ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
городских и сельских детских садах и яслях, одного класса в началь ных, восьмилетних и средних школах, одного учащегося, прожи вающего в школах-интернатах, одного учащегося техникумов и ву зов, одной койки в больницах и диспансерах и т. д.
Для того чтобы определить, например, средний расход на теку щее содержание одного ребенка в городских и сельских детских садах и яслях, берется общая сумма расходов на эту цель, за ис ключением некоторых статей (12, 13, 15 и 16), и делится на средне годовую численность детей. По такому же принципу определяются и другие виды средних расходов. Конечно, во многих случаях та кой формальный подсчет преуменьшает затраты на воспитание де тей в детских учреждениях (в тех случаях, когда детский сад или ясли находятся при предприятии или организации, материальные затраты и даже часть заработной платы персонала не учитывают ся, если они идут за счет предприятия). Однако такой формальный расчет позволяет вести сопоставления по ведомствам и по админи стративным единицам.
Чтобы исчислить средний расход на социально-культурные ме роприятия, либо на просвещение или здравоохранение на душу населения, необходимо общую сумму бюджетных расходов на эту цель разделить на среднегодовую численность населения. При сравнении среднего расхода по отдельным административно-тер риториальным единицам необходимо учитывать, что на уровень расходов в среднем на душу населения влияют многие факторы, в частности плотность населения, соотношение городского и сельско го населения, структура социально-культурных учреждений, состав работников социально-культурных учреждений по образованию и стажу работы и др.
Наряду с исчислением этих показателей за тот или иной год изучается динамика по годам сети и контингентов бюджетных уч реждений, а также средних расходов на те или другие мероприя тия.
§ 6. Для изучения и анализа статистических данных статистика государственного бюджета использует разнообразные приемы: со поставление плановых и отчетных показателей и определение, сте пени выполнения плана, исчисление базисных и цепных индексов, позволяющих проанализировать динамику тех или других явлений, определение темпов прироста, исчисление удельных весов отдель ных видов доходов и расходов в общем их объеме (структура бюджета), исчисление средних и относительных величин: среднее число учащихся и классов на одну школу, средняя наполняемость одного класса по группам, количество коек в больницах и диспан серах на 10 тыс. человек населения и т. д.
В Программе КПСС указывается, что на весь период развер нутого строительства коммунизма сохраняется важная роль госу дарственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода. Поэтому при изучении экономических про цессов, происходящих в народном хозяйстве, очень важно уста новление взаимосвязи государственного бюджета и национального
21
дохода. Чтобы показать эту взаимосвязь, сопоставим уровень и темпы роста доходов бюджета с уровнем и темпами роста нацио нального дохода.
Т а б л и ц а 1.6
|
|
|
|
|
I960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
Национальный |
доход в фактически |
действовавших це- |
145,0 |
193,о |
289,9 |
||
нах |
(млрд, |
р у б . ) ................................................................... |
к I960 |
г.) . . . . |
|||
Рост национального дохода (в % |
100,0 |
133,4 |
199,9 |
||||
Доходы |
Государственного бюджета |
СССР |
(млрд, руб.) |
77,1 |
102,3 |
156,7 |
|
Рост доходов бюджета (в % к I960 г . ) .......................... |
националь |
100,0 |
132,7 |
203,2 |
|||
Доходы |
Государственного бюджета |
(в % * |
53,2 |
52,9 |
54,1 |
||
ному |
доходу) ......................................................................... |
|
|
Необходимо предостеречь от ошибки, которую иногда допуска ют, сопоставляя Государственный бюджет СССР, составляемый как известно, в текущих ценах, с объемом национального дохода, исчисляемым самостоятельно на основе публикуемых ЦСУ СССР
темпов роста. Этого делать нельзя, так как при исчислении темпов роста ЦСУ СССР исходит из объемов национального дохода, пе ресчитанного в сопоставимые цены. Поэтому при сравнении нацио нального дохода с бюджетом должны приниматься объемы нацио нального дохода, определяемые в фактически действовавших ценах
Как видно из таблицы, темпы роста доходов государственного бюджета и национального дохода мало отличаются друг от друга.
