Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ми капиллярными свойствами, способна проникать в микроско­ пические полости впереди трещины, нарушая связь между ато­ мами и облегчая их взаимное перемещение. Гальванические и химические явления в этой теории не являются сколько-нибудь ощутимыми, в связи с чем их роль считается побочной.

В последние годы в практике эксплуатации машин довольно часто встречаются случаи, когда теории электрохимического или адсорбционно-электрохимического толкования не могут удов­ летворительно объяснить разрушение металла в жидких сре­ дах. Особенно это распространяется на случаи малоциклового нагружения деталей и конструкций, для которых сомнитель­ ность механизма усталости по общепринятым законам корро­ зии вытекает из временных соображений. Действительно, нали­ чие фактора продолжительности пребывания нагружаемой де­ тали в среде (сотни часов) может удовлетворительно описать разрушение, однако при эксплуатации и разрушении изделия в пределах нескольких часов, когда коррозионные явления про­ сто не успевают реализоваться, уже требуется для объяснения привлечение новых гипотез. В этом отношении реальную пер­ спективу имеют теории силового и гидродинамического воздей­ ствия жидкостей на металл в зоне трещины, элементы которых есть, например, в упомянутой выше пластической теории. Хотя эта область коррозионно-циклического разрушения еще прак­ тически не исследована, заманчивость идеи силового воздействия жидкостей на металл очевидна, тем более, что для объяснения разрушения металлов в такой постановке уже есть ряд косвен­ ных доказательств, например, морфологические, структурные и линейные Особенности усталостных изломов, полученных в жид­ ких средах.

е) Кинетика усталостного разрушения.

Скорость роста усталостных трещин является одной из самых важных характеристик в проблеме циклической прочности, по­ скольку падежное определение этого параметра дает ответ на другой практически важный вопрос, т. е. о расчете гарантиро­ ванной долговечности. К сожалению, несмотря на заметные успехи в решении данной задачи, в целом, кинетические вопро­ сы уста; „жті ого разрушения еще мало изучены. Причиной этого является ѵ^.ьшая сложность регистрации скорости усталостной трещины, а главное—отсутствие надежных методов, которые бы позволили увязать в едином расчетном аппарате сложнейшую взаимосвязь многих факторов, влияющих на окорость роста трещины, действие большинства из которых даже невозможно пока учесть ни качественно, ни количественно. Для оценки ско­ рости усталостного развития трещин в различных металлах и сплавах найдено довольно много экспериментальных, эмпири­ ческих и аналитических моделей, многие из которых успешно применяются в инженерных расчетах. Можно отметить успешно

23


выполненные в этом направлении работы Фроста и Дагдейла,

Хэда, Мак-Ивли, Иллга, Мак-Клинтока,

Екобори, Ивано­

вой В. C., Черепанова Г. П., Школьника Л. Μ. и др.

Считается общепризнанным, что от старта

до финиша уста­

лостная трещина распространяется за время равное почти 85— 90% всей долговечности детали. В самых общих чертах скорость развития усталостной трещины вероятнее всего описывается эк­ споненциальным или близким к нему законом. Однако эта оценка не распространяется на все случаи, поскольку очень часто в период старта и даже на среднем участке пути может проис­ ходить частичное или полное торможение трещин с последую­ щим бурным финишем. Доминирующими факторами, двигаю­ щими фронт трещины, по мнению большинства ученых, являются внешние напряжения и пластическое течение на ее контуре. Пластичность материала, в котором растет усталостная-трещи­ на, обнаруживается даже в том. случае, когда материал весьма хрупок. В связи с этим для хрупких и пластических материалов кинетические особенности роста трещин заметно отличаются. В пластичных конструкционных материалах чаще всего рост тре­ щины вызывает значительную по объему деформацию впереди идущей вершины, В эти этапы трещина условно может быть стоячей и лишь при формировании некоторого деформированно­ го участка металла перед ее концом происходит быстрое подра­ стание путем слияния отдельных микротрещин. В хрупких метал­ лах и высокопрочных сталях указанные скачки (паузы) могут быть настолько малозаметными и частыми, что создается впечатление непрерывного развития трещины. В связи с изло­ женным, считается целесообразным дифференцировать рост усталостной трещины по отдельным этапам. На наш взгляд, наиболее удачная методика в определении различных фаз роста трещин дана у Екобири, Ивановой В. С. и Школьника Л. Μ. Согласно их градации в целом следует рассматривать три этапа роста трещины, на каждом из которых для трещины могут быть использованы методы для оценки характеристик скорости роста на своем этапе. К ним относятся начальная (стартовая) ско­ рость, скорость магистральной трещины, финишная ско­ рость.

