT стойкость буровых штанг в шахтных и лабораторных условиях в Швеции, Канаде, США и СССР осуществлялось бурение с удалением бурового шламма водой и сжатым воздухом. Испытания пока зали, что стойкость штанг при бурении с промывкой, т. е. в коррозионных условиях, оказалась в два раза ниже, чем при бурении с продувкой воздухом. Далиным [82] и Влодеком [193] было обнаружено непрерывное снижение кривых усталости, т. е. имела место ограниченная выносливость буровой стали, ха-
53
растеризуемая тангенсом угла наклона кривой усталости к оси абсцисс. Испытания штанг при бурении с продувкой воздухом, т. е. в «сухик» условиях, напротив, показали наличие постоян ного предела усталости. Пытаясь вскрыть причину быстрого усталостного разрушения буровых штанг, Дарби, Симпсон, Кемсли и др. исследовали влияние качества поверхности буровой ста ли. Ими установлено, что после горячей прокатки на поверх ности буровой стали имеются многочисленные дефекты, после удаления которых шлифовкой стойкость штанг увеличилась в 2 раза.
При объяснении влияния воды на усталостное разрушение буровых штанг привлекалась прежде всего упомянутая выше гипотеза электрокоррозионного роста трещин в металлах, сфор мулированная Эвансом [83, 84]. Согласно этой гипотезе, на поверхности штанги или в промывочном отверстии в резуль тате механического воздействия или коррозионного процесса возникает небольшое поражение (канавка) в форме местных изъязвлений, катодом которой являются места концентрации напряжений, т. е. дно канавки, а анодом — внешняя поверх ность. При эксплуатации штанг, в силу электрохимической ак тивности, изъязвления углубляются и превращаются в глубокие трещины. Дальнейшее разрастание трещин под действием кон центрации циклических напряжений приводит к разрушению штанги, когда оставшееся сечение не способно выдерживать ударные нагрузки. Электрокоррозионный механизм раскрыл внешнюю картину усталостного разрушения буровых штанг, однако многие явления, связанные с высокой скоростью проте кания усталостного процесса, избирательностью развития тре щин, защитным влиянием остаточных сжимающих напряжений и другими факторами, не нашли удовлетворительного объяс нения. В связи с этим были попытки дать объяснение ударно усталостному разрушению штанг с позиций теории адсорбцион- но-электро-химической коррозии [194], разработанной в СССР. Карпенко Г. П. на основе адсорбционно-расклинивающего эф фекта Ребиндера П. А. [85, 86]. По указанной гипотезе в период коррозионной усталости наблюдается всегда два процесса: пер вичный, заключающийся в адсорбционном образовании микро трещин под влиянием ударно-циклических нагрузок, и вторич ный, собственно, коррозионный процесс (электрохимическая коррозия) внутри уже образовавшихся трещин. В целях уве личения коррозионно-усталостной стойкости буровых штанг многие зарубежные фирмы пошли по пути упрочнения внешней поверхности. Как уже указывалось, за счет создания поверх ностных напряжений сжатия дробеструйным наклепом и обкат кой роликами частично удалось ликвидировать усталостные' поломки штанг по стержню с внешней поверхности, что в целом способствовало увеличению их долговечности примерно на
54
50%. Однако, поверхностное упрочнение буровых штанг не лик видировало поломок их стержня вследствие продолжающегося развития коррозионно-усталостных трещин, в особенности, со сто роны промывочного канала, где поступление воды более интен сивно. В связи с этим в ФРГ, Швеции и других странах осу ществлялись исследования по изысканию антикоррозионной за щиты промывочного канала штанг. В ФРГ и частично в США и Франции стали применять армпровку промывочного канала буровой стали трубкой толщиной 0,4-0,6 мм, изготовленной из нержавеющей хромистой стали и цветных сплавов [87]. Сооб щается, что, несмотря на некоторое уменьшение предела уста лости армированной буровой стали, выявленногопри лабора торных испытаниях из-за имеющихся дефектов металла в мес те контакта с нержавеющей прокладкой, в шахтных условиях буровые штанги, изготовленные из данной стали, обладают все же более высокой стойкостью, по сравнению с неармиро ванными. Но в целом, буровые штанги, армированные проклад ками из нержавеющих сталей и цветных металлов, не получи ли широкого применения из-за малой эффективности и неэко номичности способа. Некоторых успехов в предохранении бу ровой стали от коррозии достигла шведская фирма .,<Kopo-
мант».
