ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
дии способствует более полному удовлетворению общественных потребностей, расширению и улучшению ассортимента и повыше нию качества продукции, т. е. решению задач, наиболее актуаль ных для нашей промышленности в настоящее время.
Оценка работы предприятий по выполнению плана реализации повышает внимание руководителей предприятий к вопросам сбыта и финансовой деятельности, к вопросам эффективности производ ства. Оценка по реализации положительно сказывается и на рит мичности производства. Изделия, произведенные в последние дни месяца, даже если предприятие успеет отгрузить их потребителям, будут оплачены, как правило, не в текущем месяце, а лишь в сле дующем. Таким образом «штурмовщина» в последние дни месяца теряет экономический смысл.
Основная часть реализованной продукции — продукция, произ веденная в отчетном периоде, отгруженная покупателям и опла ченная ими. Кроме того, в объем реализации входит стоимость продукции, произведенной до отчетного периода, но реализованной
вотчетном периоде, а именно:
—остатки готовой продукции, находящейся к началу отчетно го периода на складе предприятия, отгруженные в течение отчет ного периода и оплаченные покупателями;
—продукция, отгруженная потребителям в предыдущем пери
оде, деньги за которую поступили на расчетный счет поставщика
вотчетном периоде;
—продукция, находящаяся на ответственном хранении у поку пателей и оплаченная ими в отчетном периоде.
Это соотношение между реализованной и товарной продукцией может быть охарактеризовано следующим образом:
Ѵ р = Ѵт ± А о ’
где Ѵр — объем реализованной продукции; Ѵт— объем товарной продукции;
До — прирост (убыль) остатков нереализованной продукции; прирост остатков вычитается, а уменьшение нереализо ванной продукции прибавляется.
Остатки нереализованной товарной продукции состоят из раз личных по экономическому содержанию составных частей. Сюда включаются:
1)остатки готовой продукции непосредственно на складе;
2)товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;
3)так называемые неотфактурованные поставки, т. е. товар ная продукция в погруженных и даже отправленных вагонах, на которую не оформлены транспортные или платежные документы;
4)товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупате
лями;
5)товары, находящиеся на ответственном хранении у покупа телей ввиду отказа от акцепта счетов поставщиков.
Статистика финансов строго следит за структурой остатков не реализованной продукции по перечисленным статьям. Это позво ляет вовремя применять необходимые санкции к неаккуратным
206
покупателям, принимать меры для своевременного получения пла тежей за товарную продукцию.
Обеспечение нормального ритма реализации во многом зависит от регулярной отгрузки продукции. В связи с этим возрастает роль показателей отгрузки готовой продукции. Они тесно связаны с по казателем реализации и в значительной мере определяют его.
Статистика отгрузки готовой продукции должна носить опера тивный характер. Сопоставление фактической отгрузки с плановой внутри месяца дает информацию для принятия решений, обеспе чивающих выполнение плана по объему отгрузки и, следователь но, по объему реализации. Исчисляется показатель выполнения плана по объему отгруженной продукции как отношение стоимо сти фактически отгруженной продукции к плановому объему от грузки за данный период. При анализе выполнения плана целе сообразно также рассчитывать показатели ритмичности отгрузки продукции.
Эти показатели могут быть исчислены различно. Например, в виде показателя частоты выполнения календарного графика от грузки за месяц или другой период. Показатель определяется отне сением числа дней, в которые календарный график отгрузки был выполнен, к общему числу дней работы предприятия за месяц или к числу дней в календарном периоде, если отгрузка продукции за планирована и в выходные, праздничные дни.
Можно исчислить коэффициент ритмичности по формуле
2 0 ф а к т " Ь 2 <3план
2Q п л а н
Вчислителе — объем фактически отгруженной продукции за
время (в днях), когда отгрузка была меньше плановой (2<ЗфаКт), и продукции за время, когда фактическая отгрузка была больше плановой (2(?план), а в знаменателе — плановый объем отгружен ной продукции за данный период, Существуют и другие показате ли, характеризующие ритмичность и аритмичность отгрузки про дукции и используемые статистикой финансов.
Коммерческая служба предприятия для оперативного учета объема отгруженной продукции в натуре определяет также пока затели количества вагоноподач, отгруженных вагонов, автомобилеподач и т. д. В стоимостном выражении по ходу отгрузки опре деляется также показатель реализованной продукции по счетам, предъявленным покупателям и сданным на инкассо.
