Файл: Выполнила студентка группы пмдо21 Скуйбеда Евгения Преподаватель Гоголин М. Р.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такты 27 – 28:

А последующее введение мелодической фигурации украшает основную мысль, изложенную в мелодии.

Н апример, такты 9 – 12:

Т акты 24 – 25:

И ногда в аккомпанемент включен изобразительный момент. Так, например, 13 такте приём тремоло изображает колосистые поля:

В 26 такте, со сменой метра на 3/2, изображается зимняя вьюга. Усиливается данный образ ниспадающим мотивом:




11. Связь музыки и поэтического текста.

На протяжении всего музыкально-поэтического развития наблюдается неполное и полное взаимодействие литературных и музыкальных структур. Это обусловлено стремление композитора с одной стороны высветлить разговорную диалогическую форму стихотворения Л. Модзалевского, а с другой – наполнить музыку лиричностью.

Вокально-хоровой анализ

1. Тип и вид хора.

Хоровая миниатюра «Времена года» В. Римши написана для однородного женского (детского) трёхголосного хора с сопровождением.

Общий диапазон хора:




Диапазон партий хора:



2. Диапазон и тесситурные особенности произведения.

Удобные рабочие диапазоны, преобладание средней тесситуры, благоприятное динамическое оформление создают для хоровых партий удобные тесситурные условия, что предполагает господство естественного ансамбля на протяжении всего исполнения.

Принадлежность данной композиции к детскому хору, а также лирико-восторженный эмоциональный строй поэтического текста предполагает преимущество лирических тембровых оттенков хоровых голосов. Отметим, что детские певческие голоса отличаются мягкостью, «серебристостью» звучания и ограниченностью силы звука.
3.Соотношение естественного и искусственного тесситурного ансамбля.

Исходя из тесситурных условий хоровых партий в некоторых фрагментах хоровой партитуры необходимо работать над искусственным ансамблем. Например, в 10 и 16 такте партия
S находится в неудобных тесситурных условиях (высокие звуки звучат на тихую нюансировку).

Такт 10:
Такт 20:
5. Приемы хорового письма.

Среди основных приёмов хорового письма, использованных композитором на протяжении всего музыкального развития являются:

  • Принцип наслоения, при котором порядок расположения голосов по вертикали соответственно от их естественному высотному соотношению: сопрано, альты.

Н апример, такты 5 – 8:


  • Х оровая педаль.

Например, такты 9 – 10:



  • Х оровой унисон.

Например, такты 13 – 14:


  • Фактурное варьирование.


6. Виды хорового дыхания.

Хоровая партитура «Времена года» В. Римши исполняется на двух типах хорового дыхания – пофразовое и цепное.

Общехоровое дыхание наблюдается после исполнения двух поэтических фраз (вопрос), которые составляют одну музыкальную. Однако стоит отметить, что длительная музыкальная фраза, охватывающая 4 такта должна исполняться на цепном дыхании, при котором певцы должны менять дыхание не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания.

Н апример, такты 5 – 8:
На протяжении всего исполнения характер хорового вдоха должен быть глубоким и спокойным, а выдох – равномерным и бесшумным.
Исполнительский анализ

1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль.

Хоровая композиция «Времена года» не сложна в исполнении, однако дирижёру и певцам необходимо обратить на основные мелодические и гармонические интонационные сложности.

Мелодический строй:

Скачки на чистые интервалы, скачки на широкие интервалы, мелодические хода по звукам трезвучий, удержание звука продолжительное время являются основными мелодическими сложностями хоровых партий.



Рассмотрим некоторые примеры и пути их интонирования.

Все скачки на чистые интервалы, встречающиеся на протяжении всего мелодического развития, должны интонироваться устойчиво.

Н апример, такт 5: (партия S)




Такт 13:


В 10 такте (партия S) осуществляется скачок на большую сексту вниз, который требует широкого исполнения и низкого интонирования:

Мелодический ход по звукам минорного трезвучия в 22 такте интонируется таким образом: до диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх) – ля (низко) – фа диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх):



С 35 по 39 такты возникает сложность удержания звука на одной высоте продолжительное время. Существует тенденция к понижению данного звука, поэтому певцам необходимо постоянно как бы приподнимать его, постоянно вытягивая вверх:
Гармонический строй:

Работая над гармоническим строем, дирижёру и певца необходимо учитывать каждый звук и определить какую конкретную нагрузку он несёт в звучащем аккорде.

Н апример, такт 5:


Тоническое трезвучие.

Интонируется ре (устойчиво) – фа диез (высоко) – ля (устойчиво).

Т акт 6:


Квартсекстаккорд третьей ступени.

