Файл: Тарасов, Н. П. Курс высшей математики для техникумов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Те предметы, которые составляют содержание школь­ ного курса математики, т. е. арифметика, алгебра, гео­ метрия и тригонометрия, объединяются обычно общим названием «элементарная математика». Что же касается тех математических дисциплин, которые излагаются в данной книге (аналитическая геометрия, дифференци­ альное и интегральное исчисления, ряды и дифферен­ циальные уравнения), то они, требуя для своего пони­ мания знакомства с элементарной математикой, в то же время составляют основу так называемой «высшей ма­ тематики».

Предметами изучения элементарной математики в основном являются постоянные величины и фигуры. На­ пример, для алгебры типична такая задача, как реше­ ние алгебраических уравнений, состоящая в отыскании корней уравнений, т. е. величин постоянных. Геометрия занимается изучением свойств неизменных геометриче­ ских фигур. В тригонометрии главное внимание уде­ ляется рассмотрению тригонометрических преобразова­ ний и вычислению элементов треугольников.

Математика есть орудие познания и изменения при­ роды человеком. Но если бы математика ограничилась изучением только постоянных величин, она не могла бы стать действенным орудием познания и изменения природы, так как жизнь природы состоит в непрестан­ ном изменении. Поэтому математика сделалась основой естественных наук и техники лишь после того, как были найдены систематические способы изучения переменных величин, позволившие исследовать соотношения между переменными величинами, участвующими з различных

явлениях природы и процессах производства.

 

Особенно остро

эта

задача

«овладения

перемен­

ными величинами»

встала

перед

математикой

в XVI и

9


X V I I веках, когда в Европе усиленно начал развиваться капитализм, пришедший на смену феодализму. Возник­ новение капитализма сопровождалось бурным развитием производства, что, в свою очередь, вызвало быстрый рост техники и естествознания. Потребности практики поста­ вили перед наукой и, в частности, перед математикой ряд новых задач, требовавших неотложного решения.

Очень скоро выяснилось, что эти новые задачи

тре­

буют

совершенно

нового

математического

аппарата,

ко­

торый

позволил

бы изучать

реальные явления природы

в процессе их изменения.

И

в X V I I веке

усилиями

ма­

тематиков разных стран и народов такой аппарат, на­ конец, был создан.

Таким принципиально новым аппаратом, основан­ ным на введении в математику переменной величины,

явилась, с одной стороны,

аналитическая

геометрия,

а с другой, — математический

анализ, основную часть

которого составляет дифференциальное и интегральное исчисление.

«Поворотным пунктом

в

математике, — говорит

Ф. Э н г е л ь с , — была декартова

переменная

 

величина.

Благодаря этому в математику вошли движение

и диа­

лектика

и благодаря этому

же стало немедленно

необ­

ходимым

дифференциальное

и интегральное

исчисление,

которое тотчас и возникает и которое было в общем и целом завершено, а не изобретено, Ньютоном и Лейб­

ницем»

(Ф. Э н г е л ь с , Диалектика природы, Госполит-

издат,

1952 г., стр. 206)*).

 

 

В приведенной цитате Ф. Энгельс замечает, что диф­

ференциальное

и интегральное

исчисление было завер~

шено, а не открыто (во второй

половине

X V I I столетия)

гениальными учеными И. Н ь ю т о н о м

(1643—1727) и

Г . Л е й б н и ц е м

(1646—1716). Методы

дифференциаль­

ного и интегрального исчисления применялись учеными еще задолго до работ Ньютона и Лейбница; в зачаточном

виде их

можно

усмотреть еще в работах А р х и м е д а

(287—212

гг. до н. э.), великого

математика,

физика и

*) Наименование «декартова переменная» происходит от имени

великого французского математика Р. Декарта

(1596—1650), кото­

рый разработал новый метод решения

геометрических

задач — ме­

тод координат — и

таким образом создал новый

раздел

геометрии,

получивший

впоследствии

название

«Аналитическая

геометрия».

В главе I I

этого учебника

читатели увидят, что переменная вели­

чина возникает в геометрии в образе так называемых текущих коор­ динат точки.

10


инженера древности. Но заслуга Ньютона и Лейбница заключается в том, что ими была полностью выяснена глубокая внутренняя связь между дифференциальным исчислением и интегральным исчислением. Идея после­

довательного использования

указанной

связи

привела

к синтезу этих двух теорий в

единый «анализ

бесконеч­

но малых» * ) .

 

 

 

Ф. Энгельс следующими

словами

характеризует

принципиальное значение того мощного сдвига, который поставил учение о переменных величинах в центр вни­ мания математической науки и ее практических прило­ жений:

«Из всех теоретических успехов знания вряд ли ка­ кой-нибудь считается столь высоким триумфом челове­

ческого духа, как изобретение исчисления

бесконечно

малых во второй половине X V I I века» (Ф.

Э н г е л ь с ,

Диалектика природы, Госполитиздат, 1952 г., стр. 214). После того как исчисление бесконечно ^малых офор­ милось в работах Ньютона и Лейбница как научная тео­ рия, последовала блестящая эпоха развития матема­ тики. Успехи анализа бесконечно малых естественно со­ провождались значительным развитием математического естествознания — и в первую очередь теоретической механики и математической физики. Новое учение бы­

стро стало — и до сих

пор

остается — основным ору­

дием технических приложений

математики.

