ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
6, K iC /nn1
Рис . 19. Т ем пературны е кривые |
напряж ения |
останов |
|||
ки трещ ины при испытании |
на |
двойное растяж ение |
|||
с температурны м градиентом |
для стали |
различных |
|||
м арок [ 2 ] :-------— 60 |
кгс/мм 2 ) |
> вы сокопрочная |
|
||
-------------------- 70 |
кгс/мм 2 |
сталь; |
|||
---------------------80 кгс/мм 2 / |
|
|
|
|
|
------------ 25% Ni — сталь; --------------- |
|
закаленная |
и от |
||
пущ енная сталь, раскисленная |
алюминием. |
В скобках |
|||
указаны |
толщ ины |
пластин в мм |
|
|
Рис. |
20. О бобщ енная диаграм м а разруш ения на |
основе |
переходной |
тем пера |
||||||
туры |
нулевой |
пластичности |
(N D T) |
[23]: 1 — 3,5— |
5,6 кгс/мм 2 |
(ограничение по |
||||
напряж ению ); |
2 — увеличение разм ера деф ектов; |
3 — малый |
деф ект; |
4 — кри |
||||||
вы е |
|
возникновения трещ ин |
(разруш аю щ ие |
напряж ения |
для |
данного |
интерва |
|||
ла |
разм еров |
деф ектов ); 5 — нагруж ение |
выше предела |
текучести; |
6 — упру |
|||||
гое |
нагруж ение; 7 — разруш ение |
не распространяется |
(температурное огра |
|||||||
|
|
|
ничение); в — граничная кривая |
|
|
|
262
зируется на зависимости прочность — температура перехода как функции размера дефекта. Как показывает изучение цитирован ной работы [23], этот подход базируется на большом объеме ин формации, но его нельзя применять без учета конкретных усло вий. Успешное практическое применение в каждом случае требу ет инженерной оценки конструкции, а также глубокого понима ния основ разработки технологии. Многие материалы, приведен ные в настоящей монографии, находятся в хорошем взаимном соответствии и служат основой для применения подхода Пелли- ни—Пьюзака при конструировании и оценке надежности сталь ных конструкций.
Глава 8
КОРРЕЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ
О Б Щ И Е З А М Е Ч А Н И Я
Исследование сопротивления материалов или конструктивных элементов хрупкому разрушению преследует несколько целей: установить общие закономерности, сопоставить различные мате риалы и технологические методы и получить исходные данные для оценки эксплуатационных характеристик конструкции с точ ки зрения опасности хрупкого разрушения. Понятно, что корре ляция результатов испытаний различными методами играет важ ную роль при проектировании конструкции, гарантированной от хрупкого разрушения. Поэтому в последние годы исследованию вопроса корреляции уделяется большое внимание, и значитель ная часть материала, помещенного в предыдущих главах, прямо или косвенно была связана с этим вопросом.
Как следует из предыдущих глав, переходную температуру стали можно установить различными способами. Например, при испытании на ударную вязкость по Шарпи переходную темпера туру можно определять по величине работы разрушения, по де формации (утяжке сечения) в зоне надреза и по виду излома. Как следует ожидать, а на практике так и происходит вследст вие различных методов испытания и критериев определения для одного и того же материала могут быть получены различные зна чения переходной температуры.
В широком смысле методы оценки склонности стали к хруп кому разрушению можно разделить на методы, в которых ис пользуются образцы небольшого размера (применяемые, как правило, в промышленности), и методы, рассчитанные на испы тание крупных образцов (применяемые при исследованиях в ла бораторных условиях). Испытания небольших образцов приме няются в промышленности ввиду их экономичности, так как не требуют значительного количества материала, больших затрат времени для испытания и сложных методов испытаний. Испыта ния крупных образцов, естественно, более дороги, но к ним часто прибегают при необходимости более надежной оценки работо способности реальной конструкции, а также для установления
264
корреляции между результатами испытаний крупных и малых об разцов. Таким образом, не существует какого-то одного вида ис пытания, с помощью которого можно было бы установить пере ходную температуру для целой конструкции, так как она зави сит от целого ряда факторов: технологии сварки, особенностей конструкции и др. Требуется большой инженерный опыт, чтобы оценить запас вязкости проектируемой конструкции, предназна ченной для работы в широком диапазоне температур.
В предыдущих главах основное внимание было уделено ис пытаниям относительно крупных образцов, которые возможны главным образом в лабораторных условиях и обычно неприем лемы в заводской практике. В настоящей главе будут рассмот рены методика и результаты испытаний небольших образцов, а также корреляция между данными испытаний образцов различ ного размера.
Одним из наиболее крупных исследований структуры и свойств металла, критерия Шарли и эксплуатационных характе ристик корабельной стали различных марок является работа? Уильямса [3] (см. введение) с сотрудниками. Образцы были взя ты от более чем 100 разрушившихся корпусов кораблей. Исследо-. вания показали, что разрушение, как правило, начиналось от ме ханического или металлургического концентратора напряжений, возникающего в результате сварки или какого-то случайного по вреждения. Большое число разрушений возникало в элементах, которые обычно не считались несущими, а затем развивалось, проходя сварное соединение, в основную часть корпуса. Наибо лее интересным в этом исследовании было то, что значения удар ной вязкости, определенной на образцах с Ѵ-образным надрезом по Шарпи, коррелировали со значениями ударной вязкости раз рушенных элементов (т. е. пластин, в которых началось разру шение, через которые оно проходило и в которых оно закончи лось). Переходная температура (при уровне ударной вязкости 2,1 кгс-м) материала пластин, в которых начиналось разруше
ние, была на 12° С выше, чем у пластин, через которые проходи |
|
ла трещина, а у пластин, где разрушение заканчивалось,— на |
|
16° С ниже. Ударная вязкость при температуре, при которой про |
|
исходило разрушение, для этих пластин составляла соответст |
|
венно 1,03; 1,28 и 2,6 |
кгс-м. При исследовании состава, структу |
ры и свойств пластин |
показано, что в пластинах, в которых на-* |
чиналось разрушение, более высокая переходная температура была связана с отклонениями от химического состава стали и за данного размера зерна. В большинстве случаев источником хруп кого разрушения являлись усталостные трещины.
