дачи с ограничениями (параметры х ъ х 2, . . хп изменяются в не которой допустимой области). Наконец, еще одним возможным под ходом следует считать использование методов статистической опти мизации при рассмотрении значений соответствующих экономиче ских категорий в качестве случайных величин. Выбор того или иного метода оптимизации зависит от специфики решаемой задачи, харак тера исходных данных и т. п.
Пусть теперь тип установки выбран и выполняется обоснование ее комплектации, например, выбора типа вспомогательных меха низмов, теплообменных аппаратов и т. п. Здесь указанный выбор, как правило, практически не влияет на величину провозоспособ ности судна, т. е. в качестве критерия эффективности может быть использован минимум приведенных затрат.
Обратимся теперь к задаче выбора оптимальных характеристик надежности СЭУ. Уровень надежности отдельных элементов СЭУ и установки в целом связан с другими параметрами, определяющими ее эффективность. Значения характеристик надежности влияют на массо-габаритные характеристики установки (использование одновальной или многовальной установки, резервирование отдельных элементов СЭУ), продолжительность эксплуатационного периода судна (например, в связи с различиями в продолжительности и тру доемкости плановых заводских ремонтов). Надежность СЭУ связана также с топливной экономичностью установки, уровнем ее автома тизации и т. д. Таким образом, от надежности СЭУ зависит как объем удовлетворяемой судном потребности, т. е. величина дохода Д, так и себестоимость и капитальные вложения в установку. Нетрудно видеть, что кроме перечисленных имеется также ряд различий, связанных с влиянием фактора времени.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при оптимизации характеристик надежности в качестве целевой функции следует использовать удельные приведенные затраты или средне годовой коэффициент рентабельности, вычисленный по судну в це лом, и что такую оптимизацию целесообразно проводить в комплексе с выбором и других основных показателей, определяющих работо способность установки.
Взаключение рассмотрим вопросы расчета экономической эф фективности повышения надежности СЭУ.
Пусть имеется транспортное судно с энергетической установкой, имеющей данный уровень надежности, и пусть планируется прове дение некоторых мероприятий, направленных на повышение .на дежности СЭУ. Требуется определить экономическую целесообраз ность этих мероприятий.
Вкачестве последних можно назвать повышение надежности от дельных элементов установки, изменение схем их резервирования или организации проведения технического обслуживания и т. д.
Как правило, проведение перечисленных мероприятий требует дополнительных расходов. С другой стороны, увеличение надеж ности СЭУ приводит к уменьшению текущих затрат, росту дохода от эксплуатации судна. В зависимости от соотношения указанных