Файл: Статистика финансов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дии способствует более полному удовлетворению общественных потребностей, расширению и улучшению ассортимента и повыше­ нию качества продукции, т. е. решению задач, наиболее актуаль­ ных для нашей промышленности в настоящее время.

Оценка работы предприятий по выполнению плана реализации повышает внимание руководителей предприятий к вопросам сбыта и финансовой деятельности, к вопросам эффективности производ­ ства. Оценка по реализации положительно сказывается и на рит­ мичности производства. Изделия, произведенные в последние дни месяца, даже если предприятие успеет отгрузить их потребителям, будут оплачены, как правило, не в текущем месяце, а лишь в сле­ дующем. Таким образом «штурмовщина» в последние дни месяца теряет экономический смысл.

Основная часть реализованной продукции — продукция, произ­ веденная в отчетном периоде, отгруженная покупателям и опла­ ченная ими. Кроме того, в объем реализации входит стоимость продукции, произведенной до отчетного периода, но реализованной

вотчетном периоде, а именно:

остатки готовой продукции, находящейся к началу отчетно­ го периода на складе предприятия, отгруженные в течение отчет­ ного периода и оплаченные покупателями;

продукция, отгруженная потребителям в предыдущем пери­

оде, деньги за которую поступили на расчетный счет поставщика

вотчетном периоде;

продукция, находящаяся на ответственном хранении у поку­ пателей и оплаченная ими в отчетном периоде.

Это соотношение между реализованной и товарной продукцией может быть охарактеризовано следующим образом:

Ѵ р = Ѵт ± А о ’

где Ѵр — объем реализованной продукции; Ѵт— объем товарной продукции;

До — прирост (убыль) остатков нереализованной продукции; прирост остатков вычитается, а уменьшение нереализо­ ванной продукции прибавляется.

Остатки нереализованной товарной продукции состоят из раз­ личных по экономическому содержанию составных частей. Сюда включаются:

1)остатки готовой продукции непосредственно на складе;

2)товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

3)так называемые неотфактурованные поставки, т. е. товар­ ная продукция в погруженных и даже отправленных вагонах, на которую не оформлены транспортные или платежные документы;

4)товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупате­

лями;

5)товары, находящиеся на ответственном хранении у покупа­ телей ввиду отказа от акцепта счетов поставщиков.

Статистика финансов строго следит за структурой остатков не­ реализованной продукции по перечисленным статьям. Это позво­ ляет вовремя применять необходимые санкции к неаккуратным

206


покупателям, принимать меры для своевременного получения пла­ тежей за товарную продукцию.

Обеспечение нормального ритма реализации во многом зависит от регулярной отгрузки продукции. В связи с этим возрастает роль показателей отгрузки готовой продукции. Они тесно связаны с по­ казателем реализации и в значительной мере определяют его.

Статистика отгрузки готовой продукции должна носить опера­ тивный характер. Сопоставление фактической отгрузки с плановой внутри месяца дает информацию для принятия решений, обеспе­ чивающих выполнение плана по объему отгрузки и, следователь­ но, по объему реализации. Исчисляется показатель выполнения плана по объему отгруженной продукции как отношение стоимо­ сти фактически отгруженной продукции к плановому объему от­ грузки за данный период. При анализе выполнения плана целе­ сообразно также рассчитывать показатели ритмичности отгрузки продукции.

Эти показатели могут быть исчислены различно. Например, в виде показателя частоты выполнения календарного графика от­ грузки за месяц или другой период. Показатель определяется отне­ сением числа дней, в которые календарный график отгрузки был выполнен, к общему числу дней работы предприятия за месяц или к числу дней в календарном периоде, если отгрузка продукции за­ планирована и в выходные, праздничные дни.

Можно исчислить коэффициент ритмичности по формуле

2 0 ф а к т " Ь 2 <3план

2Q п л а н

Вчислителе — объем фактически отгруженной продукции за

время (в днях), когда отгрузка была меньше плановой (2<ЗфаКт), и продукции за время, когда фактическая отгрузка была больше плановой (2(?план), а в знаменателе — плановый объем отгружен­ ной продукции за данный период, Существуют и другие показате­ ли, характеризующие ритмичность и аритмичность отгрузки про­ дукции и используемые статистикой финансов.

