Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ми капиллярными свойствами, способна проникать в микроско пические полости впереди трещины, нарушая связь между ато мами и облегчая их взаимное перемещение. Гальванические и химические явления в этой теории не являются сколько-нибудь ощутимыми, в связи с чем их роль считается побочной.
В последние годы в практике эксплуатации машин довольно часто встречаются случаи, когда теории электрохимического или адсорбционно-электрохимического толкования не могут удов летворительно объяснить разрушение металла в жидких сре дах. Особенно это распространяется на случаи малоциклового нагружения деталей и конструкций, для которых сомнитель ность механизма усталости по общепринятым законам корро зии вытекает из временных соображений. Действительно, нали чие фактора продолжительности пребывания нагружаемой де тали в среде (сотни часов) может удовлетворительно описать разрушение, однако при эксплуатации и разрушении изделия в пределах нескольких часов, когда коррозионные явления про сто не успевают реализоваться, уже требуется для объяснения привлечение новых гипотез. В этом отношении реальную пер спективу имеют теории силового и гидродинамического воздей ствия жидкостей на металл в зоне трещины, элементы которых есть, например, в упомянутой выше пластической теории. Хотя эта область коррозионно-циклического разрушения еще прак тически не исследована, заманчивость идеи силового воздействия жидкостей на металл очевидна, тем более, что для объяснения разрушения металлов в такой постановке уже есть ряд косвен ных доказательств, например, морфологические, структурные и линейные Особенности усталостных изломов, полученных в жид ких средах.
е) Кинетика усталостного разрушения.
Скорость роста усталостных трещин является одной из самых важных характеристик в проблеме циклической прочности, по скольку падежное определение этого параметра дает ответ на другой практически важный вопрос, т. е. о расчете гарантиро ванной долговечности. К сожалению, несмотря на заметные успехи в решении данной задачи, в целом, кинетические вопро сы уста; „жті ого разрушения еще мало изучены. Причиной этого является ѵ^.ьшая сложность регистрации скорости усталостной трещины, а главное—отсутствие надежных методов, которые бы позволили увязать в едином расчетном аппарате сложнейшую взаимосвязь многих факторов, влияющих на окорость роста трещины, действие большинства из которых даже невозможно пока учесть ни качественно, ни количественно. Для оценки ско рости усталостного развития трещин в различных металлах и сплавах найдено довольно много экспериментальных, эмпири ческих и аналитических моделей, многие из которых успешно применяются в инженерных расчетах. Можно отметить успешно
23
выполненные в этом направлении работы Фроста и Дагдейла,
Хэда, Мак-Ивли, Иллга, Мак-Клинтока, |
Екобори, Ивано |
вой В. C., Черепанова Г. П., Школьника Л. Μ. и др. |
|
Считается общепризнанным, что от старта |
до финиша уста |
лостная трещина распространяется за время равное почти 85— 90% всей долговечности детали. В самых общих чертах скорость развития усталостной трещины вероятнее всего описывается эк споненциальным или близким к нему законом. Однако эта оценка не распространяется на все случаи, поскольку очень часто в период старта и даже на среднем участке пути может проис ходить частичное или полное торможение трещин с последую щим бурным финишем. Доминирующими факторами, двигаю щими фронт трещины, по мнению большинства ученых, являются внешние напряжения и пластическое течение на ее контуре. Пластичность материала, в котором растет усталостная-трещи на, обнаруживается даже в том. случае, когда материал весьма хрупок. В связи с этим для хрупких и пластических материалов кинетические особенности роста трещин заметно отличаются. В пластичных конструкционных материалах чаще всего рост тре щины вызывает значительную по объему деформацию впереди идущей вершины, В эти этапы трещина условно может быть стоячей и лишь при формировании некоторого деформированно го участка металла перед ее концом происходит быстрое подра стание путем слияния отдельных микротрещин. В хрупких метал лах и высокопрочных сталях указанные скачки (паузы) могут быть настолько малозаметными и частыми, что создается впечатление непрерывного развития трещины. В связи с изло женным, считается целесообразным дифференцировать рост усталостной трещины по отдельным этапам. На наш взгляд, наиболее удачная методика в определении различных фаз роста трещин дана у Екобири, Ивановой В. С. и Школьника Л. Μ. Согласно их градации в целом следует рассматривать три этапа роста трещины, на каждом из которых для трещины могут быть использованы методы для оценки характеристик скорости роста на своем этапе. К ним относятся начальная (стартовая) ско рость, скорость магистральной трещины, финишная ско рость.
