Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА IU

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ И ОБРАБОТКИ ПРОМЫВОЧНОГО КАНАЛА НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ШТАНГ

§ 1. Влияние коррозионно-ударно-циклического нагружения на изменение свойств буровой стали

При бурении ударная энергия поршня перфоратора пере­ дается, как указывалось выше, к породе через штангу в форме импульсов напряжений. Однако энергия удара практически никогда не затрачивается целиком на разрушение породы. Зна­ чительная ее часть трансформируется в штанге в виде напря­ жений растяжения-сжатия, которые перемещаются вдоль ее в процессе бурения и могут усиливаться вследствие интерферен­ ции. Таким образом, на некоторых участках штанги в отдель­ ные периоды времени возникают локальные концентрации нап­ ряжений, которые ускоряют усталостное разрушение буровой стали.

C целью определения участков штанги, где возникает нало­ жение напряжений, осуществляли покрытие штанг оболочками из хрупких материалов, которые в местах штанги с более вы­ соким напряжением разрушались при бурении. Из трех видов хрупких покрытий, применяемых при выявлении максимально нагруженных участков в штангах, более наглядную картину удалось получить на штангах, покрытых по всей длине стержняпастой CT-T. Как видно, из рис. 20, отслоение и растрескива­ ние покрытия произошло на штангах в процессе бурения на уча­ стке стрежня длиной 120—250 мм от торца хвостовика, а также у конуса иа длине 40—60 мм от торца корпуса короики. На остальной длине стержня штанги нарушений поверхностного покрытия не наблюдалось. При локальном характере нагружения буровых штанг интенсивным импульсом в них неизбежно долж­ ны происходить необратимые изменения в отдельных микрообъ­ емах структуры металла.

C целью выявления данных изменений и возможных нару-

82

33

шений металла, происходящих в буровых штангах при длитель­ ном и интенсивном ударно-циклическом нагружении в корро­ зионных условиях, испытывали до разрушения несколько штанг, у которых хвостовик и конус с целью предотвращения раскле­ пывания закаливались по обычной технологии (закалка с вы­ соким отпуском). После разрушения штанги кратковременно протравлялись в реактиве Кешиена. Этим достигалось удале­ ние с поверхности штанг пленки окислов, следов жира, окалины и других загрязнений, которые мешают визуальному наолюдению каких-либо нарушений в поверхностных волокнах метал­ ла. Как показали исследования, поверхность буровых штанг после испытания при ударно-циклических нагрузках в присутст­ вии воды оказалась пораженной густой сеткой коррозионно­ усталостных макро и микротрещин (рис. 21). Характерной осо-

P и с. 21. Расііюложеша и внешний вид маиротрещин иа повефхносні

IieynpoHHeiiHbtx буровых штанг, подвергнутых ударно-цикли­ ческому нагружению (X 1,5).

бениостыо выявленных усталостных трещин является то, что

омы расположены не равномерно по длине штанги. Максималь­

ное

количество трещин оказалось в зоне стержня на расстоя­

нии

150—200 мм от торца хвостовика и несколько в меньшем ко­

личестве на поверхности конуса. На среднем более длинном

участке стержня штанг трещин не обнаружено. Как видно из

рис.

21

усталостные трещины располагаются строго перпенди­

кулярно

продольной оси стержня штанги. Длина многих тре­

щин, расположенных в зоне их максимального сосредоточения («критической зоне»), составляет 5—10 мм и более. Глубина

проникновения трещин достигает

также- 5—10 мм.

C целью изучения изменения свойств металла в процессе

ударно-циклического нагружения

проводились механические

испытания образцов, вырезанных из предварительно работав­ ших штанг.

84


P и с. 22. Влияние

продолжитель­

Рис. 23. Вліи’яиие продолжительнос­

ности ударно-циклическо­

ти

ударно-циклического

го нагружения на плас­

,нагружения на ударную

тичность и прочности ста­

вязкость стали.

ли.

 

 

 

Результаты статических испытаний и испытаний на ударную вязкость представлены в виде графической зависимости на ри­ сунках 22, 23.

