Файл: Тарасов, Н. П. Курс высшей математики для техникумов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Те предметы, которые составляют содержание школь ного курса математики, т. е. арифметика, алгебра, гео метрия и тригонометрия, объединяются обычно общим названием «элементарная математика». Что же касается тех математических дисциплин, которые излагаются в данной книге (аналитическая геометрия, дифференци альное и интегральное исчисления, ряды и дифферен циальные уравнения), то они, требуя для своего пони мания знакомства с элементарной математикой, в то же время составляют основу так называемой «высшей ма тематики».
Предметами изучения элементарной математики в основном являются постоянные величины и фигуры. На пример, для алгебры типична такая задача, как реше ние алгебраических уравнений, состоящая в отыскании корней уравнений, т. е. величин постоянных. Геометрия занимается изучением свойств неизменных геометриче ских фигур. В тригонометрии главное внимание уде ляется рассмотрению тригонометрических преобразова ний и вычислению элементов треугольников.
Математика есть орудие познания и изменения при роды человеком. Но если бы математика ограничилась изучением только постоянных величин, она не могла бы стать действенным орудием познания и изменения природы, так как жизнь природы состоит в непрестан ном изменении. Поэтому математика сделалась основой естественных наук и техники лишь после того, как были найдены систематические способы изучения переменных величин, позволившие исследовать соотношения между переменными величинами, участвующими з различных
явлениях природы и процессах производства. |
|
|||
Особенно остро |
эта |
задача |
«овладения |
перемен |
ными величинами» |
встала |
перед |
математикой |
в XVI и |
9
X V I I веках, когда в Европе усиленно начал развиваться капитализм, пришедший на смену феодализму. Возник новение капитализма сопровождалось бурным развитием производства, что, в свою очередь, вызвало быстрый рост техники и естествознания. Потребности практики поста вили перед наукой и, в частности, перед математикой ряд новых задач, требовавших неотложного решения.
Очень скоро выяснилось, что эти новые задачи |
тре |
|||||
буют |
совершенно |
нового |
математического |
аппарата, |
ко |
|
торый |
позволил |
бы изучать |
реальные явления природы |
|||
в процессе их изменения. |
И |
в X V I I веке |
усилиями |
ма |
тематиков разных стран и народов такой аппарат, на конец, был создан.
Таким принципиально новым аппаратом, основан ным на введении в математику переменной величины,
явилась, с одной стороны, |
аналитическая |
геометрия, |
а с другой, — математический |
анализ, основную часть |
которого составляет дифференциальное и интегральное исчисление.
«Поворотным пунктом |
в |
математике, — говорит |
|||
Ф. Э н г е л ь с , — была декартова |
переменная |
|
величина. |
||
Благодаря этому в математику вошли движение |
и диа |
||||
лектика |
и благодаря этому |
же стало немедленно |
необ |
||
ходимым |
дифференциальное |
и интегральное |
исчисление, |
которое тотчас и возникает и которое было в общем и целом завершено, а не изобретено, Ньютоном и Лейб
ницем» |
(Ф. Э н г е л ь с , Диалектика природы, Госполит- |
|||
издат, |
1952 г., стр. 206)*). |
|
|
|
В приведенной цитате Ф. Энгельс замечает, что диф |
||||
ференциальное |
и интегральное |
исчисление было завер~ |
||
шено, а не открыто (во второй |
половине |
X V I I столетия) |
||
гениальными учеными И. Н ь ю т о н о м |
(1643—1727) и |
|||
Г . Л е й б н и ц е м |
(1646—1716). Методы |
дифференциаль |
ного и интегрального исчисления применялись учеными еще задолго до работ Ньютона и Лейбница; в зачаточном
виде их |
можно |
усмотреть еще в работах А р х и м е д а |
||||
(287—212 |
гг. до н. э.), великого |
математика, |
физика и |
|||
*) Наименование «декартова переменная» происходит от имени |
||||||
великого французского математика Р. Декарта |
(1596—1650), кото |
|||||
рый разработал новый метод решения |
геометрических |
задач — ме |
||||
тод координат — и |
таким образом создал новый |
раздел |
геометрии, |
|||
получивший |
впоследствии |
название |
«Аналитическая |
геометрия». |
||
В главе I I |
этого учебника |
читатели увидят, что переменная вели |
чина возникает в геометрии в образе так называемых текущих коор динат точки.
10
инженера древности. Но заслуга Ньютона и Лейбница заключается в том, что ими была полностью выяснена глубокая внутренняя связь между дифференциальным исчислением и интегральным исчислением. Идея после
довательного использования |
указанной |
связи |
привела |
к синтезу этих двух теорий в |
единый «анализ |
бесконеч |
|
но малых» * ) . |
|
|
|
Ф. Энгельс следующими |
словами |
характеризует |
принципиальное значение того мощного сдвига, который поставил учение о переменных величинах в центр вни мания математической науки и ее практических прило жений:
«Из всех теоретических успехов знания вряд ли ка кой-нибудь считается столь высоким триумфом челове
ческого духа, как изобретение исчисления |
бесконечно |
малых во второй половине X V I I века» (Ф. |
Э н г е л ь с , |
Диалектика природы, Госполитиздат, 1952 г., стр. 214). После того как исчисление бесконечно ^малых офор милось в работах Ньютона и Лейбница как научная тео рия, последовала блестящая эпоха развития матема тики. Успехи анализа бесконечно малых естественно со провождались значительным развитием математического естествознания — и в первую очередь теоретической механики и математической физики. Новое учение бы
стро стало — и до сих |
пор |
остается — основным ору |
дием технических приложений |
математики. |
|
Вслед за анализом |
бесконечно малых и на основе |
этой теории стали возникать и разиваться другие мате матические дисциплины. Дифференциальное и инте гральное исчисление является в настоящее время фун даментом грандиозного здания математической науки, именуемого «математическим анализом». В построении этого здания значительная роль принадлежит исследо ваниям русских ученых.
