Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

160

и з го т о в л е н н ы х

vɔ ,-E

Q 3*

Р е з у л ь т а т ы с р а в н и т е л ь н о й с т о й к о с т и б у р о в ы х ш т а н г ,

 

 

и з с т а л и 5 5 С 2 и п о д в е р г н у т ы х п о в е р х н о с т н о м у у п р о ч н е н и ю р а з л и ч н ы м и с п о с о б а м и

 

 

П -Ц•

о

X р

 

y√⅛

 

 

 

сч

I


таний являлось установление долговечности буровых штанг из стали 55С2, упрочненных по разработанной технологии в срав­ нении с неупрочненными, а также со штангами, изготовленны­ ми из легированных сталей 28ХГНЗМ, 95ХМА, ШХ15М, ЗОХГСФА, относящихся к различным структурным классам. Ис­ пытывались штанги длиной 1600 мм. Испытания проводились при проходе подготовительных и нарезных выработок. Бурениеосуществлялось по руде крепостью 12—14 по Протодьяконову перфораторами ПР-ЗОК с применением долотчатых коронок диаметром 42 мм.

Испытания штанг на обоих рудниках проводились выделен­ ными бригадами проходчиков с хронометражистом. В процессе бурения определялась долговечность (проходка) каждой штан­ ги до первой поломки в шпурометрах и фиксировалось время бурения. При поломке конуса штанги, вызванного сбиванием коронок, производилась одноразовая перезаточка. Результаты испытаний оформлялись актом. Данные по стойкости штанг каждой опытной партии подвергались математической обра­ ботке.

§ 2. Результаты исследований стойкости буровых штанг сечением шестигранника 25 мм

Результаты сравнительных испытаний опытных партий штанг на Высокогорском руднике, упрочненных дифференциальной об­ каткой роликами и индукционной поверхностной закалкой, при­ ведены в таблице 9. Как видно из таблицы, долговечность буро­ вых штанг, подвергнутых индукционной поверхностной закалке, оказалась в 2 раза выше, чем штанги, упрочненные дифферен­ циальной обкаткой роликами. Это подтверждается также и гра­ фиком (рис. 69), построенным по результатам стойкости. Из гра­ фика видно, что темп поломок штанг, упрочненных обкаткой роликами в 2 раза выше, чем у штанг, закаленных'ТВЧ. Испы­ тания показали, что у штанг, подвергнутых обкатке роликами, самым недолговечным элементом оказались конуса и стержни. Разрушение стержней происходило с внешней упрочненной по-

P и с. 69. График функции распре­ деления долговечности бу­ ровых' штанг, упрочненных различными способами:

1 — штанги, упрочненные обкаткой роликами;

2 — штанги, упрочненные индукционной закал­ кой.

11. Заказ Xs 3127,

161

а

Р е з у л ь т а т ы с р а в н и т е л ь н о й с т о й к о с т и б у р о в ы х ш т а н г , и з го т о в л е н н ы х и з р а з л и ч н ы х с т а л е й в с о с т о я н и и п о с т а в к и

3

Q

S

о

Q-

с‘

S

©

оо

Ю

 

Г-

QO

t>

I

оо

I

СЧ

I

оо

I

CD

I

'

I

 

о

 

о

 

со

 

сс

 

 

 

сч

QO

©

ю

ф

СЧ

Cl

CM

м ас­

(42—

в

нагрева

конуса

и

с индукционного H R C ).

ал к а хвостовика

З ак

ле 44

ex ∙~

ПЗ «С

MHideu

162


 

 

 

U S

 

 

о

3 ÄH

 

 

H

S

ЗГ

 

œ

3

 

О

 

О

 

 

C-

>fi

CX

 

 

C

н

>>

 

 

о

C

«3

 

 

XО

я

Ь*ч

 

 

 

 

 

 

 

оH а

 

 

 

CJ

к.