Коммерческая служба предприятия для оперативного учета объема отгруженной продукции в натуре определяет также пока­ затели количества вагоноподач, отгруженных вагонов, автомобилеподач и т. д. В стоимостном выражении по ходу отгрузки опре­ деляется также показатель реализованной продукции по счетам, предъявленным покупателям и сданным на инкассо.

§ 2. Обобщающим показателем, характеризующим практиче­ скую деятельность предприятия, является прибыль. Вместе с тем это важнейший показатель экономической эффективности произ­ водства.

Для предприятий, переведенных на новую систему планирова­ ния и экономического стимулирования, прибыль является основ­ ным централизованно планируемым и утверждаемым вышестоя­ щей организацией показателем, по которому производится оценка хозяйственной деятельности.

Показатель прибыли характеризует объем чистого дохода

207


предприятия. С народнохозяйственной точки зрения чистый доход

предприятия состоит из двух составных частей — налога с

обо­

рота и прибыли. И налог с оборота, и прибыль — важнейшие

ис­

точники доходов государственного бюджета. Одна часть прибыли предприятия направляется в государственный бюджет, а другая оставляется в распоряжении предприятия.

Показателем общей суммы прибыли, полученной предприятием,

является так называемая балансовая прибыль. В состав балансо­ вой прибыли входят:

прибыль от реализации товарной продукции, т. е. от реали­ зации изделий, работ и услуг промышленного характера;

■— прибыль от прочей реализации продукции, т. е. от реализа­ ции работ и услуг непромышленного характера, а также продук­ ции, произведенной подсобными хозяйствами, находящимися на балансе предприятия (подсобного сельского хозяйства, заготови­ тельных организаций, автохозяйств, лесохозяйств и др.);

планируемая внереализационная прибыль, или прибыль от других хозяйственных операций, т. е. доходы и расходы предприя­ тий, непосредственно не связанные с производством и реализаци­ ей продукции. К их числу относятся: прибыль (убыток) от прода­ жи (покупки) деревянной и стеклянной тары; разница между рас­ четными ценами, по которым производится реализация продукции,

иоптовыми ценами предприятий, по которым определяется плано­ вый выпуск продукции (в некоторых отраслях пищевой промыш­ ленности); расходы на содержание законсервированных в установ­ ленном порядке участков, цехов и др.

Балансовая прибыль определяется в виде планового и факти­ ческого показателей. Показатель плановой балансовой прибыли рассчитывается в двух ценах: в ценах базисного (предшествую­ щего) периода и в плановых ценах.

За счет балансовой прибыли покрываются убытки жилищнокоммунального хозяйства, производятся расходы на содержание пионерских лагерей и детских учреждений. Но в объемный пока­ затель балансовой прибыли эти расходы не входят. Они являются показателями, характеризующими процесс распределения и ис­ пользования прибыли.

Существует также показатель расчетной прибыли. Этот пока­ затель получается при вычитании из балансовой прибыли платы

за

производственные фонды,

фиксированных (рентных)

платежей

и

процентов, уплаченных из

прибыли за пользование

кредитом.

Основную часть балансовой прибыли (95—99%) составляет при­ быль от реализации товарной продукции.

Как известно, оценка выполнения плана по выпуску продукции на большинстве предприятий производится по показателю реали­ зованной продукции, отражающему связь объема и качества производимой продукции с интересами потребителя.

В этом отношении прибыль от реализации сохраняет положи­ тельные черты показателя реализованной продукции. Ее объем тесно связан с важнейшей задачей социалистического производст­

208


ва — наиболее полным удовлетворением потребностей общества. В прибыли отражается и экономический эффект повышения каче­ ства: на изделия с лучшими потребительскими свойствами уста­ навливаются более высокие цены.

Прибыль от реализации продукции представляет собой раз­ ность между стоимостью продукции в оптовых ценах предприятия, по которым изделия проданы (без налога с оборота), и затратами на производство этих изделий, т. е. полной себестоимостью реали­ зованной продукции.

Величина прибыли от реализации равна:

2 П = 2 - 2 г? = 2 <7 (/?- z ),

где q — количество реализованной продукции;

р — оптовая

цена предприятия за единицу продукции;

г — полная

себестоимость единицы продукции.