Вслед за анализом

бесконечно малых и на основе

этой теории стали возникать и разиваться другие мате­ матические дисциплины. Дифференциальное и инте­ гральное исчисление является в настоящее время фун­ даментом грандиозного здания математической науки, именуемого «математическим анализом». В построении этого здания значительная роль принадлежит исследо­ ваниям русских ученых.

Нет никакой возможности в кратком введении дать полное представление о громадном вкладе в матема­ тику, сделанном русскими учеными. Поэтому мы. оста­ новимся на заслугах лишь немногих ученых, сыгравших крупную роль в истории математики.

Культурные люди всего мира знают имя великого русского математика Николая Ивановича Л о б а ч е в -

*) В чем состоит эта связь, учащиеся поймут, лишь ознакомив-! шись с дифференциальным и интегральным исчислениями,

11


с к о г о (1792—1856). Основные работы Н. И. Лобачев­ ского, сделавшие его имя бессмертным, относятся к гео- метрии. Н. И. Лобачевский открыл новую геометрию., отличную от геометрии, известной со времен Е в к л и д а .

Идеи Н. И. Лобачевского настолько опередили

свой

век, что не были поняты даже многими крупными

мате­

матиками того времени, получив всеобщее признание лишь после смерти Н. И. Лобачевского.

Н. И. Лобачевский оставил

ряд ценных и тонких ис­

следований и в области математического

анализа. Так,

например,

Н. И. Лобачевский

впервые

сформулировал,

общее

определение

основного

понятия

математического

анализа — понятия

функции.

 

 

 

 

 

Говоря об истории развития анализа,

нельзя не от-"

метить имени русского академика Михаила

Василье­

вича

О с т р о г р а д с к о г о

(1801—1862).

Ряд

научных

результатов М. В. Остроградского вошел

в учебники, и

имя его знакомо математикам

всего мира. Заметим, что

М. В. Остроградский оставил

после себя

замечательные

труды не только в математике,

но и в механике и в дру­

гих смежных с математикой

областях.

 

 

 

Мировой известностью пользуется имя Пафнутня

Львовича

Ч е б ы ш е в а (1821 —1894),

работы

которого

оставили глубокий след почти во всех областях мате­ матики. Ему принадлежат первоклассные работы не только в области чистой математики, но также и в об­ ласти прикладных наук. Так, его работы по теории ме­ ханизмов являются классическими.

Исключительное значение имела деятельность П. Л. Чебышева как воспитателя ряда крупнейших уче­ ных. Вместе со своими учениками П. Л. Чебышев создал так называемую петербургскую школу, оказавшую гро­ мадное влияние на развитие в России математики и ее

приложений.

 

 

 

Из

учеников П. Л. Чебышева

отметим

замечатель­

ного

математика — Александра

Михайловича

Л я п у ­

н о в а

(1857—1918). А. М. Ляпунов работал в ряде об­

ластей

математики и механики. Поразительна

точность

и строгость его исследований в

решениях

труднейших

задач. В частности, ему принадлежит разработка тео­

рии устойчивости

движений,

имеющей большое значе­

ние в прикладных

науках.

 

 

К числу блестящих русских математиков

прошлого

столетия, принадлежит Софья

Васильевна

К о в а л е в -

12


е к а я (1850—1891). Среди различных исследований С. В. Ковалевской исключительно большое значение имеют ее работы по дифференциальным уравнениям в частных производных, — области, очень важной для приложений. Теорема С. В. Ковалевской о системах дифференциальных уравнений излагается теперь во всех курсах дифференциальных уравнений в частных производных. В 1888 г. С. В. Ковалевская получила пре­ мию Парижской Академии наук за работу по исследо­ ванию движения твердого тела вокруг неподвижной точки. Эта работа принесла ей всемирную известность.

Великие русские математики прошлого века работа­ ли или в полном одиночестве, как Н. И. Лобачевский, или в окружении небольшого числа учеников. Их работы становились достоянием небольшого числа специали­ стов. Правительственные и официальные круги относи­ лись безразлично, а часто и враждебно к развитию нау­ ки в России. Читая биографии крупных русских ученых, изумляешься тойсиле воли, с какой они отстаивали интересы науки перед косностью официальных кругов.

•Неудивительно

поэтому, что

настоящий

расцвет

науки

и, в частности,

математики

начался в

нашей

стране

лишь после Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции.

Социалистический общественный строй имеет своей целью максимальное удовлетворение постоянно расту­ щих материальных и культурных потребностей всего об­ щества. Поэтому партия и правительство уделяют ис­ ключительное внимание развитию науки. Наша страна покрылась огромной сетью высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Все граждане Советского Союза имеют доступ к образованию. Наука стала достоянием народа. На смену ученым-одиночкам времен царского режима пришли мощные научные коллективы, совместными усилиями преодолевающие трудности творческого пути.

Наряду со старыми научными математическим^ цент­ рами (Москва, Ленинград, Казань, Харьков) после Ве­ ликой Октябрьской революции возникли центры мате­ матической науки в Тбилиси, Саратове, Ташкенте, Одес­ се, Горьком, Томске, Свердловске, Новосибирске и в других городах.

Работа над одними и теми же проблемами целых математических коллективов привела к образованию

13