Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
160 |
и з го т о в л е н н ы х |
vɔ ,-E |
Q 3* |
Р е з у л ь т а т ы с р а в н и т е л ь н о й с т о й к о с т и б у р о в ы х ш т а н г , |
|
|
|
и з с т а л и 5 5 С 2 и п о д в е р г н у т ы х п о в е р х н о с т н о м у у п р о ч н е н и ю р а з л и ч н ы м и с п о с о б а м и |
|
|
|
П -Ц• |
о |
X р |
|
y√⅛ |
|
|
|
сч |
I |
таний являлось установление долговечности буровых штанг из стали 55С2, упрочненных по разработанной технологии в срав нении с неупрочненными, а также со штангами, изготовленны ми из легированных сталей 28ХГНЗМ, 95ХМА, ШХ15М, ЗОХГСФА, относящихся к различным структурным классам. Ис пытывались штанги длиной 1600 мм. Испытания проводились при проходе подготовительных и нарезных выработок. Бурениеосуществлялось по руде крепостью 12—14 по Протодьяконову перфораторами ПР-ЗОК с применением долотчатых коронок диаметром 42 мм.
Испытания штанг на обоих рудниках проводились выделен ными бригадами проходчиков с хронометражистом. В процессе бурения определялась долговечность (проходка) каждой штан ги до первой поломки в шпурометрах и фиксировалось время бурения. При поломке конуса штанги, вызванного сбиванием коронок, производилась одноразовая перезаточка. Результаты испытаний оформлялись актом. Данные по стойкости штанг каждой опытной партии подвергались математической обра ботке.
§ 2. Результаты исследований стойкости буровых штанг сечением шестигранника 25 мм
Результаты сравнительных испытаний опытных партий штанг на Высокогорском руднике, упрочненных дифференциальной об каткой роликами и индукционной поверхностной закалкой, при ведены в таблице 9. Как видно из таблицы, долговечность буро вых штанг, подвергнутых индукционной поверхностной закалке, оказалась в 2 раза выше, чем штанги, упрочненные дифферен циальной обкаткой роликами. Это подтверждается также и гра фиком (рис. 69), построенным по результатам стойкости. Из гра фика видно, что темп поломок штанг, упрочненных обкаткой роликами в 2 раза выше, чем у штанг, закаленных'ТВЧ. Испы тания показали, что у штанг, подвергнутых обкатке роликами, самым недолговечным элементом оказались конуса и стержни. Разрушение стержней происходило с внешней упрочненной по-
P и с. 69. График функции распре деления долговечности бу ровых' штанг, упрочненных различными способами:
1 — штанги, упрочненные обкаткой роликами;
2 — штанги, упрочненные индукционной закал кой.
11. Заказ Xs 3127, |
161 |
а
5Г
Р е з у л ь т а т ы с р а в н и т е л ь н о й с т о й к о с т и б у р о в ы х ш т а н г , и з го т о в л е н н ы х и з р а з л и ч н ы х с т а л е й в с о с т о я н и и п о с т а в к и
3
Q
S
о
Q-
с‘
S
© |
оо |
Ю |
|
Г- |
QO |
t> |
I |
оо |
I |
СЧ |
I |
оо |
I |
CD |
I |
' |
I |
|
о |
|
о |
|
со |
|
сс |
|
|
|
сч |
QO
© |
4Φ |
ю |
ф |
СЧ |
Cl |
— |
CM |
м ас |
(42— |
в |
нагрева |
конуса |
|
и |
с индукционного H R C ). |
ал к а хвостовика |
|
З ак |
ле 44 |
ex ∙~
ПЗ «С
MHideu
162
|
|
|
U S |
|
|
|
о |
3 ÄH |
|
|
|
H |
S |
|
ЗГ |
|
œ |
3 |
|
|
О |
|
О |
|
|
|
C- |
>fi |
CX |
|
|
C |
н |
>> |
|
|
о |
C |
|
«3 |
|
|
XО |
я |
Ь*ч |
|
|
|
|
|
|
|
оH а |
|
|
|
|
CJ |
к. |
|
|
|
о X |
|
|
|
|
S3 |
|
|
|
|
и |
|
и з о й |
|
|
|
|
ы х к а л к |
|
|
|
|
н н з а |
|
|
|
|
и з го т о в л е х н о с т н о й |
|
|
|
|
т а н г , п о в е р |
|
|
|
|
ш |
ой |
о |
|
L- |
х |
|
|||
|
|
CQ |
|
3 |
руо в ы |
ицо н н |
і |
|
|
6 |
|
3н |
||
|
|
|
||
б у к |
|
|
|
|
с т и и н д |
|
|
|
|
с т о й к о е н н ы х |
|
|
|
|
е л ь н о й у п р о ч н |
|
|
|
|
и т и |