На первом этапе происходит формирование русла трещины. Второй этап характеризует живучесть материала. И, наконец, третий этап связан с потерей устойчивой (стабильной) скоро­ сти роста, переходящей в лавинную. '

Предложенная классификация кинетической оценки роста трещин усталости позволяет дать довольно надежный расчет­ ный аппарат для определения эксплуатационной долговечности изделий по стадиям развития трещин.

ж) Влияние технологических факторов на усталостное раз­ витие трещин.

24


В подавляющем большинстве случаев усталостное разруше­ ние инициируется с наружных поверхностей детали, где, как . правило, выше интенсивность напряжений и больше вероятность возникновения очагов усталости. Форрест в связи с этим дает три пути технологического воздействия на металл с целью повы­ шения его циклической прочности.

1.Влияние на механические свойства материала вблизи поверхности за счет деформационной обработки или покрытия.

2.Наведение поверхностных сжимающих остаточных напря­ жений.

3.Удаление поверхностных концентратов напряжений; дей­ ствующих как источники усталостных трещин.

Таким образом, поверхностная технология обработки изде­ лий существенно повышает работоспособность циклически нагружаемых материалов. Вместе с тем достаточно эффективно на долговечность изделий из конструкционных сталей можно влиять объемной термообработкой и легированием. Однако успех данного технологического и структурного воздействия во многом зависит от условий эксплуатации, от качества поверх­ ности для первого варианта и допустимых пределов легирования для второго. В противном случае может быть обратный нежела­ тельный эффект. Сейчас установлено,- что высокопрочные мате­ риалы весьма склонны к хрупкому разрушению даже при средних значениях напряжений, особенно при эксплуатации в каких-либо средах. Поэтому применение объемного терми­ ческого упрочнения и легирования следует проводить только с оценкой данного материала на предельное состояние.

В последнее время найден еще один эффективный способ повышения циклической прочности изделий и конструкций путем использования композитных и волокнистых материалов. Много­ композитные системы хорошо сопротивляются распространению усталостных трещин и могут стопорить их на любой стадии роста.

В области композитных' конструкционных материалов сейчас осуществляются усиленные научные разработки, как в направ­ лении изучения эффекта повышения стойкости, так и в направ­ лении технологии их создания. Важным является то, что компо­ зитные системы удачно поддаются инженерной оценке, путем расчетов методами линейной механики разрушения. А это весь­ ма важно, т. к. современная линейная механика разрушения оперирует более объективными расчетными критериями. Види­ мо, в ближайшем будущем главное внимание в инженерной практике создания долговечных машин и конструкций и будет направлено с ориентацией на композитные и слоевые материа­ лы, удачно сочетающие эффект остаточных напряжений и обла­ дающие повышенной вязкостью разрушения.

25


§ 3. Характеристика наиболее распространенных конструкций буровых перфораторных штанг

Высокая прочность и минералогическая твердость многих горных пород и руд с.давних времен при добыче полезных ис­ копаемых, а также в строительстве вынуждает применять технологию буровзрывных работ, в которой операция бурения скважин и шпуров является наиболее трудоемкой, а буровой инструмент пожалуй самым высоконагружаемым и ответствен­ ным элементом буровой машины.

В истории развития и формирования конструктивных форм различного бурового инструмента невозможно указать конкрет­ ных дат, ибо создание его первых примитивных конструкций уходит в далекое прошлое. Следует все-таки считать прообразом современных видов буровых штанг цельнокованные бур и доло­ то, применявшиеся в прошлые века. Наиболее значительной вехой в развитии бурового инструмента следует считать изобре­ тение в XIX веке Лейнером перфораторного бурения.

