ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
В сберегательных кассах, где число счетов более 1000, выигра ли во всех последующих тысячах те же номера счетов, что и в первой тысяче, т. е. 1013, 2013; 3013; 1079; 2079, 3079 и т. д.
Случайная выборка производилась из 1000 номеоов счетов, т. е.
25
7Ѵ= 1000 и п —25‘. Отсюда доля отбора f — Yööö = 0,025. Предполо
жим, что общее число счетов всех участвующих в розыгрыше сбе регательных касс, равно 1500. Тогда количество выигрышей соста-
вит: 25 + 13 = 38, а доля выигрышей: 38 =0,0253. Отклонение до
ли выигрышей от доли отбора равно 1,2%. С увеличением коли чества счетов и выигрышей это отклонение уменьшается. Поэтому действующий принцип проведения тиражей выигрышей по разря дам вполне оправдан. Однако с увеличением количества разыгры ваемых номеров целесообразно увеличивать разряды. Это относит ся также к тиражам выигрышей по займам и лотереям.
Особую задачу представляет установление нормы годовой про центной ставки. Теоретическое решение ее может быть следую щим. Доходы, выплачиваемые по вкладам, представляют часть прибавочного продукта, создаваемого в сфере материального про изводства. Вместе с тем сбережения населения приводятся в об щий кругооборот денежных средств через кредитную систему. Поэтому размер платы за кредит может стать базой для расчета процентной ставки сберегательных касс.
Предположим, что средняя процентная ставка по ссудам банка равна /. При расчете по простым процентам независимо от числа оборотов ссуд наращенная сумма денег по этим ссудам составит в пределе величину S = P ( l + j ) . Если далее расходы банка и сбер касс, включая прибыль, равны Ѳ, то величина годового дохода, подлежащего выплате вкладчикам, равна:
|
i = S - P - Q = P { l + j ) - P - ® = Pj - Q. |
|
Пусть, |
например, средняя процентная ставка банка |
равняется |
/ = 0,05 |
(0,5%), расходы банка и сберкасс в расчете на 1 |
руб. вкла |
да равны 0 = 0,02 (2%). Тогда норма годовой процентной ставки сбепегательных касс определяется в размере /= / — 0 = 0,05 — 0,02 = = 0‘,03(3% ).
Если предположить далее, что оборот денег в народном хозяй стве непрерывен и что в силу этого их наращивание может проис ходить по сложным процентам, то вычисление нормы процентной ставки сберкасс будет осуществляться через показатель «силы роста» по формуле
S = e« ,
где е — основание натуральных логарифмов (2,72); б — «сила роста», определяемая приближенно по формуле
р/з
Маклорена 6 = / — + - у .
’ N — объем генеральной, п — объем выборочной совокупности.
126
Тогда норма равна і = еь—1—Ѳ. Разница с первым расчетом невелика. Пример вычисления показателя «силы роста» см. на стр. 144— 145.
§ 3. Классификация займов соответствует условиям их разме щения, погашения и доходности. Займы могут размещаться как внутри страны, так и вне ее. Соответственно их подразделяют на внутренние и внешние. Внутри страны займы размещаются или по подписке, или путем свободной продажи и покупки облигаций. Внешние займы, как правило, предоставляются и получаются го сударством или специальными организациями акционерного ха рактера. Примером последнего может послужить заем, предостав ленный Англии Международным валютным фондом в связи с на чалом девальвации фунта стерлингов в 1967 г.
Погашение (выкуп) займов производится по планам погашения в соответствии с их сроками и процентной ставкой. Здесь выделя ют прежде всего процентные, беспроцентно-выигрышные и процент но-выигрышные займы, а по форме погашения — тиражные и бес тиражные займы.
Градация займов по их доходности связана со сроками погаше ния и характером расчетов с покупателями облигаций, а также страхованием займов. В настоящее время в СССР применяется единственная форма займа — свободно обращающийся Государст венный 3-процентный внутренний выигрышный заем. Его разме щение производится по курсовой стоимости облигаций, а погаше ние— в виде тиражей займов, выкупа и обмена облигаций. Норма доходности займа установлена из расчета 3% годовых.
В 1970 г. на руках у населения находилось облигаций этого займа на 2,6 млрд. руб. Среднегодовой прирост за 1960— 3970 гг. составил около 10%• Таким образом, темпы приобретения и на копления ценных государственных бумаг населением весьма вели ки. Это характеризует рост благосостояния народа и требует от государства постоянного контроля и планирования изменения долга.
