Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
P cí с. 28. Внешний вид усгалост-иых изломов закаленных TB1I штанг,.раз рушившихся по стержню.
Точнее говоря, она состоит из сплошного поля питтингов и канавок. Эти питтинги и подобные им неровности имеют тенден цию располагаться прямолинейно, цепочками к краю трещины от одного центра, которым является очаг усталости. Для более глубокого изучения структуры усталостного разрушения и уста
новления причин, вызвавших |
его, |
изломы |
штанг |
подвергали |
|
фрактографическому исследованию |
с помощью |
электронного |
|||
микроскопа УЭМВ-100. |
|
|
|
пленка |
с по |
На поверхность излома напылялась угольная |
|||||
мощью вакуумной установки ЭВП-2. |
производилось- |
отте |
|||
Для повышения контраста |
препарата |
нение хромом, а затем излом покрывался жидким водным раствором желатина. В процессе сушки желатин, затвердевая, сцеплялся с угольной пленкой и после окончательного высыха-
94
P и с. 29, |
Структура |
и конфигурация зоны |
усталости ^B из |
|
|
ломах буровых штанг, |
разрушившихся по стерж |
||
|
ню (ХЗО). |
|
|
|
иия отделялся |
от излома |
вместе с |
угольной |
репликой. Затем |
двойная пленка помещалась в |
10% водный раствор |
роданистого |
аммония, в котором желатин |
растворялся, а угольная пленка |
|
всплывала па поверхность. Тщательно промытая |
в 10% рода |
нистом аммонии, воде и спирте угольная пленка высушивалась
и исследовалась в электронном |
микроскопе |
УЭМВ-100 при |
|
увеличении 10× IO3. На рис. |
30 |
представлены |
фрактограммы |
усталостных изломов, взятых |
в различных местах: у очага ус |
||
талостного пятна, в центре и |
на |
переферийноп |
части, т. е. в |
зоне окончания роста усталостной трещины.
95
Рис. ЗО. .Микроструктура различных участков усталостного излома
стержня штанг |
(Х14.103): |
|
а — структура |
излома вблизи очага усталости; |
|
ð—структура |
излома |
в центре усталостного пятна; |
в — структура |
излома |
у края трещины. |
96
На рис. 30а представлен участок излома вблизи очага ус талости. В изломе отчетливо видны следы сдвигов по плоско стям скольжения, однако без заметно выраженного рельефа. По-видимому, в первоначальный период роста трещины дефор мация металла в. трещине протекала под влиянием напряжений, не превышающих номинального значения, или даже ниже его. На рис. 30 (б, в) картина деформации резко меняется. В этот период трещина растет более интенсивно под влиянием значи тельно возросших по величине напряжений. Степень деформа ции металла в изломе достигает больших значений. По мере ускорения развития трещин наблюдается транскристалличес кие сколы металла с разрывом по границам блоков наряду с частичным расслоением по плоскостям скольжения. Эти раз рушения говорят о больших по величине напряжениях, дейст вующих в плоскости излома и особенно по фронту роста тре щины.
Причиной возникновения данных напряжении можно счи тать, с одной стороны, ослабление сечения штанги трещиной, а также гидродинамическими явлениями в трещине, заполняе мой в процессе развития водой.
Чтобы установить, как влияет упрочнение поверхности бу ровых штанг на сопротивление буровой стали ударно-усталост ному разрушению, несколько штанг от каждой партии, в том числе и обычных (закалка рабочих концов), протравливали по всей длине в реактиве Кешиена и определяли тем самым на личие в них очагов усталости. Данные эксперименты показали, что в поверхности буровых штанг партий 1—3, т. е. не подверг нутых поверхностной обработке, а также подвергнутых объем ной закалке, располагается большое количество усталостных трещин. Характер трещин, распространение по всей длине, а также их размеры, практически не отличаются от тех, которые выявлены в штангах и показаны на рис. 21. Обнаружены ана логичные трещины и в поверхности штанг, упрочненных, дробе струйной обдувкой, однако количество таких трещин значи тельно меньше. В штангах, подвергнутых индукционной поверх ностной закалке, усталостных поверхностных трещин не обна ружено.
