Файл: Статистика финансов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

городских и сельских детских садах и яслях, одного класса в началь­ ных, восьмилетних и средних школах, одного учащегося, прожи­ вающего в школах-интернатах, одного учащегося техникумов и ву­ зов, одной койки в больницах и диспансерах и т. д.

Для того чтобы определить, например, средний расход на теку­ щее содержание одного ребенка в городских и сельских детских садах и яслях, берется общая сумма расходов на эту цель, за ис­ ключением некоторых статей (12, 13, 15 и 16), и делится на средне­ годовую численность детей. По такому же принципу определяются и другие виды средних расходов. Конечно, во многих случаях та­ кой формальный подсчет преуменьшает затраты на воспитание де­ тей в детских учреждениях (в тех случаях, когда детский сад или ясли находятся при предприятии или организации, материальные затраты и даже часть заработной платы персонала не учитывают­ ся, если они идут за счет предприятия). Однако такой формальный расчет позволяет вести сопоставления по ведомствам и по админи­ стративным единицам.

Чтобы исчислить средний расход на социально-культурные ме­ роприятия, либо на просвещение или здравоохранение на душу населения, необходимо общую сумму бюджетных расходов на эту цель разделить на среднегодовую численность населения. При сравнении среднего расхода по отдельным административно-тер­ риториальным единицам необходимо учитывать, что на уровень расходов в среднем на душу населения влияют многие факторы, в частности плотность населения, соотношение городского и сельско­ го населения, структура социально-культурных учреждений, состав работников социально-культурных учреждений по образованию и стажу работы и др.

Наряду с исчислением этих показателей за тот или иной год изучается динамика по годам сети и контингентов бюджетных уч­ реждений, а также средних расходов на те или другие мероприя­ тия.

§ 6. Для изучения и анализа статистических данных статистика государственного бюджета использует разнообразные приемы: со­ поставление плановых и отчетных показателей и определение, сте­ пени выполнения плана, исчисление базисных и цепных индексов, позволяющих проанализировать динамику тех или других явлений, определение темпов прироста, исчисление удельных весов отдель­ ных видов доходов и расходов в общем их объеме (структура бюджета), исчисление средних и относительных величин: среднее число учащихся и классов на одну школу, средняя наполняемость одного класса по группам, количество коек в больницах и диспан­ серах на 10 тыс. человек населения и т. д.

В Программе КПСС указывается, что на весь период развер­ нутого строительства коммунизма сохраняется важная роль госу­ дарственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода. Поэтому при изучении экономических про­ цессов, происходящих в народном хозяйстве, очень важно уста­ новление взаимосвязи государственного бюджета и национального

21


дохода. Чтобы показать эту взаимосвязь, сопоставим уровень и темпы роста доходов бюджета с уровнем и темпами роста нацио­ нального дохода.

Т а б л и ц а 1.6

 

 

 

 

 

I960 г.

1965 г.

1970 г.

Национальный

доход в фактически

действовавших це-

145,0

193,о

289,9

нах

(млрд,

р у б . ) ...................................................................

к I960

г.) . . . .

Рост национального дохода (в %

100,0

133,4

199,9

Доходы

Государственного бюджета

СССР

(млрд, руб.)

77,1

102,3

156,7

Рост доходов бюджета (в % к I960 г . ) ..........................

националь­

100,0

132,7

203,2

Доходы

Государственного бюджета

(в % *

53,2

52,9

54,1

ному

доходу) .........................................................................

 

 

Необходимо предостеречь от ошибки, которую иногда допуска­ ют, сопоставляя Государственный бюджет СССР, составляемый как известно, в текущих ценах, с объемом национального дохода, исчисляемым самостоятельно на основе публикуемых ЦСУ СССР

темпов роста. Этого делать нельзя, так как при исчислении темпов роста ЦСУ СССР исходит из объемов национального дохода, пе­ ресчитанного в сопоставимые цены. Поэтому при сравнении нацио­ нального дохода с бюджетом должны приниматься объемы нацио­ нального дохода, определяемые в фактически действовавших ценах

Как видно из таблицы, темпы роста доходов государственного бюджета и национального дохода мало отличаются друг от друга.

