Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Рис. 25. График - функции распре деления долговечности бу ровых штанг с различным упрочнением:
1 — объемная закалка ра бочих концов (хвос товика п конуса); объемная закалка всей штанги с по следующим высоким’
отпуском |
(улучше- |
|
|
ние) ; |
закалка |
5 |
— обкатка роликами; |
объемная |
|||
всей штанги с после- |
6 |
— поверхностная индук |
|
ДѴЮЩНМ |
ІИ:юким от- |
|
ционная закалка; |
пуском; |
|
7 |
— цементация; |
4 — дробеструйная обра |
8 — азотирование. |
ботка поверхности; |
|
строя через 25 минут работы составит |
60% для штанг партии |
2 (улучшение) и 10—25% для штанг партии 3—4 (сквозная за
калка |
и |
дробеструйный наклеп). К этому |
времени штанги |
|
партии |
1 |
(закалка рабочих |
концов) практически поломаются |
|
все (75—80%), а, например, |
штанги партии |
6 (индукционная |
поверхностная закалка) будут целиком работоспособны. Штан
ги этой партии выйдут на |
50% |
из строя только тогда, когда |
|
штанги всех остальных партий |
уже разрушатся. C помощью |
||
указанного графика можно |
представить |
и достаточно точно |
|
предсказать темп выхода |
из |
строя всех |
последующих штанг |
после любого из указанных видов упрочнения. Предельная от
носительная ошибка |
полученных |
экспериментальных |
данных |
согласно расчету не |
превышает |
5—8%. |
обработка |
■ Испытания показали, что химико-термическая |
методом цементации и азотирования также повышает в некото рой степени циклическую прочность штанг в сравнении с обыч ной технологией (закалка хвостовика и конуса). Причем сле дует учесть, что большим достоинством химико-термической об работки является то, что она позволяет упрочнить не только внешнюю поверхность, но и промывочный канал (рис. 26). Азо
тированный слой кроме упрочняющего воздействия |
обеспечи |
|
вает достаточно высокую стойкость штанг |
против |
коррозион |
ного воздействия воды. То, что упрочненные |
штанги методом |
цементации и азотирования оказались в результате испытаний все же менее долговечными, чем штанги, упрочненные поверх ностной индукционной закалкой, очевидно нельзя объяснить недостаточной эффективностью технологии химико-термической обработки.
В настоящее время установлено, что высокая эффективность химико-термической обработки достигается не только в резуль тате правильно выбранного температурного режима насыще ния и состава насыщающей среды, а, главным образом, в ре-
90
а
P и с. 26. |
Внешний вид и структура |
упрочненного |
слоя в штангах, под |
|||
|
вергнутых химикотермической обработке |
(XlOO): |
|
|||
|
а — расположение цементованного слоя |
но сечению; |
|
|||
|
б — структура цементированного слоя |
в поверхности |
штанг; |
|||
|
в — структура азотированного слоя в поверхности штанг. |
|||||
зультате |
обоснованного выбора |
соответствующего |
состава, |
|||
стали. |
|
|
|
|
буровые штанги |
|
Поскольку в проведенных |
исследованиях |
|||||
были изготовлены из стали, |
практически |
не соответствующей |
технологии химико-термической обработки, ,полученные резуль таты, по-видимому, нельзя считать окончательными. Чтобы добиться желаемого эффекта при химико-термическом упроч
нении |
штанг, необходимо |
разработать |
удовлетворяющие этим |
|
процессам марки буровой |
стали. Кроме того, |
необходимо де |
||
тально |
изучить поведение |
довольно |
хрупких |
поверхностных |
слоев металла после химико-термической обработки при удар ном нагружении. При этом следует решить вопрос о рациональ ной геометрии отдельных элементов штанг с тем, чтобы устра нить у них резкие переходы в зоне буртика и хвостовика, так как это может явиться причиной концентрации напряжений, от чего эффект упрочнения может быть утрачен.