В дальнейшем удельный вес бюджета в национальном доходе может несколько снизиться под влиянием увеличения доли накоп лений, оставляемой в распоряжении предприятий на финансирова ние затрат по расширению производства и стимулированию работ ников. Вместе с тем в новых условиях хозяйствования при помощи бюджета осуществляется необходимая координация всех ресурсов, направляемых на развитие народного хозяйства и повышение жиз ненного уровня населения, усиливается экономическое воздействие с целью лучшего использования производственных фондов, мате риальных и денежных средств.
Кроме того, надо иметь в виду, что на удельный вес бюджета в национальном доходе могут влиять и другие факторы, в частности изменения, происходящие в отраслевой структуре национального дохода.
Как указывалось выше, основной частью финансовых ресурсов Советского государства являются денежные накопления социалис тического хозяйства. Поэтому изучение динамика денежных накоп лений, представляющих собой чистый доход общества, является крайне необходимым.
Проследим рост объема денежных накоплений государствен ных, кооперативных и общественных организаций (кроме колхозов) за последние годы (в млрд. руб.).
22
Все денежные накопления . . .
в том числе:
прибыль . . . . і . . . . .
налог с оборота ................................
прочие накопления ..........................
Т а б л и ц а 17
|
19Ы> г. |
1965 г. |
1970 г. |
1970 г. |
|
в % к |
|||
|
|
|
|
I960 г. |
. . |
65,2 |
83,3 |
139,7 |
214 |
|
|
37,0 |
87,0 |
345 |
. , |
31,3 |
38,7 |
49,4 |
158 |
. . |
8,7 |
7,6 |
3,3 |
33 |
Эти данные свидетельствуют о быстром росте денежных накоп лений в народном хозяйстве, которые в результате крупных успе хов в развитии общественного производства и повышении его эф фективности увеличились за последние десять лет в 2,1 раза. При этом прибыль за это время возросла в 3,4 раза, а налог с оборо та— на 58%. Из таблицы видны также существенные изменения, происшедшие в структуре денежных накоплений. Если в 1960 г. при
быль в общем объеме денежных накоплений |
составляла 38,6%. |
то в 1970 г. ее доля равняется уже 62,5%. С |
другой стороны, |
удельный вес налога с оборота за это время снизился с 48 до 35,5%. Небезынтересно также проанализировать соотношение роста централизованного чистого дохода государства и всего чистого до хода. За последние годы в связи с переходом предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования важное значение приобрел плановый показатель — объем реализованной продукции, цель которого способствовать повышению эффективно сти общественного производства. Поэтому необходим постоянный
контроль за выполнением плана реализации продукции.
Для финансовых работников, занимающихся анализом эконо мических процессов, не меньшее значение имеет и показатель ва ловой продукции, который позволяет определить темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства и дать характеристику соотношения продукции I и II подразделений.
Важным показателем является также прибыль, поскольку она утверждается в составе народнохозяйственного плана и ей принад лежит большая роль в повышении эффективности общественного производства. Наряду с прибылью сохраняют значение и такие показатели, как процент снижения себестоимости продукции и за траты на 1 руб. товарной продукции. Большое значение приобре тают показатели основных производственных фондов, оборотных средств.
Располагая данными о величине прибыли и размере производ ственных фондов, нетрудно определить показатель эффективности их использования, который характеризует экономическую отдачу,
23
выраженную в росте прибыли на 1 руб. стоимости применяемых фондов.
Новыми условиями хозяйствования внесены существенные из менения в финансовые взаимоотношения предприятий с государст венным бюджетом. Эти изменения проявились в первую очередь во введении таких новых форм аккумуляции чистого дохода, соз даваемого в хозяйстве, как плата за производственные фонды, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли.
Плата за производственные фонды представляет собой форму изъятия денежных накоплений предприятий. Размеры этой платы определяются в процентах к стоимости основных производственных фондов, оборотных средств в пределах установленных нормативов, сверхплановых не прокредитованных банком запасов неустановлен ного оборудования и нормируемых товарно-материальных ценно стей. По действующему порядку нормы платы за фонды устанавли ваются министерствами и ведомствами СССР и советами минист ров союзных республик по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР. Как правило, эти нормы устанав ливаются в размере 6%, а по отдельным отраслям с относительно низким уровнем рентабельности — 3% стоимости основных произ водственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Большое значение имеет изучение динамики фондоотдачи, т. е. выпуска продукции на 1 руб. основных фондов, определение степе ни освоения и использования производственных мощностей, коэф фициента использования оборудования.