В целях изучения механизма развития усталостных трещин, осуществляли измерение микротвердости по всей поверхности «усталостных глазков», включая и плоскость конечного разру шения штанги. Исследования микротвердости проводились од новременно, как на плоскости изломов конусов штанг (партии 1—4), так и на изломах стержня штанг, подвергнутых поверх ностной закалке (партия 6). Поверхность образцов тщательно шлифовалась и полировалась с соблюдением всех необходи мых требовании техники измерения микротвердости [139]. Для удаления с поверхности шлифов наклепа, который неизбежно
7. Заказ 3127i |
97 |
в какой-то степени возникает при шлифовке и полировке, по верхность их слегка протравливалась с последующим удалением продуктов травления вторичной полировкой на матерчатом кру ге. Измерение микротвердости определялось на приборе ПМТ-3. Нагрузка при измерении составляла 20 г. Микротвердость из мерялась по всей плоскости шлифов в двух взаимноперпенди кулярных направлениях по радиусам, совпадающим с осями симметрии «усталостного глазка». Результаты измерений мик ротвердости по плоскости усталостных изломов, разрушенных штанг представлены графиками (рис. 31). Как видно'из графиков, построенных по результатам исследований, мнкротвердость по плоскости усталостного излома штанг, как в конусе, так и в стержне имеет переменное значение. В топ части сечения, из лом которой произошел в заключительной стадии усталостно го разрушения, микротвердость имеет практически стабильное значение и соответствует твердости данного структурного сос тояния металла.
Однако непосредственно в плоскости усталостной трещины («глазка») микротвердость значительно возрастает и почти не изменяется в границах данной площадки, что, несомненно, сви
детельствует о высокой степени |
наклепа поверхности |
металла |
па данном участке. Принимая |
во внимание, а также |
пользу |
ясь классификацией видов усталостных изломов, исследуемых Видманом Д. Н. [137] и Одингом И. А. [61], можно утверждать, что разрушение буровых штанг происходит с высокой ско ростью, обусловленной высокими по величине напряжениями при большом коэффициенте усталостной перегрузки.
е |
|
2 X |
; |
|
|
\ |
|
||
Ґ V |
|
|
||
•г |
Jqʃ- —i→' |
|
|
|
|
з |
/ |
|
|
|
J¡¡¡ |
О 5 IO 15 2П 25 |
||
О |
6 12 |
іа 2⅛ |
Рис. 31. Изменение мнкротвердости по сечению усталостных изломов конуса (а) и стержня (б) буровых штанг.
98'
§ 3. Влияние поверхностного упрочнения на сопротивление буровых штанг ударно-циклическому нагружению
На основании результатов натурных ударно-усталостных испытаний можно сделать вывод о том, что наибольший эффект упрочнения оказывает штангам индукционная поверхностная закалка. Другие виды упрочнения, например, различные режи мы объемной закалки, а также дробеструйная обработка по верхности и обкатка роликами оказались малоэффективными. Долговечность буровых штанг, упрочненных данными способа ми (партии 2, 3, 4, 5), практически оказалась на уровне долго вечности обычных штанг, т. е. неуирочненных (партия 1).
Сравнительно низкое сопротивление усталостному разру-, шепию буровых штанг, подвергнутых объемной закалке, оказа лось не случайным. Эти результаты подтвердили данные более ранних исследований [77], согласно которым сквозная закалка штанг также не показала преимуществ, в сравнении с теми, у которых закаливались только концы:
Объемная закалка штанг приводит к значительному повы шению механических характеристик металла. Это видно из ре зультатов механических характеристик буровой стали, приве денных на графике (рис. 32).
■
7
s |
⅜ |
|
Влияние глубины |
закален |
|
— r |
|
||||
б* |
I |
I- |
ного слоя на механические |
||
J3 |
характеристики |
буровой |
|||
⅜ |
E í |
стали |
при растяжении. |
||
Однако значительное увеличение |
прочности |
стали, |
достиг |
нутое только объемной закалкой с соответствующим отпуском, оказывается недостаточным, чтобы существенно повысить стой кость штанг, очевидно, по той причине, что данная обработка
все же не обеспечивает условий ее разгружения, |
т. е. создания |
|||
в поверхности |
высоких остаточных напряжений. |
Кроме |
того, |
|
при наличии в |
стали различных дефектов объемная закалка |
|||
усугубляет их |
вредное влияние. Напротив, когда |
штанги |
под |
|
вергнуты эффективному поверхностному |
упрочнению ТВЧ, |
соп |
||
ротивление ее |
усталостному разрушению |
значительно возрас |
тает за счет наличия в максимально нагруженных поверхност ных волокнах остаточных напряжений обратного знака'. Сердцевина же штанги в целом испытывает значительно меньшие наг рузки. Поэтому прочность металла, полученная в указанной
99