§ 2. Обобщающим показателем, характеризующим практиче скую деятельность предприятия, является прибыль. Вместе с тем это важнейший показатель экономической эффективности произ водства.
Для предприятий, переведенных на новую систему планирова ния и экономического стимулирования, прибыль является основ ным централизованно планируемым и утверждаемым вышестоя щей организацией показателем, по которому производится оценка хозяйственной деятельности.
Показатель прибыли характеризует объем чистого дохода
207
предприятия. С народнохозяйственной точки зрения чистый доход
предприятия состоит из двух составных частей — налога с |
обо |
рота и прибыли. И налог с оборота, и прибыль — важнейшие |
ис |
точники доходов государственного бюджета. Одна часть прибыли предприятия направляется в государственный бюджет, а другая оставляется в распоряжении предприятия.
Показателем общей суммы прибыли, полученной предприятием,
является так называемая балансовая прибыль. В состав балансо вой прибыли входят:
—прибыль от реализации товарной продукции, т. е. от реали зации изделий, работ и услуг промышленного характера;
■— прибыль от прочей реализации продукции, т. е. от реализа ции работ и услуг непромышленного характера, а также продук ции, произведенной подсобными хозяйствами, находящимися на балансе предприятия (подсобного сельского хозяйства, заготови тельных организаций, автохозяйств, лесохозяйств и др.);
—планируемая внереализационная прибыль, или прибыль от других хозяйственных операций, т. е. доходы и расходы предприя тий, непосредственно не связанные с производством и реализаци ей продукции. К их числу относятся: прибыль (убыток) от прода жи (покупки) деревянной и стеклянной тары; разница между рас четными ценами, по которым производится реализация продукции,
иоптовыми ценами предприятий, по которым определяется плано вый выпуск продукции (в некоторых отраслях пищевой промыш ленности); расходы на содержание законсервированных в установ ленном порядке участков, цехов и др.
Балансовая прибыль определяется в виде планового и факти ческого показателей. Показатель плановой балансовой прибыли рассчитывается в двух ценах: в ценах базисного (предшествую щего) периода и в плановых ценах.
За счет балансовой прибыли покрываются убытки жилищнокоммунального хозяйства, производятся расходы на содержание пионерских лагерей и детских учреждений. Но в объемный пока затель балансовой прибыли эти расходы не входят. Они являются показателями, характеризующими процесс распределения и ис пользования прибыли.
Существует также показатель расчетной прибыли. Этот пока затель получается при вычитании из балансовой прибыли платы
за |
производственные фонды, |
фиксированных (рентных) |
платежей |
и |
процентов, уплаченных из |
прибыли за пользование |
кредитом. |
Основную часть балансовой прибыли (95—99%) составляет при быль от реализации товарной продукции.
Как известно, оценка выполнения плана по выпуску продукции на большинстве предприятий производится по показателю реали зованной продукции, отражающему связь объема и качества производимой продукции с интересами потребителя.
В этом отношении прибыль от реализации сохраняет положи тельные черты показателя реализованной продукции. Ее объем тесно связан с важнейшей задачей социалистического производст
208
ва — наиболее полным удовлетворением потребностей общества. В прибыли отражается и экономический эффект повышения каче ства: на изделия с лучшими потребительскими свойствами уста навливаются более высокие цены.
Прибыль от реализации продукции представляет собой раз ность между стоимостью продукции в оптовых ценах предприятия, по которым изделия проданы (без налога с оборота), и затратами на производство этих изделий, т. е. полной себестоимостью реали зованной продукции.
Величина прибыли от реализации равна: |
|
2 П = 2 - 2 г? = 2 <7 (/?- z ), |
|
где q — количество реализованной продукции; |
|
р — оптовая |
цена предприятия за единицу продукции; |
г — полная |
себестоимость единицы продукции. |
После соответствующих букв обычно проставляются обозначе |
|
ния того или иного периода. Например, прибыль от реализации |
продукции в отчетном периоде в неизменных оптовых ценах рав няется
2 П, = 2 / ѵ <7i - 2 Zi-qi •
Отрицательная величина этого выражения говорит о наличии не прибыли, а убытка, так как в данном случае издержки произ водства будут больше стоимости реализованной продукции. Такое положение не характерно для социалистической промышленности и представляет исключение. Убыток на планово-убыточных пред приятиях (при условии, когда 22'пл-^пл>2рпл-?пл) покрывается по-разному: за счет внутриведомственного перераспределения при были рентабельных предприятий или за счет дотаций из государ ственного бюджета.