Для определения количественных изменений в уровне фондоот дачи необходимо сравнить среднегодовые темпы динамики по этому показателю за последние годы и за анализируемый период по мини стерству, объединению, главному управлению, предприятию.
Специального исследования и анализа заслуживают также дан ные о фиксированных (рентных) платежах и свободных остатках прибыли, подлежащих взносу в бюджет. Фиксированные (рентные) платежи устанавливаются для предприятий, у которых уровень рентабельности значительно превышает среднеотраслевой по при чинам, не зависящим от их деятельности. Посредством фиксирован ных (рентных) платежей устраняется влияние факторов, не зави сящих от работы предприятия, что позволяет более правильно определять размеры отчислений в поощрительные фонды, образу емые за счет прибыли.
Сумма свободного остатка прибыли определяется по финансо вому плану как разница между общей суммой прибыли и первооче редными платежами в бюджет, банк, отчислениями в фонды эконо мического стимулирования, а также частью прибыли, используемой на финансирование плановых затрат предприятий, и является обя зательным платежом в бюджет.
В связи с изменением порядка распределения прибыли и новы ми условиями взаимоотношений предприятий с бюджетом очень важным является изучение соотношения роста фондов экономиче ского стимулирования с ростом прибыли.
24
Не менее тщательное и всестороннее изучение необходимо и по расходной части Государственного бюджета СССР. Прежде всего следует проанализировать динамику расходов в разрезе отдельных
видов бюджета. |
бюджета |
Нередко на объеме расходов того нлн другого вида |
|
сказывается передача финансирования предприятий |
и отраслей |
промышленности с союзного бюджета на государственные бюдже ты союзных республик или, наоборот, с бюджетов республик на союзный бюджет, как было, например, в 1966 г. в связи с ликвида цией совнархозов и организацией ряда союзных министерств.
Изучается динамика расходов и по основным направлениям: на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, содержа ние органов государственного управления и судебных органов, а также по отраслям, группам, видам учреждений и т. д. Однако иметь данные лишь о росте расходов как в абсолютных суммах, так и в процентах к той или другой базе еще недостаточно. Чтобы получить полное и ясное представление об изменениях, происшед ших в расходах бюджета, необходимо изучить и проанализировать их структуру. Такое изучение проводится не только в отношении Государственного бюджета СССР в целом, но и свода государст венных бюджетов союзных республик, а также бюджетов каждой союзной республики в отдельности.
Чтобы |
знать взаимоотношения отдельных видов бюджетов, в |
таблицах, |
характеризующих доходы государственных бюджетов |
союзных республик, после итога доходов указывается сумма поступлений средств из союзного бюджета и приводится общая сумма доходов. Так же строится таблица по расходам. После ито га действительных расходов указывается сумма, переданная в союзный бюджет, а затем приводится вся сумма расходов.
Приведем таблицу, характеризующую объем Государственного бюджета РСФСР и его взаимоотношение с союзным бюджетом в
1970 г. (см. табл. 1.8).
При своде расходов государственных бюджетов союзных рес публик в целях определения их общего объема в подсчет включает ся по каждой республике первый итог, который соответствует сум ме действительных расходов бюджета. Средства же, переданные в союзный бюджет по взаимным расчетам, при этом не учитываются. В таком же порядке определяется и общий объем местных бюдже тов.
До 1956 г. действовала другая методика определения объемов бюджетов союзных республик. В разделе доходов средства, полу
ченные из союзного бюджета, |
и в разделе |
расходов средства, |
переданные в союзный бюджет, |
отражались не |
в полных суммах, |
как это делается теперь, а в суммах сальдо этих счетов. Таким об
разом, |
по старой методике в приведенном примере в доходах по |
статье |
«Поступило из союзного бюджета по взаимным расчетам» |
было бы не 3699 млн. руб., а 2581 млн. руб. (3699—1118) и, следо вательно, общий объем доходов и расходов был бы на 1118 млн. руб. меньше. Это обстоятельство необходимо учитывать при ана-
25