Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

P с. 28. Внешний вид усгалост-иых изломов закаленных TB1I штанг,.раз­ рушившихся по стержню.

Точнее говоря, она состоит из сплошного поля питтингов и канавок. Эти питтинги и подобные им неровности имеют тенден­ цию располагаться прямолинейно, цепочками к краю трещины от одного центра, которым является очаг усталости. Для более глубокого изучения структуры усталостного разрушения и уста­

новления причин, вызвавших

его,

изломы

штанг

подвергали

фрактографическому исследованию

с помощью

электронного

микроскопа УЭМВ-100.

 

 

 

пленка

с по­

На поверхность излома напылялась угольная

мощью вакуумной установки ЭВП-2.

производилось-

отте­

Для повышения контраста

препарата

нение хромом, а затем излом покрывался жидким водным раствором желатина. В процессе сушки желатин, затвердевая, сцеплялся с угольной пленкой и после окончательного высыха-

94

P и с. 29,

Структура

и конфигурация зоны

усталости ^B из­

 

ломах буровых штанг,

разрушившихся по стерж­

 

ню (ХЗО).

 

 

 

иия отделялся

от излома

вместе с

угольной

репликой. Затем

двойная пленка помещалась в

10% водный раствор

роданистого

аммония, в котором желатин

растворялся, а угольная пленка

всплывала па поверхность. Тщательно промытая

в 10% рода­

нистом аммонии, воде и спирте угольная пленка высушивалась

и исследовалась в электронном

микроскопе

УЭМВ-100 при

увеличении 10× IO3. На рис.

30

представлены

фрактограммы

усталостных изломов, взятых

в различных местах: у очага ус­

талостного пятна, в центре и

на

переферийноп

части, т. е. в

зоне окончания роста усталостной трещины.

95


Рис. ЗО. .Микроструктура различных участков усталостного излома

стержня штанг

(Х14.103):

а — структура

излома вблизи очага усталости;

ð—структура

излома

в центре усталостного пятна;

в — структура

излома

у края трещины.

96

На рис. 30а представлен участок излома вблизи очага ус­ талости. В изломе отчетливо видны следы сдвигов по плоско­ стям скольжения, однако без заметно выраженного рельефа. По-видимому, в первоначальный период роста трещины дефор­ мация металла в. трещине протекала под влиянием напряжений, не превышающих номинального значения, или даже ниже его. На рис. 30 (б, в) картина деформации резко меняется. В этот период трещина растет более интенсивно под влиянием значи­ тельно возросших по величине напряжений. Степень деформа­ ции металла в изломе достигает больших значений. По мере ускорения развития трещин наблюдается транскристалличес­ кие сколы металла с разрывом по границам блоков наряду с частичным расслоением по плоскостям скольжения. Эти раз­ рушения говорят о больших по величине напряжениях, дейст­ вующих в плоскости излома и особенно по фронту роста тре­ щины.

Причиной возникновения данных напряжении можно счи­ тать, с одной стороны, ослабление сечения штанги трещиной, а также гидродинамическими явлениями в трещине, заполняе­ мой в процессе развития водой.

Чтобы установить, как влияет упрочнение поверхности бу­ ровых штанг на сопротивление буровой стали ударно-усталост­ ному разрушению, несколько штанг от каждой партии, в том числе и обычных (закалка рабочих концов), протравливали по всей длине в реактиве Кешиена и определяли тем самым на­ личие в них очагов усталости. Данные эксперименты показали, что в поверхности буровых штанг партий 1—3, т. е. не подверг­ нутых поверхностной обработке, а также подвергнутых объем­ ной закалке, располагается большое количество усталостных трещин. Характер трещин, распространение по всей длине, а также их размеры, практически не отличаются от тех, которые выявлены в штангах и показаны на рис. 21. Обнаружены ана­ логичные трещины и в поверхности штанг, упрочненных, дробе­ струйной обдувкой, однако количество таких трещин значи­ тельно меньше. В штангах, подвергнутых индукционной поверх­ ностной закалке, усталостных поверхностных трещин не обна­ ружено.

