Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 8. Выкрашивание торіи хвостовиков буровых штанг, вызванное нарушением температурных. режимов высадки.

200—300 мм, как правило, до очень высоких температур, пре­ вышающих оптимальные температуры горячей деформации стали и нередко допускают сильное обезуглероживание поверх­ ности, а на конце штанги даже оплавление ребер.. По граням хвостовика штанг у торцов в результате этого возникают про­ дольные трещины или раскрашивание торцевых кромок (рис. 8). Особенно много дефектов, связанных с бурозаправочными ра­ ботами, наблюдается у штанг, приспособленных для бурения с боковой промывкой (рис. 1 б), поскольку для формирования шейки под гидромуфту требуется дополнительно 2—3 нагрева. У данных штанг по этой причине часто наблюдается растрески­ вание поверхности. Высадка штанг чаще всего осуществляется па пневматических бурозаправочных станках в специальных разъемных полуматрицах, позволяющих при ударе перфоратор­ ного бойка формировать буртик.

Бурозаправочные станки являются малогабаритными пнев­ матическими молотами и помимо высадочных работ дают воз­ можность осуществлять другие несложные, но весьма необхо­ димые в условиях рудничных мастерских работы (гибка, рубка и т. n.). По этой причине на рудниках бурозаправочные станки нашли применение повсеместно. Однако, они при всех своих достоинствах обладают рядом существенных недостатков, среди которых можно указать следующие.

1.Значительный шум в работе.

2.Весьма малая степень деформации металла в матрицах за один удар бойка.

3.Низкая долговечность матриц.

Малая степень деформации металла в матрицах бурозапра­ вочного станка вызывает необходимость часто подогревать ме­ талл до высокой температуры, что неизбежно вызывает его чрезмерный угар и порчу поверхности. Поэтому исследователи неоднократно отмечали, что при выполнении высадки штанг на бурозаправочных станках на конце хвостовика часто сохраняет-

45'

ся высокая температура в пределах 1200—1300oC и, следова­ тельно, создаются условия роста зерна в стали [184]. Указывает­ ся также, что неудовлетворительный нагрев буровых штанг под высадку вызывает неравномерность свойств стали по длине, которая выражается в резком нарушении направления волокон металла, изменении твердости, величины зерна и фазового сос­

тава структуры.

операции

высадки

штанг, улучшения

C целью ускорения

санитарно-гигиенических

условий

работы, а также качества

хвостовиков, некоторые

рудники,

например,

Миргалимсайскик

[50], Джезказганский, а также Серовский металлургический за­ вод, применили электрические контактно-стыковые сварочные машины типа MCP, удачно сочетающие электронагрев с одно­ временным деформированием металла в зоне буртика. Прове­ денными в этом направлении работами было установлено, что с внедрением контактно-сварочной машины отпадает необходи­ мость в нагревательных устройствах, улучшаются условия труда

бурозаправщиков.

Кроме того,

ликвидируется часть операций

по зачистке граней хвостовика и его правке.

 

Замена

бурозаправочных

станков машинами

типа MCP

позволяет

снизить

стоимость изготавливаемых буров и штанг

на 30%. Вместе с

тем, несмотря на отмеченные

достоинства,

технология высадки штанг стыковыми сварочными мйшинами обладает в свою очередь специфичными недостатками, среди которых наиболее существенными являются:

1. Частый перегрев и оплавление граней заготовки в кон­ тактном устройстве;

2.

Пригар

металла к контактам;

3.

Малое

деформирующее усилие.

