Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
§ 4. Влияние дефектов поверхности промывочного канала на стойкость буровых штанг
Внедрение в горнорудной промышленности пустотелой буро вой стали способствовало значительному увеличению произ водительности бурения и уменьшению запыленности забоев, так как подачей воды или сжатого воздуха через центральное отверстие (канал) штанги стало возможным почти полное уда ление бурового шламма. Вместе с тем наличие промывочного отверстия в стержне штанги несколько ухудшило условия их эксплуатации и увеличило количество их поломок вследствие усталости, как за счет ослабления сечения, так и за счет кор розионных процессов. При этом было обнаружено, что часто буровые штанги стали разрушаться с развитием усталостных трещин от стенки промывочного отверстия в основном по дли не штанги 200—250 мм от торца хвостовика. Данный характер усталостного разрушения штанг до сих пор связывают с нали чием в штангах в зоне излома стержня, переходной структуры («металлургического надреза»), обусловленного концевым на гревом металла. В тех случаях, когда штанги ломаются на дли не 200—250 мм, разрушающее влияние переходной зоны в бу ровой стали с различной структурой и нарушенной волокни стостью соответствует данному объяснению, так как переходная зона всегда лежит на указанной длине (при нагреве под вы садку конец прутка буровой стали пропускают в отверстие печи на длину 150—250 мм). Однако пока не существует логического объяснения тех многочисленных случаев, когда буровые штан ги разрушаются на расстоянии 300—350 мм от торца хвосто
вика |
и тем более 400—500 мм, где отсутствует переходная зо |
на в |
структуре стали. |
В |
целях выяснения причин, вызывающих усталостное раз |
рушение буровых штанг с поверхности промывочного канала, осуществлялись исследования, направленные на выявление в нем качественного и количественного распределения возмож ных очагов усталости [141, 142].
Исследовалась партия буровых штанг (10 штук) с наибо лее распространенной длиной 1600 мм, которые в шахтных ус ловиях разрушались по стержню. При этом у всех штанг уста лостные трещины развивались от поверхности промывочного канала. Все штанги имели общин ресурс долговечности около 18—20 часов работы. Штанги разрезались на поперечные темплеты длиной 100 мм, а затем вдоль оси промывочного канала. C целью удаления пленки окислов и следов окалины с поверх ности канала образцы кратковременно протравливались в реак тиве Кёшиена. Как показал внешний осмотр протравленных образцов, в промывочном канале оказалось большое количе ство макро и микро очагов усталости в виде поперечных тре-
105
Рис. 37. Кіо^р’озианно-усталостіные 'трещины в лромывочягам канале бу ровых штанг (×2).
щии и надрывов (рис. 37). Кроме того,. обнаружено большое количество продольных, • непрерывно идущих по поверхности стенки канала царапин и рисок, полученных, по-видимому, при прокатке.
Если продольные риски и царапины по всей длине канала расположены примерно , с одной плотностью, то поперечные усталостные трещины имеют неравномерное избирательное рас положение. Производилась количественная оценка числа тре щин по длине канала штанг. В частности, подсчитывалось коли чество трещин на 1 см2 поверхности канала, затем определялось их среднее количество по всей длине. Количественные данные по определению числа макротрещип в опытных буровых штангах приведены на рис. 38. Из рисунка видно, что максимальное ко личество макротрещин в промывочном канале штанг (25—30 штук на отрезке в 100 мм) расположено на расстоянии 200— 400 мм от торца хвостовика штанги. Причем в этой же зоне обнаружены трещины длиной 4—5 мм при глубине 2—4 мм [142]. На образцах, расположенных ближе к середине штанги и к конусу, количество трещин уменьшается. Начиная с расстоя ния 500—600 мм от торца хвостовика, количество усталостных трещин заметно уменьшается, а на расстоянии 1200—1400 мм, т. е. к концу штанги они практически отсутствуют. Непосредст венно в конусной части промывочного капала усталостные тре щины также отсутствуют. Количественный анализ усталостных трещин в промывочном канале по длине штанг показал, что развитие их подчиняется определенной закономерности. В зоне хвостовика трещин мало, затем количество их резко увеличи вается и вновь потом постепенно уменьшается до полного ис чезновения вблизи конуса. При этом как видно из рисунка 38, кривая распределения трещин с максимумом, расположенным на длине 300—350 мм.от торца хвостовика имеет левосторон
106
нюю ассиМетрию. Внешний вид кривой дал основание предпо лагать, что зарождение усталостных трещин подчиняется лога рифмически нормальному закону распределения. В связи с этим осуществляли статистическую обработку результатов опреде ления трещин в канале штанг и проверку соответствия их рас положения в канале логарифмически нормальному закону рас пределения. Расчетные данные показали, что распределение числа усталостных макротрещин действительно подчиняется логарифмически нормальному закопу.
