Файл: Рубинчик, Ю. Л. Механизированная сварка корпусных конструкций из алюминиевых сплавов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При умножении норматива времени на величину принятой ка­ тегории сложности ремонта сварочного оборудования получаем величину трудоемкости ремонта оборудования. В эту величину вхо­ дит работа по ремонту сварочной головки, аппаратных шкафов и пультов управления.

Затраты на капитальный ремонт сварочного оборудования про­ изводятся за счет амортизационных отчислений с основных фон­ дов; затраты на малый и средний ремонты — за счет основной деятельности цехов по статьям содержания оборудования (цехо­ вые накладные расходы и др.).

Наладчики сварочного оборудования в корпусных цехах судо­ строительных заводов являются ответственными за эксплуатацию сварочного оборудования и его безаварийную работу. Наладчи­ ками по правилам могут быть рабочие, имеющие квалификацию наладчика сварочного оборудования 3—6 разрядов, прошедшие аттестацию по технике безопасности. Аттестацию наладчиков обычно проводят ежегодно, при этом проверяются теоретические знания и практические навыки согласно разряду. Затем наладчи­ кам выдают аттестаты на право наладки оборудования.

В связи с тем, что судостроительные заводы в настоящее время располагают значительным количеством сварочного оборудова­ ния, в том числе и для сварки алюминиевых конструкций, сущест­ вуют нормы обслуживания сварочного оборудования. Рекомендуе­ мые нормы обслуживания сварочного оборудования в корпусно­

сварочных цехах одним

наладчиком

приведены в табл. 19. Эти

нормы относятся к одному типу сварочных машин,

автоматов и

полуавтоматов.

 

 

 

 

 

 

Таблица 19

Рекомендуемые нормы обслуживания сварочного оборудования

 

 

Норма обслуживания, шт.

Оборудование

 

в цехах предва­

в монтажных

 

 

рительной

цехах

 

 

сборки

 

 

 

Автоматы для сварки в защитных газах

10

8

Полуавтоматы для сварки

в защитных га-

10

8

зах

 

15

 

Машины для контактной сварки

 

Как правило, в судостроительных цехах одновременно эксплуа­ тируется несколько разных типов сварочных машин, автоматов и полуавтоматов, которые приходится обслуживать наладчику. При обслуживании разнотипных автоматов и полуавтоматов норму об­ служивания снижают на 10—20%.

Систему оплаты наладчиков сварочной аппаратуры устанавли­ вают в зависимости от. работы электросварочного оборудования,, закрепленного за ними на участке цеха.

30


составляет 8— 12 мм. К сборочным плитам для подготовки полотнищ к сварке пристраивают стенды для автоматической сварки. Установку таких стендов производят чаще всего между двумя сборочными плитами. На первой плите раскла­ дывают и подготовляют листы к сварке, на второй после сварки ли­ стов полотнищ размечают и уста­ навливают набор.

Для прижатия набора к полот­ нищам на сварочных плитах иногда устанавливают катучие балки или порталы (рис. 1), имеющие пневма­ тические или винтовые прижимы. Однако из-за сложности подхода к местам сварки применение таких приспособлений ограничено.

Обычно в цехе, где изготовляют алюминиевые корпусные конструк­ ции, плиты-площадки располагают, как правило, вдоль, пролетов цеха, а посередине пролета оставляют лишь проход или проезд. Высота плит примерно 400—600 мм.

Для сборки и сварки полуобъемных и объемных секций исполь­ зуют постели, обеспечивающие при­ жатие листов обшивки к лекалам

ипо контуру с помощью струбцин

италрепов (рис. 2).

Для некоторых секций с криво­ линейными обводами изготовляют постели, в которых обшивка при­ жимается с помощью винтовых прижимов или грузов (рис'. 3). Жесткость сборочных постелей обеспечивается необходимым коли­ чеством лекал, устанавливаемых через 250—300 мм, иногда через 500 мм, и скрепляющими их ребра­ ми жесткости (рис. 4 и 5).

Для сборки объемных секций (блоков) (рис. 6) применяют ста­ пель-кондукторы, или комбиниро­ ванные постели. В этих постелях сперва собирают днище на обычной лекальной постели, затем подстав-

Рис. 4. Постель для сборки и сварки палубы носового блока.