По этой причине массовое внедрение стыковых сварочных машин в горнорудной промышленности не получило развития. C тем, чтобы не нарушать структуру и свойства стали по длине штанги, в некоторых странах производились опыты по созданию искусственных буртиков. Считают, что при этом упрощается тер­ мообработка хвостовика и устраняются вызванные высадкой местные напряжения в зоне бурта, улучшаются ѵсловия пере­ дачи энергии удара и в итоге удлиняется срок службы штанги. Например, во Франции фирмой «Лебурин» буртик на штанге изготавливается из трех профилированных резиновых колец, которые обжимают снаружи стальной гильзой, а в США наиоолее распространена конструкция резинового буртика фирмы «Леооіі», которая специальным клеем соединяется с телом штанги [51, 52]. Однако многие специалисты, отрицают возмож­ ность широкого применения штанг .с резиновыми и пластмас­ совыми буртами, ссылаясь на низкую их прочность и смещение в процессе бурения. Почти во всех странах идут по пути ко­

ренного улучшения

бурозаправочных

работ на базе передо­

вых достижений

науки и техники.

Сообщают что высокая

46


стойкость буровых штанг наблюдается в случае увеличения у буртика радиусов галтелей и повышения чистоты поверхности металла штанг. Рекомендуют отказаться от устаревшей техно­ логии высадки буров на бурозаправочных станках с печного нагрева [53]. Например, институтом ВостІІИГРИ предложена технология бурозаправочных работ, которая отличается от известной более высокой культурой производства и производи­ тельностью. Согласно данной технологии [54], механическая обработка штанг осуществляется полностью до высадки буртика. Основой данной технологии является деформация буртика штанги в матрицах горизонтально-ковочной машины с индукци­ онного нагрева. Штамповка буртика штанг на горизонтально­ ковочной машине выгодно отличается от высадочных операций на бурозаправочных станках и стыковых сварочных аппаратах.' Штамповка осуществляется бесшумно, за одну7 операцию (в течение 1—2 секунд). Это дает возможность вести операцию высадки буртика при минимально возможных ковочных темпе­ ратурах, тем самым получать в зоне деформации мелкозернис­ тую структуру. Очень важным достоинством высадки штанг на горизонтально-ковочных машинах является регулировка в ши­ роких пределах степени деформации металла в зоне высадки за одно перемещение матриц.

Это дает возможность получить очень точно любые габари­ ты высаженной части штанги с точно заданными размерами. При высадке на.бурозаправочных станках размеры буртика колеблются в широких пределах, что вызывает искривление, слипание или надрыв волокон металла в промывочном отвер­ стии. При высадке буртика на горизонтально-ковочной машине этого явления не наблюдается, вследствие строго равномерной деформации металла и одинакового заполнения им полости мат­ рицы. Как видно из рисунка 9, промывочное отверстие в зоне

буртика у штанги, высаженной на горизонтально-ковочной ма­ шине, не нарушается. Применение горизонтально-ковочной ма­ шины для высадки буровых штанг позволяет кроме того полу­ чить штанги с усиленной конфигурацией бурта и необходимой

47

геометрии. Это дает возможность избежать дополнительной концентрации напряжений у бурта и производить эффективное упрочнение этого участка штанг термическими методами, а также обкаткой.

В СССР первым внедрил горизонтально-ковочную машину, для высадки штанг Кузнецкий .машиностроительный завод. В результате внедрения заметно повысилось качество штанг, а производительность бурозаправочных работ возросла в 5—6 раз.

Внедрение горизонтально-ковочной машины не вызывает больших капитальных затрат. На отечественных заводах изго­ тавливаются горизонтально-ковочные машины различных габа­ ритов и мощности. Поэтому рудники, заводы имеют возмож­

ность

для

широкого

внедрения данных машин, которые, как

показала

практика,

обладают значительными преимущества мл

перед

устаревшими

бурозаправочными станками.