Нет никакой возможности в кратком введении дать полное представление о громадном вкладе в матема тику, сделанном русскими учеными. Поэтому мы. оста новимся на заслугах лишь немногих ученых, сыгравших крупную роль в истории математики.
Культурные люди всего мира знают имя великого русского математика Николая Ивановича Л о б а ч е в -
*) В чем состоит эта связь, учащиеся поймут, лишь ознакомив-! шись с дифференциальным и интегральным исчислениями,
11
с к о г о (1792—1856). Основные работы Н. И. Лобачев ского, сделавшие его имя бессмертным, относятся к гео- метрии. Н. И. Лобачевский открыл новую геометрию., отличную от геометрии, известной со времен Е в к л и д а .
Идеи Н. И. Лобачевского настолько опередили |
свой |
век, что не были поняты даже многими крупными |
мате |
матиками того времени, получив всеобщее признание лишь после смерти Н. И. Лобачевского.
Н. И. Лобачевский оставил |
ряд ценных и тонких ис |
|||||||
следований и в области математического |
анализа. Так, |
|||||||
например, |
Н. И. Лобачевский |
впервые |
сформулировал, |
|||||
общее |
определение |
основного |
понятия |
математического |
||||
анализа — понятия |
функции. |
|
|
|
|
|
||
Говоря об истории развития анализа, |
нельзя не от-" |
|||||||
метить имени русского академика Михаила |
Василье |
|||||||
вича |
О с т р о г р а д с к о г о |
(1801—1862). |
Ряд |
научных |
||||
результатов М. В. Остроградского вошел |
в учебники, и |
|||||||
имя его знакомо математикам |
всего мира. Заметим, что |
|||||||
М. В. Остроградский оставил |
после себя |
замечательные |
||||||
труды не только в математике, |
но и в механике и в дру |
|||||||
гих смежных с математикой |
областях. |
|
|
|
||||
Мировой известностью пользуется имя Пафнутня |
||||||||
Львовича |
Ч е б ы ш е в а (1821 —1894), |
работы |
которого |
оставили глубокий след почти во всех областях мате матики. Ему принадлежат первоклассные работы не только в области чистой математики, но также и в об ласти прикладных наук. Так, его работы по теории ме ханизмов являются классическими.
Исключительное значение имела деятельность П. Л. Чебышева как воспитателя ряда крупнейших уче ных. Вместе со своими учениками П. Л. Чебышев создал так называемую петербургскую школу, оказавшую гро мадное влияние на развитие в России математики и ее
приложений. |
|
|
|
|
Из |
учеников П. Л. Чебышева |
отметим |
замечатель |
|
ного |
математика — Александра |
Михайловича |
Л я п у |
|
н о в а |
(1857—1918). А. М. Ляпунов работал в ряде об |
|||
ластей |
математики и механики. Поразительна |
точность |
||
и строгость его исследований в |
решениях |
труднейших |
задач. В частности, ему принадлежит разработка тео
рии устойчивости |
движений, |
имеющей большое значе |
|
ние в прикладных |
науках. |
|
|
К числу блестящих русских математиков |
прошлого |
||
столетия, принадлежит Софья |
Васильевна |
К о в а л е в - |
12
е к а я (1850—1891). Среди различных исследований С. В. Ковалевской исключительно большое значение имеют ее работы по дифференциальным уравнениям в частных производных, — области, очень важной для приложений. Теорема С. В. Ковалевской о системах дифференциальных уравнений излагается теперь во всех курсах дифференциальных уравнений в частных производных. В 1888 г. С. В. Ковалевская получила пре мию Парижской Академии наук за работу по исследо ванию движения твердого тела вокруг неподвижной точки. Эта работа принесла ей всемирную известность.
Великие русские математики прошлого века работа ли или в полном одиночестве, как Н. И. Лобачевский, или в окружении небольшого числа учеников. Их работы становились достоянием небольшого числа специали стов. Правительственные и официальные круги относи лись безразлично, а часто и враждебно к развитию нау ки в России. Читая биографии крупных русских ученых, изумляешься тойсиле воли, с какой они отстаивали интересы науки перед косностью официальных кругов.
•Неудивительно |
поэтому, что |
настоящий |
расцвет |
науки |
и, в частности, |
математики |
начался в |
нашей |
стране |
лишь после Великой Октябрьской социалистической ре волюции.
Социалистический общественный строй имеет своей целью максимальное удовлетворение постоянно расту щих материальных и культурных потребностей всего об щества. Поэтому партия и правительство уделяют ис ключительное внимание развитию науки. Наша страна покрылась огромной сетью высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Все граждане Советского Союза имеют доступ к образованию. Наука стала достоянием народа. На смену ученым-одиночкам времен царского режима пришли мощные научные коллективы, совместными усилиями преодолевающие трудности творческого пути.
Наряду со старыми научными математическим^ цент рами (Москва, Ленинград, Казань, Харьков) после Ве ликой Октябрьской революции возникли центры мате матической науки в Тбилиси, Саратове, Ташкенте, Одес се, Горьком, Томске, Свердловске, Новосибирске и в других городах.
Работа над одними и теми же проблемами целых математических коллективов привела к образованию
13