Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ными заводами выпускаются карьерные автосамосвалы грузоподъем ностью 7, 12, 27, 40, 75 т и полуприцепы до 120 т.
Для успешного применения автомобильного транспорта необхо димы хорошие дороги. На уступах в карьере проводят простейшие- и улучшенные грунтовые или щебеночные дороги и только при сла бых грунтах делают'дороги из сборного железобетона. Главные постоянные автодороги при большом грузообороте — бетонные.'Ско рость движения автосамосвалов на уступных проездах в среднем около 10 км/ч, на главных дорогах — 18—25 км/ч.
На карьерах применяются леиточные конвейеры производитель ностью от 300 до 1000 м3/ч, а в отдельных случаях до 12 000 м3/ч. Ширина конвейерной ленты от 900 до 2200 мм, скорость ее движения от 2 до 5 м/сек.
Конвейерные ленты загружают через воронки-бункера с питате лями, предохраняющие ленту от ударов.
Применение конвейеров обеспечивает непрерывность транспорти рования и возможность перемещения материала под углом до 18°.
Размещение пустых пород в отвалах называется о т в а л о - о б р а з о в а н и е м . Опо осуществляется при помощи отвальных эк скаваторов, отвальных плугов, бульдозеров и другого оборудования.
При горизонтальных и пологих пластах перемещать породу вовнутренние отвалы могут непосредственно вскрышные экскаваторы с удлиненным рабочим оборудованием. В этом случае транспортиро вание и отвалообразование как самостоятельные процессы отсутствуют.
Кроме основных производственных процессов на карьере выпол няются в с п о м о г а т е л ь н ы е р а б о т ы : зачистка вскрытого полезного ископаемого, разделка тупиков н т. д.
Полезное ископаемое, отгружаемое потребителям, должно по своим качественным показателям соответствовать установленным требованиям. Уголь или руда, добываемые в забоях, не всегда отве чают этим требованиям, поэтому необходимо нх обогащение, а в не которых случаях — сортировка или усреднение.
Все перечисленные процессы взаимосвязаны и в совокупности составляют единую технологическую схему производства открытьиг горных работ. Значение отдельных производственных процессовъ изменяется в зависимости от горнотехнических условий месторо ждения.
В практике наибольшее распространение получили следующий технологические схемы экскаваторного способа разработки:
1) отбойка и погрузка одноковшовым экскаватором — транспор тирование в думпкарах — отвалообразование отвальным плугом или экскаватором;
. 2) отбойка и погрузка одноковшовым экскаватором — транс портирование автомобилями — отвалообразование бульдозерами;
3) выемка одноковшовым экскаватором с погрузкой горной массы через бункер-питатель на конвейер и конвейерное отвалообразо вание;
25
4)выемка одноковшовым экскаватором — гидравлическое тралс- V дортирование и отвалообразоваппе;
5)выемка и погрузка мыогочерпаковым экскаватором — транс портирование в думпкарах — отвалообразование абзетцером;
6)выемка роторным экскаватором — транспортирование кон сольным отвалообразователем;
7)выемка и погрузка одноковшовым экскаватором — транспор тирование автомобилями или по железной дороге — отвалообразова ние отвальным плугом или экскаватором;
8)выемка и погрузка одноковшовым экскаватором — транспор тирование автомобилями к дробилке — конвейерный подъем.
Основные технологические схемы гидравлического способа:
1) выемка гидромонитором — поступление горной массы в земле сос — гидротраиспортирование — осветление воды — поступление осветленной воды в водопровод;
2) выемка земснарядом — гидротранспортирование — гидравли ческое отвалообразование — осветление воды — поступление освет ленной воды в водопровод.
§3. Общие сведения о вскрытии, системах
итехнологических схемах открытой разработки
Вскрытие месторождения — проведение выработок, открыва ющих доступ от поверхности земли к месторождению и обеспечива ющих грузотранспортиую связь между рабочими горизонтами в карь ере и приемными пунктами на поверхности. Месторождения обычно вскрывают к а п и т а л ь н ы м и т р а н ш е я м и , открыва ющими доступ к пласту полезного ископаемого, и р а з р е з н ы м и т р а н ш е я м и , подготавливающими поле карьера к вскрышным и добычным работам. Благодаря капитальным траншеям создается возможность организации транспортирования вскрышных пород и угля с горизонтов разработки карьерного поля на поверхность в отвалы или на склады и на обогатительные фабрики. Разрезные траншеи создают фронт работ на добычных и вскрышных уступах-.
Капитальная траншея представляет собой наклонную открытую игорную выработку трапециевидного сечения (рис. 7).
Капитальная траншея, расположенная внутри карьера на его ‘борту, называется с ъ е з д о м и имеет только один борт.