Из приведенных данных видно, что механическая прочность буровой стали, подверженной интенсивному ударно-циклическо­ му нагружению в коррозионных условиях, заметно падает и тем более, чем выше продолжительность нагружения. Однако значение твердости осталось без видимых изменений. Особенно изменялись характеристики пластичности стали, а ударная вязкость снизилась почти в три раза. Все образцы от штанг, которые испытывались до разрушения при коррозионно-удар­ но-циклическом нагружении, имеют хрупкий излом почти без следов деформации при статическом растяжении. Если смот­ реть на поверхность отрыва данных образцов, то можно обна­ ружить, что разрушение их произошло по плоскости одной из наиболее развившейся вглубь трещины усталости, ослабившей сечение штанги в данном месте на 15—20% и явившейся кон­ центратором напряжений. Как видно из рисунка 24, трещины распространялись как от внешней поверхности стержня, так и от поверхности промывочного канала. На поверхности долома

вобразцах из стали 55С2 обнаружены следы графитных вклю­ чений, по форме близких к глобулярной. Это говорит о том, что

вперлитной стали интенсивное ударное нагружение, по-видимо­ му, может генерировать графитизацию, изменяющую существен­ но исходный фазовый состав стали, и, несомненно, снижать ее долговечность в работе.

Обнаруженное значительное изменение механических свойств буровых штанг в процессе ударно-циклического нагружения является следствием сложных необратимых явлений, протекаю­ щих в металле. Это же было обнаружено и в более ранних ис­ следованиях для некоторых металлов и сплавов при различ­ ных условиях нагружения [130]. Как показали исследования

85


Рис. 24. Внешний

вид плоскости

разрушения, подвергнутых

растяжению натурных образцов буровой стали

по­

сле

предварительного

ударно-циклического

на­

гружения.

Одинга И. А. и др., наиболее существенное изменение проч­ ности и пластичности металлов наблюдается после циклических нагрузок растяжения-сжатия, т. е. в условиях нагружения, анологичных буровым штангам.

В настоящее время разработано несколько теорий, объясня­ ющих разупрочнение металлов в процессе циклического нагру­ жения, однако еще нет полной ясности в этом чрезвычайно сложном и ■ многообразном явлении. Изменение свойств метал­ лов может происходить по двум причинам. Во-первых, после накопления в нем повреждений, . связанных с образованием ультра и субмикроскопических нарушений сплошности. Во-вто­ рых, в связи с высокой концентрацией напряжений в очагах повреждений.

86

ПослеBéCbMá непродолжительного ударно-циклического на­ гружения в штангах возникают трещины усталости по всему сечению, что указывает на появление в процессе эксплуатации высоких напряжений. Очевидно, по величине данные напряже­ ния могут превосходить не только предел усталости стали, но, при весьма высоких по амплитуде импульсах удара, даже соп­ ротивление отрыву. Изменение механических характеристик материала буровых штанг связано, по-видимому, не только с механическим разрушением. В процессе нагружения штанг ве­ роятней всего протекают несколько накладывающихся друг на друга явлений. C одной стороны, это связанные с эффектом Баушингера микроскопические необратимые изменения в ме­ талле, приводящие к нарушению его сплошности в отдельных объемах, а с другой стороны, коррозионное разрушение метал­ ла.

Прежде всего образуются микроскопические трещины, а дальнейший их рост ускоряется проникновением воды согласно адсорбционного эффекта Ребиндера П. А. [85]. Образовавшая­ ся трещина нарушает сечение образца, а главное, создает зна­ чительную концентрацию напряжений, что и обуславливает разрушение их при нагрузках гораздо меньших, чем образцов, изготовленных из исходного металла.

§ 2. Исследование стойкости буровых штанг, подвергнутых объемному и поверхностному упрочнению

В лабораторных условиях натурным ударно-усталостным испытаниям подвергались пять партий штанг, упрочненных по следующим режимам.

1. Термообработка рабочих концов штанги, хвостовика на

длину 30 мм, конуса на длину 80

мм (существующая типовая

технология) :

 

 

 

а)

закалка

с температуры 880—900°C

(индукционный на­

грев)

в масле;

 

 

(индукционный на­

б)

отпуск при температуре 400—450oC

грев). Твердость 45—48 HRC.

 

 

2.

Улучшение по всей длине:

 

 

а)

объемная

закалка с температуры 880oC в масле (нагрев

в электропечи

ПН-100);

 

 

б)

отпуск при температуре 500—550oC

(нагрев с электро­

печи ПН-100) с

выдержкой 2 часа. Твердость 40—42 HRC.

3.

Объемная закалка:

 

 

а) закалка с температуры 880oC в масле (нагрев в электро­

печи

ПН-100);

 

 

 

б)

отпуск при температуре 180—200oC (нагрев в электропе­

чи ПН-100) с выдержкой 1,5 часа. Твердость 52—54 HRC.

