ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 5.6
|
Выпуск (изъятие) денег в |
Изменение денежной массы |
Миграция |
|
Годы |
обращение с корректировкой |
на руках у населения, исчис |
||
на изменение |
остатков касс |
ленное на основе данных |
денег (гр. 3— |
|
|
предприятий, |
учреждений |
обследования бюджетов семей |
-гр . ‘2) |
|
и организаций |
|
|
|
1 |
|
2 |
3 |
4 |
1964 |
+2000 |
+2200 |
+200 |
|
1965 |
—1000 |
— 900 |
+ 100 |
|
1966 |
+ 1500 |
+ 1400 |
— 100 |
|
1967 |
|
500 |
— 700 |
—200 |
Поясним содержание некоторых приведенных в таблице соотно шений:
При выпуске денег в обращение:
а) сумма гр. 2 меньше суммы гр. 3, величина миграции имеет положительной знак и означает ввоз денег из других районов;
б) сумма гр. 2 больше суммы гр. 3, величина миграции имеет отрицательный знак и означает вывоз денег в другие районы.
При изъятии денег из обращения:
а) сумма гр. 2 больше суммы гр. 3, величина миграции имеет положительный знак и означает ввоз денег из других районов;
б) сумма гр. 2 меньше суммы гр. 3, величина миграции имеет отрицательный знак и означает вывоз денег в другие районы.
Миграция может быть результатом следующих основных при чин:
1. Вывоз денег населением, прибывшим из других республик (областей) для реализации на колхозном рынке сельскохозяйст венной продукции, или ввоз денег в том случае, когда продукция реализуется за пределами своей республики. Ориентировочный расчет суммы выручки лиц, приезжающих из других республик и выезжающих за пределы своей республики, возможно сделать на основе выборочных обследований колхозных рынков.
Для расчета размеров миграции, связанной с покупкой това ров на территории других республик, могут быть использованы осо бенности методики составления баланса денежных доходов и расходов населения в целом по республике и по социальным груп пам населения.
В балансе денежных доходов и расходов населения, составляе мом в целом по республике, в расходной части учитываются все покупки товаров на данной территории, включая покупки приезжим населением, но не отражаются расходы населения данной респуб лики в других республиках.
При составлении баланса по социальным группам учитываются расходы только населения данной республики на покупки товаров в государственной и кооперативной торговле и на колхозном рынке независимо от того, где эти покупки производятся. Поэтому сравнение^данных о расходах населения на покупку товаров данной республики, показанных в этих формах баланса денежных доходов
92
и расходов, отражает величину ввоза и вывоза денег между от дельными территориями страны.
Например, покупки местного населения па территории респуб лики составляют 540 млн. руб., а приезжего населения — 45 млн. руб., покупки местного населения на территории других респуб лик — 30 млн. руб. Эти данные отразятся: ,
вбалансе, составленном в целом по населению республики по статье «Покупки товаров»,— в сумме 585 млн. руб. (540 млн. руб.+
+45 млн. руб.);
вбалансе по социальным группам населения — в размере 570
млн. руб. (540 млн. руб. + 30 млн. руб.).
Разность между указанными статьями балансов республики — 15 млн. руб. (585 млн. руб.—570 млн. руб.) показывает величину ввоза денег в данную республику из других территорий страны.
2. Территориальное перемещение денег в результате того, что временные и сезонные рабочие при возвращении к месту постоян ного жительства увозят с собой часть заработанных денег. Помимо этого переселяемые семьи обычно привозят с собой в места нового жительства наличные деньги.
Для ориентировочного расчета суммы ввоза и вывоза денег по этим причинам могут быть использованы данные соответствующих республиканских органов о численности рабочих, приезжающих из других республик или уезжающих в порядке организованного на бора в другие республики, а также о количестве переселяемых се мей н о суммах выплаченных им единовременных пособий.
3. Ввоз и вывоз денег в связи с поездками на курорты, в дома отдыха, пансионаты и т. д. Ориентировочный расчет привоза денег лицами, приезжающими к месту отдыха и лечения, может быть произведен на основе данных учреждений Госбанка, обслуживаю щих курортные районы. Возможно также ориентировочное опреде ление суммы привоза денег отдыхающими путем расчета числен ности приезжающих в места отдыха и лечения и примерной оценки их расходов.
4. Территориальное перемещение денег, вызванное тем, что ли ца, находящиеся в служебных командировках на территории дру гих республик, краев и областей, расходуют командировочные сум мы на покупку товаров (в основном продуктов питания), оплату транспортных услуг и другие расходы. Размеры вывоза и ввоза денег в связи с командировками определяются расчетным путем, на основе специальных выборочных обследований, позволяющих выявить сумму денежных расходов предприятий, организаций и учреждений на командировки за пределы области, республики.
§ 6. Большое значение для обеспечения планомерности денеж:
ного обращения имеет изучение купюрного строения денежной масcpiß обращении.
В настоящее время в обращении находятся денежные билеты достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб., разменная монета дос тоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 копеек и монеты в 50 коп. и 1 руб. Соотношение между купюрами в наличноденежном обороте скла-
93
дывается на основе структурно-ассортиментных сдвигов в рознич ном товарообороте, изменения соотношения цен на товары и др. Практика показывает, что повышение удельного веса в товарообо роте более ценных и дорогостоящих товаров требует повышен-ия в обращении количества крупных купюр.
Для сопоставления тенденций в купюрном строении денежной массы со структурой цен, складывающейся в области товарооборо та, платных услуг, денежно-финансовых отношений населения и государства, статистика денежного обращения разрабатывает за ряд лет динамические таблицы удельных весов стоимости каждой купюры в денежной массе, находящейся в обращении. Построение таких таблиц дает возможность оценить изменения, происходящие в купюрном строении наличноденежного оборота и построить соот ветствующие прогнозы.
