Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
Отмечая различия в понятиях надежности и живучести, следует указать и на их определенную общность. Так, некоторые свойства установок, характеризующие надежность (например, безотказность относительно повреждений, при которых установка полностью теряет работоспособность), является также свойствами живу чести. В условиях эксплуатации свойства установок, характеризующие надежность и живучесть, проявляются, как правило, совместно.
Введение, гл. I, II и § 22 написаны Ф. Л. Юдицким, гл. III—V, VII и § 21 — О. Р. Смирновым.
Авторы с благодарностью примут все критические замечания по книге, которые просят направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство «Судо строение».
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
§ 1 .ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
Рассмотрим основные понятия и определения теории надежности применительно к СЭУ.
Под надежностью СЭУ в соответствии с ГОСТ 13377—67 будем понимать ее свойство обеспечивать движение судна с заданной скоростью и работу общесудовых и специальных потребителей энер гии, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах на всех возможных режимах в течение заданного времени. Здесь в качестве эксплуатационных показателей имеются в виду мощность установки и ее эффективный к. п. д., частота вращения движителя, продолжительность реверса и др. Заданными пределами этих пока зателей являются данные, указанные в технической документации.
Надежность СЭУ обусловливается ее безотказностью, ремонто пригодностью и долговечностью элементов, из которых она состоит. В связи с этим следует определить такие понятия, как элемент и система установки, а также работоспособность, безотказность, ремон топригодность, долговечность, срок службы, ресурс, отказ и неко торые другие.
При рассмотрении надежности СЭУ принято подразделять ее на элементы и системы.
Элементом установки можно считать законченную конструкцию (например, паровой котел, двигатель, компрессор, насос, редуктор), предназначенную для выполнения определенной задачи или не скольких задач. Каждый элемент имеет свои характеристики надеж ности, которые учитываются при расчете надежности СЭУ. Элементы СЭУ сложны по устройству и могут состоять из множества отдель ных узлов и деталей.
Взависимости от последствий отказа элементы делят на сложные
ипростые. Простым считают такой элемент, отказ которого выводит
его из эксплуатации; сложным — такой элемент, который, кроме указанного, может иметь отказы, ограничивающие его работоспо собность по параметрам и продолжительности.
12
Под системой установки следует понимать совокупность связан ных между собой и совместно действующих элементов, предназна ченных для выполнения некоторых самостоятельных функций. Так, валопровод можно рассматривать как систему, состоящую из греб ного, промежуточных и упорного валов, ряда подшипников, соеди нительных муфт и других элементов.
Установка имеет ряд систем, название которых определяет их назначение и выполняемые функции (например, система циркуля ционной смазки главного двигателя, система охлаждения, которая по виду рабочей среды может быть системой пресной или морской воды, или воздушной).
Необходимо отметить условный характер деления СЭУ на эле менты и системы. Это деление в основном определяется условиями поставленной задачи и методикой ее решения. Например, если тре буется оценить надежность СЭУ в целом, то валопровод, топлив ную систему, системы охлаждения и смазки можно рассматривать как отдельные элементы установки. Если же надо определить надеж ность, например, системы охлаждения забортной воды, то ее эле ментами считают насосы, кингстоны, грязевые коробки, трубопро воды и др.
В качестве системы может рассматриваться также механизм, теплообменный аппарат, двигатель и другие элементы установки, если необходимо оценить их надежность, определить слабые, с точки зрения надежности, узлы и разработать мероприятия по повышению надежности. Так, дизель при рассмотрении его как системы можно разделить на ряд более простых элементов: станину, цилиндры, фундаментную раму, группу поршневого движения, топливную аппа ратуру, автоматику и т. п.
При оценке надежности судна СЭУ можно рассматривать как один элемент. Поэтому приведенные ниже понятия и определения надежности СЭУ будут в равной степени справедливы и для отдельных элементов установки.
Под работоспособностью СЭУ следует понимать ее состояние, при котором она способна выполнять функции, обеспечивающие движение судна, работу общесудовых и специальных потребителей в заданных условиях эксплуатации е параметрами, указанными в технической документации. К таким параметрам относятся давле ние и температура рабочих тел, расход топлива, масла и других материалов, паропроизводительность котлов, мощность генераторов электростанции, напряжение тока, его частота и т. п. Эти параметры позволяют достигнуть требуемых значений эксплуатационных пока зателей установки, которые заложены в определении ее надежности.