4.

Дробеструйная обработка в

течение

15 минут. Хвосто-

87


вик

закаливался отдельно в масле с индукционного нагрева

до

твердости 45—48 HRC.

5.Дифференциальная обкатка штанг роликами по техно­ логии Серовского металлургического завода. Глубина упроч­ ненного слоя 0,1—0,3 мм.

6.Поверхностная индукционная закалка по всей длине на глубину 1,2—1,4 мм. Твердость 60—62 HRC. Хвостовик зака­ ливался по режиму, аналогичному для штанг 1 и 4 партии.

Кроме указанных опытных партии штанг испытывались штанги, упрочненные химико-термической обработкой, цемен­ тацией и азотированием.

Цементации подвергались штанги, изготовленные из перлит­ ной стали ЗОХГСФА, которая по химическому составу более всего удовлетворяет этой цели, чем сталь 55С2.

Цементация штанг производилась на

глубину 0,8—1,0 мм

в газовой шахтной

печи

Ц-100 при температуре 900—920oC.

Время выдержки в

печи

устанавливалось

в соответствии с

заданной глубиной науглераживания и составляло 4,5 часа. За­ калка штанг производилась в масле с цементационного нагрева. Твердость упрочненной поверхности оболочки штанг составляла

58—60 HRC.

Азотированию подвергались штанги, изготовленные из стали 55С2. Насыщение поверхности штанг азотом осуществлялось в

трубчатой

электрической

печи

при

температуре 570—600°C..

Для этой цели в печь с помощью редукционного

клапана про­

пускался

аммиак.

Общая

глубина

насыщения

поверхности

штанг азотом достигалась 0,2—0,4 мм.

 

результатам

Как видно, из

таблицы 2,

составленной по

испытаний, максимальную стойкость показали буровые штанги, подвергнутые индукционной поверхностной закалке. Стойкость

штанг,

упрочненных с

поверхности дробеструйной обдувкой, и

штанг,

подвергнутых

объемной

закалке с высоким

отпуском

(улучшению) и сквозной закалке на повышенную

твердость,

оказалась в два-три раза ниже,

несмотря на то, что как те, так

и другие партии штанг испытывались в совершенно одинаковых условиях. Минимальную стойкость показали буровые штанги с упроченными концами и необработанным стержнем, а также штанги, стержень которых подвергался дифференциальной об­ катке. Результаты стендовых испытаний буровых штанг после статистической обработки, представленные графиком (рис. 25), показывают, что распределение долговечности буровых штанг

всех партий достаточно точно

подчиняются

логарифмически

нормальному закону, так как

точки,

характеризующие стой­

кость штанг, располагаются вдоль теоретической прямой дол­ говечности, построенной в логарифмических координатах. Поль­ зуясь. графиком, можно наглядно представить динамику поло­ мок буровых штанг. Так, например, вероятность выхода из

88


 

√a

CS

н

ςj ⅛

ггО 3

н

 

5S

≥?

 

О

S

CS

H

O

 

Ь-ч

 

 

ш т а н г ,

 

б у р о в ы х н и я

 

т а н и й п р о ч н е

 

ы у

 

с п м

 

и а

 

ы х о с о б

 

т н с п

 

т а л о с н ы м

 

о - у с з л и ч

 

р н р а

 

у д а ы х

 

ы х г н у т

 

р н е р

к

у в

н а т п о д

≡r

ты

О .

а

л ь т а

зу

S=

е

CQ

Р

 

HHidpu

dəwopɪ

 

СО

Oi

со

τf

О

CN

оо

 

LO

С0

LO

τh

CN

СО

С0

 

 

 

 

 

—<

 

 

CN

LO

СО

Ci

Tf

LO'

 

CN

CN

со

со

CN

OO

 

Tf

 

О

CN

ь.

О

<0

OO

О

 

CN

τ-

—«

С0

CN

CN

 

 

 

 

 

 

 

τh

I

I

S Tf

Q LO

I

L3 1

 

по п cn

ОLO

ю

й> -

 

QJ

-е-

vo 1

5≤

 

 

5

CN со Tf ю

со cn

cn

⅛ ~-Г

X

≥ι

I

о

t=l

I

S

≡ CN

<U

S-

S

<0

 

г-

17

а ­

— зн

, а такж е в ниж е приведенных ,таблицах 6— 10, 13

числителе указано минимальное и максимальное среднее значение.

данной таблице

стойкость — в знаменателе —

* В

в граф е чение, в

89