2 Ю. Л. Рубинчпк

33

Рис. 5. Постель для сборки и сварки днищевой секции.

ЬО

*

СО

сл

ляют специальные стойки для установки бортовых секций. Такие постели оборудованы лесами для удобства сборки и сварки бор­ тов и палуб в объемные секции, постели оборудуются также струб­ цинами для обжатия кромок, талрепами и другими приспосо­ блениями.

Все лекала в постелях, как поперечные, так и продольные, имеют наклепанные наделки из алюминиевых сплавов толщиной 6—8 мм для обжатия и прихватки обшивки. Одно из главных на­ значений наделок обшивки — обеспечить теплоотвод за счет при­ жатия обшивки к наделкам лекал. По мере износа наделок их за­ меняют новыми.

Для изготовления объемных секций носовых и кормовых око­ нечностей применяют специальные постели также с лекалами, но обеспечивающие более доступный подход при сварке форштевней и фигурных транцев.

Для сварки корпусов судов служат стапель-кондукторы с ле­ калами или специальные тележки с домкратами.

При изготовлении узлов набора, фундаментов и других тавро­ вых узлов используют столы и кондукторы, создающие необходи­ мый прижим и фиксацию деталей в процессе сборки и сварки. При серийном изготовлении судов для сборки и сварки узлов набора применяют быстродействующие приспособления пли специальные станки, обеспечивающие также автоматическую или полуавтома­ тическую сварку в «лодочку» или «в угол». Для сборки и сварки фундаментов предназначены кондукторы и манипуляторы, обеспе­ чивающие вращение узлов в процессе сварки.

При изготовлении узлов из алюминиевых сплавов используют различные сборочные приспособления (талрепы, винтовые рас­ порки и стяжки, скобы и струбцины, клинья, прижимы «рыбий хвост»), аналогичные применяемым для сборки стальных конст­ рукций, по в ряде случаев модернизированные для сборки алю­ миниевых изделий. Чтобы обеспечить теплоотвод и предохранить поверхности алюминиевых конструкций от вмятин и царапин, на­ ружные части прижимающих частей приспособлений облицовы­ вают алюминиевым пли медным сплавом.

§ 2

КОНСТРУКЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СТЕНДОВ ДЛЯ СБОРКИ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ СВАРКИ ПОЛОТНИЩ

СЕКЦИЙ С ОБРАТНЫМ ФОРМИРОВАНИЕМ ШВА

На стендах для автоматической сварки выполняют следующие операции:

— сборку стыковых соединений плоских и гофрированных ли­ стов под автоматическую сварку (на некоторых стендах имеется возможность сваривать стыки с набором, если набор не доходит на ^ 100 мм);

36


центровку стыков и прижим листов в процессе сварки без применения электроприхваток;

сварку стыков полотнищ, с двусторонним формированием шва за один проход автомата; обратная сторона шва образуется при помощи прижимающей стальной планки с канавкой.

Сварку полотнищ иа этих стендах выполняют автоматами неплавящимся электродом при толщине листов 2—8 мм, трехфазной дугой 10—20 мм и плавящимся электродом 4—20 мм.

В судостроении наиболее распространен стенд, схематично изо­ браженный на рис. 7. Он обеспечивает сварку неплавящимся элек­

тродом полотнищ шириной до 5 м при толщине листов 2—8 мм и неограниченной длине.

Наиболее целесообразно для сварки на стенде использовать автомат АДСВ-2 (рис. 8) (его технические данные см. в табл. 9). Питание автомата может осуществляться от источников перемен­ ного тока: сварочного трансформатора, установки типов УДАР-500, УД Г-501 и т. д.

Для обеспечения жесткости верхней балки стенда, создающей необходимый прижим листов в процессе сварки, стенды балок приходится проектировать высотой до 200 мм и более, что приво­ дит к некоторым изменениям конструкции автомата АДСВ-2.

Эти изменения следующие:

— направляющие салазки каретки сварочной головки автомата удлинены на 100 мм, что дало возможность опустить сварочную горелку до необходимой величины;

— установлено приспособление для регулировки и направления сварочной головки и сварочной проволоки относительно линии стыка.