Составление планов погашения займов и соответственно прове дение их тиражей основано на предварительном расчете будущей или современной стоимости предстоящих по займу выплат. Дру гими словами, поскольку деньги по займу берутся в данный мо мент, а выплачиваются через какой-то промежуток времени, то за этот промежуток времени нарастают проценты, которые подле жат выплате наряду с погашением номинальной стоимости облига ций.
Расчет таких платежей основан на аннуитетах, суть которых заключается в следующем1. Как было установлено, единовременно внесенные деньги через п лет составят (по сложным процентам) величину S = P(1 -f і)п- Это будущая стоимость денег. Отсюда вы текает, что современная стоимость денег равна обратному показа телю:
1 См.: М а с л о в П. П. Техника работы с цифрами. М., «Статистика», 1972,
с. 42—43.
127
s
= 5- vn
0 + 0 “
(показатель vn называется дисконтирующим множителем). Ес ли представить, что платежи производятся равномерно в течение каждого из п лет, а не только в начале этого срока, то будущая стоимость таких платежей, принятых за 1 руб., равняется величи-
с |
(1+*)и_1 |
не -Jjy = |
----- f---- , если они производились в конце каждого года. |
Современная же стоимость ряда последовательных годовых пла тежей, производимых в конце года, равняется величине:
1— (1+!')“" 1 —В"
Эти формулы используются при составлении планов погашения займов и проведения тиражей выигрышей, где учитывается также число облигаций и их номинальная стоимость. Основным момен том при этом является расчет годового платежа по займу. Если, например, заем сделан в сумме С руб. на п лет, то годовой пла теж по нему должен составить:
- 4 руб'
К этому годовому платежу приводятся все выплаты по разрядам займа с учетом номинальной стоимости облигаций, их числа и раз мера выигрыша.
Например, если заем сделан в сумме 1 млн. руб. сроком на 5 лет из 3% годовых, то среднегодовой платеж по займу должен
* |
, |
1<—(14-0,ОЗ)5 |
, |
, , |
го |
быть равен: |
а = \ |
млн. р у б .:------— — =1 |
млн. |
руб. : 4,58 = |
|
= 218 тыс. руб.
Следующая задача состоит в том, чтобы определить число об лигаций, входящих в тираж займа. Достигается это путем состав ления системы уравнений, так как достоинства облигаций и выиг рыши по ним различны и сам годовой платеж может изменяться во времени (например, по арифметической прогрессии). При этом учитывается число выигрышных и число погашаемых облигаций.
Если, предположим, число погашаемых |
за год облигаций равно |
||
10 тыс. (>.) |
при их номинальной стоимости 20 руб. |
каждая (с), |
|
то годовой |
размер выигрышей по займу |
составляет |
величину / = |
= а —г?ѵ = 218 тыс. руб. — 10000X20 руб. = 18 тыс. руб. Соответст венно этому можно установить число выигрышных облигаций и размер выигрышей по каждой из них.
Такова схема составления планов погашения займов, которая может видоизменяться с учетом конкретных условий займа. В практике эта работа упрощается за счет предварительной подго товки соответствующих расчетных таблиц. Очевидно, при помощи ЭВМ ее можно еще более упростить.
На XXIV съезде КПСС было принято решение о досрочном по гашении долга в размере 25,8 млрд. руб. по 11 займам, выпу-
128
щепным за период с 1947 по 1956 г. Средний долг по одному зай му равен примерно 2,346 млрд. руб. Погашение долга будет осуществляться в течение 1974—1990 гг. в следующем порядке:
2 |
года |
по 1 млрд, руб.; |
||
5 |
лет |
по 1,2 |
млрд, |
руб.; |
5 |
лет |
по 1,5 |
млрд, |
руб.; |
4 |
года |
по 2,0 |
млрд, |
руб.; |
1год по 2,3 млрд. руб.
Всреднем за год погашается 1,52 млрд. руб. (25,8:17). Так как в среднем долг по одному займу погашается в течение 1,5 лет (2,346:1,52), то порядок погашения долга потребует уточнения.
Принцип статистической случайности отбора номеров облигаций для погашения наряду с принципом очередности погашения зай мов окажутся, возможно, наиболее предпочтительными. Сам план погашения должен включать соответствующее число облигаций по их номинальной стоимости.