|
|
|
|
с р а в н а л е й |
|
|
|
|
ы с т |
|
|
|
|
е з у л ь т а т з л и ч н ы х |
|
|
|
|
Р а |
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
HHiden
dəwopi
|
см |
|
о |
|
со |
1Л |
ь- |
|
CM |
|
о |
|
со |
|
CM |
b- |
00 |
g |
CM |
ь- |
■7 |
|
7 |
|
I |
СО |
1 |
CM |
|||
о |
|
|
|
||||
со |
ю |
со |
|
О |
ь- |
||
|
|
|
|
CD |
со |
з |
|
|
TF |
|
|
|
со |
CM |
|
|
τF |
|
CM |
|
- |
- |
CM |
|
|
|
00 |
|
LO |
CM |
CM |
163
верхности (рис. 70), на которой обнаружено много трещин ус талости (рис. 71). Указанные трещины расположены в основном на дне дорожек, продавленных роликами при обкатке поверх
ности штанг.
Результаты сравнительных шахтных испытаний опытных партий штанг, изготовленных из различных по составу сталей, как в состоянии поставки, так и упрочненных индукционной поверхностной закалкой, приведены в таблицах 10, 11. Как видно из таблицы 10, буровые штанги, изготовленные из леги рованных сталей, в состоянии поставки практически показали такую же долговечность, как и штанги, изготовленные из пер литной стали 55С2. Как те, так и другие штанги разрушались вследствие усталости с развитием трещин от внешней неупроч ненной поверхности. При этом основная масса штанг разруша лась на участке стержня вблизи буртика, т. е. там, где в штан гах возникают максимальные циклические напряжения. Для выяснения причин такого избирательного характера разруше ния штанг по длине, осуществлялось протравливание их в
164
кислотном растворе с целью удаления с поверхности окислов, загрязнений и т. п.
Указанная химическая обработка позволила выявить па поверхности штанг значительное количество усталостных тре
щин, расположенных преимущественно на |
расстоянии 200— |
|
400 мм от торца хвостовика (рис. |
72), причем особенно большое |
|
количество трещин выявлено на |
штангах, |
изготовленных из |
сложнолегированных сталей. Выявленное у данных штанг рас положение усталостных поверхностных трещин хорошо совпа дает с обнаруженными ранее (рис. 21) аналогичными трещина ми у штанг, подвергнутых испытаниям в лабораторных услови ях.
В таблице 11 приведены результаты долговечности анало гичных буровых штанг, но подвергнутых упрочнению индукци онной закалкой. Штанги, изготовленные из легированных ста лей, были закалены также, как и штанги из стали 55С2, однако электрические параметры нагрева и охлаждающие среды для
легированных буровых штанг назначались |
с учетом их состава |
и особенностей структурных превращений. |
Как показали ре |
зультаты шахтных испытаний, подвергнутые упрочнению индук ционной закалкой буровые штанги повысили долговечность в различной степени. Максимальную стойкость (в 4—5 раз) по казали штанги, изготовленные из стали 55С2. Штанги, изготов ленные из других легированных сталей, показали стойкость зна чительно меньшую, в среднем только в 1,5—2 раза в сравнении
P и с. 72. Коррозионно-усталостные |
трещины на |
поверхности неупроч- |
ненных буровых штанг, |
испытанных в |
шахтных условиях. |
с неупрочненными. На рис. 73 приведены математически обра ботанные результаты долговечности,всех опытных партий штанг, изготовленных из различных сталей, как в состоянии поставки, так и упрочненных индукционной закалкой. І4з графика видно, что долговечность буровых штанг, изготовленных из легиро ванных сталей и подвергнутых упрочнению, оказалась статисти
чески равноценной со штангами, |
изготовленными |
из стали |
|
55С2 в состоянии поставки, т. к. значение стойкости |
штанг, |
из |
|
готовленных из сложнолегированных |
сталей и штанг из |
ста-. |
165