Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Проведенные исследования показали, что циклическая проч ность буровых штанг значительно возрастает в случае упрочне ния внешней поверхности её стержня (тела) индукционной поверхностной закалкой на глубину 1,2—1,5 мм. При таком упрочнении прекращаются поломки стержня и особенно конуса как наиболее нагруженного участка штанги. Долговечность штанг также дополнительно увеличивается и за счет антикорро зионной обработки промывочного канала, так как при этом условии значительно ослабляется интенсивность коррозионного воздействия воды на металл в промывочном канале, и сокраща ется количество поломок.
В настоящее время институт ВостНИГРИ совместно с Куз нецким машиностроительным заводом, основываясь на резуль татах проведенных исследований, впервые в горнорудной промышленности разработали и внедрили технологию упрочне ния штанг индукционной поверхностной закалкой. Осуществля ются работы по внедрению антикоррозионной защиты промы вочного канала штанг.
Перед закалкой высаженные на ковочной машине и механи чески обработанные штанги правятся на прессе или роликовой машине. Закалка стержня штанг производится от буртика с выводом закаленного слоя на вершину галтели, в противном случае незакалившаяся галтель может явиться концентратором напряжений. Для надежного и плавного вывода закаленного . слоя на буртик, галтель его при высадке формируется с радиу сом 50—60 мм.
Для закалки стержня штанг спроектировано и изготовлено два типа закалочных станков. На Кузнецком машиностроитель ном заводе закалка осуществляется на станке СЗШ-2 (рис. 65) горизонтального типа, позволяющего обрабатывать штанги длиной до 4 м. [3].
При закалке штанг производится следующая последователь ность операций:
1.Установка штанги в центрах.
2.Перемещение каретки вправо до подхода буртика штанги
киндуктору.
3.Включение вращения штанги, нагрева, подачи воды и продольной подачи каретки.
В процессе поверхностной закалки штанга перемещается от буртика к конусу. По окончании закалки штанга вынимается из центров, устанавливается новая штанга, и процесс повторя ется: .
Техническая характеристика станка
Наибольшее расстояние между центрами каретки, |
мм — 4000 |
Наибольший ход каретки, мм |
— 4000 |
Скорость вращения штанги, об/мин |
— 140 |
Скорость хода каретки, см/сек |
от 0,3 до 5 |
152
153
P и с. 65. Вы сокочастотная установка для закалки буровых перф оратор ных шт'апг со станком СЗШ -2.
Производительность станка в смену в зависимости от длины закаливаемой штанги показана в таблице 8.
|
|
|
|
|
Tаблица 8 |
Условные |
обозначения |
штанг |
Сменная |
производительность |
|
|
штуки |
||||
|
|
|
|
|
|
БШ - 25 X |
700 мм |
|
|
190 |
|
БШ— 25 X 1600 мм |
|
|
102 |
||
БШ— 25 X 2500 мм |
|
|
75 |
||
БШ— 25 X 4000 мм |
|
|
60 |
||
БШ— 32 X 3500 мм |
|
|
50 |
||
Годовая |
производительность установки |
составляет 100— |
|||
150 тыс. штук |
штанг. |
В качестве источника индукционного |
нагрева под закалку используется машинный генератор ТВЧ, МГЗ-102М, обеспечивающий частоту тока 8000 гц. Кроме того, источником индукционного нагрева может быть и ламповый генератор, например, типа ЛЗ-67.
Закалка штанг с применением генератора МГЗ-102М произ водится с нагревом в одновитковом индукторе конической формы (рис. 66). Закалка штанг осуществляется водой, которая посту пает из индуктора через отверстия диаметром 1,5—2,0 мм. Электротехнические параметры режима закалки для получения глубины закаленного слоя (1,2—1,5 мм) с твердостью 59—62 HRC следующие:
Мощность нагрева, квт |
— |
50 |
Ток колебательного контура, а |
— |
100 |
Ток возбуждения, а |
— |
5—8 |
Напряжение колебательного контура, квт |
— |
300 |
Температура нагрева, град. |
— 880—920 |
|
При необходимости изменения глубины |
закаленного |
слоя, |
например, при закалке штанг меньшего поперечного сечения с помощью электрической схемы управления станка регулирует ся и устанавливается необходимая скорость подачи.
154
Принимая во внимание Значительный спрос рудников на цельноармированные буры, на Кузнецком машиностроительном заводе освоена технология изготовления данного вида инстру мента с поверхностной закалкой по всей длине. Высадка голо вок буров осуществляется на горизонтально-ковочной машине. Последующие операции протекают в такой последовательности: обрезка облоя, фрезеровка паза, впаивание пластинки твердого сплава. Закалка стержня буров осуществляется после правки на горизонтальном закалочном станке СЗШ-2. Однако закалка производится не от буртика, а от головки бура с выводом зака ленного слоя на галтель буртика (рис. 67).
