Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ального изготовления дорогостоящих буровых коронок. Кроме

того, цельные

буры дают возможность

пробуривать шпуры

малых диаметров, что

практически не

удается осуществить

штангами со

съемной

коронкой из-за

низкой долговечности

последних, вызванной ограниченным запасом прочности корпу­ са. При этом полагают, что применение цельных буров повышает коэффициент использования погонного метра дефицитной буро­ вой стали. В то же время многие зарубежные фирмы с большой осторожностью относятся к массовому внедрению цельиоармированных буров, т. к. в ряде случаев их эксплуатация удоро­ жается низкой стойкостью армированной твердым сплавом головки, а также необходимостью иметь большой парк пере­ носного заточного оборудования.

Штанги с коронками, присоединяемыми с помощью резьб, нашли самое широкое применение, например, в Швеции, Норве­

гии, Канаде, США и

других странах. Частично применяется

. такой

инструмент

и

в Советском Союзе.

В последние годы

объем

внедрения в

горной промышленности

резьбовых состав­

ных штанг и коронок повсеместно возрастает, несмотря на от­ носительную сложность и высокую стоимость инструмента C резьбовым соединением. Объясняется это более высокой эксплу­ атационной надежностью и долговечностью данного инструмен­ та, который в конечном итоге окупает затраты, связанные с его изготовлением.

§ 4. Условия эксплуатации и механизм передачи ударной энергии в буровых перфораторных штангах

Работа буровых перфораторных штанг основана на принципе ударно-поворотного бурения, когда при ударе поршня перфора­ тора рабочий конец штанги (коронка) внедряется в породу и ,разрушает ее. При последующем отскоке штанги, обусловлен­ ном процессом отдачи, производится ее поворот на угол 5—8° с

. помощью поворотного механизма перфоратора. Таким образом, создаются условия для скола породы при последующем ударе. Образующаяся в процессе бурения буровая мука удаляется из шпура водой, поступающей под давлением через перфоратор и

сквозное отверстие (промывочный канал), расположенное

но

оси штанги.

 

Основой механического бурения горных пород является

их

разрушение под действием усилий, превосходящих предел проч­ ности породы. Усилия, необходимые для разрушения пород, очень велики и, как показали исследования [7], эквивалентны статической нагрузке в 5—10 тонн. Передача таких усилий воз­ можна только за счет ударной энергии, передаваемой породе через штангу в форме ударных импульсов напряжений. Следо­ вательно, эффективность бурения горных пород во многом за­

29



висит от природы и .механизма волновых процессов, протекаю­ щих в системе перфоратор—штанга—разрушаемая порода.

В настоящее время накоплен большой экспериментально­ теоретический материал, охватывающий волновую механику передачи ударной энергии в буровых штангах. В результате

.многочисленных исследований, выполненных в США [172], Япо­ нии [8], ФРГ [174], Швеции [7], Советском Союзе [9, 10] в значительной степени изучено поведение сложных волновых явлений деформации в штангах, которые хорошо согласуются с одномерной теорией продольного удара в тонких стержнях. Впервые (в 1909 году) это показал Рамзауэр, который в прос­ тейшей форме изобразил удар цилиндрических тел, применяя метод копровых испытании и специальную измерительную аппа­ ратуру [173].

Недостатки лабораторных исследований, выполненных при возбуждении напряжений в штангах при единичном ударе, впоследствии восполнены в работах Хоукса, Чакраварти [11], Фейрхерста [172], Робертса, Фарби [175], Энгеля [176— 178] Арндта [173] и др. [12], которые в условиях, близких к эксплуа­ тационным, изучили многочисленные факторы, имеющие место при бурении шпуров и влияющие на распределение волны де­ формации при различных граничных условиях рабочего конца штанги и жесткой опоры (стальной или чугунной плиты). Ими установлено, что при ударе поршня по буровой штанге в месте контакта наблюдаются напряжения, распространяющиеся вдоль поршня и штанги в виде продольных волн растяжения — сжатия со скоростью около 5000 м/сек. (рис. 4.) Когда волны напряже-

а

б

Рис. 4. Продольные (а) и поперечные (б) волны напряжений, возни­ кающие в буровых штангах при бурении. (Получены по мето­ ду каінд. тех.н. наук Финкеля Е, Μ.),

36

ний от соударяемых поверхностей достигают противоположных концов поршня и штанги, они отражаются, причем характер отражения этих волн зависит от граничных условий.

