Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средняя продолжительность цикла и распределение его времени по отдельным операциям при работе экскаватора ЭКГ-4,6 составляет (в сек):

Черпание ..........................................................................

выгрузки

5—7

Поворот для

7—9

В ы г р у зк а .............................................................................

черпания

4—6

Поворот для

7—9

 

Итого

. . .23—31

Из приведенных данных видно, что наибольшее время (около 60%) в продолжительности цикла при нормальных условиях работы занимают повороты экскаватора. Поэтому при уменьшении угла поворота экскаватора продолжительность цикла сокращается.

Время черпання зависят от твердости породы или качества раз­ рыхления скальной породы буровзрывными работами. При плохом рыхлении длительность черпания возрастает.

Продолжительность выгрузки породы из ковша зависит в основ­ ном от того, производится ли она в отвал или в транспортный сосуд. В последнем случае время, затрачиваемое на выгрузку, определяется соотношением емкости кузова транспортного сосуда и емкости ковша экскаватора. Наибольшее время затрачивается при выгрузке в транс­ портные сосуды малой емкости, когда требуется остановка ковша и точная наводка его над центром кузова. Наименьшее время тре­ буется на выгрузку породы в отвал, так как при этом она произ­ водится на ходу без установки ковша в определенном поло­ жении.

Продолжительность рабочего цикла одноковшовых экскаваторов приведена в табл. 2.

§2. Схемы работы и размеры забоев карьерных экскаваторов

вмягких породах

Схемы работы, размеры и очертания забоев определяются рабо­ чими параметрами экскаватора, видом транспорта и крепостью пород.

Экскаватор может работать в боковом и тупиковом забое. Обыч­ ным является боковой забой, в котором обеспечивается большая производительность экскаватора и транспортных средств из-за мень­ шего угла поворота и более удобного обмена транспортных сосудов при их загрузке.

Схемы работы и размеры забоев в мягких и скальных породах существенно различаются (см. рис. 11 и 13), что объясняется более легкими условиями эксплуатации экскаваторов при цягких породах (меньше необходимые усилия резания, отсутствие негабаритов и силь­ ных динамических нагрузок на рабочее оборудование), возможностью применения ковшей увеличенной емкости вследствие меньшей кре­ пости и меньшей объемной массы пород.

43


Профиль забоя механической лопаты в рассматриваемых усло­ виях совпадает с траекторией ковша экскаватора и вследствие этого имеет угол откоса 65—80°.

Высота забоя определяется высотой черпания экскаватора и по условию обеспечения безопасности работы не должна превышать максимальной высоты черпания. В противном случае на кровле уступа будут оставаться козырьки и нависи, которые, обрушаясь, могут повредить экскаватор (рис. 12). Максимальная высота забоя в мягких породах не должна превышать 10 м при работе экскаваторов ЭКГ-4,6; 13 м — при работе ЭКГ-8 и 15 м — при ЭКГ-12,5.

Минимальная высота забоя должна обеспечивать полное наполнение ковша экскаватора за одно черпание. Для со­ блюдения этого условия она должна составлять не менее 2/з высоты распо­ ложения напорного вала. Минимальная высота забоя в мягких породах должна быть не меньше 2,5 м при работе экска­ ватора ЭКГ-4,6 и не менее 3,5 м при работе ЭКГ-8.

Максимальная ширина забоя ограни­ чивается радиусом черпания экскава­ тора на уровне стояния.

Расстояние от оси перемещения эк­ скаватора при работе в забое до откоса уступа пе может превышать радиуса черпания экскаватора на уровне стояпия і?ч у. В противном случае у по­

дошвы уступа будет оставаться порода. Поэтому ширина внутренней части забоя принимается равной радиусу черпания на уровне стояния.

Во внешней части забоя порода может быть захвачена ковшом лишь тогда, когда угол поворота экскаватора в сторону выработан­ ного пространства не превышает 45°.В противном случае грунт при черпании отодвигается ковшом в выработанное пространство и не зачерпывается. Поэтому в мягких породах ширину внешней части забоя принимают не более 0,5—0,7 от R 4 у.

Таким образом, по условию нормального черпания ширина забоя в мягких породах не должна превышать 1,5—1,7 от R 4 у.

