Файл: Выполнила студентка группы пмдо21 Скуйбеда Евгения Преподаватель Гоголин М. Р.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н апример, такты 8 – 9:
Акцент находится на втором слоге слова «цвеТАми».
Т акты 23 – 24:
Акцентируется второй слог слова «плоДАми».
8. Создание исполнительского плана.
В своей хоровой композиции «Времена года» В. Римша широко трактует поэтический текст, стремясь передать прежде всего основную направленность его содержания, не прибегая к излишней детализации в выразительных средствах музыки.
Выразительное вступление фортепианной партии в тональности D-dur с ладовой переменностью и в громкой нюансировке, вводит слушателя в лирико-восторженную атмосферу.
Аккордово-гармоническое изложение хоровой партии, ярка динамика, декламационная мелодия с внутрислоговыми распевами «рисуют» картину цветущих и благоухающих весенних лугов. Во второй куплете смещением тонального центра в параллельный минор (h-moll), монодической фактурой, которая постепенно уплотняется, яркой динамической линией композитор изображает колосистые летние поля.
В третьем куплете, также опираясь на громкую динамику, переменность фактурного строя (монодия – гомофония) и тональность h-moll, композитор раскрывает богатство и щедрость осенней поры. В четвертом куплете тихим динамическим нюансом р и полифоническим изложением, композитор создаёт загадочную атмосферу, в которой претворяет образ зимы, завораживающей своей красотой.
Вторая музыкальная фраза звучит на ff с обилием внутрислоговых мелодических разводов, благодаря чему перед слушателем предстаёт образ совсем иной зимы – суровой и холодной.
В заключительных тактах звучание хоровой педали на фоне повторяющихся мелодических мотивов фортепианной партии в тональности минорной доминанты (fis-moll) создаёт таинственную атмосферу.
9. Репетиционный план.
В репетиционной работе над хоровой композицией «Времена года» дирижёру необходимо сначала отказаться от аккомпанемента и исполнять произведение a cappella. Такое исполнения даёт возможность усовершенствовать кантилену, выстроить и услышать в своём пении гармоничные созвучия.
С самого начала следует уделить внимание анализу как поэтического, так и нотного текста, выяснить с певцами как движется мелодическая линия каждой хоровой партии. После изучения мелодических линий, необходимо приступить к сведению сначала двухголосия (попеременно партиями), а затем к общему хоровому звучанию (трёхголосия).
Далее следует установить методы работы над хоровыми ансамблями, звуковедением, определить выразительность поэтического текста и его логических ударений, а также музыкальную фразировку. После разобранного произведения, необходимо переходить на пение с аккомпанементом.
Особенности дирижерского жеста
1. Характеристика дирижерских жестов
Хоровая композиция В. Римши «Времена года» требует от дирижёра определённой техники и ставит перед ним такие сложности и задачи как:
-
Штрих legato. -
Штрих non legato
Движения рук дирижера должны выражать связное, плавное движение с едва лишь заметными толчками в точках перемены долей. Опора движения рук при этом должна находиться в предплечье и плече.
-
Дирижирование акцентов.
Акценты наблюдаются в фортепианной партии и нуждаются в особом подготовительном замахе, специальном ауфтакте.
-
Сохранение единого темпа.
Темп является наиболее неустойчивым элементом исполнения, поэтому дирижеру необходимо с особым вниманием следить за сохранением взятого темпа. Перед началом пения дирижёру следует мысленно представить себе темп первых тактов произведения. Это поможет установить правильный темп всего произведения.
-
Динамическое оформление произведения.
Особое внимание дирижёру нужно обратить на дифференциацию движений для p, которые должны быть небольшими, спокойными, и для f, которые должны быть волевыми и решительными.
2. Виды применяемых ауфтактов.
Комбинированный ауфтакт.
В данном произведении используются две группы ауфтактов . Первая – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, вторая – ауфтакты, подготавливающие снятие звучания.
Для снятий в конце мотивов используются комбинированные ауфтакты.
-
Затактовые вступления.
Все хоровые затактовые вступления должны исполняться активным и энергичным жестом, который должен быть направлен на последующую основную метрическую долю.
-
Дирижирование с аккомпанементом.
При исполнении данного сочинения дирижёру необходимо разграничивать функции рук (дифференциация дирижёрских рук). Данное разграничение зависит от преимущества хора или аккомпанемента. Так, в куплетах дирижёру следует направить своё внимание на хор, а в проигрышах - на сопровождение.
3. Дирижирование фермат и пауз.
В последнем такте произведения композитором поставлена снимаемая фермата, удержание последнего аккорда хором и снятия на последнюю долю, круговым движением.
4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур.
Незначительное изменение метра с 4/4 на 3/2 и 2/2 требует от дирижёра смену дирижёрской схемы.
Так, метр 4/4 тактируется по четырёхдольной фигуре (вниз, влево, вправо, вверх), метр 3/4 – по трёхдольной фигуре (вниз, вправо, влево), метр 2/2 по двухдольной фигуре (вниз, вверх).
Список использованной литературы
-
Гоголин М. Р., Работа студента над аннотацией хорового произведения. Вологда, «РУСЬ» 2003г. -
Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М.: Госмузиздат, 1957. – 106 с. -
Краснощеков В. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. – 299 с. -
Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) / Т. Л. Модзалевская. – СПб.: ЛЕМА, 2016. – 116 с. -
Малько Н. А. Основы техники дирижирования. – СПб.: Композитор, 2015. – 252 с. -
Мусин И. А. Язык дирижерского жеста. – М.: Музыка, 2006. – 232 с. -
Самарин В. А. Хороведение. – М.: Музыка, 2011. – 320 с. -
Чесноков П. Хор и управление им. М.: Госмузиздат, 1961. – 240 с.