После соответствующих букв обычно проставляются обозначе­

ния того или иного периода. Например, прибыль от реализации

продукции в отчетном периоде в неизменных оптовых ценах рав­ няется

2 П, = 2 / ѵ <7i - 2 Zi-qi

Отрицательная величина этого выражения говорит о наличии не прибыли, а убытка, так как в данном случае издержки произ­ водства будут больше стоимости реализованной продукции. Такое положение не характерно для социалистической промышленности и представляет исключение. Убыток на планово-убыточных пред­ приятиях (при условии, когда 22'пл-^пл>2рпл-?пл) покрывается по-разному: за счет внутриведомственного перераспределения при­ были рентабельных предприятий или за счет дотаций из государ­ ственного бюджета.

На ряде предприятий величина прибыли от реализации не име­ ет практического значения вследствие соответствия полной себе­

стоимости

изделий их

стоимости

по оптовым ценам пред­

приятия.

Такие предприятия не

относятся ни к убыточ­

ным, ни к прибыльным

(рентабельным) и являются безубыточны­

ми). Таким образом, по значимости показателя объема прибыли финансовая статистика подразделяет промышленные предприятия на прибыльные, убыточные и безубыточные.

Получить возрастающую прибыль можно за счет различных факторов, как экстенсивных, так и интенсивных. К первым отно­ сятся рост объема основных фондов и наиболее активной их ча­ сти— производственного оборудования: увеличение численности работающих и как следствие рост выпуска продукции за счет этих факторов. К группе интенсивных факторов относятся совершенст­ вование техники и технологии производства, увеличение сменности работы оборудования и на этой основе увеличение выпуска про­ дукции на единицу основных фондов, повышение производитель­ ности рабочих и фондоотдачи, изыскание резервов и как следствие снижение издержек производства, т. е. снижение себестоимости. В исследовании этих факторов финансовая статистика тесно смы­ кается с анализом хозяйственной деятельности предприятия.

Н. Заказ 6522

.209


Таков далеко не полный перечень факторов, оказывающих влия­ ние на прибыль и выполнение плана по прибыли. Мера влияния важнейших из этих факторов будет рассмотрена в дальнейшем. Здесь лишь следует подчеркнуть, что ряд факторов не зависит от деятельности предприятия (например, изменение оптовых цен), другие являются следствием успешной работы предприятия и ха­ рактеризуют повышение эффективности производства (например, рост фондоотдачи основных фондов). В связи с этим общее срав­ нение планового и фактического объема полученной прибыли и определение процента выполнения плана по прибыли необходимо дополнять определением влияния отдельных факторов на прибыль.

§ 3. Показатели, характеризующие использование прибыли, ох­ ватывают как ту часть прибыли, которая направляется в центра­ лизованном порядке в государственный бюджет, так и ту часть, которая остается в распоряжении предприятия. Эти показатели получили широкое распространение и развитие в связи с проведе­ нием экономической реформы.

В настоящее время установлено три формы платежей в бюджет из прибыли предприятий: плата за производственные фонды, фик­ сированные (рентные) платежи, взнос свободного остатка прибы­ ли. Важная задача финансовой статистики состоит в обосновании дифференцированного подхода к определению этих показателей.

Показатель платы за производственные фонды определяется в процентах к стоимости основных производственных фондов, за исключением необлагаемой части (см. стр. 215), плюс стоимость оборотных средств в пределах установленных нормативов при пла­ новых расчетах или плюс стоимость сверхнормативных непрокредитованных банком запасов неустановленного оборудования и нор­ мируемых товарно-материальных ценностей фактически.

Нормативы платы за производственные фонды устанавливаются министерствами и советами министров союзных республик по сог­ ласованию с Межведомственной комиссией при Госплане СССР и составляют 3 или 6% стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Это годовой норматив (Нг). За меньшие промежутки времени — 9 месяцев, полугодие, квартал, месяц — берется соответственно 3/4НГ, ѴгНг, 'ДҢ, и і/12Нг.

Установленный годовой норматив платы за производственные фонды применяется к средней годовой стоимости основных произ­ водственных фондов и нормируемых оборотных средств, которая исчисляется по формуле обычной средней хронологической на ос­ нове фактических месячных данных о фондах. Таким образом, средняя годовая стоимость основных производственных фондов равна:

_

У1 ,

,

 

,

, у

 

 

~ - + У г + У * + - - - + ~

 

 

где уі, г/2. ...»г/із — фактические

 

стоимостные

остатки

фондов на

начало

каждого

месяца в течение

года: у і — на

1/1. У2 — на

1/ІІ

,...,

у із — на

1/1 следующего года.

210