В целях изучения механизма развития усталостных трещин, осуществляли измерение микротвердости по всей поверхности «усталостных глазков», включая и плоскость конечного разру­ шения штанги. Исследования микротвердости проводились од­ новременно, как на плоскости изломов конусов штанг (партии 1—4), так и на изломах стержня штанг, подвергнутых поверх­ ностной закалке (партия 6). Поверхность образцов тщательно шлифовалась и полировалась с соблюдением всех необходи­ мых требовании техники измерения микротвердости [139]. Для удаления с поверхности шлифов наклепа, который неизбежно

7. Заказ 3127i

97


в какой-то степени возникает при шлифовке и полировке, по­ верхность их слегка протравливалась с последующим удалением продуктов травления вторичной полировкой на матерчатом кру­ ге. Измерение микротвердости определялось на приборе ПМТ-3. Нагрузка при измерении составляла 20 г. Микротвердость из­ мерялась по всей плоскости шлифов в двух взаимноперпенди­ кулярных направлениях по радиусам, совпадающим с осями симметрии «усталостного глазка». Результаты измерений мик­ ротвердости по плоскости усталостных изломов, разрушенных штанг представлены графиками (рис. 31). Как видно'из графиков, построенных по результатам исследований, мнкротвердость по плоскости усталостного излома штанг, как в конусе, так и в стержне имеет переменное значение. В топ части сечения, из­ лом которой произошел в заключительной стадии усталостно­ го разрушения, микротвердость имеет практически стабильное значение и соответствует твердости данного структурного сос­ тояния металла.

Однако непосредственно в плоскости усталостной трещины («глазка») микротвердость значительно возрастает и почти не изменяется в границах данной площадки, что, несомненно, сви­

детельствует о высокой степени

наклепа поверхности

металла

па данном участке. Принимая

во внимание, а также

пользу­

ясь классификацией видов усталостных изломов, исследуемых Видманом Д. Н. [137] и Одингом И. А. [61], можно утверждать, что разрушение буровых штанг происходит с высокой ско­ ростью, обусловленной высокими по величине напряжениями при большом коэффициенте усталостной перегрузки.

е

 

2 X

;

 

 

\

 

Ґ V

 

 

•г

Jqʃ- —i→'

 

 

 

з

/

 

 

 

J¡¡¡

О 5 IO 15 2П 25

О

6 12

іа 2⅛

Рис. 31. Изменение мнкротвердости по сечению усталостных изломов конуса (а) и стержня (б) буровых штанг.

98'


§ 3. Влияние поверхностного упрочнения на сопротивление буровых штанг ударно-циклическому нагружению

На основании результатов натурных ударно-усталостных испытаний можно сделать вывод о том, что наибольший эффект упрочнения оказывает штангам индукционная поверхностная закалка. Другие виды упрочнения, например, различные режи­ мы объемной закалки, а также дробеструйная обработка по­ верхности и обкатка роликами оказались малоэффективными. Долговечность буровых штанг, упрочненных данными способа­ ми (партии 2, 3, 4, 5), практически оказалась на уровне долго­ вечности обычных штанг, т. е. неуирочненных (партия 1).

Сравнительно низкое сопротивление усталостному разру-, шепию буровых штанг, подвергнутых объемной закалке, оказа­ лось не случайным. Эти результаты подтвердили данные более ранних исследований [77], согласно которым сквозная закалка штанг также не показала преимуществ, в сравнении с теми, у которых закаливались только концы:

Объемная закалка штанг приводит к значительному повы­ шению механических характеристик металла. Это видно из ре­ зультатов механических характеристик буровой стали, приве­ денных на графике (рис. 32).

7

s

 

Влияние глубины

закален­

— r

 

б*

I

I-

ного слоя на механические

J3

характеристики

буровой

E í

стали

при растяжении.

Однако значительное увеличение

прочности

стали,

достиг­

нутое только объемной закалкой с соответствующим отпуском, оказывается недостаточным, чтобы существенно повысить стой­ кость штанг, очевидно, по той причине, что данная обработка

все же не обеспечивает условий ее разгружения,

т. е. создания

в поверхности

высоких остаточных напряжений.

Кроме

того,

при наличии в

стали различных дефектов объемная закалка

усугубляет их

вредное влияние. Напротив, когда

штанги

под­

вергнуты эффективному поверхностному

упрочнению ТВЧ,

соп­

ротивление ее

усталостному разрушению

значительно возрас­

тает за счет наличия в максимально нагруженных поверхност­ ных волокнах остаточных напряжений обратного знака'. Сердцевина же штанги в целом испытывает значительно меньшие наг­ рузки. Поэтому прочность металла, полученная в указанной

99