В настоящее время опубликовано много работ, посвященных корреляции между результатами испытаний различными мето дами; многие из них цитируются в настоящей главе. Примером такого исследования является опубликованная в 1960 г. работа Джонсона и Стоута [4], в которой оцениваются испытания на
265 '
ударную вязкость стали для сварных конструкций. Авторы пред положили, что установление корреляции облегчится, если рас сматривать отдельно «температуру вязкого перехода» и «темпе ратуру хрупкого перехода». Температурой вязкого перехода они называли наименьшую температуру, при которой образцы с над резом разрушались без заметной пластической деформации, а температурой хрупкого перехода — наименьшую температуру, при которой доля хрупкой части излома превосходила вязкую. Температура вязкого перехода, как правило, была равна или ни же температуры хрупкого перехода. Кроме того, авторы заме тили, что температура вязкого перехода должна лучше коррели ровать с эксплуатационными характеристиками стали; позднее Пеллини и Пыозак [5] подтвердили этот вывод на основании ре зультатов испытаний падающим грузом и определения соответ ствующих значений переходной температуры. Джонсон и Стоут проанализировали почти все общепринятые методы определения ударной вязкости и установили ряд закономерностей корреля ции результатов испытаний. С точки зрения влияния химичес кого состава на ударную вязкость корреляция, как правило, бы ла очень хорошей с качественной стороны, однако количественно результаты испытаний различными методами согласовать было довольно трудно.
Вероятно, самое обширное исследование корреляции данных, полученных при различных испытаниях, было предпринято япон скими исследователями; значительная часть настоящей главы посвящена изложению результатов этой работы. Большой инте рес к вопросу корреляции и важность его обусловлены, в частно сти, тем, что на ее основе можно оценивать широкий ассорти мент стали: от малоуглеродистой до высокопрочной конструкци онной стали. Представленные ниже исследования содержат дан ные, имеющие большое практическое значение; в них также показаны возможные методы установления корреляции и их оценка.
И С П Ы Т А Н И Я М А Л Ы Х ( С Т А Н Д А Р Т Н Ы Х ) О Б Р А З Ц О В
При испытаниях малых образцов перед началом хрупкого разрушения, как правило, происходит общая текучесть (или, по крайней мере, заметная пластическая деформация). В этом за ключается отличие этих испытаний от разрушения конструкций в условиях эксплуатации или лабораторных испытаний более крупных образцов, когда хрупкое разрушение может возникнуть при низком уровне внешних напряжений до начала общей теку чести. Ниже приводится описание наиболее распространенных методов испытания малых образцов и некоторые результаты та ких испытаний.
266
И сп ы тан и я на у д а р н у ю в я зк ость по Ш ар л и
Образцы для испытаний на ударную вязкость по Шарли по казаны на рис. 1. Их обычно вырезают из стального листа вдоль направления прокатки, а надрез наносят так, чтобы его ось была перпендикулярна к плоскости прокатки. Наиболее распростра ненным в настоящее время является испытание на ударную вяз кость по Шарли на образце с Ѵ-образным надрезом, (рис. 1, а ).
с-втч |
* |
И |
З |
Пя |
|
ПІ Вдавливание |
|
7 |
|
і І З |
ВыдЖ лйваниёЗ^~ |
.ножа' |
|||
а) |
5 ) |
|
8) |
г) |
д) |
е) |
|
|
Ж ) |
||||||
Рис. 1. О бразцы |
для |
испытания на |
ударную |
вязкость по Ш арли |
|||
|
|
|
(о — е) |
и Ш надту (ж) |
|
|
Иногда для исследования закономерностей возникновения хруп кого разрушения применяют образцы другого типа с менее ост рым надрезом (например, как на рис. 1,6).
При исследованиях закономерностей развития хрупкого раз рушения целесообразно применять образцы с выдавленным над резом (рис. 1,6), о чем уже было сказано в гл. 1 и 2. Ньюхауз и Вундт [6] предложили недавно образец, в котором вершина над реза охрупчивалась путем азотирования, цементации или окис ления. Канадзава [7] предложил такой же образец, но с надре зом, изготовленным выдавливанием (рис. 1,е). Широко приме няют при ударных испытаниях также образец, предложенный Шнадтом [8] (рис. \,ж).
В заводской практике чаще всего используют образец с V- образным надрезом по Шарли. Этот образец принят не только для оценки стали, применяемой при изготовлении сварных кон струкций, как установлено Международным институтом сварки, но и унифицирован для конструкционной корабельной стали раз личных марок семью судостроительными компаниями.
При этих условиях величины ударной вязкости, полученные стандартным методом на образцах с Ѵ-образным надрезом по
267