Минимальное расстояние экскаватора от забоя выбирается из условий безопасности и возможности отработки нижней бровки. Удобная отработка нижней бровки забоя возможна при свободном расстоянии между гусеницами и навалом не менее 1,5 длины ковша. При более близком расположении для выравнивания подошвы забоя необходимы передвижки экскаватора.

Ширина забоя зависит также от вида транспорта, так как взаим­ ное положение экскаватора, транспортных средств и забоя опре­ деляет величину среднего угла поворота экскаватора.

44


Поскольку от угла поворота зависит продолжительность поворота экскаватора при погрузке, составляющая 60—70% времени рабочего цикла, ширина забоя определяет эффективность его работы.

Продолжительность поворота прямо пропорциональна среднему углу поворота экскаватора, который измеряется как угол между центром тяжести элемента забоя и центром тяжести площади раз­ грузки. Чем меньше (до известного предела) ширина забоя, тем меньше средний угол поворота экскаватора и тем меньше продолжи­ тельность цикла экскаватора. При работе экскаватора ЭКГ-5 умень­ шение среднего угла поворота на 15° позволяет сократить продол­ жительность цикла на 2 сек и увеличить производительность работы примерно на 10%. Однако ширину забоя принимают меньше макси­ мальной лишь при автомобильном и конвейерном транспорте. При железнодорожном транспорте забой стремятся сделать шире', чтобы сократить число переукладок рельсового пути и снизить объем трудо­ емких путевых работ.

Транспортные средства при погрузке должны находиться в зоне разгрузки ковша. Поэтому рельсовые пути располагают параллельно уступу на расстоянии (0,8—0,9)і?ртах от оси экскаватора. Авто­ самосвалы могут располагаться не только сбоку экскаватора, но также позади него или несколько впереди. При использовании ленточных конвейеров экскаваторная погрузка на них производится через бункер-питатель, который располагается сбоку или позади экскаватора.

При работе экскаватора в породах с недостаточной несущей спо­ собностью значительно осложняются соблюдение проектных отметок подошвы уступа и передвижка экскаватора.

Универсальным и наиболее распространенным мероприятием, позволяющим уменьшить удельное давление экскаватора на грунт, является устройство настила из дерева или металлических щитов. Настил укладывают поперек каждой гусеницы. Щиты переносятся и укладываются экскаватором с помощью канатов.

При выемке пород, способных к налипанию, значительно ухуд­ шается разгрузка ковша. Для его очистки, осббенно при пониженных температурах, необходимо проводить специальные мероприятия (на­ грев, механическую очистку и др.).

§3. Схемы работы и размеры забоев карьерных экскаваторов

вскальных породах

Вскальных породах на работу экскаватора влишот следующие обстоятельства:

предварительное разрыхление пород буровзрывным способом; значительные ударные нагрузки на рабочие органы экскаватора; сложность устройства ровных площадок для расположения экска­ ватора при плохо взорванном забое, вследствие чего появляются неравпомериые нагрузки на ходовые устройства, часто приводящие

к их излому;

45


неодинаковая высота забоя (развала) в пределах одной заходки. При работе в скальных породах большое значение имеет качество рыхления. Мелкораздробленная порода экскавируется без затруд­ нений, так как ковш заполняется на небольшом участке, черпание можно производить толстой стружкой, а сыпучесть материала обеспе­

чивает

быструю и

полную разгрузку

ковша.

При

работе в плохо

взорванном забое

(неравномерное

дробление,

увеличенный размер

кусков,

негабаритные комья)

значительно

 

возрастают

нагрузки

 

 

 

 

на

оборудование,

приводящие

 

 

 

 

к износу и поломкам его. Чтобы

 

 

 

 

избежать

 

аварии

при погрузке

 

 

 

 

породы в забое, необходимо сни­

 

 

 

 

жать

скорость

черпания,

что

 

 

 

 

увеличивает длительность цикла

 

 

 

 

экскаватора. Негабариты распо­

 

 

 

 

лагают у подошвы уступа

для

 

 

 

 

вторичного дробления.

