ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Показатель расчетной рентабельности также определяется по плану и фактически.
При определении планового показателя расчетной рентабель ности из общей величины балансовой прибыли по плану (за исключением прибыли, используемой в особом порядке) необхо димо вычесть плановые суммы платы за производственные фонды,
фиксированные (рентные) |
платежи |
и проценты за |
банковский |
|
кредит. |
__ |
|
|
|
В этом случае знаменатель (2Ф) |
рассчитывается |
как средняя |
||
стоимость производственных |
фондов, |
за которые |
предприятие |
|
вносит в установленном размере плату. |
Этот установленный про |
цент платы за фонды относится не ко всем производственным фондам. В соответствии с действующими нормативными докумен
тами |
не |
вносится плата |
за производственные фонды, созданные |
||
за счет |
фонда развития |
производства — в течение |
двух |
лет и за |
|
счет |
кредита банка — до |
погашения целевых ссуд. |
Не |
вносится |
плата за фонды по вновь введенным крупным производственным установкам до освоения ими проектной производственной мощно сти с учетом утвержденных отраслевых нормативов и другие в со ответствии с установленными льгдтами.
При определении фактической расчетной рентабельности в чис лителе будет фактический объем балансовой прибыли, из кото
рой |
исключаются прибыль, полученная |
от завышения оптовых |
цен |
и тарифов, прибыль, используемая |
в особом порядке, при |
быль, внесенная в фонд досрочного завершения пятилетки, плата за фонды, проценты за банковский кредит и фиксированные (рентные) платежи; в знаменателе — фактическая средняя стои мость производственных фондов, рассчитанная по фактическим (отчетным) данным без учета фондов, по которым не производит ся плата, но с учетом сверхплановых запасов неустановленного оборудования, не прокредитованных банком. Показатель расчет ной рентабельности принимается во внимание при определении нормативов отчислений в фонды материального поощрения.
Рассмотренные показатели рентабельности — общей и расчет ной — носят название показателей рентабельности производствен ных фондов. В настоящее время эти показатели получили широкое распространение. На ряде предприятий они устанавливаются в виде задания и по отдельным хозрасчетным подразделениям. Задача статистики финансов заключается в постоянном сопостав лении показателей по этим подразделениям с установленным за данием.
Применяется и другой показатель рентабельности. Он рассчи
тывается по формуле |
|
|
2 |
П |
2 <?(р—г) |
К р = |
Х100 = |
х ю о * |
2 |
z q |
2 z q |
Это показатель рентабельности реализованной продукции.
В отличие от показателя общей рентабельности, отражающего эффективность авансированных затрат, в рентабельности реали
215
зованной продукции отражается эффективность текущих затрат. Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, удельного веса затрат на производство в общем их объеме, рентабельность же производственных фондов также зависит от этих факторов, но не только от них, а и от эффективности использования основных и оборотных фондов, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продук ции детализирует более общий показатель рентабельности произ водственных фондов.
Важное место в статистике рентабельности занимает индекс ный метод. Зная показатели рентабельности за два и более перио да, для характеристики ее динамики определяют индексы рента
бельности. Индекс динамики |
рентабельности производственных |
||
фондов определяется по формуле |
|
|
|
|
2 I I1 |
2 |
По |
Р |
2 Ф і |
2 |
Фо |
производств. |
|
|
|
фондов
Этот индекс характеризует изменение рентабельности в отчет ном периоде по сравнению с базисным. Он может быть исчислен и по показателям общей и расчетной рентабельности в виде ин декса планового задания и индекса выполнения плана по уровню рентабельности.
Рассмотрим пример. По предприятию имеются следующие ус
ловные данные.
Т а б л и ц а 11.1
|
|
|
|
Отчетный период |
|
|
|
Показатели |
Базисный |
|
|
|
|
период |
по плану |
фактически |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
||
Балансовая прибыль, |
принятая |
при исчислении |
40 |
44 |
|
рентабельности |
(млн. р у б .)................................... |
35 |
|||
Средняя годовая стоимость |
производственных' |
444,4 |
400 |
||
фондов, млн. руб................................................ |
) |
437,5 |
|||
Рентабельность |
( % |
8 |
9 |
11 |
Индекс планового задания по уровню рентабельности равня ется:
/ Рпл = 4 = 1 ,1 2 5 .
