Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§

8. Пути

повышения стойкости буровых перфораторных

 

штанг и задачи дальнейших исследований

Постоянное

увеличение

темпов роста

производительности

труда

при бурении требуют значительного повышения долговеч­

ности

бурового

инструмента.

.Многолетний

опыт и практика

показали несостоятельность методов решения вопросов повы­ шения долговечности бурового инструмента путем осуществле­ ния частных мероприятий внутриведомственного масштаба. Многие министерства и ведомства, имеющие в своем производ­ стве буровые работы, вынуждены тратить немало усилий и ма­ териальных средств на создание собственного фонда бурового инструмента. Со временем это привело к созданию многочис­ ленных очагов по выпуску буровых штанг, коронок и буров в

виде участков и цехов при заводах, металлопрокатных

базах,

бурозаправочных

мастерских, рудоремонтных заводах

и т.

п.

Особенно большое число мелких

производственных единиц по

выпуску бурового

инструмента у

основного его потребителя,

а

именно горнорудной промышленности и в первую очередь

на

горнорудных предприятиях .Министерств черной и цветной ме­ таллургии.

На предприятиях этих отраслей

горной промышленности

сделано немало нововведений по

усовершенствованию произ­

водства буровых штанг и цельноармированного инструмента, а также увеличению их качества. Однако до настоящего време­ ни улучшению технологии производства и повышению надеж­ ности бурового инструмента на основной массе рудников все еще уделяется недостаточно внимания и чаще всего осущест­ вляется путем рационализации только наиболее трудоемких операций. В значительной степени это определяется целым ря­ дом объективных причин, например, отдаленностью рудных баз, нехваткой специалистов-металловедов, а также недостаточным оснащением бурозаправочных мастерских современным обору­ дованием и инструментом. За редким исключением, большин­ ство рудников вынуждено осваивать бурозаправочные работы, исходя из местных условий, зачастую применяя кустарное обо­ рудование и устаревшую технологию. В лучшем случае выбор режима ковки и термообработки штанг и их элементов произво­ дится путем подбора, исключительно основанного на опыте и навыках бурозаправщиков-термистов. Неудовлетворительно организована и поставка буровой стали на рудники, не говоря уже о том, что сам поступаемый с заводов металл не всегда обладает требуемым качеством. Часто допускается пересорти­ ца марок стали, порча поверхности за счет неудовлетворитель­ ного хранения, что приводит к большому количеству брака и отходов и в общем итоге значительному удорожанию бурозап­ равочных работ. Сейчас непосредственно на рудниках изготав-

57


ляется около 90% необходимого количества буровых штанг и буров, поэтому возникает острая потребность в создании цент­ рализованной системы их производства и поставки с разработ­ кой единых поставочных нормативов и ГОСТов. Однако органи­ зация централизованного производства бурового инструмента зависит от своевременного осуществления исследований в этой области металлургии. И, очевидно, наиболее плодотворное и оперативное решение этой проблемы возможно только при условии целенаправленной мобилизации усилий ученых и спе­ циалистов различных профилей: металлургов, машиностроите­ лей и технологов-металловедов.

При этом учитывая опыт ведущих зарубежных фирм указан­

ные задачи следует решать комплексно, т. е. в плане

создания

единой технологической

цепи: производство бурового

металла,

(выплавка, прокатка),

изготовление механическим

способом,

упрочняющая и антикоррозионная обработка. Нерешенных вопросов в направлении создания высокопрочного бурового инструмента, к сожалению, еще много.

Как показал анализ опубликованной отечественной литера­ туры, до сих пор многие важнейшие положения, связанные с получением сталей бурового сортамента, технологией бурозап­ равочных работ и заключительных операций, таких как упроч­ нение, изучены еще далеко недостаточно, что значительно сдерживает повышение его надежности и долговечности. Недос­ таточно полно разработаны и единые теоретические основы, раскрывающие перспективы повышения сопротивления бурового инструмента усталостному разрушению, вызванному ударно­ циклическими нагрузками и одновременными коррозионными яв­ лениями. Например, в обширной информации по теории волно­ вых напряжений в буровых штангах, почти не уделено внима­ ния поведению буровой стали с различным структурным соста­ вом при прохождении импульсов ударно-циклических напряже­ ний.

Имеющиеся данные по этому вопросу, изобилуют неточ­ ностью и ошибочностью суждений. Это привело к тому, что до настоящего времени такие исключительно важные вопросы, как выбор марок буровой стали, их состав и метод термообработки, оценка усталостных и прочностных свойств, практически ос­ таются не решенными и требуют детального изучения.

Чтобы обеспечить высокое сопротивление буровых штанг усталостному разрушению, вызванному высокими ударно-цик­ лическими нагрузками, необходимо осуществить исследования в направлении изыскания прогрессивных способов выплавки и прокатки, установлению эффективного и рационального упроч­ нения их внешней поверхности. Несмотря на то, что в ряде стран предпринимались попытки исследовать данный вопрос, в опубликованных работах умалчивается или.не указывается

58


роль и влияние йа долговечность бурового

инструмента реоло­

гических свойств

металла, а также остаточных напряжений,

возникающих при

поверхностной обработке.

Не даются коли­

чественные закономерности и связь внешних силовых факторов, остаточных напряжений, констант материала, с долговечностью. В результате чего до сих пор нет ясности в том, какие способы и режимы поверхностного упрочнения инструмента деформаци­ онные, термические, химико-термические или комбинированные являются наиболее эффективными.