Кроме привлечения вкладов населения, реализации займов и лотерей государственные трудовые сберегательные кассы осущест вляют расчетные операции по кассовому обслуживанию населения и некоторых организаций. Расчетные операции сберегательных касс подразделяются на наличные и безналичные. Безналичные расчеты связаны со списанием денег со счетов вкладчиков и за числением их на другие счета (организаций и лиц). Статистиче ская разработка расчетных операций состоит из группировок по объектам платежей и по их содержанию. Например, платежи на селения подразделяются на такие виды, как поступления через сберкассы квартирной платы, оплата бытовых услуг, услуг связи и прочие платежи. В настоящее время примерно половина всех операций сберкасс — это операции по приему коммунальных пла тежей. Расчетные операции группируются по типам сберкасс и в территориальном разрезе. (Пример одной из таких группировок см. на стр. 130).
В настоящее время производится оценка всех операций сбере гательных касс по их трудоемкости. Это находит применение в расчете себестоимости привлечения вкладов. Например, трудоем кость операций по вкладам оценена в 1, займам — в 0,5, комму нальным платежам — в 0,25 и прочим операциям — 0,9.
По удельному весу каждого вида операций и их трудоемкости можно исчислить показатель средней взвешенной трудоемкости операций различных типов сберегательных касс, сравнить их меж ду собой и сгруппировать по объему работы.
§ 4. А. Статистические группировки сберегательных касс. Раз витие сберегательного дела связано с расширением сети сберега тельных касс (см. табл. 7.2).
Сеть сберегательных касс СССР соответствует административ но-территориальному делению страны. Непосредственное обслужи вание населения осуществляют центральные сберегательные кассы и руководимые ими сберегательные кассы I, II разрядов и агент ства сберегательных касс. Чтобы судить, насколько обеспечено
9, Заказ 6522 |
129 |
Т а б л и ц а 7.2
ДИНАМИКА СЕТИ.СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ КАСС |
|
|
|
||||
На начало года |
1Р17 г. |
1361 г. |
Ы67 г. |
1968 г. |
1969 г. |
1370 г. |
1971 г. |
Число сберегательных касс (тыс.) |
9,8 |
66,5 |
75,1 |
76,1 |
76,5 |
77,7 |
78,3 |
население сберегательными кассами, необходимо иметь их стати стическую группировку по типам и размещению.
. Тип сберегательных касс (центральные, I, II разряда, агент ства) определяется объемом работ, которые выполняются в тече ние отчетного периода. При небольшом количестве операций ра боту могут выполнять сотрудники предприятий других ведомств Тогда сберегательная касса представлена в данном районе агент ством. При значительном объеме операций требуется иная органи зация сберегательного дела.
В следующей таблице показан пример группировки сберега тельных касс по типам и годовому объему операций (цифры ус ловные) .
Т а б л и ц а 7.3
|
|
ГРУППИРОВКА СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ КАСС |
|
|
||
|
|
Количество |
сбере |
Число операций |
Число |
|
|
|
гательных |
касс |
за год |
операций |
|
|
Типы сберегательных касс |
|
|
|
на одну |
|
|
в про |
|
в про |
сберега |
||
|
|
единиц |
|
тельную |
||
|
|
центах |
Т Ы С - |
центах |
кассу (тыс.) |
|
Центральные |
250 |
10 |
6150 |
25,6 |
24,6 |
|
1 |
разряда |
375 |
15 |
5850 |
24,4 |
15,6 |
11 |
разряда |
1000 |
40 |
7800 |
32,5 |
7,8 |
Агентства |
875 |
35 |
4200 |
17,5 |
4,8 |
|
Всего |
2500 |
100 |
24 000 |
100 |
9,6 |
Общий объем операций сберегательных касс СССР составляет
около 1 млрд, в год. |
Число |
операций |
в |
сберегательных |
кассах |
I разряда превышает |
число |
операций |
в |
сберегательных |
кассах |
II разряда примерно в два раза. |
|
|
|
Характерной чертой в развитии сберегательного дела в СССР
является увеличение количества агентств и особенно сберегатель ных касс II разряда. Это позволяет вовлечь небольшие по сумме сбережения трудящихся в общегосударственный оборот, способ ствует расширению расчетов населения через сберегательные кас сы за услуги. Вместе с тем рассчитать число и оптимальное соот ношение различных типов сберегательных касс, их размещение возможно лишь на основе специальных методов региональной ста тистики с привлечением широкой информации о доходах населе
130