Одним из выдающихся изобретений Лейнера считается спо­ соб подачи воздушно-водяной смеси через систему—перфоратор и буровую штангу. Появление этого новшества явилось мощным толчком в создании пустотелой! буровой стали и различных видов буровых штанг. Окончательное формирование основных конструктивных форм буровых штанг, которые без существен­ ных изменений сохранились и до наших дней, следует отнести к 20-м годам нашего столетия, когда появились перфораторы с самоповорачивающимися штангами. К этому же периоду отно­ сится и бурное развитие технологии производства пустотелой буровой стали. В последующие годы, до и после второй миро­ вой войны, в основном осуществлялись работы по усовершенст­ вованию буровых штанг и различных видов бурового става с учетом развития технологии буровзрывных работ. Большое значение в этот период имело также изобретение высокоэффек­ тивных видов взрывчатых веществ, патронированного заряжа­ ния, и широкое применение твердого сплава, позволившее при­ ступить к производству различной номенклатуры буровых ко­ ронок.

В современной горнодобывающей промышленности перфора­ торы, снабженные пустотелыми штангами, широко применяют­ ся при бурении шпуров диаметром 36—75 мм. В зависимости от параметров буровзрывных работ, от габаритов и направления выработок, от типа и мощности перфораторов применяются буровые штанги различных конструкций. Наибольшее распро­ странение получили шестигранные буровые штанги для легких и средних перфораторов с поперечным размером шестигран­ ника 19; 22; 25 мм и сквозным промывочным отверстием (ка­ налом) диаметром 5—7 мм. Для бурения шпуров и скважин

26


диаметром 50—75 мм с помощью тяжелых колонковых перфо­ раторов, установленных на каретках, применяются круглые штанги диаметром 32—38 мм с отверстием, диаметр которого равен 10—12 мм.

По направлению пробуриваемых шпуров различают буро­ вые штанги с буртиком для ручных перфораторов и без буртика для телескопных. Буровые штанги с буртиком, ограничивающим проход штанги внутрь перфоратора (рис. 1 а) служат для бурения горизонтальных и наклонных шпуров. Нередко для этих же целей применяют буровые штанги, у которых помимо буртика высаживается цилиндрическая шейка под гидромуфту (рис. 1 б), обеспечивающая подачу воды с боку штанги по нак­ лонному отверстию. Указанные буровые штанги применяются при бурении сильно пылеобразующих пород, где для пылеподавления требуется подача воды при более высоком давлении,

Рис. 1. Наиболее распространенные типы буровых

πeρ,φo-

раторнък штанг:

 

 

.а, б — для бурения горизонтальных

и иаіклоиных

шпуров;

 

 

в — для бурения вертикальных

(восходящих)

пгпуров.

 

 

чем в первом случае. Телескопные штанги (рис.

1 в)

применяют­

ся при бурении вертикальных шпуров, а потому буртика у них,

исходя из

конструкции перфоратора, не требуется. Однако в

том случае,

когда телескопные перфораторы устанавливаются

па специальных каретках для бурения горизонтальных шпуров, возникает необходимость применять буровые штанги с выса­ женным буртиком, который обеспечивает возможность беспре­ пятственного извлечения штанги из шпура.

Рис. 2. Общий вид соединения буровой штанги с коронкой при помо­ щи конуса и прокладки.

В горнорудной промышленности СССР, а также в некоторых зарубежных странах (Франции, ФРГ, Польше, ЧССР, Болгарии) в основном применяются штанги с рабочим концом в форме конуса, на который одевается буровая коронка (рис. 2). Счита­ ют, что конусное соединение штанг более целесообразно из-за простоты конструкции и несложного изготовления. Кроме того, оно достаточно удобно в эксплуатации. Однако существенным недостатком конусного соединения, по мнению специалистов, является довольно низкая эксплуатационная стойкость и дол­ говечность. В то же время в практике встречаются также сплошные армированные пластинкой твердого сплава буры (рис. 3 а) и штанги с коронками, присоединяемыми с помощью резьбы (рис. 3 б). Цельноармированные буры нашли широкое

P и с. 3. Разновидности буровых штанг с различными по форме рабо­ чими концами:

а— армированные твердым сплавом буры;'

б— штанга с резьбовым наконечником.

применение в Швеции,. Канаде, Южноафриканской республике, Финляндии и других государствах. Преимуществом цельных буров перед штангами является то, что они не требуют специ­

28