Продолжением капитальных траншей на каждом уступе являются разрезные траншеи. Разрезные траншеи проводятся горизонтально шли с небольшим уклоном, обеспечивающим сток воды.
Траншеи могут проводиться различными средствами, нц чаще всего для этого применяют экскаваторы.
На рис. 7 показано развитие горных работ на горизонте, имеющем ютмѳтку —15 м. Вначале с поверхности на глубину 15 м проводится наклонная капитальная траншея 1, которая продолжается в виде горизонтальной разрезной траншеи 2 (рис. 7, а). Затем разрезную ■траншею проводят в обратном направлении (рис. 7, б) и таким обра-
126
зом формируют борт карьера иа данном горизонте (рис. 7, б, в, г). При отработке уступа капитальная траншея превращается в съезд 3 (рис. 7, г) длиной I.
Уклоны капитальных траншей и съездов зависят от вида транс порта и составляют при железнодорожном транспорте с паровой тягой 25°/оо> а с электровозной 40°/о<ъ при автомобильном транспорте
80—100°/00, при конвейерном транспорте до 18°. |
|
формы |
||||||||||
В |
зависимости от |
числа, |
расположения |
траншей, их |
||||||||
(в плане) и других факторов различают несколько |
способов |
вскры |
||||||||||
тия. При небольшой глу- |
|
|
|
|
/ |
? |
||||||
биие |
залегания |
месторо |
|
|
|
|
||||||
ждение вскрывают обычно |
|
|
|
|
|
|
||||||
наклонными |
траншеями, |
|
|
|
|
ППТІТІТГІГіТТТХ |
||||||
расположенными |
за кон |
|
|
|
|
|
|
|||||
туром |
карьера. Глубокие |
|
|
|
|
|
1111111/> |
|||||
карьеры |
чаще |
вскрывают |
|
|
|
- n a i j j m i j i j i |
||||||
внутренними |
траншеями |
|
|
|
|
J-JSM |
|
|||||
(съездами), |
расположен |
|
|
|
|
ТДІТТГі |
|
|||||
ными |
внутри |
карьера |
на |
|
|
|
|
|
|
|||
его бортах. Съезды бывают |
|
|
|
|
|
|
||||||
спиральными, |
петлевыми |
|
|
|
|
|
|
|||||
и тупиковыми. |
|
рбльефе |
|
|
|
|
|
|
||||
При гористом |
|
|
|
^ГіТ іТ іТ іТГТѴТГТТГПптт^ |
||||||||
для вскрытия |
|
карьеров |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
используют иногда подзем |
|
|
|
|
|
|
||||||
ные |
выработки — рудо |
|
|
0 |
|
|
|
|||||
спуски и штольни. |
|
^ ш ш ш п и і п шттаа^. -15м |
Й |
|||||||||
Порядок и взаимосвязь |
5?ТПIГ7ПТ7Л |
-— |
г— |
- |
||||||||
ведения подготовительных, |
|
|
ШШ |
|
г |
|||||||
вскрышных |
и |
добычных |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
&ППТТТ7ПГ.Т.ТЛГ<5 |
|||||||||
работ в карьере называется |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
системой |
открытой |
раз |
Рис. 7. Схема развития |
горных работ на |
||||||||
работки |
месторождения. |
|
вскрываемом. горизонте |
|
||||||||
Различают |
продольные — |
|
|
|
|
|
|
|||||
одно- |
и |
двухбортовые; поперечные — одно- и двухбортовые; веер |
||||||||||
ные — центральные, |
сосредоточенные, |
рассредоточенные; |
кольце |
|||||||||
вые — центральные и периферийные системы разработки. |
|
|||||||||||
По |
способу перемещения |
вскрыши |
различают |
технологические |
схемы разработки: бестранспортные, транспортно-отвальные, транс портные и комбинированные.
П р и б е с т р а н с п о р т н ы х и т р а н с п о р т н о - о т в а л ь н ы х с х е м а х разработки пустая порода непосредственно* экскаваторами перемещается во внутренние отвалы, располага ющиеся в выработанном пространстве. Основные горноподготови тельные работы в этом случае заканчиваются к началу добычных: работ, так как месторождение отрабатывается сразу на всю мощность. Эти схемы разработки наиболее просты и экономичны, но применяются: только при неглубоком горизонтальном и пологом залегании пластов..
27
П р п т р а н с п о р т н ы х с х е м а х разработки порода вывозится иа внешние или (реже) внутренние отвалы. Горноподгото вительные работы при этом ведутся в течение всего времени раз работки. Эти схемы сложны и неэкономичны, но они получили широ кое распространение, так как могут применяться при любых усло виях залегания пластов.