Сильное отрицательное влияние на стойкость бурового става

оказывают все

возможные дефекты прокатки,

как в

поверх­

ности, так и в

промывочных каналах (риски, надрывы,

обезуг­

лероживание и т. д.). В связи с этим материалы бурового сор­ тамента следует оценивать на предельное состояние, как тела с трещиной методами линейной механики разрушения. В этом отношении изучение влияния указанных факторов на стойкость бурового инструмента и разработка оптимальных мероприятий

по ликвидации вредных дефектов

в

буровой стали является

также актуальной задачей, тем более,

что применительно к

горному оборудованию эти аспекты линейной механики разру­ шения пока не получили научного освещения. Огромное прак­ тическое значение при производстве буровых штанг, как отме­ чалось, имеет разработка приемлемых способов антикоррозион­ ной защиты. Пока и по этому вопросу есть ряд существенных разногласий. Одни считают, что коррозионно-усталостные явле­ ния в элементах бурового става не отличаются от процессов усталостного разрушения, протекающих в изделиях при обыч­ ных плавных условиях нагружения (кручение, изгиб и т. π.). В то же время многие результаты исследований приводят к выво­

ду O TOiM, что при ударно-циклическом нагружении

и

одновре­

менном воздействии промывочной и рудничной воды,

усталост­

ное разрушение штанг протекает с более высокой

скоростью.

Особенно большие противоречия существуют

в

обосновании

механизма коррозионно-усталостного разрушения. C одной сто­

роны, коррозионное влияние рудничной воды

на усталостное

разрушение металла объясняет с позиций теории электрохими­ ческих явлений, что практикой защиты штанг пока не подтверж­ дается. C другой стороны, делаются попытки представить ме­ ханизм разрушения штанг с привлечением теории адсорбцион- по-электрокоррозионных явлений. Однако и в этом направле­ нии выполнено еще мало исследований, а имеющиеся результа­ ты пока не являются надежными и требуют проверки κ∙ уточ­ нения. Как следствие этого на заводах и рудниках, практически, отсутствуют участки по защите бурового металла и готового инструмента от коррозии. Не создано также и надежных мето­ дов расчета элементов бурового става на прочность и долговеч­ ность, связывающих силовые параметры буровой машины, свой­

59



ства бурового материала и коррозионные поправки. В связи с изложенным, целью настоящей работы, является ознакомление широкого круга горных специалистов и машиностроителей с проблемными вопросами, имеющими место в создании высоко­ производительного бурового инструмента для бурения шпуров

искважин. Кроме того здесь приводятся конкретные результаты

иопыт работы по изысканию практической комплексной техпо:

логин упрочнения

буровых перфораторных

штанг

и коронок,

изготовленных из

сталей .перлитного, карбидного и

мартенсит­

ного классов. В осуществлениии задач второй части работы наиболее подробно освещены следующие вопросы:

1.Выявление и обоснование наиболее эффективного и прог­ рессивного способа поверхностного упрочнения буровых штанг, изготовленных из существующих сталей бурового сортамента. При этом лабораторные и цеховые исследования проводились главным образом с инструментом, изготовленным из наиболее распространенной стали 55С2. В шахтных условиях, для срав­ нения, наряду с инструментом из данной стали исследовалась стойкости сталей, легированных хромом, никелем, молибденом.

2.Исследование причин и теоретическое обоснование меха­

низма разрушения штанг и коронок в коррозионной среде.

3. Исследование влияния на долговечность штанг из стали

55С2 обработки промывочного канала и их антикоррозионной

защиты.

4. Установление влияния некоторых технологических дефек­ тов па долговечность буровых штанг из стали 55С2.

5.Расчетная оценка предельного состояния элементов бурового става штанг и коронок с трещиной.

6.Внедрение результатов исследований в промышленности.

ГЛАВА II

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ БУРОВОГО ИНСТРУМЕНТА

§1.0 выборе и обосновании стали для буровых перфораторных штанг

В настоящее время имеются многочисленные данные по дол­ говечности буровых штанг, изготовленных из самых различных по составу и структуре сталей, однако до сих пор не выявлено каких-либо значительных преимуществ сталей, средне и высо­ колегированных, в сравнении с углеродистыми или низколеги­ рованными конструкционными.

Многими исследователями замечено, что стойкость буровых штанг, изготовленных из легированных сталей различного сос­ тава, практически не имеют закономерной связи с их проч­ ностью. Сопоставляя, например, приведенные в литературе ре­ зультаты стойкости штанг, изготовленных из сталей ЗЗНХЗМ, 18Х2Н4А, ЗОХЗМФ, ЩХ15МЗ, 3X13, ЗОХГСФА, 95ХМА [90], можно сделать вывод о том, что данные штанги оказались в процессе эксплуатации в шахте менее долговечными, чем из­ готовленные из углеродистой стали.

Говоря иначе, прочность штанг, достигнутая только введе­ нием в сталь различных легирующих элементов без обеспече­ ния хорошей поверхности и без создания термообработкой уп­ рочненного слоя, не используется, поскольку не оказывает влия­

ния на повышение долговечности. Напротив,

это

только

удо­

рожает их

производство. В настоящее время

еще не пришли

к единому

мнению о выборе оптимального состава

стали

для

буровых штанг. По-прежнему стремятся достигнуть значитель­ ного повышения их стойкости разработкой и исследованием новых легированных марок сталей, не учитывая того, что на металлургических заводах это приводит к неоправданным за­ тратам средств на производство трудоемких опытных плавок. При этом не обоснованно ссылаются на опыт производства

61