Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
В В Е Д Е Н И Е
Судовая энергетическая установка представляет собой сложный комплекс теп ловых двигателей, механизмов, устройств, аппаратов и систем, при помощи которых осуществляются процессы преобразования энергии, заключенной в топливе, в энер гию механическую, тепловую и электрическую. Энергия указанных видов необхо дима для обеспечения хода судна с заданной скоростью на всех режимах его работы, функционирования судовых систем и устройств, средств управления, навигации и связи, выполнения специальных задач, обусловленных назначением судна, а также для удовлетворения нужд экипажа и пассажиров.
Судовая энергетическая установка включает в себя:
— главную |
(пропульсивную) установку; |
|
— вспомогательные установки — электростанцию, парогенераторную, опресни |
||
тельную, холодильную, кондиционирования |
воздуха; |
|
— системы, |
обслуживающие установку, |
— топливную, охлаждения, смазки, |
газовыпускную, сжатого воздуха, вентиляции, автоматического управления и кон
троля; |
|
|
|
— хранилища рабочих тел — танки, бункеры, цистерны, баллоны; |
|
||
— магистрали — трубопроводы, |
кабели. |
|
|
Сложность СЭУ определяется многообразием и специфичностью задач, которые |
|||
она выполняет на различных режимах эксплуатации судна |
в морских |
условиях |
|
в отрыве от портов и баз, при значительной автономности плавания. |
|
||
Для'СЭУ характерна большая номенклатура оборудования и изделий, из которых |
|||
она комплектуется. Так, например, |
дизельная установка |
сухогруза |
дедвейтом |
около 10 тыс. т имеет в своем составе 80—90 сложных элементов (двигателей, меха низмов, парогенераторов, фильтров, теплообменных аппаратов и др.). На танкерах типа «София» дедвейтом 50 тыс. т с паротурбинной установкой длина трубопроводов достигает 60 км; а общее количество арматуры составляет несколько тысяч единиц. На судах морского и промыслового флота насчитывается до 70 систем различного назначения. На промысловой базе «Восток» длина трубопроводов систем энергети ческой установки, общесудовых и специальных систем составляет около 160 км [38].
Отказ любого из указанного множества элементов при некотором стечении обстоя тельств может вызвать тяжелые последствия для установки и судна в целом.
Рост энерговооруженности судов, переход к комплексной автоматизации, спе циализация в перевозке грузов и появление в связи с этим новых типов судов, воз растающие требования к повышению экономичности перевозок наводном транспор те — все это приводит к дальнейшему усложнению СЭУ и выдвигает вопросы ее надежности на первый план.
Задачи теории и практики надежности применительно к СЭУ. Наиболее ранние попытки количественно оценить надежность были сделаны в самолетостроении в 30-х годах: надежность измерялась числом отказов, которые могут привести к ава рии на 1 ч полета. Были выдвинуты определенные требования [4] относительно интенсивности аварий, которую в настоящее время можно оценить вероятностью безотказной работы Р (t) = 0,99999 для одночасового полета.
7
Другой областью техники, где проблема надежности стояла особенно остро, являлась радиоэлектроника. Это объяснялось - тем, что кроме ущерба, вызываемого отказами, ненадежная аппаратура требует больших затрат на ремонт. Так, в начале 50-х годов в США на ремонт электронной аппаратуры тратилось 2 долл, в год на каж дый доллар стоимости [4].
Крупные работы по вопросам надежности проведены в ракетной технике, в автомобильной и авиационной промышленности. Например, в настоящее время выпускаются автомобили с гарантией на пять лет (или 50 000 миль пробега) по сравнению с гарантией 90 дней (или 4000 миль пробега) в 1959 г. Известна также про грамма надежности работы систем запуска ракет на мысе Канаверал. Достижения в.этой области позволили за пять лет повысить процент удачных запусков спутни ков с 28 до 83% [98].
Отмеченный прогресс в авиационной и космической технике, радиоэлектронике, как и в других областях специальной техники, оказался возможным только благо даря обеспечению необходимого уровня надежности. Что же касается судового машиностроения, то здесь вопросы, связанные с надежностью СЭУ, получили свое развитие намного позже. Достаточно сказать, что по этому вопросу до 1962 г. в США была опубликована всего лишь одна статья.
Теория надежности является наукой, изучающей общие закономерности пове дения сложных систем, установок и элементов, из которых они состоят, с точки зре ния их надежности; она устанавливает методы расчета характеристик надежности, анализирует и устанавливает методы достижения оптимальной надежности в условиях эксплуатации. Математической основой этой науки являются вероятностные дис циплины: теория вероятностей, математическая статистика, теория массового обслу живания, теория случайных процессов и др.
