Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 25. График - функции распре­ деления долговечности бу­ ровых штанг с различным упрочнением:

1 — объемная закалка ра­ бочих концов (хвос­ товика п конуса); объемная закалка всей штанги с по­ следующим высоким’

отпуском

(улучше-

 

 

ние) ;

закалка

5

— обкатка роликами;

объемная

всей штанги с после-

6

— поверхностная индук­

ДѴЮЩНМ

ІИ:юким от-

 

ционная закалка;

пуском;

 

7

— цементация;

4 — дробеструйная обра­

8 — азотирование.

ботка поверхности;

 

строя через 25 минут работы составит

60% для штанг партии

2 (улучшение) и 10—25% для штанг партии 3—4 (сквозная за­

калка

и

дробеструйный наклеп). К этому

времени штанги

партии

1

(закалка рабочих

концов) практически поломаются

все (75—80%), а, например,

штанги партии

6 (индукционная

поверхностная закалка) будут целиком работоспособны. Штан­

ги этой партии выйдут на

50%

из строя только тогда, когда

штанги всех остальных партий

уже разрушатся. C помощью

указанного графика можно

представить

и достаточно точно

предсказать темп выхода

из

строя всех

последующих штанг

после любого из указанных видов упрочнения. Предельная от­

носительная ошибка

полученных

экспериментальных

данных

согласно расчету не

превышает

5—8%.

обработка

■ Испытания показали, что химико-термическая

методом цементации и азотирования также повышает в некото­ рой степени циклическую прочность штанг в сравнении с обыч­ ной технологией (закалка хвостовика и конуса). Причем сле­ дует учесть, что большим достоинством химико-термической об­ работки является то, что она позволяет упрочнить не только внешнюю поверхность, но и промывочный канал (рис. 26). Азо­

тированный слой кроме упрочняющего воздействия

обеспечи­

вает достаточно высокую стойкость штанг

против

коррозион­

ного воздействия воды. То, что упрочненные

штанги методом

цементации и азотирования оказались в результате испытаний все же менее долговечными, чем штанги, упрочненные поверх­ ностной индукционной закалкой, очевидно нельзя объяснить недостаточной эффективностью технологии химико-термической обработки.

В настоящее время установлено, что высокая эффективность химико-термической обработки достигается не только в резуль­ тате правильно выбранного температурного режима насыще­ ния и состава насыщающей среды, а, главным образом, в ре-

90


а

P и с. 26.

Внешний вид и структура

упрочненного

слоя в штангах, под­

 

вергнутых химикотермической обработке

(XlOO):

 

 

а — расположение цементованного слоя

но сечению;

 

 

б — структура цементированного слоя

в поверхности

штанг;

 

в — структура азотированного слоя в поверхности штанг.

зультате

обоснованного выбора

соответствующего

состава,

стали.

 

 

 

 

буровые штанги

Поскольку в проведенных

исследованиях

были изготовлены из стали,

практически

не соответствующей

технологии химико-термической обработки, ,полученные резуль­ таты, по-видимому, нельзя считать окончательными. Чтобы добиться желаемого эффекта при химико-термическом упроч­

нении

штанг, необходимо

разработать

удовлетворяющие этим

процессам марки буровой

стали. Кроме того,

необходимо де­

тально

изучить поведение

довольно

хрупких

поверхностных

слоев металла после химико-термической обработки при удар­ ном нагружении. При этом следует решить вопрос о рациональ­ ной геометрии отдельных элементов штанг с тем, чтобы устра­ нить у них резкие переходы в зоне буртика и хвостовика, так как это может явиться причиной концентрации напряжений, от чего эффект упрочнения может быть утрачен.

