Файл: Выполнила студентка группы пмдо21 Скуйбеда Евгения Преподаватель Гоголин М. Р.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Н апример, такты 8 – 9:


Акцент находится на втором слоге слова «цвеТАми».

Т акты 23 – 24:
Акцентируется второй слог слова «плоДАми».


8. Создание исполнительского плана.

В своей хоровой композиции «Времена года» В. Римша широко трактует поэтический текст, стремясь передать прежде всего основную направленность его содержания, не прибегая к излишней детализации в выразительных средствах музыки.

Выразительное вступление фортепианной партии в тональности D-dur с ладовой переменностью и в громкой нюансировке, вводит слушателя в лирико-восторженную атмосферу.

Аккордово-гармоническое изложение хоровой партии, ярка динамика, декламационная мелодия с внутрислоговыми распевами «рисуют» картину цветущих и благоухающих весенних лугов. Во второй куплете смещением тонального центра в параллельный минор (h-moll), монодической фактурой, которая постепенно уплотняется, яркой динамической линией композитор изображает колосистые летние поля.

В третьем куплете, также опираясь на громкую динамику, переменность фактурного строя (монодия – гомофония) и тональность h-moll, композитор раскрывает богатство и щедрость осенней поры. В четвертом куплете тихим динамическим нюансом р и полифоническим изложением, композитор создаёт загадочную атмосферу, в которой претворяет образ зимы, завораживающей своей красотой.

Вторая музыкальная фраза звучит на ff с обилием внутрислоговых мелодических разводов, благодаря чему перед слушателем предстаёт образ совсем иной зимы – суровой и холодной.

В заключительных тактах звучание хоровой педали на фоне повторяющихся мелодических мотивов фортепианной партии в тональности минорной доминанты (fis-moll) создаёт таинственную атмосферу.
9. Репетиционный план.

В репетиционной работе над хоровой композицией «Времена года» дирижёру необходимо сначала отказаться от аккомпанемента и исполнять произведение a cappella. Такое исполнения даёт возможность усовершенствовать кантилену, выстроить и услышать в своём пении гармоничные созвучия.

С самого начала следует уделить внимание анализу как поэтического, так и нотного текста, выяснить с певцами как движется мелодическая линия каждой хоровой партии. После изучения мелодических линий, необходимо приступить к сведению сначала двухголосия (попеременно партиями), а затем к общему хоровому звучанию (трёхголосия).


Далее следует установить методы работы над хоровыми ансамблями, звуковедением, определить выразительность поэтического текста и его логических ударений, а также музыкальную фразировку. После разобранного произведения, необходимо переходить на пение с аккомпанементом.
Особенности дирижерского жеста

1. Характеристика дирижерских жестов

Хоровая композиция В. Римши «Времена года» требует от дирижёра определённой техники и ставит перед ним такие сложности и задачи как:

  • Штрих legato.

  • Штрих non legato

Движения рук дирижера должны выражать связное, плавное движение с едва лишь заметными толчками в точках перемены долей. Опора движения рук при этом должна находиться в предплечье и плече.

  • Дирижирование акцентов.

Акценты наблюдаются в фортепианной партии и нуждаются в особом подготовительном замахе, специальном ауфтакте.

  • Сохранение единого темпа.

Темп является наиболее неустойчивым элементом исполнения, поэтому дирижеру необходимо с особым вниманием следить за сохранением взятого темпа. Перед началом пения дирижёру следует мысленно представить себе темп первых тактов произведения. Это поможет установить правильный темп всего произведения.

  • Динамическое оформление произведения.

Особое внимание дирижёру нужно обратить на дифференциацию движений для p, которые должны быть небольшими, спокойными, и для f, которые должны быть волевыми и решительными. 
2. Виды применяемых ауфтактов.

Комбинированный ауфтакт.

В данном произведении используются две группы ауфтактов . Первая – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, вторая – ауфтакты, подготавливающие снятие звучания.

Для снятий в конце мотивов используются комбинированные ауфтакты.

  • Затактовые вступления.

Все хоровые затактовые вступления должны исполняться активным и энергичным жестом, который должен быть направлен на последующую основную метрическую долю.

  • Дирижирование с аккомпанементом.

При исполнении данного сочинения дирижёру необходимо разграничивать функции рук (дифференциация дирижёрских рук). Данное разграничение зависит от преимущества хора или аккомпанемента. Так, в куплетах дирижёру следует направить своё внимание на хор, а в проигрышах - на сопровождение.



3. Дирижирование фермат и пауз.

В последнем такте произведения композитором поставлена снимаемая фермата, удержание последнего аккорда хором и снятия на последнюю долю, круговым движением.
4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур.

Незначительное изменение метра с 4/4 на 3/2 и 2/2 требует от дирижёра смену дирижёрской схемы.

Так, метр 4/4 тактируется по четырёхдольной фигуре (вниз, влево, вправо, вверх), метр 3/4 – по трёхдольной фигуре (вниз, вправо, влево), метр 2/2 по двухдольной фигуре (вниз, вверх).
Список использованной литературы


  1. Гоголин М. Р., Работа студента над аннотацией хорового произведения. Вологда, «РУСЬ» 2003г.

  2. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М.: Госмузиздат, 1957. – 106 с.

  3. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. – 299 с.

  4. Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) / Т. Л. Модзалевская. – СПб.: ЛЕМА, 2016. – 116 с.

  5. Малько Н. А. Основы техники дирижирования. – СПб.: Композитор, 2015. – 252 с.

  6. Мусин И. А. Язык дирижерского жеста. – М.: Музыка, 2006. – 232 с.

  7. Самарин В. А. Хороведение. – М.: Музыка, 2011. – 320 с.

  8. Чесноков П. Хор и управление им. М.: Госмузиздат, 1961. – 240 с.