Если концы поршня и штанги находятся в воздухе (свобод­ ны), первоначальная волна сжатия отражается, как волна рас­ тяжения. При последующем затухании волна напряжений, распространяясь в штанге, является попеременно то волной растяжения, то волной сжатия. Если граничные условия обеспе­ чивают закрепление (конец штанги упирается в жесткую пли­ ту), начальная волна сжатия отражается по форме без измене­ ния, а при всех последующих отражениях волна проходит взад и вперед по штанге, становясь попеременно то волной сжатия, то волной растяжения.

Поведение сложной ударной волны при контакте штанги с породой исследовали Такаока, Хаямицу [8] и Фейрхерсг. Ими установлено, что когда начальная волна сжатия доходит до границы между штангой и породой, сопротивление породы в первый момент незначительно и часть волны отражается, как волна растяжения. Однако, по мере внедрения коронки в поро­ ду, сопротивление ее значительно возрастает до тех пор, пока вся энергия начальной волны не отразится опять в виде волны сжатия, а в последующие отражения знак волны будет чередо­ ваться.

В работах Рамзауэра, Арндта, а также Фишера указывается, что под действием удара каждый раз находится лишь часть штанги. Бегущий ударный импульс вызывает упругую деформа­ цию поперечного сечения, которое попеременно претерпевает то уменьшение, то увеличение. Практически, как говорит Арндт, наблюдаемое внешне равномерное движение штанги в действи­ тельности напоминает движение гусеницы.

В реальных условиях при ударе поршня по штанге, кроме продольных воли, одновременно возбуждаются поперечные 'волны (рис. 4 б), когда частицы перемещаются перпендикулярно оси штанги, вызывая ее изгиб. Скорость распространения попе­ речных волн в штангах равна приблизительно 3000 м/сек [175]. Появление поперечных волн напряжений изгиба обусловлено наличием эксцентриситета промывочного отверстия относительно оси штанги, неперпендикулярностью ударных торцов поршня и штанги, ее кривизной, а также другими конструктивными и технологическими факторами. Доказано [175], что поперечные волны ухудшают, процесс эксплуатации буровых штанг, так как они расходуют энергию перфораторов на увеличение вредных напряжений и не способствуют разрушению породы.

Исключительно важное значение имеют исследования, -в результате которых определялись участки буровой штанги с максимальным значением амплитуды пульсирующих напряже­ ний. Осциллографирование характера деформации штанг при

31


ударно-циклическом нагружении, выполненное Рудигером и Киниа [174], показало, что напряжения в штангах-распространяют­ ся неравномерно. Максимум амплитуды знакопеременных про­ дольных и поперечных волн напряжении расположен ближе к хвостовику штанги.

Исследуя этот же вопрос, Kynnep [178] сделал попытку опре­ делить в общих чертах фактическое напряжение в буровой штанге в период нагружения, а также установить предел уста­ лости по её длине. Применив оперативный расчет по методу Хевисайда, он решил ряд частных дифференциальных уравне­ ний, устанавливающих зависимость между скоростью распро­ странения ударно-циклических напряжений и'звука вдоль штанги. Исследуя шестигранные пустотелые штанги диаметром 22,5 мм различной длины, Kynnep подсчитал величину пиков, возникающих при нагружении напряжений у буртика и рабочего конуса штанги, которые оказались значительно выше, чем на средних участках стержня. В целом им выявлено параболиче­ ское распределение напряжений вдоль стержня штанг. Распре­ деление напряжений, соответствующих пределу усталости буровой стали, также по расчету Kynnepa подчиняется данной закономерности. Тщательные исследования по определению величин и характера изменений ударно-циклических напряже­ ний в штангах при бурении породы проведены совместно Куз­ нецким машиностроительным заводом, ВостНИГРИ и Сибир­ ским металлургическим институтом под руководством проф. Бойкова В. В. и канд. техн, наук Финкеля Е. Μ. [13]. Экспери­ менты показали, что значения напряжений, возникающих в штанге при бурении, колеблются в очень широких пределах да­ же при одном и том же режиме работы. Этот разброс значений в большой мере определяется нестабильностью характера соу­ дарения поршня перфоратора и штанги: в момент удара штанга находится в различных положениях относительно перфоратора, и поршень перед ударом имеет различную скорость.