Из таблицы |
2 видно, что характер разрушения |
буровых |
штанг по длине |
резко меняется в зависимости от вида упроч |
91
нения. Буровые штанги, подвергнутые- |
местному |
упрочнению |
|||
(закалка |
концов), |
а |
также упрочненные за счет улучшения, |
||
объемной |
закалки |
и |
дробеструйного |
наклепа, |
разрушались |
исключительно по конусам с внешней поверхности. У буровых штанг, подвергнутых дробеструйной обработке, кроме поломок конусов наблюдалось образование отдельных макротрещин на внешней поверхности стержня. У штанг, упрочненных цемента
цией, |
поломки произошли в зоне резких |
переходов |
сечений, |
т. е. в |
галтелях и хвостовике. Типичные |
усталостные |
изломы |
конусов, характерные для большинства штанг во всех партиях показаны на рис. 27.
Рис. 27. Излом штанги в зоне |
конусного соединения: |
а — характер разрушения; |
|
б — вид усталостного |
излома. |
Штанги, подвергнутые поверхностному упрочнению за счет индукционной закалки, в основном все разрушались по стерж ню па расстоянии 200—300 мм от торца хвостовика, в зоне мак симальных напряжений.
TTa усталостных изломах конусов буровых штанг, .отчетливо
проявляются две зоны. Зона усталости |
и |
зона динамического |
|
(окончательного) разрушения. Усталостная |
трещина, |
как это |
|
видно из изломов, развивается с внешней поверхности, |
от точ |
ки соприкосновения корпуса, коронки и конуса. По фронту ус талостная трещина распространяется вглубь металла и имеет почти правильную эллипсную форму.
92
Как правило, наблюдается один очаг усталости (трещина) в изломе. Однако на некоторых изломах конусов штанг, упрочен ных дробеструйной обработкой, наблюдалось одновременно 2—3 аналогичных по форме, но очень мелких очагов усталости.
Суммарная же площадьзон усталости в |
|
момент |
разрушения |
незначительна и составляет около 10% от |
всего |
сечения. При |
|
незначительном увеличении можно видеть, |
. что |
поверхность |
|
усталостной зоны сохраняет элементы |
|
субкристаллической |
|
структуры, ориентированной вдоль линий |
|
скольжения, однако |
|
на некоторых участках,, очевидно, в связи |
с |
попаданием частиц |
бурового шламма стенки трещины несколько наклепаны или имеют непрерывные питингообразные канавки, идущие от оча га усталости вглубь металла до соприкосновения с линией фронта усталости. Плоскость трещины (стенка), равномерно уг лублена относительно плоскости разрушения. По характеру и геометрии изломы конусов штанг можно отнести к усталостным изломам тех деталей машин, которые в процессе работы при перегрузках испытывают напряжения, превосходящие значение предела усталости [137].
Отличительной особенностью усталостных трещин в штан гах, подвергнутых упрочнению индукционной закалкой, являет ся геометрически правильная круглая форма ее плоскости. Раз
витие трещины, судя по виду излома (рис. 28), |
происходило |
||
от какого-то очага |
(дефекта), расположенного |
на поверх |
|
ности промывочного |
канала. Плоскость |
усталостного пятна |
равномерно углублена относительно плоскости окончательного
разрушения, и его границы, как |
это видно из рис. 28, резко |
выделены. В целом площадь зоны |
усталости, наблюдаемая в |
изломах стрежня данных штанг несколько больше, чем в изло мах конусов, однако не превышает 15—20% от площади сечения штанги. Это дает основание отнести усталостное разрушение стержня штанг к такому же случаю, когда изделие испытывает значительные динамические перегрузки [137, 138]. Характерной особенностью плоскости усталостной трещины, расположенной в
изломе стрежня штанги, является |
то, что на ней не обнаружи |
|
вается следов пришлифованности |
и полировки, |
характерной |
для усталостных изломов многих деталей, когда |
стенки тре |
|
щины трутся, соприкасаясь друг с другом. Цвет |
усталостной |
|
зоны не блестящий, присущий шлифованному и |
полированно |
му металлу, а мелкорельефный, матовый. На рис. 29 показана после увеличения поверхность зоны усталости типичных изло мов буровых штанг, упрочненных индукционной поверхностной закалкой. Как видно, из рисунков, плоскость «усталостного глаз ка» (трещины) имеет характерную мелкорельефную структуру, равномерную по всей площади. Структура представляет собой рельеф из мельчайших лунок и кратеров, тесно расположенных друг с другом.
93