Советские ученые А. И. Берг, Н. Г. Бруевич, Б. В. Гнеденко, А. М. Половко и многие другие внесли ценный вклад в развитие теории надежности. Отказы эле ментов рассматриваются в этих работах в качестве случайных событий. Характери стики надежности носят вероятностный характер, а информацию, необходимую для рас чета этих характеристик, получают после обработки статистических данных по отка зам отдельных элементов, из которых состоит рассчитываемая система или установка. Указанные данные собирают по результатам эксплуатации элементов на режимах, соответствующих работе установки, или получают в итоге специальных испытаний.
Решения в части повышения надежности СЭУ необходимо принимать на основа нии результатов комплексного сопоставления с другими мероприятиями по улучше нию характеристик СЭУ, в том числе по повышению тепловой экономичности. В ряде случаев мероприятия по повышению надежности могут дать больший экономический
эффект, чем повышение тепловой экономичности СЭУ. |
Так, |
по данным [100], для |
||
ПТУ |
мощностью |
Ne = 18 500 кВт при удельном |
расходе топлива Ье = |
|
= 0,27 |
кг/(кВт-ч) |
уменьшение этого расхода на 7 г/(кВт-ч), |
что во многих случаях |
связано с усложнением установки (например, введение еще одной ступени регене ративного отбора пара), и следовательно, с некоторым понижением ее надежности, дает такую годовую экономию, которая не может компенсировать убытки, если в результате отказа судно простоит в море трое суток.
При разработке технического задания на проектирование судна выдвигается ряд требований к его энергетической установке. В дальнейшем в ходе эскизного и тех нического проектирования путем ряда вариантных проработок эти требования уточ няются и включаются в проект как обязательные показатели (критерии), по которым производится оценка установки и сравнение ее с установками действующих судов и другими проектами.
Такими показателями являются тепловая экономичность, масса и габарит уста новки, маневренные свойства, строительная стоимость, условия обитаемости и ряд других показателей, которые зависят от типа и назначения судна.
В последнее время в число обязательных критериев оценки СЭУ при их проекти ровании включают также показатели надежности. При этом необходимо учитывать, что обеспечение необходимого уровня надежности, т. е. безотказности, долговеч ности и ремонтопригодности, является первостепенным требованием, ибо выполне ние всех других требований при недостаточной надежности теряет свой смысл.
К задачам теории и практики надежности СЭУ можно отнести:
— разработку основных понятий и определений надежности, учитывающих особенности судовых установок и условия их эксплуатации;
§
— разработку методов сбора информации по отказам СЭУ и обработки этик данных для расчета количественных характеристик надежности отдельных элемен тов установок;
—разработку методов ускоренных испытаний на надежность элементов уста новок и анализа их результатов;
—определение количественных показателей надежности элементов установок, исследование методов резервирования элементов и схемных решений, направленных на повышение надежности систем и установки в целом;
—разработку методов количественной оценки надежности СЭУ с учетом режи* мов их эксплуатации на стадии проектирования;
— определение оптимальных периодов проведения профилактических работ в процессе эксплуатации установок и обоснование норм запасных частей;
— определение экономически целесообразного уровня надежности установки Сучетом назначения судна и условий его эксплуатации.
Основные задачи надежности СЭУ, которые должны быть решены с использо ванием теории надежности, заключаются в определении оптимального, экономи чески оправданного уровня надежности с учетом обеспечения безопасности плавания судна и в разработке соответствующих методов расчета применительно к стадиям проектирования, изготовления и эксплуатации СЭУ. Это позволяет достигнуть задан ного уровня надежности и поддерживать его в период эксплуатации.
Значение правил классификационных обществ в обеспечении надежности энер гетических установок и судов. До появления работ по теории надежности не пред ставлялось возможным количественно оценить надежность судов и СЭУ. В этих условиях большое значение имели и имеют в настоящее время Правила Регистра СССР
по классификации и постройке морских судов [69], а также Правила других класси фикационных обществ по обеспечению безопасности плавания, охране человеческой жизни на море и надежной перевозке грузов, которые обобщают большой практи ческий опыт эксплуатации судов.
Создание классификационных обществ сыграло большую роль в повышении надежности СЭУ. В частях Правил по механическим установкам, системам и трубо проводам, котлам и теплообменным аппаратам, электрическому оборудованию и др. приведены требования к установкам в целом, их размещению в машинно-котельных отделениях, маневренным показателям и т. д. Даны формулы для расчета на проч ность ряда ответственных деталей установок (промежуточных, гребных и упорных валов), толщин стенок трубопроводов и сосудов, находящихся под давлением, и т. п.
Необходимо указать, что Правила Регистра СССР во многом направлены на повы шение живучести судов и установок. Однако целый ряд Правил Регистра СССР
(например, требования к резервированию механизмов, комплектации установки за пасными частями) непосредственно направлен на повышение безотказности и ремонто пригодности, т. е. надежности.