К о м б и н и р о в а н II ы е с х е м ы разработки объединяют в себе признаки бестранспортных и транспортных схем: часть породы вывозится транспортом, а другая перемещается во внутренние отвалы экскаваторами пли отвалообразователями.
§ 4. Основные этапы строительства и эксплуатации карьера
Различают следующие этапы открытой разработки месторожд е- нпя: подготовка поверхности, осушепие месторождения и ограждение •его от воды, горно-капитальные работы в период строительства карьера, проведение подготовительных выработок, вскрышные п до- •бычные работы, рекультивация (восстановление) нарушенных земель ных площадей и поверхностей отвалов.
Подготовка поверхности месторождения заключается в вырубке леса и корчевке пней, отводе рек и ручьев за пределы карьерного поля, осушении озер и болот, сносе зданий и сооружений, переноске дорог п в удалении других естественных и искусственных препят ствий, затрудняющих или не допускающих ведение открытых горных работ.
Осушение месторождения создает условия для производительной л безаварийной работы оборудования при вскрытии и разработке месторождения. Насыщенные водой породы, будучи обнажены, теряют устойчивость в откосах. Это снижает производительность труда рабочих, препятствует применению мощного оборудования и способствует образованию оползней и обвалов.
Вода в карьер поступает из водоносных горизонтов месторожде ния, а также при дожде (ливневая) и при таянии снега (паводковая). Количество воды, поступающей в карьер, составляет от иесколышх кубометров до нескольких сотен, а иногда и тысяч кубометров в час.
Обводненность месторождения зависит от многих факторов. Основные из них — глубина карьера и гидрогеологичеркие условия залегания месторождения.
Различают следующие виды осушения: осушение поверхности карьерного поля, ограждение карьера от поверхностных вод, пред варительное и текущее осушение месторождения.
О с у ш е н и е н а н о с о в и о т в о д в о д ы с поверхности месторождения обычно осуществляются при помощи сети осушитель ных и дренажных капав.
О г р а ж д е н и е к а р ь е р а от п о в е р х н о с т н ы х в о д (ливневых, паводковых и проникающих из соседних водоемов) производится путем проведения нагорных канав по всему периметру карьера или со стороны возвышенной части карьерного поля.
28
П р е д в а р и т е л ь н о е о с у ш е н и е месторождения, пред назначенное для понижения уровня подземных вод и осушения уча стков, которые подлежат первоочередной разработке, производится путем бурения водопонижающих и водопоглощагощих скважин пли же проведением системы подземных дренажных выработок.
Т е к у щ е е и л и э к с п л у а т а ц и о н н о е осушение, осуществляемое одновременно с разработкой месторождения, со стоит в систематическом удалении воды, поступающей в карьер, при помощи открытого пли подземного водоотлива. В первом случае вода собирается в водосборник и откачивается насосами иа поверх ность, во втором — вода через специальные скважины поступает в систему подземных дреиажпых выработок и по стволу дренажной шахты подпимается иа поверхность. Первый способ обычно приме няется при небольшом притоке воды в карьер (до 100 м3/ч).
Горно-капитальные работы в период строительства карьера
включают проведение капитальных и разрезных траншей, а также удаление некоторого объема вскрышных пород для создания вскры тых запасов полезного ископаемого перед сдачей карьера в экс плуатацию.
Проведение подготовительных выработок в период эксплуатации, карьера необходимо при его углублении, т. е. при переходе горных работ на новые горизонты в случаях разработки крутых и наклон ных пластов. Подготовка нижележащего горизонта обычно состоит в проведении капитальной траншеи (съезда) на этот горизонт и в про ведении разрезной траншеи. При горизонтальпых или пологих пластах надобности в проведении подготовительных выработок обычно пет, так как месторождение отрабатывается сразу на всю мощность.
Вскрышные работы заключаются в удалении пустых пород, вмещающих полезное ископаемое, в результате чего обеспечивается доступ к нему.
Добычные работы представляют собой собственно извлечение полезного ископаемого и являются последним этапом открытой разработки месторождений.
Подготовка поверхности, работы по осушению, горно-капиталь ные и вскрышные работы начинают в последовательном порядке, а затем ведут параллельно, но с взаимным опережением в простран стве: подготовка поверхности и осушение месторождения опережают вскрышные работы, которые предшествуют добычным работам.
Последовательность развития горных работ в карьере для гори зонтальных и крутых пластов показана на рис. 8.
При горизонтальном залегании пластов (рис. 8, а) вначале с по верхности до кровли пласта проводят иаклоиную капитальную траншею 1. Затем проводят разрезиую траншею 2, один борт кото рой 3 разносят, освобождая площадку, ширина которой должна обеспечить размещение оборудования, возможность проведения раз резной траншеи по залежи и подготовку к выемке достаточного объема запасов полезного ископаемого. После проведения второй
29