|
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние |
между |
центрами 2с. В начальный момент |
движения |
точка находится на |
прямой, соединяющей центры на |
расстоянии |
а |
от середины между центрами. Начальная скорость |
равна |
нулю. |
Найти закон |
движения точки. (Такую |
схему можно |
представить |
себе так: груз прикреплен к двум одинаковым натянутым |
пружи |
нам, сжимающимся |
в противоположных |
направлениях |
к |
точкам |
А |
Рис. 135.
и В, являющимся точками закрепления пружин (см. рис. 135); со противление среды и трение во внимание не принимаются.)
|
Отв. s — a cos |
* і / — |
/. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Y |
m |
|
|
|
|
|
|
|
|
вид |
У к а з а н |
и е. |
Дифференциальное |
уравнение |
движения |
имеет |
|
|
|
d2s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= — k (с + s) + k (с — s). |
|
|
|
|
|
|
|
m |
|
|
|
|
65. |
Если |
тело |
медленно погружается в |
воду, |
то |
его скорость |
o = |
ds |
и ускорение W~~^JT |
d2s |
приближенно |
|
связаны |
уравнением |
- ^ j |
|
|
|
|
|
|
|
|
w = g + kv, |
|
|
|
|
|
где |
g и k — постоянные. Найти закон |
движения |
(погружения) |
тела, |
если |
в момент |
времени |
t = |
0 тело находилось |
в |
покое. |
|
|
|
Отв. s = |
- j L ( e k |
t - l ) - j ; t . |
|
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математика приобрела особенно большое значение как орудие познания внешнего мира и средство для решения важных практических задач науки и техники,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
благодаря |
тому, |
что (во |
второй |
половине |
X V I I столе |
тия) |
был |
создай |
математический |
аппарат — аналитиче |
ская |
геометрия |
и анализ |
бесконечно малых, — позво |
ливший изучать переменные |
величины. |
|
|
На страницах этого учебника переменные величины |
появляются |
сначала |
в |
виде т е к у щ и х |
к о о р д и н а т |
точки |
на |
плоскости |
(см. гл. I I , § |
5). На основе понятия |
текущих |
координат |
было |
затем |
установлено |
понятие |
у р а в н е н и я |
л и н и и , |
позволившее изучать |
геометри |
ческие образы (линии) первоначально средствами ал гебры и тригонометрии, а затем и методами математи ческого анализа (дифференциального исчисления).
Таким образом, две, казалось бы совершенно разно родные дисциплины — геометрия и анализ — оказались тесно связанными между собой. Эта взаимная связь, оказавшаяся возможной благодаря введению в матема тику переменных величин, оплодотвоояет к я ж ч у ю и-> двух математических дисциплин, способствуя их более
интенсивному |
развитию. |
|
|
Теперь мы знаем, |
что уравнение |
линии выражает |
ф у н к ц и о н а л ь н у ю |
з а в и с и м о с т ь |
между двумя |
переменными |
величинами — абсциссой |
и |
ординатой точ |
ки кривой. |
Понятие |
функции, идея |
|
функциональной |
связи между переменными величинами, является ото бражением взаимосвязи между предметами реального мира и дает возможность применять математику к из учению реальных процессов. На протяжении курса мы не раз встречались с примерами, когда функция изобра жает тот или иной физический процесс: закон движения
материальной точки, скорость течения химической реак ции, закон изменения силы тока и т. п.
Необходимость возникновения |
дифференциального и |
интегрального |
исчислений проистекает из того факта, |
что изучение |
явлений природы и |
технических процессов |
в подавляющем большинстве случаев приводит к ма тематическим задачам двух типов, причем оказывается, что задачи одного типа решаются методом, составляю
щим сущность дифференциального |
исчисления, а |
задачи |
второго |
типа — методом, составляющим сущность |
инте |
грального |
исчисления. |
|
|
Как мы уже знаем, дифференциальное исчисление решает задачу определения скорости того или иного процесса: скорости движения материальной точки, ско рости течения химической реакции и т. п. Здесь мы встречаемся с задачей, когда нам известно течение про
|
|
|
|
|
цесса в |
целом (например, |
закон |
течения химической |
реакции) |
и требуется узнать, с какой скоростью |
будет |
протекать |
рассматриваемый |
процесс в отдельные |
его |
моменты. |
В общей форме |
задачу |
дифференцирования |
можно сформулировать как задачу определения мгно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
венной, |
местной |
характеристики |
процесса (или — если |
применить |
геометрическую |
|
терминологию — характери |
стики явления «в |
т о ч к е » ) |
на основании его |
известных |
свойств |
«в |
ц е л о м » |
(т. |
е. |
на |
протяжении |
заданного |
отрезка, |
промежутка |
времени |
и т. |
п.). |
|
Для выяснения сущности метода интегрального ис числения нам придется сделать предварительно замеча
|
|
|
|
|
|
|
|
ние исторического характера. |
|
|
|
Систематическое |
изложение |
интегрального |
исчисле |
ния, |
принятое в |
этом учебнике |
по соображениям чисто |
педагогического |
характера, |
совершенно |
не |
соответст |
вует |
историческому |
пути |
возникновения |
и |
развития |
этой дисциплины. В науке возник сперва не неопреде ленный интеграл, а определенный и не как разность значений первообразной (см. § 82), а как предел инте гральной суммы (см. § 83). Объясняется это тем, что такого рода предельный переход представляет собой естественный метод решения задач, типичных для очень большого круга практических вопросов. К числу таких задач относится, например, уже известная нам задача определения работы силы (см. § 90). Здесь мы имеем
такую картину: нам |
известна |
величина силы как ф у н к - |
ц.и я а б . с ц и с с ы |
т о ч к и , |
перемещающейся под дей- |
ствием силы по прямолинейному отрезку," и требуется найти работу, производимую силой при перемещении точки на протяжении заданного отрезка. Такая задача типична для интегрального исчисления. Исходя из этого частного примера, задачу интегрального исчисления можно сформулировать в общем виде как задачу уста новления свойств явления «в целом» (на протяжении заданного отрезка, промежутка времени и т. п.) на основании его характеристики в точке (на основании мгновенной, местной характеристики).
Из предыдущего известно, что вычисление работы силы сводится к вычислению предела интегральной сум мы, т. е. к вычислению определенного интеграла (§ 90). То же самое имеет место при решении всякой задачи рассматриваемого типа.
На первом этапе развития интегрального исчисления все задачи этого вида решались прямым вычислением искомого предела интегральной суммы; именно таким путем были решены некоторые задачи уже в древности (Архимед). Но при таком подходе к делу каждая новая задача интегрального исчисления требовала изобретения особых способов для вычисления предела каждой полу чаемой интегральной суммы. Общего способа для вы числения пределов интегральных сумм не существовало.
Между тем простое сравнение самой постановки за дач дифференциального и интегрального исчислений показывает, что задачи этих двух типов являются в пол ном смысле слова взаимно обратными. Указанное об стоятельство не могло не направить мысль ученых на отыскание с в я з и м е ж д у д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы м и и н т е г р а л ь н ы м и с ч и с л е н и я м и . Такая связь и была обнаружена еще до появления работ Ньютона и Лейбница. Эта связь состоит в том, что производная
переменной |
площади, |
т. е. производная интеграла |
jf(x)dx |
по x равна |
подынтегральной функции f(x). |
а
Вслед за ьтем было обнаружено, что определенный ин-
теграл J f(x)dx, являющийся пределом интегральной
а
суммы, оказывается в то же время равным разности значений любой первообразной F(x) для подынтеграль ной функции f{x) при значениях аргумента, равных