|
Обнаруженные усталостные трещины в промывочном кана |
ле |
штанг являются результатом развития тех очагов усталости |
и |
дефектов, которые в большом количестве расположены па |
его стенках уже в готовой буровой стали. Мельчайшие дефек ты в виде рисок, царапин и надрывов образуются в буровой стали в процессе ее изготовления и особенно в период извле чения из прутков после прокатки аустенитного сердечника. По следующий рост усталостных трещин из данных дефектов обус ловлен максимальными пиковыми напряжениями, которые, как было показано, возникают при ударно-циклическом нагруже нии штанг примерно на расстоянии 200—400 мм от торца хвос товика. Это достаточно хорошо подтверждается сравнением рис. 20 и графика (рис. 38), из которых видно, что участки штанг, испытывающие наибольшие напряжения и имеющие мак симальное количество усталостных трещин в промывочном ка нале, совпадают.
P и с. 38. Кривая распределения ус талостных трещин по дли не промывочного канала буровых штанг.
Полученная в результате исследования более высокая эф фективность упрочнения поверхности буровых перфораторных штанг индукционной закалкой (по сравнению с другими спо собами) может быть объяснена, исходя из условии их нагру жения, характерной особенностью которого является то, что во внешней их поверхности действуют высокие ударно-цикличес кие напряжения растяжения-сжатия и напряжения, вызванные изгибающими нагрузками. Указанные напряжения в резуль тате наложения (интерференции) перегружают некоторые участки штанг.
В конусном соединении буровой штанги с коронкой, помимо высоких растягивающих поверхностных напряжении, действуют
107
еще значительные по величине напряжения смятия. Возникно вение этих напряжений можно представить при рассмотрении схемы (рис. 39). Как видно из рисунка, в момент интенсивных ударов коронка, надетая на конус штанги, ведет себя как втулка, насаженная на вал, и при ударах стремится сместиться дальше по конусу в направлении стрелки. От чего происходит -ее напрессовка на теле конуса. Исследованиями установлено [143], что усилие запрессовки коронки и конуса достаточно ве
лико. Возникающие при |
этом напряжения достигают 40 — |
50 кг/мм21.3 Юбка коронки, |
закаленная на высокую твердость, |
при смещении торцевой кромкой врезается в тело конуса, при этом возникают отдельные полосы смятия на поверхности ко нуса. Смятие конусов усугубляется также при сбивании (распрессовке) коронки (для перезаточки или в случае ее полом ки), которое осуществляется, как правило, ударом молотка по юбке.
Нетрудно представить, что при этом по линии АБ (рис. 39) в конусе образуются дополнительные вмятины, которые явля ются активными концентраторами напряжений. Возникновение высоких напряжений в поверхности основных элементов буро вых штанг (стержня и конуса) дает возможность обосновать технологию их поверхностного упрочнения. Технология при сравнительно невысоких затратах должна обеспечить:
39. Схема, иллюстрирующая возникновение рабочих напряжений смятия на поверхности конуса в мес те посадки коронки.
1.Наличие сжимающих напряжений в поверхности штанг.
2.Высокую твердость и достаточную глубину упрочненного
слоя.
3. Упругость и жесткость стержня при наличии достаточ ного запаса пластических свойств.
При обосновании И выборе способов поверхностного уп рочнения штанг для промышленного внедрения многие из из вестных в практике машиностроения способов, как, например, азотирование, цементация, с учетом сформулированных прин ципов упрочнения пока не могут быть широко применимы, по скольку осуществление их, как указывалось выше, связано со
108
значительными трудностями (выбор сталей), необходимость детального исследования режимов насыщения и т. п. Из опро бованных же способов оказалось, что объемная закалка штанг на различную твердость не оказывает существенного сопротив ления коррозионно-усталостному разрушению. Невысокий эф фект упрочнения показали и штанги, поверхность которых под вергалась механическому наклепу. У данных буровых штанг в связи с незначительной глубиной упрочнения и недостаточной твердостью, по-прежнему происходят разрушения с поверх ности.