Важное значение имеет также исчисление величины средней ку пюры. Этот показатель исчисляется как средняя арифметическая для купюр, находящихся в обращении, взвешенных по их количе
ству. Приведем пример. Допустим, что |
в обращении находятся |
||
следующие купюры. |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5.7 |
Виды купюр |
Количество |
Стоимость |
|
(млн. шт.) |
(млн. руб.) |
||
1 |
руб. |
10 |
10 |
3 |
руб. |
5 |
15 |
5 |
руб. |
6 |
30 |
10 руб. |
5 |
50 |
|
25 |
-руб. |
3 |
75 |
50 |
руб. |
1 |
50 |
100 |
руб. |
0,1 |
Ю |
Итого |
30,1 |
240 |
|
Величина средней купюры — 8 руб. |
/240 |
|
|
= 7,97 |
|
Изучение изменений средней купюры за ряд лет дает возмож ность выявить, на сколько купюрный состав денежной массы в обра щении соответствует потребностям наличноденежного оборота, проследить процессы оседания части купюр у населения.
Исчисление показателя моды в купюрном составе денежной мас сы в обращении позволяет выявить наиболее часто встречающие ся в наличноденежном обороте купюры и на этой основе получить данные о мере изнашиваемости денег.
Особо измеряется прочность бумажных купюр выборочным ис пытанием их на сгибы при помощи специальных автоматов. Из^д- рители здесь строятся на основе рядов распределения. Обычно это нормальные распределения, где степень рассеяния вокруг среднего числа сгибов имеет не меньшее значение, чем сама средняя, харак теризующая прочность купюры.
Г Л А В А 6
СТАТИСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ И ДОЛГОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
§ 1. Объем капитальных вложений, т. е. денежных средств, нап равляемых на строительство новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений, а также на обновление и модернизацию оборудования, непрерывно возрастает. В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС и планом развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. объ ем капитальных вложений определен в сумме 501 млрд, руб., что на 41,5% больше, чем в предшествующей пятилетке.
По производственно-техническим признакам в объеме капиталь ных вложений выделяют: стоимость строительных и монтажных работ, стоимость оборудования, инструмента и инвентаря, а также прочие капитальные работы и затраты. По существующему поряд ку в объем капитальных вложений, в частности, не входят затраты на капитальный ремонт оборудования, зданий, сооружений и дру гих основных фондов.
В 1971 г. строительно-монтажные работы составили 62%, стои
мость оборудования, инструмента, инвентаря— 30%, |
прочие капи |
тальные работы и затраты — 8% общего объема |
капитальных |
вложений. Одновременно с ростом объема капитальных вложений улучшается их структура: снижается доля строительно-монтажных
работ и увеличивается удельный вес затрат |
на оборудование. |
Рост доли затрат на оборудование отражает |
технический прог |
ресс.
В зависимости от источников финансирования капитальные вло жения распределяются на следующие группы:
— государственные централизованные, осуществляемые за счет бюджетных ассигнований, собственных средств государственных предприятий1 (прибыли, амортизационных отчислений, прочих ис точников), а также долгосрочных кредитов банка; объем таких ка питальных вложений устанавливается в централизованно утверж даемых финансовых планах;
— государственные нецентрализованные, осуществляемые госу дарственными предприятиями за счет фонда развития производст ва, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строи-
1 Здесь и далее имеются в виду предприятия, организации, учреждения.
95
I
тельства, кредитов банка и других различных целевых фондов, об разуемых в установленном порядке;
—капитальные вложения, осуществляемые колхозами, потреби тельской кооперацией и другими кооперативными организациями за счет собственных средств, полученных в результате хозяйствен ной деятельности,и кредитов банка;
—капитальные вложения, осуществляемые профсоюзными, пар
тийными, комсомольскими, спортивными и другими общественны
ми организациями за счет средств этих организаций и |
кредитов |
|
банка; |
|
|
— капитальные вложения, |
осуществляемые населением в жи |
|
лищное строительство (через |
жилищную кооперацию и в порядке |
|
индивидуального строительства) за счет личных средств |
и с по |
|
мощью государственного кредита. |
|
|
В настоящее время объемы нецентрализованных капитальных |
||
вложений учитываются при |
составлении народнохозяйственных |
планов. В 1971 г. объем капитальных вложений страны составил 88 млрд, руб., в том числе государственные централизованные капи тальные вложения — 61,1 млрд, руб., или 70%.
В результате экономической реформы доля собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений возрастает. Все большее развитие получает кредитный (возвратный) метод предоставления средств на капитальные вложения. При широкой хозяйственной самостоятельности предприятий возвратное финан сирование ускоряет окупаемость затрат, сокращает сроки строи тельства, укрепляет хозяйственный расчет, содействует развитию технического прогресса и, следовательно, повышает эффективность капитальных вложений.
Большая часть капитальных вложений страны финансируется Стройбанком СССР.
Важнейшими задачами статистики финансирования и кредито вания капитальных вложений являются:
—изучение экономической эффективности капитальных вложе
ний;
—характеристика поступления средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений и выполнение плана моби лизации внутренних ресурсов в строительстве;
—анализ использования капитальных вложений (при оформле
нии финансирования, в ходе финансирования, по окончании строи тельства) ;
—характеристика выполнения плана финансирования и кредито вания капитальных вложений;
—характеристика выполнения планов капитального строитель
ства и заданий по вводу в действие производственных мощностей
иосновных фондов;
—выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости строительно-монтажных работ и стоимости строительства, опреде ление факторов, влияющих на рентабельность подрядных органи заций.
96