 

 

 

о X

 

 

 

S3

 

 

 

 

и

и з о й

 

 

 

ы х к а л к

 

 

 

н н з а

 

 

 

и з го т о в л е х н о с т н о й

 

 

 

т а н г , п о в е р

 

 

 

ш

ой

о

 

L-

х

 

 

 

CQ

 

3

руо в ы

ицо н н

і

 

6

 

3н

 

 

 

б у к

 

 

 

с т и и н д

 

 

 

с т о й к о е н н ы х

 

 

 

е л ь н о й у п р о ч н

 

 

 

и т и

 

 

 

с р а в н а л е й

 

 

 

ы с т

 

 

 

е з у л ь т а т з л и ч н ы х

 

 

 

Р а

 

 

 

 

р

 

 

 

HHiden

dəwopi

 

см

 

о

 

со

ь-

 

CM

 

о

 

со

 

CM

b-

00

g

CM

ь-

■7

 

7

 

I

СО

1

CM

о

 

 

 

со

ю

со

 

О

ь-

 

 

 

 

CD

со

з

 

TF

 

 

 

со

CM

 

 

τF

 

CM

 

-

-

CM

 

 

 

00

 

LO

CM

CM

163


верхности (рис. 70), на которой обнаружено много трещин ус­ талости (рис. 71). Указанные трещины расположены в основном на дне дорожек, продавленных роликами при обкатке поверх­

ности штанг.

Результаты сравнительных шахтных испытаний опытных партий штанг, изготовленных из различных по составу сталей, как в состоянии поставки, так и упрочненных индукционной поверхностной закалкой, приведены в таблицах 10, 11. Как видно из таблицы 10, буровые штанги, изготовленные из леги­ рованных сталей, в состоянии поставки практически показали такую же долговечность, как и штанги, изготовленные из пер­ литной стали 55С2. Как те, так и другие штанги разрушались вследствие усталости с развитием трещин от внешней неупроч­ ненной поверхности. При этом основная масса штанг разруша­ лась на участке стержня вблизи буртика, т. е. там, где в штан­ гах возникают максимальные циклические напряжения. Для выяснения причин такого избирательного характера разруше­ ния штанг по длине, осуществлялось протравливание их в

164

кислотном растворе с целью удаления с поверхности окислов, загрязнений и т. п.

Указанная химическая обработка позволила выявить па поверхности штанг значительное количество усталостных тре­

щин, расположенных преимущественно на

расстоянии 200—

400 мм от торца хвостовика (рис.

72), причем особенно большое

количество трещин выявлено на

штангах,

изготовленных из

сложнолегированных сталей. Выявленное у данных штанг рас­ положение усталостных поверхностных трещин хорошо совпа­ дает с обнаруженными ранее (рис. 21) аналогичными трещина­ ми у штанг, подвергнутых испытаниям в лабораторных услови­ ях.

В таблице 11 приведены результаты долговечности анало­ гичных буровых штанг, но подвергнутых упрочнению индукци­ онной закалкой. Штанги, изготовленные из легированных ста­ лей, были закалены также, как и штанги из стали 55С2, однако электрические параметры нагрева и охлаждающие среды для

легированных буровых штанг назначались

с учетом их состава

и особенностей структурных превращений.

Как показали ре­

зультаты шахтных испытаний, подвергнутые упрочнению индук­ ционной закалкой буровые штанги повысили долговечность в различной степени. Максимальную стойкость (в 4—5 раз) по­ казали штанги, изготовленные из стали 55С2. Штанги, изготов­ ленные из других легированных сталей, показали стойкость зна­ чительно меньшую, в среднем только в 1,5—2 раза в сравнении

P и с. 72. Коррозионно-усталостные

трещины на

поверхности неупроч-

ненных буровых штанг,

испытанных в

шахтных условиях.

с неупрочненными. На рис. 73 приведены математически обра­ ботанные результаты долговечности,всех опытных партий штанг, изготовленных из различных сталей, как в состоянии поставки, так и упрочненных индукционной закалкой. І4з графика видно, что долговечность буровых штанг, изготовленных из легиро­ ванных сталей и подвергнутых упрочнению, оказалась статисти­

чески равноценной со штангами,

изготовленными

из стали

55С2 в состоянии поставки, т. к. значение стойкости

штанг,

из­

готовленных из сложнолегированных

сталей и штанг из

ста-.

165