Из данных, полученных при лабораторных испытаниях, сле дует, что поверхностная индукционная закалка обеспечивает наиболее резкое увеличение сопротивления буровых штанг кор розионно-усталостному разрушению, главным образом, бла годаря созданию высоких остаточных сжимающих напряжений в поверхностных слоях стержня, достигающих 70 кг/мм2. Вы сокие сжимающие напряжения, созданные в поверхностном за каленном слое, компенсируют значительную часть растягива ющих и опасных, с точки зрения усталости, внешних рабочих напряжений и разгружают штангу. Другой исключительно цен ной особенностью поверхностного упрочнения буровых штанг является то, что при индукционной закалке поверхности сущест венно упрочняется внешняя оболочка, что значительно умень шает изгиб штанг в работе и величину напряжений, возникаю щих в результате этого. Механические характеристики такие, как сопротивление отрыву, предел упругости и ударная вяз кость, значительно возрастают. Кроме того высокая твердость снижает вероятность повреждения поверхности штанг в про цессе эксплуатации и появления развивающихся концентрато ров напряжений.
Благодаря поверхностному упрочнению, у буровых штанг удалось почти полностью ликвидировать преждевременные по ломки конусов. Мнение [144], что причиной быстрого разруше ния штанг по конусам являются высокие растягивающие противонапряжения, возникающие у торца коронки вследствие рез кого обрыва напряжений сжатия, обусловленных натягом ко ронки на образующую конуса, оказалось не совсем правильным. В качестве меры защиты поверхности конусов раньше, напри мер, уже предлагались различного рода прокладки из цветных металлов и сплавов (медь, латунь). Однако указанные меры защиты практически не повысили долговечность конусов, так как прокладки быстро изнашивались, обнажая поверхность ко нуса, на которой тотчас возникали вмятины — очаги усталости. Слой поверхностной индукционной закалки фактически явля ется той же прокладкой, но действующей постоянно и не раз рушающейся вследствие высокой твердости в месте контакта с коронкой.
109
ВЫВОДЫ:
1.В процессе ударно-циклического нагружения буровые перфораторные штанги подвержены воздействию высоких на пряжений растяжения — сжатия, напряжений изгиба, а также напряжений смятия в конусном соединении с коронкой. Вслед ствие интерференции, напряжения в штангах в процессе работы становится значительно выше, по сравнению с нагрузками, соз даваемыми только ударами поршня перфоратора.
2.Внешний вид, структура и геометрия усталостных изломов штанг свидетельствует о высокой скорости их разрушения при напряжениях, значительно превышающих предел усталости стали.
3.Ударно-циклические нагрузки создают неравномерное распределение напряжений по длине штанг. Экспериментально установлено, что максимальные переменные напряжения возни
кают у конуса штанг и в зоне буртика на расстоянии 200 — 400 мм от торца хвостовика.
4.В обычных (неупрочненных) штангах усталостные трещи ны развиваются преимущественно с внешней поверхности.
5.Объемная закалка штанг незначительно увеличивает их эксплуатационную стойкость, хотя прочностные свойства стали после термообработки увеличиваются в 2—2,5 раза. Усталост ное разрушение таких штанг так же, как и у штанг, термически
не обработанных, происходит с внешней поверхности.
6.Поверхностное упрочнение значительно повышает стой кость штанг за счет возникновения в поверхностных слоях сжи мающих напряжений, которые в значительной степени разгру жают штангу, т. е. снимают возникающие в них растягивающие напряжения при ударно-циклическом нагружении и изгибе.
7.Из различных способов поверхностного упрочнения штанг, максимальную стойкость их при эксплуатации обеспечивает ин
дукционная закалка по всей длине. В штангах, упрочненных ин дукционной закалкой, развитие усталостных трещин снаружи отсутствует. Данная обработка повышает стойкость штанг, как за счет высоких остаточных сжимающих напряжений, достигаю щих на поверхности до 70 кг/мм2, так и увеличения прочности и твердости закаленного слоя. Индукционная закалка сообщает штанге, в целом, хорошее сочетание прочностных свойств за счет упрочнения поверхности и необходимого запаса пластич ности благодаря наличию вязкой сердцевины.
8. Поверхностная индукционная закалка позволояет практи чески исключить поломки конусов штанг, которые обычно про исходили в результате образования и развития трещин усталости в местах вмятин, создаваемых при посадке и сбивании ко ронок. Твердый закаленный слой в поверхности конусных голо вок штанг не нарушает в работе необходимой плотности контак
110