Безотказность СЭУ — ее свойство сохранять работоспособность без вынужденных перерывов в течение заданного времени эксплуата ции. Вопросы безотказности являются определяющими при оценке надежности СЭУ, так как сохранение ею работоспособности — важнейшее условие безопасной и рентабельной работы судна. Безот казность установки зависит от безотказности элементов и характера их соединения, а также от условий эксплуатации.
13
Одна из особенностей СЭУ состоит в том, что многие элементы после отказа могут быть восстановлены посредством их ремонта или замены запасными частями, а некоторые элементы (например, глав ные и вспомогательные двигатели, топливные и масляные фильтры) в течение эксплуатации восстанавливаются многократно. Таким образом, для этих элементов потеря работоспособности сопрово ждается их ремонтом, после которого утраченное свойство безотказ ности восстанавливается. Поэтому, кроме безотказности, надеж ность СЭУ характеризуется ремонтопригодностью.
Под ремонтопригодностью СЭУ понимается ее приспособленность к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем проведения текущих профилактических работ, планово-предупре дительных осмотров и ремонтов.
Ремонтопригодность зависит от конструкции элементов установки, их расположения в МКО, трассировки трубопроводов, кабелей и других связей между элементами, номенклатуры и наличия запас ных частей, ремонтных средств и характера профилактических ремонтов и осмотров СЭУ. На судах морского флота в настоящее время установлен четырехлетний межремонтный период. Такой срок осмотра, ремонта и замены изношенных частей механического и электрического оборудования удобен тем, что он может быть при урочен к классификационному осмотру двигателей и механизмов инспекциями Регистра с целью продления свидетельств на право дальнейшей эксплуатации. Это сокращает период пребывания судов
вдоке для осмотра и очистки подводной части корпуса судна и движительного комплекса, увеличивает продолжительность нахождения судов в эксплуатации. Для некоторых судов морского флота средняя продолжительность нахождения в эксплуатации составляет 330 суток
вгод и более.
Под долговечностью СЭУ понимается ее свойство сохранять рабо тоспособность с необходимыми перерывами для технического обслу живания и ремонтов до предельного состояния, которое устанавли вается по техническим условиям с учетом обеспечения безопасности
плавания и |
по экономическим характеристикам. Количественно |
долговечность |
может определяться сроком службы и ресурсом. |
Под сроком службы понимается календарная продолжительность |
эксплуатации установки, включая плановые и вынужденные оста новки, до предельного состояния. Предельное состояние для ЭУ транспортных судов определяется экономической нецелесообраз ностью дальнейшей эксплуатации.
В настоящее время этот срок обычно принимается в пределах 20— 25 лет. Действительный срок службы судов и их установок обычно оказывается более длительным. Наблюдается тенденция постепенного снижения срока службы некоторых транспортных судов, принимае мого при проектировании.
Под ресурсом понимают продолжительность работы установки (обычно в часах) до предельного состояния, оговоренного в стандар тах или технической документации. Различают несколько видов ресурса:
Н
—гарантированный ресурс или йаработка (продолжительность работы в заданных условиях), до окончания которой поставщик установки (или элемента) гарантирует безотказную работу и несет ответственность за возникшие неисправности (при условии правиль ной эксплуатации);
—межремонтный ресурс — наработка восстанавливаемой уста новки (элемента) до среднего или капитального ремонта, или нара
ботка между этими ремонтами;
—назначенный ресурс, по достижении которого эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния установки, Назначение такого ресурса преследует в первую очередь обеспече ние безопасности эксплуатации объекта. Этот ресурс назначается для ряда элементов атомных и специальных СЭУ;
—использованный ресурс, т. е. наработка установки (элемента)
от начала |
эксплуатации |
до |
рассматриваемого момента |
времени. |
|
В зависимости от необходимости в технической документации |
|||||
могут быть |
оговорены и |
другие виды ресурса, |
например ресурс |
||
до первого ремонта, средний |
ресурс. Назначение |
того |
или иного |
||
вида ресурса зависит от |
условий эксплуатации |
установки (эле |
мента).
