Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
шпура,, нельзя исключать и дополнительных кавитационных разрушений стенок усталостных трещин. Если динамические удары жидкости в щелях при прямом (сжатии) и отраженном (растяжении) полуциклах действуют главным образом в пла не повышения. суммарной интенсивности напряжений в тупике
трещины и в итоге удлиняют ее |
по фронту, то кавитационные |
|||||
эффекты, по-видимому, |
разрушают плоскость |
берегов |
щели, |
|||
способствуя интенсивному |
наклепу металла • в |
этом месте. В |
||||
итоге происходит |
выламывание |
и |
выкрашивание |
частиц |
||
металла из стенки |
берега |
трещин, |
что |
постепенно расширяет |
зев щели (рис. 62в). Это в свою очередь прямо способствует увеличению гидродинамических воздействий, т. к, щель спо собна поместить большие жидкости.
Непосредственно процесс разрастания трещин в микроско пическом ,устье можно объяснить с позиций современной ли нейной механики разрушения и энергетической дислокационной теории. C e этой целью рассмотрим обобщенную графическую модель роста трещин в упруго-пластической постановке (рис. 63). На представленном графике по оси абсцисс отклады ваются значения растущей трещины, по оси ординат значения интенсивности напряжений. Если дефект на поверхности буро вого става лежит в спектре от О до Hy и имеет, например, значение Но, то, очевидно, роста усталостной трещины в дан ном элементе бурового става в практическом смысле не будет, т. к. интенсивность у вершины такого дефекта (субтрещины) лежит ниже порогового значения интенсивности напряжений Му, обусловленного пределом усталости данного материала. Рост трещины вместе с тем из дефекта величиной Но в прин ципе возможен, если в силу каких-либо факторов, например, длительное коррозионное воздействие, повышение температу-, ры, адсорбция .и т. п., у данной трещины возникает остроко нечная вершина, способная двигаться даже при малой интен сивности напряжений. В любом случае растущий и нерасту щий очаг Но находится в инкубационном режиме роста, когда речь идет о достаточно большой долговечности.
Когда дефект или микротрещина достигает в элементе буро вой штанги величины Ну, он попадает в спектр макротрещин. В этом случае интенсивность напряжений на контуре трещины достигнет Му, что говорит о росте магистральной трещины в докритическом режиме, и речь уже может идти только о живу чести материала, т. е. ограниченной долговечности. В точке Hy циклическое движение берегов под действием внешних сил деформирует некоторый объем (ядро) зерна металла впереди трещины. Поскольку деформация вызывает быстрое накопление повреждаемости и дислокационных скоплений в вершине тре щины, константа Kc вязкости разрушения буровой стали, характеризующая сопротивление росту трещин в микрообъемах
147
6t=-g-6+σy9 W |
Ö2 = -ɔ (6^t) * C)yg |
(il) |
||
|
(5) |
fip-ri L¾ |
/с; |
|
|
^ |
ot (к^- к5) |
|Ь/ |
|
£6ydx= |
к ау |
(7) |
|
|
⅜ |
- e)2R |
|
^2hP=Vi.p⅝e И |
|
W-⅛Γ= ɪ^r`ɑ05 It ® |
||||
Vx=∕ψ^ (Ш |
= |
|
|
|
v-->√(W'÷^ |
|
Значение важнейших величин в формулах
Ah Мера сближения берегов, трещины. M— Изгибающий момент.
G ,G2Gy |
|
Напряжение.Gya. — Напряжение |
ударного |
импульса. |
P — |
|||||
Гидростатическое давление. |
А — Коэффициент утечки |
жидкости. |
К — |
|||||||
коэффициент интенсивности |
напряжений. Kc — Вязкость разрушения. |
|||||||||
1 |
Длина |
трещины. J — Момент |
инерции, |
b — Поперечник |
штанги, |
|||||
ɪ |
Время |
ударного |
импульса, |
t — Время. V — Скорость |
движения |
|||||
берегов |
трещины. Ѵж — Скорость |
движения |
жидкости |
в полости |
тре |
|||||
щины. |
р — Плотность |
жидкости. |
А — Константа материала. |
В — сте |
||||||
пень раскрытия трещины, h — Вязкость жидкости. |
|
|
|
148
зерна при некотором числе циклов падает и достигает в точке 2 величины M для данного размера трещины. Так как при этом достигается критическое состояние материала, то происходит хрупкое подрастание трещины до размера, когда конец её упрется в ювенильный (нетронутый деформацией) материал зерна, т. е. в точку 3. В данной точке трещина находится в состоянии пассивного роста, а возможно и стоит, пока значение вязкости материала Kc снова не достигнет критического значе ния в точке 4 и не произойдет очередной акт хрупкого подраста ния трещины. Далее процесс циклического роста аналогичен с той лишь разницей, что все последующие параметры роста ма гистральной трещины нарастают в повышенном темпе.