На первом этапе происходит формирование русла трещины. Второй этап характеризует живучесть материала. И, наконец, третий этап связан с потерей устойчивой (стабильной) скоро сти роста, переходящей в лавинную. '
Предложенная классификация кинетической оценки роста трещин усталости позволяет дать довольно надежный расчет ный аппарат для определения эксплуатационной долговечности изделий по стадиям развития трещин.
ж) Влияние технологических факторов на усталостное раз витие трещин.
24
В подавляющем большинстве случаев усталостное разруше ние инициируется с наружных поверхностей детали, где, как . правило, выше интенсивность напряжений и больше вероятность возникновения очагов усталости. Форрест в связи с этим дает три пути технологического воздействия на металл с целью повы шения его циклической прочности.
1.Влияние на механические свойства материала вблизи поверхности за счет деформационной обработки или покрытия.
2.Наведение поверхностных сжимающих остаточных напря жений.
3.Удаление поверхностных концентратов напряжений; дей ствующих как источники усталостных трещин.
Таким образом, поверхностная технология обработки изде лий существенно повышает работоспособность циклически нагружаемых материалов. Вместе с тем достаточно эффективно на долговечность изделий из конструкционных сталей можно влиять объемной термообработкой и легированием. Однако успех данного технологического и структурного воздействия во многом зависит от условий эксплуатации, от качества поверх ности для первого варианта и допустимых пределов легирования для второго. В противном случае может быть обратный нежела тельный эффект. Сейчас установлено,- что высокопрочные мате риалы весьма склонны к хрупкому разрушению даже при средних значениях напряжений, особенно при эксплуатации в каких-либо средах. Поэтому применение объемного терми ческого упрочнения и легирования следует проводить только с оценкой данного материала на предельное состояние.
В последнее время найден еще один эффективный способ повышения циклической прочности изделий и конструкций путем использования композитных и волокнистых материалов. Много композитные системы хорошо сопротивляются распространению усталостных трещин и могут стопорить их на любой стадии роста.
В области композитных' конструкционных материалов сейчас осуществляются усиленные научные разработки, как в направ лении изучения эффекта повышения стойкости, так и в направ лении технологии их создания. Важным является то, что компо зитные системы удачно поддаются инженерной оценке, путем расчетов методами линейной механики разрушения. А это весь ма важно, т. к. современная линейная механика разрушения оперирует более объективными расчетными критериями. Види мо, в ближайшем будущем главное внимание в инженерной практике создания долговечных машин и конструкций и будет направлено с ориентацией на композитные и слоевые материа лы, удачно сочетающие эффект остаточных напряжений и обла дающие повышенной вязкостью разрушения.
25
§ 3. Характеристика наиболее распространенных конструкций буровых перфораторных штанг
Высокая прочность и минералогическая твердость многих горных пород и руд с.давних времен при добыче полезных ис копаемых, а также в строительстве вынуждает применять технологию буровзрывных работ, в которой операция бурения скважин и шпуров является наиболее трудоемкой, а буровой инструмент пожалуй самым высоконагружаемым и ответствен ным элементом буровой машины.
В истории развития и формирования конструктивных форм различного бурового инструмента невозможно указать конкрет ных дат, ибо создание его первых примитивных конструкций уходит в далекое прошлое. Следует все-таки считать прообразом современных видов буровых штанг цельнокованные бур и доло то, применявшиеся в прошлые века. Наиболее значительной вехой в развитии бурового инструмента следует считать изобре тение в XIX веке Лейнером перфораторного бурения.