Проведенная модернизация значительно улучшила условия уп­ равления автоматом при движении по верхней балке и дала воз­ можность регулировать установку сварочной головки относительно стыка.

Сборку и сварку на стенде выполняют следующим образом (рис. 9). Листы 2, кромки которых зачищены и обезжирены, по­

дают па стенд и устанавливают по центру канавки прижимной стальной планки 3, находящейся в этом случае в крайнем нижнем

положении. С

помощью

двухходовых

кранов

пульта

управления

к прижимным

балкам

1 подают

сжатый

воздух

давлением

4—5 кгс/см2, который заполняет резиновые шланги. Шланги, раз­ дуваясь, поднимают штоки балки и стальную прижимную планку, которая, в свою очередь, прижимает кромки листов к верхней балке стенда. Произведенная таким образом сборка листов под сварку обеспечивает их прижатие без установки прихваток.

После стыковки листов автомат настраивают для проведе­ ния сварки. Предварительно на пробных планках подбирают не­ обходимый режим сварки. Головку автомата и сварочную про­ волоку регулируют по центру стыка. По приборам устанавливают режимы сварки, затем включают автомат, который, двигаясь по направляющим вдоль верхней балки стенда, выполняет сварку.

37


со

со

А-А

!V/

 

 

1

 

 

6

 

 

 

Рис.

т.

Схема устройства стенда для автоматической

аргоиодуговой сварки

плоских

секций из

сплавов

АМг.

/ — рама;

2 — сварочный

автомат;

3 — средняя

балка

в

сборе

с направляющими для

движения

автомата; 4 — прижимная

планка с канавкой для формирования сварного

шва;

5 — сред­

няя

балка

в сборе; <7— шланг прорезиненный

для

поджатня

средней балки; 7 —пульт управления

стенда;

8 — рычаг для

 

 

стопорения средней

балки.

 

 

 


балке, тогда как на стенде, описание которого приводится ниже, поджатие производят с помощью толкателей в нижней балке.

Конструкция стенда, показанного на рис. 10, состоит из нижней балки И, где находится формирующая планка 3 с канавкой, ко­

торая является сменной и в зависимости от конструкции может охлаждаться водой. Для установки листов по центру канавки слу­ жат фиксаторы 2. В нижней части балки расположен шланг 1. В верхней балке 8 находятся резинотканевые шланги 4, которые, раздуваясь, приводят в движение рычаги 6 и прижимают нажим­ ные планки 7 к свариваемым листам. Облицовочные листы 9 обес­

печивают теплоотвод свариваемых конструкций. Вдоль верхней

,10

Рис. 10. Стенд для сборки и автоматической сварки полотнищ рычажного типа.

балки расположены рельсы 5, по ним движется сварочный ав­ томат. Рама 10 встраивается в сварочную плиту, на которой про­

изводится сварка.

Увеличение габаритов свариваемых полотнищ, необходимость! сварки конструкций большой толщины и обеспечение нужного! прижатия листов в процессе сварки требуют создания более со­ вершенной конструкции стендов. Сейчас изготовляется универсаль­ ный стенд (рис. 11) для сварки полотнищ длиной до 6,5 м и тол­ щиной до 10— 15 мм с использованием автоматов тракторного типа. Устройство такого стенда обеспечивает сварку плоских и гофрированных листов или прессованных панелей (рис. 12), а также сварку стыков секций с высотой набора до 300 мм. (Автоматиче­ ская сварка при изготовлении таких секций вызвана необходи­ мостью сборки нескольких подсекций после приварки к ним на­ бора контактной сваркой, так как контактные машины выполняют сварку изделий шириной не более 3 м, а соединение указанных подсекций ручной сваркой вызывает значительные сварочные де­ формации.)

Для сварки изделий трехфазной дугой с обратным формирова­ нием шва применяется стенд оригинальной конструкции, состоя­ щий из несущей балки портального типа, двигающейся по направ-

40

3

/ — фундаментная рама;

2 — механизм

привода

средней

балки;

3 — ниж­

няя балка;

-/ — колонны;

5 — механизм

привода

ннжнеп

балки;

6 — сред­

няя балка;

7 — механизм привода верхней балки; 8 — верхняя

балка.

41