В точке А, обусловленной длиной трещины Нф живучесть материала штанги или другого элемента бурового става исчер пывается и происходит поломка. Описанные выше гидродинами ческие эффекты в щелях существенно снижают фазу живучести материала и, очевидно, главным образом они начинают дейст вовать в докритическом режиме роста с момента образования трещины величиной Ну, когда ее полость вполне сформирова лась. Если трещина развивается в «сухом» режиме без доступа воды, рост трещины осуществляется значительно медленнее особенно в инкубационной фазе, что и подтверждается экспери ментально приведенными выше данными, которые показывают, что в «сухих» условиях долговечность штанг в два-три раза выше. В «сухом» режиме рост трещины возможен только в полуцикле растяжения, когда возрастает интенсивность разрыв ных напряжений в вершине. В отличие от гидравлического (коррозионного), рост «сухой» трещины в полцикле сжатия от сутствует, так как берега трещины сближены. Следовательно, за весь период нагружения трещина в «сухих» условиях испыты вает значительно меньше циклов нагружения, чем коррозионная.
Таким образом, процесс коррозионно-усталостного разруше
ния стержня буровых штанг складывается из трех этапов: |
|
1. Инкубационный (подготовительный), когда за счет цикли |
|
ческого смыкания и размыкания стенок трещины, |
происходит |
углубление её вследствие локальной деформации в |
тупиковой |
части, а также частичного химического воздействия воды, и соз даются условия адсорбирования значительных объемов жидко сти.
2. Докритический (досатоточно интенсивный) рост трещины усталости, происходящий в процессе гидродинамического воздействия воды, как при прямом так и отраженном импуль сах, и основных растягивающих напряжений при ударе и изгибе штанг.
3. Критический (заключительный) этап хрупкого разрушения, когда за счет гидродинамического давления, обусловленного сжатием воды в полости трещины, суммарных напряжений от внешних сил, кавитационных сил на ее стенках, а также резко
149
P и с. 64. |
Состояние |
поверхности |
канала буровых |
штанг, |
|||
|
подвергтаутых |
металлоструйной обработке. |
|
||||
возросшей концентрации |
напряжений, |
происходит |
окончатель |
||||
ный разрыв стержня. |
|
|
|
|
|
|
|
Усталостное |
разрушение |
штанг |
в |
буровом |
ставе в зонах |
||
перегрузки, т.е. |
в конусах, |
резьбах |
и |
галтелях |
хвостовика, в |
соединительных элементах, если они имеются, протекает в целом по аналогичному механизму, однако со значительно большей скоростью. Объясняется это тем, что, во-первых, внешняя по верхность данных элементов больше нагружена [95], во-вто рых, больше поражена различными концентраторами напряже ний за счет предварительной обработки (обточка, фрезировка, высадка и т. п.)
Представленный механизм коррозионно-усталостного разру шения штанг целиком определяет обоснование защитных мер против развития усталостных трещин в промывочном канале. Как было показано (рис. 51,. 52), в канале буровой стали в
150
процессе производства могут появляться сплошные ферритные зоны обезуглероженного металла. Промывочное отверстие, ста новится как бы облицовано мягкой ферритной оболочкой, к тому же пораженной различными технологическими поверхностными дефектами [196]. Целиком устранить такую оболочку невозможно, однако, как указывалось выше, технологически возможно' осу ществить удаление с её поверхности основной массы мелких очагов усталости, а оставшиеся дефекты и неровности с умень шенной глубиной и меньшим углом надреза закрыть прочной антикоррозионной водоотталкивающей пленкой. Так как нагруз ки на поверхности промывочного канала меньше,, чем на внеш ней поверхности, нанесенная здесь эластичная пленка не разру шается, а является как бы водопроводящей трубкой, связанной с поверхностью канала молекулярной связью через специальный промежуточный грунт. Как показали исследования, в качестве такого грунта может успешно применяться фосфатированная оболочка, нанесенная на предварительно очищенную поверх ность канала. В указанной технологии металлоструйная очистка является наиболее ответственной операцией, позволяющей мак симально удалить с поверхности канала штанг дефекты и окалину. Достоинством указанной обработки является то, что процесс очистки можно регулировать. Так, например, при увели чении давления пульпы и соответствующем подборе абразива практически можно полностью удалить дефекты и довести по верхность канала до состояния шлифованной (рис. 64). Абразив ная обработка, кроме того, значительно упрочняет поверхность металла за счет создания сжимающих остаточных напряжений,
величина которых, как установлено, может достигать 40 к;/мм2.
V
§ 5. Технологический процесс упрочнения поверхности буровых штанг
До настоящего времени основная масса бурового инструмен та (более 80%) производится непосредственно на рудниках и рудоремонтных мастерских. При изготовлении у штанг с целью предотвращения расклепывания термически обрабатывается только хвостовик и конус. Тело штанги никакой упрочняющей обработке не подвергается. Долговечность буровых штанг из стали 55С2, обработанных таким способом, составляет в среднем 60 шпурометров, а штанг из стали У7 и У8 еще меньше (около 20 шпурометров). Учитывая результаты проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что существующая технология концевой закалки штанг не может обеспечить их до статочно высокой ударно-циклической прочности. При местной сквозной закалке хвостовика и особенно конуса в месте обрыва закаленного участка штанги, как указывалось ранее, неизбежно возникают переходные зоны, являющиеся дополнительным кон центратором напряжений. _ . .
151