В дальнейшем удельный вес бюджета в национальном доходе может несколько снизиться под влиянием увеличения доли накоп­ лений, оставляемой в распоряжении предприятий на финансирова­ ние затрат по расширению производства и стимулированию работ­ ников. Вместе с тем в новых условиях хозяйствования при помощи бюджета осуществляется необходимая координация всех ресурсов, направляемых на развитие народного хозяйства и повышение жиз­ ненного уровня населения, усиливается экономическое воздействие с целью лучшего использования производственных фондов, мате­ риальных и денежных средств.

Кроме того, надо иметь в виду, что на удельный вес бюджета в национальном доходе могут влиять и другие факторы, в частности изменения, происходящие в отраслевой структуре национального дохода.

Как указывалось выше, основной частью финансовых ресурсов Советского государства являются денежные накопления социалис­ тического хозяйства. Поэтому изучение динамика денежных накоп­ лений, представляющих собой чистый доход общества, является крайне необходимым.

Проследим рост объема денежных накоплений государствен­ ных, кооперативных и общественных организаций (кроме колхозов) за последние годы (в млрд. руб.).

22


Все денежные накопления . . .

в том числе:

прибыль . . . . і . . . . .

налог с оборота ................................

прочие накопления ..........................

Т а б л и ц а 17

 

19Ы> г.

1965 г.

1970 г.

1970 г.

 

в % к

 

 

 

 

I960 г.

. .

65,2

83,3

139,7

214

 

 

37,0

87,0

345

. ,

31,3

38,7

49,4

158

. .

8,7

7,6

3,3

33

Эти данные свидетельствуют о быстром росте денежных накоп­ лений в народном хозяйстве, которые в результате крупных успе­ хов в развитии общественного производства и повышении его эф­ фективности увеличились за последние десять лет в 2,1 раза. При этом прибыль за это время возросла в 3,4 раза, а налог с оборо­ та— на 58%. Из таблицы видны также существенные изменения, происшедшие в структуре денежных накоплений. Если в 1960 г. при­

быль в общем объеме денежных накоплений

составляла 38,6%.

то в 1970 г. ее доля равняется уже 62,5%. С

другой стороны,

удельный вес налога с оборота за это время снизился с 48 до 35,5%. Небезынтересно также проанализировать соотношение роста централизованного чистого дохода государства и всего чистого до­ хода. За последние годы в связи с переходом предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования важное значение приобрел плановый показатель — объем реализованной продукции, цель которого способствовать повышению эффективно­ сти общественного производства. Поэтому необходим постоянный

контроль за выполнением плана реализации продукции.

Для финансовых работников, занимающихся анализом эконо­ мических процессов, не меньшее значение имеет и показатель ва­ ловой продукции, который позволяет определить темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства и дать характеристику соотношения продукции I и II подразделений.

Важным показателем является также прибыль, поскольку она утверждается в составе народнохозяйственного плана и ей принад­ лежит большая роль в повышении эффективности общественного производства. Наряду с прибылью сохраняют значение и такие показатели, как процент снижения себестоимости продукции и за­ траты на 1 руб. товарной продукции. Большое значение приобре­ тают показатели основных производственных фондов, оборотных средств.

Располагая данными о величине прибыли и размере производ­ ственных фондов, нетрудно определить показатель эффективности их использования, который характеризует экономическую отдачу,

23


выраженную в росте прибыли на 1 руб. стоимости применяемых фондов.

Новыми условиями хозяйствования внесены существенные из­ менения в финансовые взаимоотношения предприятий с государст­ венным бюджетом. Эти изменения проявились в первую очередь во введении таких новых форм аккумуляции чистого дохода, соз­ даваемого в хозяйстве, как плата за производственные фонды, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли.

Плата за производственные фонды представляет собой форму изъятия денежных накоплений предприятий. Размеры этой платы определяются в процентах к стоимости основных производственных фондов, оборотных средств в пределах установленных нормативов, сверхплановых не прокредитованных банком запасов неустановлен­ ного оборудования и нормируемых товарно-материальных ценно­ стей. По действующему порядку нормы платы за фонды устанавли­ ваются министерствами и ведомствами СССР и советами минист­ ров союзных республик по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР. Как правило, эти нормы устанав­ ливаются в размере 6%, а по отдельным отраслям с относительно низким уровнем рентабельности — 3% стоимости основных произ­ водственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Большое значение имеет изучение динамики фондоотдачи, т. е. выпуска продукции на 1 руб. основных фондов, определение степе­ ни освоения и использования производственных мощностей, коэф­ фициента использования оборудования.