Термическая обработка концов буровых штанг наиболее от­ ветственная технологическая операция, во многом определяю­ щая срок их службы. Особенно тщательно стараются осущест­ вить закалку хвостовика штанги, чтобы получить необходимую твердость в заданных пределах. Так как по хвостовику штанги при бурении наносятся интенсивные удары поршнем перфора­ тора, твердость его должна быть несколько меньше твердости поршня, но достаточной, чтобы предотвратить расклепывание. Практика показала, что твердость правильно термически об­ работанного хвостовика буровой штанги составляет 46—48 по шкале Роквелла. Твердость конуса штанги должна находить­ ся в этих же пределах. Многолетний опыт эксплуатации буро­ вых штанг показывает, что термообработка их существенно от­ стает от современных требований и не обеспечивает достаточ­ ной долговечности. Она осуществляется на рудниках, где не всегда имеются необходимые условия проведения качественной закалки (квалификация термистов-бурозаправщиков, наличие специального оборудования и.т. п.),что несомненно снижает дол­ говечность штанг. В литературе отмечается, что в ряде случаев закалка концов штанг производится в воде непосредственно с ковочного нагрева, конус часто никакой термообработке не подвергается. Это неизбежно приводит к значительному коли­

честву брака (рис. 10)

в общем объеме выпускаемых штанг.

В целях значительного

повышения качества буровых штанг и

их долговечности в последние годы институтами НИГРИ, Урал-

ЧЕРМЕТ, ВостНИГРИ,

МИСиС, ЦНИЧМ, а также заводами

и рудниками проведены

работы, направленные на улучшение

технологии термообработки штанг. В результате исследований разработаны режимы изотермической и индукционной закалки рабочих концов штанг, которые в шахтных условиях показали удовлетворительную стойкость |4, 14, 55 — 59].

За рубежом большую исследовательскую работу по улуч­ шению режимов закалки и отпуска штанг провели Влодек, Нор48 .


Рис. 10. Дефекты, возникающие в буровых штангах вследствие нека­ чественной закалки их хвостовиков:

а — трещины на концах хвостовика; б —' расклепывание торцовой кромки.

ман, Дарби, Симпсон и др. [184 — 190]. Ими отмечается, что при­ чиной поломки часто является несоблюдение режимов закал­ ки,. а также наличие «мягкой зоны», возникающей между на­ гретым и холодным участком штанги (рис. 11). Это так назы­ ваемый «металлургический надрез», для ликвидации которого предлагается двойная или даже тройная закалка. Для дости­ жения діаилучших результатов при обычной закалке рекомен­ дуется предварительная нормализация как ступень между ков­ кой и закалкой. По данным других исследователей более вы-

Рис. И. Распределение

твердости

по

длине

буровой штанги

с

закаленными

рабочими

концами

(хвостовиком и

конусом).

 

 

4. Заказ 3127.

49


сокііе результаты обеспечивают специальный отжиг или улуч­ шение [59].

Впоследние годы делались попытки осуществлять объем­ ную закалку штанг по всей длине. Как показали исследования, проведенные в ряде институтов, сквозная закалка буровых штанг не дала преимуществ в сравнении со штангами, у кото­ рых термообработке подвергались только концы [56, 57].

Вцелом, как отмечается в зарубежной и отечественной ли­ тературе, вопрос о рациональной термообработке штанг попрежнему остается открытым. В значительной степени это свя­ зывают как с противоречивостью взглядов исследователей на процессы термообработки элементов штанги, так и с большой номенклатурой их по конструкции, условиям эксплуатации и маркам стали, требующим определенной технологии обработки. Становится общепризнанным, что отсутствие единой технологии ковки и термообработки штанг значительно сокращает срок их службы и приводит к перерасходу буровой стали.

Впоследние годы все более широкое внедрение получает так называемая прочностная технология, т. е. специальная об­ работка поверхностей для повышения ударно-усталостной проч­ ности буровых штанг. Толчком к этому послужили многочислен­ ные исследования, связанные с повышением усталостной проч­ ности изделий в машиностроительной промышленности, уста­ новившие, что при эксплуатации машин практически наиболь­ шие напряжения возникают на поверхности деталей, где чаще всего протекают усталостные процессы. Особенно опасны рас­ тягивающие поверхностные напряжения в деталях, вызванные знакопеременными изгибающими нагрузками, поскольку при

наличии каких-либо концентраторов напряжений в металле они вызывают быстрое усталостное разрушение. Создание в поверхностных слоях деталей остаточных напряжений сжатия за счет упрочняющей обработки приводит к уменьшению рас­ тягивающих напряжений и, следовательно,, к более длитель­ ному сроку их службы [60—73]..