Как показала практика, при закалке получается равномерное распределение закаленного слоя по периметру шестигранника и по длине стержня (рис. 68).
Важнейшей предпосылкой увеличения долговечности и на дежности буровых штанг является правильное обоснование и тщательное проведение режимов закалки их хвостовиков. Особен ностью нагружения, хвостовиков штанг является то, что торцы их непосредственно воспринимают удар поршня перфоратора, а внешняя поверхность истирается, ударяясь о стенки поворот ной буксы. Поэтому при некачественной или неправильной тер мообработке хвостовиков штанг долговечность их будет низ кой.
Обычно, стремясь получить высокую твердость торцевой части хвостовика, его подвергают объемной закалке с низким отпуском или ограничиваются закалкой с самоотпуском. Однако, учитывая условия нагружения хвостовой части штанги, в част ности, наличие интенсивных ударно-циклических и вибрацион ных нагрузок, высокая твердость торца хвостовика ещё не является гарантией долговечности штанг. Для обеспечения надежной работоспособности штанг необходимо в результате термообработки наряду с достаточной твердостью хвостовиков получить определенный комплекс механических характеристик металла и гомогенную структуру по всему сечению. В связи с указанным Кузнецкий машиностроительный завод совместно с институтом ВостНИГРИ осуществили обработку различных ре жимов закалки хвостовиков штанг. -Было установлено, что до статочно высокая стойкость хвостовиков обеспечивается при индукционной объемной закалке в масле на длину 30 мм с последующим отпуском также при индукционном нагреве. Ука занный способ термообработки достаточно легко поддается автоматизации в общем потоке производства штанг и, главное, обеспечивает стабильность качества термообработки. Нагрев штанг для закалки осуществляется на ламповом генераторе в семивитковом индукторе диаметром 42 мм до температуры 890—900oC с выдержкой 5 сек. При этом поддерживаются сле дующие параметры генератора:
155
I
Рис. 67. Схема, |
иллюстрирующая направление движения |
штанг и буров |
в индукторе в период закалки. |
|
|
Анодный ток, |
а |
— 3- 3,5 |
Сеточный ток, |
а |
— 1,2-1,3 |
Напряжение на контуре, кв |
— 3 |
|
Время нагрева, сек |
— 20 |
|
Мощность, квт |
— 35 |
Отпуск хвостовиков штанг после выборочного контроля твер дости производится в том же индукторе при температуре 480— 520oC с выдержкой 10 секунд. Продолжительность выдержки при нагреве хвостовиков для закалки и при отпуске контроли руется реле времени,-что обеспечивает получение равномерной троостосорбитной структуры и твердости, которая составляет
46—48 HRC. •
ВЫВОДЫ
1.Максимальное повышение долговечности буровых штанг достигается после поверхностной индукционной закалки на глу бину 1,2—1,5 мм. Повышение глубины закаленного слоя, а так же получение слоя закалки значительно менее указанных пре делов приводит к заметному снижению стойкости штанг.
2.Отпуск штанг, подвергнутых индукционной закалке, снижа ет их стойкость в процессе эксплуатации и тем больше, чем вы ше температура отпуска.
156
3.Вода, подаваемая через канал штанги с целью очистки шпура от бурового шламма, снижает стойкость штанг примерное 1,5—2 раза за счет коррозионного развития трещин в местах технологических дефектов, расположенных на его стенках.
4.Механизм коррозионно-усталостного разрушения штанг обусловлен сложными необратимыми процессами, происходя
щими в микрообъемах металла. Он сопровождается накладыва ющимися друг на друга явлениями химического, гидродинами ческого и кавитационного разрушающего воздействия воды на металл.
5.Обработка промывочного канала штанг, ставившая целью очистку поверхности от имеющихся концентратов напряжений и последующего нанесения антикоррозионного эмалевого покры тия, значительно повышает их стойкость. Антикоррозионное эма левое покрытие, нанесенное на необработанную поверхность промывочного канала, не способствует повышению стойкости штанг. Не оказывает положительного влияния на прирост стой кости штанг упрочнение необработанной поверхности канала пу тем взрыва.
6.Стойкость штанг значительно снижается вследствие отри цательного влияния всевозможных дефектов технологического характера. Обезуглероживание поверхности стали, крупнозерни стая структура, микротрещины, искажение, сечение и т. п. Осо бенно сильно снижается стойкость штанг из-за чрезмерно, крупного зерна стали и обезуглероживания поверхности.