Для определения количественных изменений в уровне фондоот­ дачи необходимо сравнить среднегодовые темпы динамики по этому показателю за последние годы и за анализируемый период по мини­ стерству, объединению, главному управлению, предприятию.

Специального исследования и анализа заслуживают также дан­ ные о фиксированных (рентных) платежах и свободных остатках прибыли, подлежащих взносу в бюджет. Фиксированные (рентные) платежи устанавливаются для предприятий, у которых уровень рентабельности значительно превышает среднеотраслевой по при­ чинам, не зависящим от их деятельности. Посредством фиксирован­ ных (рентных) платежей устраняется влияние факторов, не зави­ сящих от работы предприятия, что позволяет более правильно определять размеры отчислений в поощрительные фонды, образу­ емые за счет прибыли.

Сумма свободного остатка прибыли определяется по финансо­ вому плану как разница между общей суммой прибыли и первооче­ редными платежами в бюджет, банк, отчислениями в фонды эконо­ мического стимулирования, а также частью прибыли, используемой на финансирование плановых затрат предприятий, и является обя­ зательным платежом в бюджет.

В связи с изменением порядка распределения прибыли и новы­ ми условиями взаимоотношений предприятий с бюджетом очень важным является изучение соотношения роста фондов экономиче­ ского стимулирования с ростом прибыли.

24


Не менее тщательное и всестороннее изучение необходимо и по расходной части Государственного бюджета СССР. Прежде всего следует проанализировать динамику расходов в разрезе отдельных

видов бюджета.

бюджета

Нередко на объеме расходов того нлн другого вида

сказывается передача финансирования предприятий

и отраслей

промышленности с союзного бюджета на государственные бюдже­ ты союзных республик или, наоборот, с бюджетов республик на союзный бюджет, как было, например, в 1966 г. в связи с ликвида­ цией совнархозов и организацией ряда союзных министерств.

Изучается динамика расходов и по основным направлениям: на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, содержа­ ние органов государственного управления и судебных органов, а также по отраслям, группам, видам учреждений и т. д. Однако иметь данные лишь о росте расходов как в абсолютных суммах, так и в процентах к той или другой базе еще недостаточно. Чтобы получить полное и ясное представление об изменениях, происшед­ ших в расходах бюджета, необходимо изучить и проанализировать их структуру. Такое изучение проводится не только в отношении Государственного бюджета СССР в целом, но и свода государст­ венных бюджетов союзных республик, а также бюджетов каждой союзной республики в отдельности.

Чтобы

знать взаимоотношения отдельных видов бюджетов, в

таблицах,

характеризующих доходы государственных бюджетов

союзных республик, после итога доходов указывается сумма поступлений средств из союзного бюджета и приводится общая сумма доходов. Так же строится таблица по расходам. После ито­ га действительных расходов указывается сумма, переданная в союзный бюджет, а затем приводится вся сумма расходов.

Приведем таблицу, характеризующую объем Государственного бюджета РСФСР и его взаимоотношение с союзным бюджетом в

1970 г. (см. табл. 1.8).

При своде расходов государственных бюджетов союзных рес­ публик в целях определения их общего объема в подсчет включает­ ся по каждой республике первый итог, который соответствует сум­ ме действительных расходов бюджета. Средства же, переданные в союзный бюджет по взаимным расчетам, при этом не учитываются. В таком же порядке определяется и общий объем местных бюдже­ тов.

До 1956 г. действовала другая методика определения объемов бюджетов союзных республик. В разделе доходов средства, полу­

ченные из союзного бюджета,

и в разделе

расходов средства,

переданные в союзный бюджет,

отражались не

в полных суммах,

как это делается теперь, а в суммах сальдо этих счетов. Таким об­

разом,

по старой методике в приведенном примере в доходах по

статье

«Поступило из союзного бюджета по взаимным расчетам»

было бы не 3699 млн. руб., а 2581 млн. руб. (3699—1118) и, следо­ вательно, общий объем доходов и расходов был бы на 1118 млн. руб. меньше. Это обстоятельство необходимо учитывать при ана-

25