Интонируется: до диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх) – фа диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх) – ля (низко).

Ритмический ансамбль:

Сохранение метроритмической организации произведения, хоровая полиритмия и затактовые вступления представляют для певцов основным метроритмические сложности.

Так, при исполнении хоровой композиции «Времена года» очень важна внутренняя долевая пульсация каждого участника хора. Певцам необходимо применять внутридолевое дробление и пульсирующее заполнение длительностей.

В четвёртом куплете в хоровых партиях используется разные ритмичные рисунки мелодических линий и не верное, не точное исполнение которых может способствовать нарушению метроритмического ансамбля.


Т акты 27 – 34:




Для выполнения таких мест всем участникам хора необходимо внутренне отсчитывать метр произведения и сопоставлять его с ритмическим рисунком мелодических линий остальных партий.

Вторая музыкальная фраза («ответ») начинается с затактового вступления, которое должно быть устремлено в последующую основную долю.

Н апример, такты 8 – 9:


Т акты 23 – 24:

Темповой ансамбль:

В данной хоровой композиции используется единый темп на протяжении всего музыкального развития, поэтому работа над темповым ансамблем должна быть направлена только на сохранение постоянства темпа, которая связана с метроритмическим ансамблем, а именно с ощущением пульса метроритмической основы произведения.
Динамический ансамбль:

Благоприятные тесситурные условия хоровых партий, преобладание средней тесситуры в удобном динамическом оформлении, создают естественный ансамбль.

Однако, в работе над динамическим ансамблем певцы и хормейстер должны следить зауравновешенностью по силе голосов внутри партии и согласованностью громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле, а также, что немало важно, контролировать силу звучания в нюансе f и избегать крикливого форсированного звука.
Штриховой ансамбль:

При исполнении произведения «Времена года» певцы должны пользоваться связным звуковедением legato. Но, в припевах необходимо использовать штрих non legato, т.к без него не передать «Звончатость». Исполнителям необходимо следить за тем, чтобы звук ровно выдерживался на протяжении всей своей длительности и непосредственно «переливался» в другой, без какого-либо перерыва или толчка.
Дикционно-орфоэпический ансамбль:

Поэтический текст хоровой композиции «Времена года», исходя из её эмоционального наполнения, должен пропеваться мягко и ровно.


При работе над дикционным ансамблем певцам следует помнить основные правила певческой дикции (согласные произносятся коротко и четко, гласные – поются; последний согласный звук состав переносится на начало следующего) и правила орфоэпии:


Пишется

Орфоэпическое правило

Пропевается

вернётся

окончание «тся» исполняется как «ца»

верне[ца]

одарит, она, порой, богаты, тобой, лето, быстро, пролетит, плодами

безударная «о» исполняется как «а»

[а]дарит, [а]на, п[а]рой, б[а]гаты, т[а]бой, лет[а], быстр[а], пр[а]летит, пл[а]дами

осень

мягкий знак смягчает звук, стоящий перед ним

осе[н']

раз

звук «з» в конце слова заменяется на «с»

ра[с]


Основываясь на вышеперечисленных правилах, на особенностях цепного дыхания, при исполнении данного хоровой композиции поэтический текст пропевается так:
Ка-кве-рне-[ца] кна-мве-сна,

Че-м[а]-да-ри-тна-с[а]-на?

Цве-та-ми, цве-та-ми, цве-та-ми.

Ну, а ле-тне-ю п[а]-ро-йче-мб[а]-га-ты мы ст[а]-бой?

Хле-ба-ми, хле-ба-ми, хле-ба-ми.

Ле-т[а] бы-стр[а] пр[а]-ле-ти-тче-мже о-се[н'] на-гра-дит?

Пл[а]-да-ми, пл[а]-да-ми, пл[а]-да-ми.

Во-тзи-ма ка-ти-тка-кра-[с]че-м[а]-на за-сы-пле-тнас?

Сне-га-ми, сне-га-ми, сне-га-ми.
7. Исполнительская фразировка.

Опираясь на диалогическую форму стихотворения Л. Модзалевского, в данной хоровой композиции можно выделить две музыкальные фразы, первая из которых охватывает две поэтические строки и развивается на протяжении четырёх тактов, а вторая ограничивается одной поэтической строкой и двумя тактами.

С охраняя особенности размера поэтического текста, композитор также использует хорейную музыкальную фразировку, акцентный элемент которой находится в начале волны.

Например, такты 5 – 6:


Акцент приходится на первое слово «КАК».

Т акт 27 – 28:


Акцентируется слово «ВОТ».

На такой фразировке основано начало всей куплетов. Поэтический ответ же исполняется в ямбических мотивах, акцент которых смещается в конец волны.