Учитывая опыт успешного упрочнения огромной номенкла­ туры детален в машиностроении, в ряде стран проводились ис­ следования по упрочнению буровых перфораторных штанг. Пер­ вые попытки упрочнения поверхности буровой стали осущест­ влялись в Канаде, где был выдан патент на спиральную обкат­ ку'. [191]. Примерно в этот же период в Швеции был разрабо­ тан способ поверхностного наклепа буровых штанг за счет од­ ноосного растяжения предварительно обезуглероженного метал­ ла, а . также началось исследование различных режимов попе­ речной обкатки штанг роликами.

В основе упрочнения штанг обкаткой роликами лежит явле­ ние локального наклепа поверхностных слоев стали. В резуль­ тате создания остаточных сжимающих напряжений на поверх­ ности долговечность штанг повысилась на 50%. В США и в

50


Канаде

разработана технология

косой накатки

(прокатки)

буровых

штанг рифлеными

цилиндрическими

роликами

(рис. 12) [192].

 

штанг так­

В результате указанной обработки долговечность

же возросла примерно в 1,5 раза.

В обоих случаях

в процессе

обкатки на поверхность штанг сообщается через ролики усилие до 400 кг.

Глубина наклепа достигается в пределах 0,2—0,3 мм. Дробеструйная обдувка штанг с целью создания сжимаю­

щих напряжений появилась почти одновременно с накаткой. Буры, подвергнутые дровеструйнои обработке, оказались почти вдвое долговечнее обычных. Согласно литературным данным, в последние годы дробеструйный наклеп буровых штанг при­ меняется лишь в Швеции, ФРГ и частично в Японии. Считают, что способ дробеструйного наклепа малопроизводительный, од­ нако многие авторы видят преимущество способа в более эф­ фективном упрочнении поверхности штанг, по сравнению с на­ каткой роликами. Очевидно, в связи с этим, в последнее время некоторые фирмы возобновили разработку различных режи­ мов дробеструйного наклепа. Например, акционерное общест­ во «Фагерста Брук» (Швеция) рекламирует шаровую бомбар­ дировку поверхности буровых штанг, которые имеют наиболь­ ший возможный срок службы в самых тяжелых условиях бу­ рения [74].

Фирма «Актайболаг» (Англия)

применяет

специальную

дробеструйную обдувку и сообщает, что при

этом полностью

исчезают опасные

растягивающие

напряжения с

поверхности

и обеспечивается ее высокое качество [75].

 

 

По сообщениям

акционерного

общества

«Коваметалли и

Тампелла» (Финляндия), высокой стойкостью

отличаются по­

родные буры «Комета», которые в процессе производства под­ вергаются дробеструйной обработке [76].

В СССР дробеструйная обработка буровых штанг не по­ лучила распространения.

Наряду с деформационными способами поверхностного уп­ рочнения буровых штанг за рубежом и в СССР проводились исследования, направленные на увеличение их долговечности за счет поверхностной термообработки, однако в очень малом объеме. Первая попытка осуществления поверхностного упроч­ нения буровых штанг индукционной закалкой в исследователь­ ских целях принадлежит Влодеку [193]. Производя закалку хромоникелевой и углеродистой стали на глубину 0,5—0,9 мм, он получил удовлетворительное распределение закаленного слоя по периметру шестигранника. Выявление эффективности повер­ хностной закалки буровой стали осуществлялось им путем ус­ талостных испытаний на специальной крутильной машине (ка­ надский метод испытаний). Для сравнения также испытыва­ лись образцы буровых штанг, подвергнутых спиральной обкат-

51