Впроцессе изготовления на поверхность промывочного ка нала штанг наносятся водоотталкивающие пасты специального состава. По сообщениям фирмы, усталостная прочность буро вых штанг после указанной антикоррозионной обработки про мывочного канала и последующего дробеструйного упрочнения внешней поверхности повысилась на 50% и достигла 250—260 шпурометров проходки на бур.
Исследования по увеличению долговечности буровых штанг за счет антикоррозионной обработки их поверхности проводи лись в Чехословакии в Остравском горном институте. Было установлено, что специальная консервирующая защита поверх
ности штанг повышает их долговечность в среднем на 20% [88]. Согласно другим литературным данным, одним из эффек тивных способов, предотвращающих преждевременное разруше
ние штанг от коррозионного воздействия |
рудничной воды яв |
||
ляется уменьшение ее кислотности. |
Как |
показали |
Роллинс, |
Арнольд и Ларднер [89], применение |
промывочной |
воды с до |
|
бавкой в нее 1,3 грамм на литр извести |
исключает коррозию |
||
внутренней и внешней поверхности штанг. |
|
антикорро |
|
В СССР исследования по изысканию способов |
|||
зионной обработки буровых штанг осуществлялись |
институтами |
||
ЦНИЧМ, НИГРИ, ВостНИГРИ. Как |
показали лабораторные |
исследования ЦНИЧМ и НИГРИ [77], наиболее эффективными видами антикоррозионной обработки для увеличения выносли вости буровой стали является оцинкование, а также комбиниро
□5
ванная обработка, заключающаяся в дробеструйном наклепе и оцинковании (рис. 14). Однако, в результате последующих ис следований оцинкование, как технологически сложный и мало эффективный способ был отвергнут, и дальнейшие исследова ния по изысканию антикоррозионной обработки буровых штанг прекратились.
Рис. 14. Выносливость образцов буровой |
стали с |
различ |
||
ными .аінтикоррозиои.ными ПОВОріХШОСТИЫЫіИ иокрыти- |
||||
тиями: |
1 — после прокатки (испытание в |
«сухих» |
||
условиях); 2 — то же в воде; 3 |
— покрытие |
ла |
||
ком; 4 — электролитическое оцинкование; |
5 — го- |
|||
'ря-чее |
оцинкование; 6 — дробеструйная обработка |
|||
іи оцинкование; 7 — дробеструйная обработка |
и |
|||
хромирование. |
|
|
|
Анализ опубликованной зарубежной н отечественной горно
технической' литературы, специально посвященной |
вопросам |
|
коррозии бурового инструмента, позволяет |
сделать |
вывод о |
недостаточно полной изученности этого явления. В суждении о причинах и механизме, а также скорости коррозионно-усталост ного разрушения буровых штанг все еще не преодолены проти воречия, которые, безусловно, сдерживают правильное обосно вание путей повышения их долговечности. В работах Влодека, Кемсли и др. отмечается необходимость более полного изучения характера связи процессов коррозионно-усталостного разруше ния буровой стали с ее механическими свойствами, структурой, качеством поверхности, геометрией и т. д.
Считается, что по-прежнему |
первостепенным является ре |
|
шение практической задачи, т. е. |
изыскание защиты буровых |
|
штанг и других видов |
бурового инструмента от коррозионного |
|
воздействия рудничной |
воды. |
|
56