Из таблицы

2 видно, что характер разрушения

буровых

штанг по длине

резко меняется в зависимости от вида упроч­

91


нения. Буровые штанги, подвергнутые-

местному

упрочнению

(закалка

концов),

а

также упрочненные за счет улучшения,

объемной

закалки

и

дробеструйного

наклепа,

разрушались

исключительно по конусам с внешней поверхности. У буровых штанг, подвергнутых дробеструйной обработке, кроме поломок конусов наблюдалось образование отдельных макротрещин на внешней поверхности стержня. У штанг, упрочненных цемента­

цией,

поломки произошли в зоне резких

переходов

сечений,

т. е. в

галтелях и хвостовике. Типичные

усталостные

изломы

конусов, характерные для большинства штанг во всех партиях показаны на рис. 27.

Рис. 27. Излом штанги в зоне

конусного соединения:

а — характер разрушения;

б — вид усталостного

излома.

Штанги, подвергнутые поверхностному упрочнению за счет индукционной закалки, в основном все разрушались по стерж­ ню па расстоянии 200—300 мм от торца хвостовика, в зоне мак­ симальных напряжений.

TTa усталостных изломах конусов буровых штанг, .отчетливо

проявляются две зоны. Зона усталости

и

зона динамического

(окончательного) разрушения. Усталостная

трещина,

как это

видно из изломов, развивается с внешней поверхности,

от точ­

ки соприкосновения корпуса, коронки и конуса. По фронту ус­ талостная трещина распространяется вглубь металла и имеет почти правильную эллипсную форму.

92


Как правило, наблюдается один очаг усталости (трещина) в изломе. Однако на некоторых изломах конусов штанг, упрочен­ ных дробеструйной обработкой, наблюдалось одновременно 2—3 аналогичных по форме, но очень мелких очагов усталости.

Суммарная же площадьзон усталости в

 

момент

разрушения

незначительна и составляет около 10% от

всего

сечения. При

незначительном увеличении можно видеть,

. что

поверхность

усталостной зоны сохраняет элементы

 

субкристаллической

структуры, ориентированной вдоль линий

 

скольжения, однако

на некоторых участках,, очевидно, в связи

с

попаданием частиц

бурового шламма стенки трещины несколько наклепаны или имеют непрерывные питингообразные канавки, идущие от оча­ га усталости вглубь металла до соприкосновения с линией фронта усталости. Плоскость трещины (стенка), равномерно уг­ лублена относительно плоскости разрушения. По характеру и геометрии изломы конусов штанг можно отнести к усталостным изломам тех деталей машин, которые в процессе работы при перегрузках испытывают напряжения, превосходящие значение предела усталости [137].

Отличительной особенностью усталостных трещин в штан­ гах, подвергнутых упрочнению индукционной закалкой, являет­ ся геометрически правильная круглая форма ее плоскости. Раз­

витие трещины, судя по виду излома (рис. 28),

происходило

от какого-то очага

(дефекта), расположенного

на поверх­

ности промывочного

канала. Плоскость

усталостного пятна

равномерно углублена относительно плоскости окончательного

разрушения, и его границы, как

это видно из рис. 28, резко

выделены. В целом площадь зоны

усталости, наблюдаемая в

изломах стрежня данных штанг несколько больше, чем в изло­ мах конусов, однако не превышает 15—20% от площади сечения штанги. Это дает основание отнести усталостное разрушение стержня штанг к такому же случаю, когда изделие испытывает значительные динамические перегрузки [137, 138]. Характерной особенностью плоскости усталостной трещины, расположенной в

изломе стрежня штанги, является

то, что на ней не обнаружи­

вается следов пришлифованности

и полировки,

характерной

для усталостных изломов многих деталей, когда

стенки тре­

щины трутся, соприкасаясь друг с другом. Цвет

усталостной

зоны не блестящий, присущий шлифованному и

полированно­

му металлу, а мелкорельефный, матовый. На рис. 29 показана после увеличения поверхность зоны усталости типичных изло­ мов буровых штанг, упрочненных индукционной поверхностной закалкой. Как видно, из рисунков, плоскость «усталостного глаз­ ка» (трещины) имеет характерную мелкорельефную структуру, равномерную по всей площади. Структура представляет собой рельеф из мельчайших лунок и кратеров, тесно расположенных друг с другом.

93