Индекс динамики рентабельности:
/ р |
11 |
= 1,375. |
= — |
||
Ндии |
8 |
> ^ |
Индекс выполнения плана |
по уровню рентабельности: |
/р = ~ = 1,222.
выполи.пл
216
Все эти индексы учитывают влияние изменения |
двух укруп |
|
ненных факторов — объема |
прибыли и стоимости производствен |
|
ных фондов — и являются, |
таким образом, индексами |
переменно |
го состава относительно совокупности производственных фондов. Несколько иначе выглядят индексы рентабельности реализо ванной продукции. Они могут быть исчислены как по совокупно сти выпускаемой предприятием продукции, так и по каждому ви
ду |
изделий. |
|
совокупности реализован |
Индекс динамики рентабельности |
|||
ной |
продукции исчисляется по |
формуле |
|
|
г |
2 Пі |
Е По |
|
'Рреалязов. ~ |
£ |
' 2 г0«?о |
|
ирод |
|
|
Индекс рентабельности реализованной продукции можно вы разить и в виде индекса среднего уровня рентабельности, т. е.
по формуле
Spryi_
2ро-уо
Это также индекс рентабельности переменного состава. Он учитывает влияние двух факторов: изменения уровня рентабель ности и структурного фактора.
В связи с тем, что уровень рентабельности является одним из фондообразующих показателей, важное значение имеет экономи ко-статистический анализ изменения рентабельности за счет изме нения структуры производства при одновременном улучшении ассортимента и повышении качества продукции. Это особенно важно при обосновании плановых показателей рентабельности. Поэтому необходимо рассчитывать и индекс рентабельности фик сированного состава. Такой индекс применительно к рентабельно сти продукции можно определить по формуле
г_ 2рі-уі
1р фпксир. — |
ѵ„ |
' |
состава |
Sp0-yt |
|
где у — удельный вес отдельных видов продукции; р — рентабельность отдельных видов продукции.
Индекс рентабельности фиксированного состава не учитывает изменение структурного фактора, влияние которого можно опре делить особо.
Изменение рентабельности за счет сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции или за счет изменения удельных весов отдельных видов реализованной продукции, удельного веса от дельных предприятий в общем выпуске продукции главка, объе динения учитывает индекс рентабельности структурных сдвигов. Расчет этого индекса производится на основе использования из вестной в статистике взаимосвязи индексов переменного и фикси рованного состава:
структур. |
перемен.состава |
|
/р фи ксир.состава |
||
сдвигов |
217
или |
2р 0-уі |
|
Л> структур, |
||
------------------------ « |
||
2р„-уо |
||
сдвигов |
Если, например, индекс рентабельности реализованной про дукции переменного состава равняется 1,079, индекс фиксирован ного состава 0,73, то влияние изменения структуры выпуска про дукции приводит к росту рентабельности на 47,8%, о чем свиде
тельствует индекс |
рентабельности структурных сдвигов: |
J ^ |
= |
= 1,478. |
массовом пересмотре оптовых цен в |
1967 |
г. |
При последнем |
рентабельность по промышленности СССР в целом была принята в размере 15% к стоимости производственных фондов. Этот нор матив обосновывался уровнем сложившейся в народном хозяйст ве эффективности общественного производства.
Сохранение уровня рентабельности в размере, значительно превышающем нормативный показатель, может привести к тому, что уровень оптовых цен на промышленную продукцию по срав нению с ценами других отраслей будет относительно выше. Очевидно, такое положение не создает должной заинтересованно сти предприятий в выпуске более эффективных видов продукции, в обновление ассортимента изделий. Поэтому особое значение имеет экономически обоснованный уровень цен и своевременный их пересмотр с учетом изменившихся условий производства и реализации продукции.