В некоторых случаях при оценке ресурса систем возникают затруднения, связанные с тем, что отдельные элементы системы имеют различную наработку, которая не совпадает с наработкой системы в целом. Типичным примером является противопожарная водяная система, которая всегда заполнена жидкостью, т. е. находится в ра бочем состоянии. Наработка такой системы совпадает с пребыва нием судна в эксплуатации, время же работы насосов значительно меньше наработки системы. Поэтому ресурс трубопроводов таких систем будет отличаться от ресурса механизмов и должен оцени ваться отдельно.
Под сохраняемостью СЭУ (и отдельных элементов) следует пони мать ее свойство сохранять обусловленные в технической докумен тации показатели в течение и после срока хранения и транспорти ровки.
Для СЭУ, которые по условиям эксплуатации могут иметь дли тельные перерывы в работе, свойство сохраняемости имеет важное значение. Примером таких установок являются установки речных судов. Во время зимних отстоев судов, который ежегодно продол жается несколько месяцев, эти установки должны сохранить свою работоспособность. Некоторые суда после их постройки до ввода в эксплуатацию находятся в консервации.
Обеспечение сохраняемости должно предусматриваться при проек тировании, изготовлении и монтаже оборудования СЭУ. Например, на цилиндрах двигателей, в системах охлаждения, котлах, конден саторах и ряде других элементов должны быть предусмотрены краны, которые располагают в наиболее низкой части этого оборудования для спуска жидкостей во время перерывов в работе при минусовой температуре окружающей среды; должна быть предусмотрена также возможность покрытия трущихся частей элементов установки и не
15
которых других частей защитными от коррозий смазками (ингиби торами) и т. п.
Под отказом СЭУ следует понимать событие, заключающееся в нарушении ее работоспособности. Так как установка состоит из ряда элементов, то, с точки зрения количественной оценки, отказ любого из элементов есть отказ установки.
Кроме отказов, в процессе эксплуатации установок могут воз никать мелкие неисправности, не приводящие к отказу. Например, небольшая (капельная) течь воды в системе охлаждения, нарушение поверхностной изоляции парового котла или выпускного коллектора двигателя, повреждение лакокрасочных и других защитных покры тий и т. п. Такие неисправности принято называть дефектами. Дефекты должны устраняться, так как они вызывают неудобства в эксплуатации и могут впоследствии привести к отказу.
Отказы различных элементов по-разному влияют на работоспо собность установки. Для учета различного влияния отказов на ра боту СЭУ целесообразно их классифицировать по ряду признаков: последствиям отказа, способу устранения, характеру отказа, причине возникновения и др. Такая классификация позволяет более четко оценивать надежность при сравнении отдельных установок или их элементов между собой и учесть влияние различных отказов при расчете количественных характеристик надежности.
Количественные характеристики надежности зависят от закона распределения времени безотказной работы и продолжительности восстановления элементов установки. Применение того или иного закона при расчетах надежности СЭУ определяется видом отказов и физической сущностью процессов, вызвавших отказы. В теории надежности рассматривается более десяти законов распределения; применительно к СЭУ и их элементам наиболее часто пользуются следующими законами распределения: показательным (экспонен циальным), нормальным, логарифмически-нормальным, Вейбулла, гамма и Рэлея [16, 20, 63]. Ниже приведены типичные отказы неко торых элементов СЭУ, которые описываются преимущественно указанными законами.
Закон распределения
Показательный (экспоненциальный)
Нормальный
Логарифмическинормальный
Отказы элементов
Внезапные отказы в результате ошибок при про ектировании, изготовлении и эксплуатации. Например, поломка деталей цилиндропоршневой группы двигателей (кольца, рабочие втулки, крышки и др.) вследствие тре щин, раковин и других дефектов материала; выплавление подшипников механизмов при их пуске в результате нарушения инструкции и т. п.
Некоторые постепенные отказы, например, в ре зультате коррозии элементов трубопроводов и арматуры систем забортной воды, коррозионно-эрозионных раз рушений гребных винтов и др.
Постепенные отказы в результате нарушения проч ности и снижения усталостной долговечности под влия нием знакопеременных нагрузок и вибрации. Например, отказы валопроводов и передач
16