157
ГЛАВА V
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ БУРОВЫХ ШТАНГ В ШАХТНЫХ УСЛОВИЯХ
§ 1. Методика шахтных испытаний
Стойкость буровых штанг, полученная в результате наіурных лабораторных ударно-усталостных испытаний, ещё не может являться окончательным показателем, характеризующим их циклическую прочность в состоянии той или иной обработки, поскольку при лабораторных испытаниях, как бы тщательно они не проводились, невозможно полностью учесть всех факторов, имеющих место при бурении в шахте. Окончательный вывод о стойкости штанг можно сделать только тогда, когда они пройдут испытания непосредственно в шахтных условиях.
Йспытания буровых штанг в условиях рудников (промыш ленные испытания) практикуются давно. Однако до сих пор при данных исследованиях очень часто получаются несовпадающие результаты стойкости, несмотря на то, что выявляется стойкость
штанг аналогичной конструкции |
и изготовленных <из одной и |
той же стали. |
|
Анализ результатов многих |
исследований показывает, что |
причина таких несовпадений кроется в различных методиках |
проведения шахтных испытаний, часто не учитывающих некото рых эксплуатационных факторов, встречающихся при бурении. Справедливо отмечается, что, при правильно обоснованной мето дике шахтных испытаний и хорошей их организации, можно по лучить гораздо более достоверные данные по стойкости штанг, чем при различных видах лабораторных усталостных испытаний. Видимо, поэтому в настоящее время в ряде стран с высокораз витой горнорудной промышленностью при оценке долговечности буровых штанг, изготовленных из различных сталей разного кон структивного оформления или подвергнутых различному упроч нению, полностью перешли на испытания в шахтных условиях.
.Например, в Швеции на рудниках фирмы «Сандвик Коромант» основаны подземные лаборатории, где постоянно опытным
158
бурением занято несколько бригад проходчиков. На одной толь ко шахте «Бодае» ежегодно для экспериментальных целей про буривается около 300 км шпуров [82].
Основной методической ошибкой при проведении шахтных промышленных испытаний является то, что испытания различных партий буровых штанг проводятся в неодинаковых условиях.
При этом испытания |
штанг, |
как правило, проводятся |
только |
до поломки стержня |
[156]. |
Преждевременные поломки |
штанг |
по конусу и хвостовику исключаются и в учет не берутся. После восстановления (повторной высадки хвостовиков или заточки конуса) штанга, уже значительно укороченная, продолжает ис пытываться как целая. Понятно, что при соблюдении такой методики в случае постоянных поломок штанг только по кону сам или хвостовику, а не по стержню, можно получить за счет восстановления завышенную стойкость всей партии. Поскольку в процессе бурения максимальные напряжения возникают-у кон цов штанг, т. е. в зоне конуса и хвостовика, то следует ожидать, что поломки буровых штанг по конусам и в зоне хвостовика будут наиболее вероятны.
Поэтому для объективной оценки долговечности буровых штанг, подвергнутых той или иной обработке, следует испыты вать их до первой поломки в любом месте. Только в этом случае можно достоверно выявить все достоинства и недостатки техно логии изготовления и упрочнения штанг или оценить свойства и пригодность опытной марки буровой стали.
Шахтные испытания буровых штанг осуществлялись на Вы сокогорском и Абаканском железных рудниках. На Высокогор скомруднике проводились шахтные испытания двух партий штанг, изготовленных из стали 55С2 и подвергнутых различной упрочняющей обработке. Штанги одной партии упрочнялись индукционной поверхностной закалкой по разработанной техно логии. Штанги другой партии подвергались деформационному упрочнению за счет дифференциальной обкатки стержня роли ками по технологии, предложенной Серовским металлургическим заводом. Обкатка штанг производилась на ротационной установ ке от буртика с усилием на ролики 300—350 кг. Испытания проводились с целью получения сравнительных данных дол говечности штанг и выявления эффективности технологии упрочнения. Испытывались буровые штанги длиной 1600 мм. Испытания проводились при проходке капитальных выработок. Бурение осуществлялось по породам крепости 12—14 по Протодьякоиову перфораторами ПА-23 с применением крестовых коронок диаметром 42 мм. Рабочее давление сжатого воздуха составляло 5—5,5 ати и контролировалось по манометру, пос тавленному в сети сжатого воздуха у забоя.
На Абаканском руднике испытания прошли в общей слож ности более 30 различных партий буровых штанг. Целью испы-
159