Оценка деятельности промышленных предприятий по показа телю прибыли и уровню рентабельности создает заинтересован ность в сохранении сложившегося уровня цен. Снижение их по этому должно создавать предпосылки для относительного уде шевления новой продукции, что возможно при уменьшении рента бельности морально устаревших изделий. В то же время на прак тике имеют место случаи, когда новые изделия для изготовите лей оказываются экономически невыгодными, так как их рента бельность ниже, чем рентабельность основной продукции.
Важная задача финансовой статистики — обосновать приме нение оптовых цен, особенно по временным и разовым заказам. Временные и разовые заказы, как правило, обеспечивают неоправ данно высокий уровень рентабельности изделий.
§ 5. Финансовая статистика подробно рассматривает влияние отдельных факторов на выполнение плана по прибыли и рента бельность предприятия.
На объем сверхплановой прибыли оказывает влияние целый ряд факторов. Остановимся на важнейших из них, имеющих опре деляющее значение. Это изменение себестоимости, объема реали зованной продукции, оптовых цен, структурные сдвиги в ассорти менте продукции, внепроизводственные расходы.
На сверхплановую прибыль влияет прежде всего объем реа лизованной продукции. Изменение объема реализации характе ризуется индексом физического объема реализации, который определяется по формуле
218
j |
2*7і ‘/?пл |
• |
|
|
l q реализации = ~ = г |
~ |
|
||
|
|
ал'рпл |
|
|
Далее путем умножения планового объема прибыли |
(ЕППл) |
|||
на процент прироста реализации |
(/дХІ00—100) находим |
сверх |
||
плановую прибыль, полученную |
за |
счет |
перевыполнения |
плана |
по объему реализации продукции. Обозначим изменение прибыли
за счет этого |
фактора АП. Тогда ДП = 2ППлГ/дХ 100—100). Эта |
формула даст |
суммовое выражение влияния объема реализации |
на сверхплановую прибыль.
Влияние изменения фактического уровня себестоимости едини цы продукции можно определить как разность между плановой производственной себестоимостью фактически реализованной про
дукции |
и фактической себестоимостью |
реализованной |
продук |
|
ции. Прирост сверхплановой прибыли за |
счет этого |
фактора ра |
||
вен: |
|
|
|
|
|
ДП = 22пл<7і-2гі<7і * |
|
|
|
Для |
определения влияния изменения |
оптовых |
цен |
восполь |
зуемся составными частями индекса цен. Формула этого индекса, как известно,
_ ^Чі-Рі
^^Qi’Pnn
Разница между стоимостью фактически реализованной товарной продукции по фактическим оптовым ценам и стоимостью реализо ванной товарной продукции по плановым оптовым ценам и будет характеризовать влияние этого фактора:
АП = 2<7г /?і -2<7г /7іш |
• |
Наряду с ростом объема реализации |
на сверхплановую при |
быль оказывают влияние и структурные |
сдвиги в ассортименте |
реализованной продукции, которые находят выражение в увеличе нии или уменьшении удельного веса отдельных изделий с разным уровнем рентабельности. Себестоимость планового ассортимента установлена в плане и равна 2гпл-<7пл. Если бы рост физического объема реализации происходил идеально в соответствии с плано
вым |
ассортиментом, |
то плановая производственная себестои |
мость |
фактически |
реализованной продукции была бы равна |
^ i Z n n ’Q u n ’I q реализации- |
Использование здесь именно уровня производ |
ственной себестоимости диктуется тем, что необходимо особо рассматривать влияние на выполнение плана по прибыли еще и непроизводственных расходов. В действительности же плановая себестоимость фактической реализации составляет 22пл-<7і- Раз ница между этими величинами есть результат ассортиментных
СДВИГОВ. Или ДП = 2гПл-<7і 22пл ’ Q m i ' I q реализации-
Если 2 г п л - ^ і> 2 г Пл-<7пл-/д реализации, то налицо увеличение себе стоимости в результате влияния структурного фактора и соответ ственное уменьшение на эту величину прибыли. И наоборот, если
2гцл-<7i< Z znn-<7nn-/g реализации, то имеет место снижение
219