 

 

 

 

 

 

 

Высота забоя (рис. 13) в хо­

 

 

 

 

рошо взорванных породах мо-

 

 

 

 

жетпревышать высоту черпания,

Зона

 

 

 

по не

более чем в полтора раза

черпания

 

 

 

(в соответствии с Едиными пра­

 

 

 

 

вилами безопасности). При этом

 

 

 

 

высота развала не должна пре­

 

 

 

 

вышать высоту черпания экска­

 

 

 

 

ватора.

Минимальная

высота

 

 

 

 

забоя

в

скальных

взорванных

 

 

 

 

и сыпучих породах должна быть

 

%

 

 

не

менее

высоты

 

напорного

 

 

 

вала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

''Зона

 

 

 

 

 

 

в

скальных

 

’разгрузки

 

 

 

Ширина забоя

Рис. 13.

Схема забоя карьерного экска­

хорошо взорванных породах мо­

жет быть несколько больше, чем

ватора в скальных цородах

 

в мягких породах,

так

как эк­

 

 

 

 

скаватор при работе во внешней

части забоя может подгребать ближе к себе разрыхленную

породу,

находящуюся на расстоянии более 0,7і?ч у. В

этом случае

шпрхша

забоя обычно равна 2R4 у.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

экска­

Ширина забоев в скальных породах составляет при работе

ваторов

ЭКГ-4,6 -

16 -18 м,

ЭКГ-8 -

20-22 м, ЭКГ-12,5 -

2 9 -

30м.

Ширина развала взорванных скальных пород на уступе должна

быть такой, чтобы он мог быть отработан за один или несколько проходов экскаватора, т. е. кратной 2R,, у.

Практически на большинстве карьеров при одноили двухрядном расположении скважин ширина развала составляет 20—40 м и отра­ батывается за два полных прохода, а при многорядном составляет 50—80 м и отрабатывается за три-четыре прохода экскаватора.

46


При погрузке пород в автомобили жесткая связь между пара­ метрами забоя и расположением транспортных путей отсутствует, так как устройство дорог значительных затрат не требует, и авто­ самосвалы могут подаваться под погрузку по различным схемам. Поэтому при автомобильном транспорте ширину заходки выбирают из условий хорошего дробления, и она зависит от общей организации работ на уступах.

На некоторых рудных карьерах получают распространение при автомобильном транспорте широкие заходки (40—60 м). Развал породы в этом случае направлен вдоль заходки, что позволяет сокра­ тить ширину рабочих площадок и за счет этого увеличить угол рабо­ чего борта. При погрузке породы в широких заходках применяют чѳлноковое движение экскаватора в поперечном направлении.

§4. Схемы работы и размеры забоев вскрышных экскаваторов

сверхней погрузкой

Вскрышные экскаваторы — механические лопаты с удлиненным оборудованием производят погрузку горной массы в транспортные сосуды, расположенные выше уровня стояния экскаватора.

Работа вскрышного экскаватора с верхней погрузкой нашла широкое применение при проведении траншей, нарезке новых гори­ зонтов и отработке уступов, на почву которых затруднены транс­ портные подступы. Применение верхней погрузки значительно повы­

шает скорость проведения траншей

 

и улучшает использование горно-

 

транспортного оборудования в тех

 

случаях,

когда при

нижней по­

 

грузке необходима

работа в тупи­

 

ковом забое.

 

 

 

 

 

Однако верхняя погрузка имеет

 

существенные недостатки, которые

 

заключаются в том,что в условиях

 

одиого и того

же

карьера и при-

 

одинаковой емкости ковша произ­

 

водительность

экскаватора

при

Рпс. 14. Схема бокового забоя при

верхней

погрузке

на

20—30 %

меньше,

а стоимость

экскавации

работе вскрышного экскаватора

приблизительно в

л г-

раза

выше,

с верхней погруакон

1,5

 

чем при нижней погрузке. Меньшая производительность экскаваторов при верхней погрузке объясняется

увеличением продолжительности рабочего цикла на 25—50% по сравнению с нижней погрузкой. Увеличение стоимости экскавации 1 м3 горной массы является следствием меньшей производительности экскаваторов с верхней погрузкой и больших амортизационных отчислений из-за более высокой их стоимости. Поэтому применение экскаваторов с верхней погрузкой экономично лишь в тех случаях,

47