При этом, большое влияние оказывает случайный характер изменения контактных условий на лезвии инструмента и непо­ стоянство усилия подачи.

Установлено, что ударный импульс, проходящий по штанге, вызывает вследствие многократных отражений появление побоч­ ных напряжений, значительно отличающихся не только по ам­ плитуде, но и по частоте. Сопоставление величин средних на­ пряжений ударного импульса, полученных экспериментально, показало, что их максимальное амплитудное значение располо­ жено в стержне штанги на расстоянии 200 —500 мм от торца хвостовика. Доказано также, что максимальные напряжения изгиба возникают как от эксцентричного удара поршня перфо­ раторі, так и от удара инструмента о забой шпура. Характер изменения напряжений растяжения—сжатия и изгиба практи­

32


чески не зависит ни от длины штанги, ни от твердости породы, Амплитуда же напряжений и частота существенно зависят от этих факторов. Закон распределения случайных величин ампли­ туд напряжений от удара поршня и внедрения инструмента в породу, а также длины так называемого критического отрезка ("зона с максимальными напряжениями) весьма близок к нор­ мальному. Установленные значения асимметрии и эксцесса дают возможность определить все основные параметры продольного нагружения штанг при бурении в достаточно широком диапазо­ не режимов работы. Возникновение и распределение рабочих напряжений в штангах, в зависимости от состояния лезвий ко­ ронок, одеваемых на концы штанг, исследовал Андерсон. Им установлено, что в период максимального затупления лезвия коронки напряжения на конце штанг, вблизи соединения её с коронкой, возрастают в 1,5—2 раза. Причем амплитудное зна­ чение этих напряжений значительно превышает предел устало­ сти буровой стали.

Несмотря на то, что в. различных исследованиях обнаружены в целом идентичные закономерности возникновения ударно­ циклических напряжений в штангах по длине, природа и причи­ на их возникновения все же не нашла достаточно полного объяснения. Полагают, что причиной возрастания напряжений на различных по длине участках буровых штанг является бур­ тик, а также другие факторы. Когда ударная (прямая) волна напряжений сжатия, а также отраженная (обратная) волна растяжения встречаются с расширенным сечением штанги у бурта, то часть их отражается в форме волн обратного знака. На участках, прилегающих к бурту, происходит интерференция волн напряжений, амплитуда которых достигает 70% и более от величины напряжений начального ударного импульса. Неко­

торые авторы,

например,

Глокнер утверждают, что

буровые

щтанги ведут

себя как волнопроводящие элементы (стержни),

в которых в

результате

интерференции возникают

стоячие

волны. Однако другими исследователями это утверждение оспа­ ривается. Отмечается, что в'ударной части хвостовика штанги,, ■а также на рабочем конце (у коронки) при бурении возникают пики напряжений, амплитуда которых почти на 50—60% может превышать напряжения, вызванные основным, прямым ударом. В связи с этим многие дают классификацию наиболее слабых мест буровых штанг, по которым они чаще всего разрушаются в процессе работы. Характерные типы усталостных изломов по­ казаны на рисунке 5. По результатам ряда исследований мож­ но считать, что расположение места разрушения штанг и их характер излома хорошо согласуются, однако не делается ни­ каких выводов относительно того, как ведет себя материал штанги при ударных нагрузках. Большинство авторов проти­ воречиво объясняют механизм сопротивления бурового метал-

3. Заказ 3127.

33