Быстрый технический прогресс в области судовых энергетических установок не позволяет в настоящее время ограничиться при решении вопросов надежности СЭУ только выполнением требований и норм Регистра, которые не содержат методов коли чественной оценки надежности СЭУ. Кроме того, анализ о современном уровне надежности морских транспортных судов и СЭУ, полученных по материалам соответ ствующих классификационных обществ, указывает на необходимость его повышения.
Приведем некоторые официальные материалы. По данным Ливерпульской ассо циации страхования, с 1964 г. по 1968 г. включительно в мировом транспортном флоте произошло 44 044 аварий и кораблекрушений и погибло 750 крупнотоннажных судов. Только в 1968 г. вследствие недостаточной надежности валопроводов, греб ных винтов и других элементов СЭУ произошло 1995 серьезных аварий.
По данным Бюро судоходства США, в течение десяти лет ремонтировались или заменялись гребные валы 22% транспортных судов. Как показано в работе [54], среднее время безотказной работы электрооборудования транспортного судна состав ляет всего лишь 40—60 ч.
По данным работы [22], в морском транспортном флоте весьма значительна интенсивность отказов малооборотных дизелей различных типов с прямой передачей, которые принято считать наиболее надежными главными двигателями. Например, число отказов основных узлов двигателя типа МАН по одному судну за 1000 ч работы достигает десяти. Что же касается судов с двигателями типа ФИАТ, то число отказов по одному судну за то же время доходит до двадцати, т. е. в среднем через каждые
9
50 ч происходит один отказ главного двигателя. В число этих отказов входят такие, которые вызывают необходимость остановки судна в море (три отказа за 1000 ч), например нагрев выше допустимого и выплавление рамовых и мотылевых подшип ников, задиры рабочих втулок, отказы топливных насосов и др.
По эксплуатационным данным, на 12 судах типа «Архангельск» (Сухогрузные дизельные суда с малооборотными главными двигателями типа Зульцер мощностью 4600 кВт) за восемь лет эксплуатации произошло 728 отказов различных элементов установки, причем 113 раз эти отказы были причиной вынужденных остановок судна в море, т. е. подвергалась угрозе безопасность плавания [73]. Таким образом, в сред нем на одну установку этих судов приходится восемь отказов в год, причем один из них может привести к тяжелым последствиям.
Отказы установок приводят к большим материальным затратам и снижению эко номической эффективности судов. Только расходы на ремонт и техническое обслужи вание составляют около 50% суммарного объема вложений в строительство новых судов. Кроме того, следует учитывать и моральную сторону проблемы надежности: ненадежная работа СЭУ может служить причиной неудобств для пассажиров или нарушения нормальных условий перевозки грузов. Наконец, для некоторых новых типов СЭУ (например, атомных установок) вообще недопустимы отказы многих эле ментов — аварии в таких установках могут быть опасными не только для команды и пассажиров, но и для целых районов и акваторий.
Вышеизложенное еще раз свидетельствует о том, что только качественная оценка надежности СЭУ, которой ограничивались в недалеком прошлом, сейчас уже явно недостаточна. Необходима количественная оценка надежности как отдельных эле ментов, так и установки в целом. Теория надежности и опыт ее применения к судовой энергетике позволяют в большинстве случаев производить такую количественную оценку.
Живучесть СЭУ. Для определения живучести СЭУ в настоящее время отсут ствуют ГОСТ, ведомственные нормали и др. Возможно поэтому иногда отождествляют понятия ненадежности и живучести. В связи с этим целесообразно отметить основные понятия живучести СЭУ и ее отличие от надежности.
Академик А. Н. Крылов определяет живучесть корабля как « . . . выносливость относительно повреждений и ее обеспечение» 1. Это определение может быть распро странено и на СЭУ, под живучестью которой следует понимать способность установки сохранять свою работоспособность при чрезвычайных обстоятельствах: во время аварии, пожара, взрыва, при затоплении отсека и других повреждениях. Таким образом, живучесть характеризует свойства установки при аварийных ситуациях. Качественное отличие надежности от живучести СЭУ состоит в том, что надежность' СЭУ характеризуется свойствами установки в условиях нормальной эксплуатации. Помимо качественного различия надежность и живучесть одной и той же СЭУ могут различаться количественными характеристиками.
Повышение живучести СЭУ в отличие от методов повышения надежности обе спечивается:
—разделением СЭУ на несколько автономных установок и их расположением
вотдельных водонепроницаемых отсеках;
—резервированием особо ответственного оборудования и магистралей, связы вающих наиболее важные элементы установки;
—размещением электрооборудования в районах, где возможность его затоп ления является наименее вероятной;
—наличием противопожарной защиты и активных средств борьбы с пожарами
вМКО;
—амортизацией ответственного оборудования для защиты от ударных нагрузок;
—наличием водоотливных средств для откачивания больших масс воды из МКО;
—наличием средств и материалов для выполнения ремонтов в аварийных ситуа циях и др.
1 К р ы л о в А . Н. Мой воспоминания, Изд. Академии наук СССР, М., 1963,
10