Одним из выдающихся изобретений Лейнера считается спо соб подачи воздушно-водяной смеси через систему—перфоратор и буровую штангу. Появление этого новшества явилось мощным толчком в создании пустотелой! буровой стали и различных видов буровых штанг. Окончательное формирование основных конструктивных форм буровых штанг, которые без существен ных изменений сохранились и до наших дней, следует отнести к 20-м годам нашего столетия, когда появились перфораторы с самоповорачивающимися штангами. К этому же периоду отно сится и бурное развитие технологии производства пустотелой буровой стали. В последующие годы, до и после второй миро вой войны, в основном осуществлялись работы по усовершенст вованию буровых штанг и различных видов бурового става с учетом развития технологии буровзрывных работ. Большое значение в этот период имело также изобретение высокоэффек тивных видов взрывчатых веществ, патронированного заряжа ния, и широкое применение твердого сплава, позволившее при ступить к производству различной номенклатуры буровых ко ронок.
В современной горнодобывающей промышленности перфора торы, снабженные пустотелыми штангами, широко применяют ся при бурении шпуров диаметром 36—75 мм. В зависимости от параметров буровзрывных работ, от габаритов и направления выработок, от типа и мощности перфораторов применяются буровые штанги различных конструкций. Наибольшее распро странение получили шестигранные буровые штанги для легких и средних перфораторов с поперечным размером шестигран ника 19; 22; 25 мм и сквозным промывочным отверстием (ка налом) диаметром 5—7 мм. Для бурения шпуров и скважин
26
диаметром 50—75 мм с помощью тяжелых колонковых перфо раторов, установленных на каретках, применяются круглые штанги диаметром 32—38 мм с отверстием, диаметр которого равен 10—12 мм.
По направлению пробуриваемых шпуров различают буро вые штанги с буртиком для ручных перфораторов и без буртика для телескопных. Буровые штанги с буртиком, ограничивающим проход штанги внутрь перфоратора (рис. 1 а) служат для бурения горизонтальных и наклонных шпуров. Нередко для этих же целей применяют буровые штанги, у которых помимо буртика высаживается цилиндрическая шейка под гидромуфту (рис. 1 б), обеспечивающая подачу воды с боку штанги по нак лонному отверстию. Указанные буровые штанги применяются при бурении сильно пылеобразующих пород, где для пылеподавления требуется подача воды при более высоком давлении,
Рис. 1. Наиболее распространенные типы буровых |
πeρ,φo- |
|
раторнък штанг: |
|
|
.а, б — для бурения горизонтальных |
и иаіклоиных |
|
шпуров; |
|
|
в — для бурения вертикальных |
(восходящих) |
|
пгпуров. |
|
|
чем в первом случае. Телескопные штанги (рис. |
1 в) |
применяют |
ся при бурении вертикальных шпуров, а потому буртика у них,
исходя из |
конструкции перфоратора, не требуется. Однако в |
том случае, |
когда телескопные перфораторы устанавливаются |
па специальных каретках для бурения горизонтальных шпуров, возникает необходимость применять буровые штанги с выса женным буртиком, который обеспечивает возможность беспре пятственного извлечения штанги из шпура.
Рис. 2. Общий вид соединения буровой штанги с коронкой при помо щи конуса и прокладки.
В горнорудной промышленности СССР, а также в некоторых зарубежных странах (Франции, ФРГ, Польше, ЧССР, Болгарии) в основном применяются штанги с рабочим концом в форме конуса, на который одевается буровая коронка (рис. 2). Счита ют, что конусное соединение штанг более целесообразно из-за простоты конструкции и несложного изготовления. Кроме того, оно достаточно удобно в эксплуатации. Однако существенным недостатком конусного соединения, по мнению специалистов, является довольно низкая эксплуатационная стойкость и дол говечность. В то же время в практике встречаются также сплошные армированные пластинкой твердого сплава буры (рис. 3 а) и штанги с коронками, присоединяемыми с помощью резьбы (рис. 3 б). Цельноармированные буры нашли широкое
P и с. 3. Разновидности буровых штанг с различными по форме рабо чими концами:
а— армированные твердым сплавом буры;'
б— штанга с резьбовым наконечником.
применение в Швеции,. Канаде, Южноафриканской республике, Финляндии и других государствах. Преимуществом цельных буров перед штангами является то, что они не требуют специ
28