На ряде предприятий величина прибыли от реализации не име ет практического значения вследствие соответствия полной себе
стоимости |
изделий их |
стоимости |
по оптовым ценам пред |
приятия. |
Такие предприятия не |
относятся ни к убыточ |
|
ным, ни к прибыльным |
(рентабельным) и являются безубыточны |
ми). Таким образом, по значимости показателя объема прибыли финансовая статистика подразделяет промышленные предприятия на прибыльные, убыточные и безубыточные.
Получить возрастающую прибыль можно за счет различных факторов, как экстенсивных, так и интенсивных. К первым отно сятся рост объема основных фондов и наиболее активной их ча сти— производственного оборудования: увеличение численности работающих и как следствие рост выпуска продукции за счет этих факторов. К группе интенсивных факторов относятся совершенст вование техники и технологии производства, увеличение сменности работы оборудования и на этой основе увеличение выпуска про дукции на единицу основных фондов, повышение производитель ности рабочих и фондоотдачи, изыскание резервов и как следствие снижение издержек производства, т. е. снижение себестоимости. В исследовании этих факторов финансовая статистика тесно смы кается с анализом хозяйственной деятельности предприятия.
Н. Заказ 6522 |
.209 |
Таков далеко не полный перечень факторов, оказывающих влия ние на прибыль и выполнение плана по прибыли. Мера влияния важнейших из этих факторов будет рассмотрена в дальнейшем. Здесь лишь следует подчеркнуть, что ряд факторов не зависит от деятельности предприятия (например, изменение оптовых цен), другие являются следствием успешной работы предприятия и ха рактеризуют повышение эффективности производства (например, рост фондоотдачи основных фондов). В связи с этим общее срав нение планового и фактического объема полученной прибыли и определение процента выполнения плана по прибыли необходимо дополнять определением влияния отдельных факторов на прибыль.
§ 3. Показатели, характеризующие использование прибыли, ох ватывают как ту часть прибыли, которая направляется в центра лизованном порядке в государственный бюджет, так и ту часть, которая остается в распоряжении предприятия. Эти показатели получили широкое распространение и развитие в связи с проведе нием экономической реформы.
В настоящее время установлено три формы платежей в бюджет из прибыли предприятий: плата за производственные фонды, фик сированные (рентные) платежи, взнос свободного остатка прибы ли. Важная задача финансовой статистики состоит в обосновании дифференцированного подхода к определению этих показателей.
Показатель платы за производственные фонды определяется в процентах к стоимости основных производственных фондов, за исключением необлагаемой части (см. стр. 215), плюс стоимость оборотных средств в пределах установленных нормативов при пла новых расчетах или плюс стоимость сверхнормативных непрокредитованных банком запасов неустановленного оборудования и нор мируемых товарно-материальных ценностей фактически.
Нормативы платы за производственные фонды устанавливаются министерствами и советами министров союзных республик по сог ласованию с Межведомственной комиссией при Госплане СССР и составляют 3 или 6% стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Это годовой норматив (Нг). За меньшие промежутки времени — 9 месяцев, полугодие, квартал, месяц — берется соответственно 3/4НГ, ѴгНг, 'ДҢ, и і/12Нг.
Установленный годовой норматив платы за производственные фонды применяется к средней годовой стоимости основных произ водственных фондов и нормируемых оборотных средств, которая исчисляется по формуле обычной средней хронологической на ос нове фактических месячных данных о фондах. Таким образом, средняя годовая стоимость основных производственных фондов равна:
_ |
У1 , |
, |
|
, |
, у™ |
|
|
~ - + У г + У * + - - - + ~ |
|
|
|||||
где уі, г/2. ...»г/із — фактические |
|
стоимостные |
остатки |
фондов на |
|||
начало |
каждого |
месяца в течение |
года: у і — на |
||||
1/1. У2 — на |
1/ІІ |
,..., |
у із — на |
1/1 следующего года. |
210