ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
Следует отметить, что при обычных лабораторных измерениях, ввиду ограниченной чувствительности измерительных приборов, на
чальный участок кривой течения, вблизи |
т0 , |
соответствующий |
, |
dv |
часто не удается |
весьма малым значениям градиентов скорости |
-щ, |
получить, и кривая течения представляется в виде, изображенном на рис. 89, б.
Статическое начальное напряжение сдвига необходимо для реше ния различных задач, в которых рассматриваются начальные (пуско вые) стадии движения; примером подобной задачи может служить расчет процесса выталкивания насосами застывшей парафинистой нефти из остановленного трубопровода.
Во всех же остальных случаях при обычных гидравлических рас четах, связанных с движением неньютоновских жидкостей в различ ных гидравлических системах, используется динамическое началь ное напряжение сдвига.
§ 41. ПУЛЬСАЦИЯ СКОРОСТЕЙ И ОСРЕДНЕННАЯ СКОРОСТЬ ПРИ ТУРБУЛЕНТНОМ РЕЖИМЕ
Многочисленные попытки подойти к исследованию турбулентного режима методами математического анализа в течение долгого вре мени оканчивались неудачей из-за невозможности охватить стройной законченной теорией наблюдаемое при этом многообразие и слож ность явлений. В турбулентном потоке каждая отдельно взятая частица жидкости движется по весьма сложной криволинейной траектории, отличной от траекторий соседних с ней частиц и, как это отчетливо видно из рассмотренных выше опытов Рейнольдса, перемещается не только в направлении оси потока, как при ламинар ном режиме, но участвует и в беспорядочных поперечных движе ниях. Поэтому, если бы мы захотели проследить за движением такой отдельной частицы и попытались найти уравнения, описывающие ее движение, подобная задача оказалась бы практически неразрешимой.
Современная гидравлика при изучении турбулентного режима идет по иному пути. Она ставит себе целью на основании подробного
1 2 8
и всестороннего теоретического и экспериментального исследования установить лишь некоторые общие черты, характеризующие движе ние. Оказывается, что и в беспорядочном, на первый взгляд, тур булентном потоке могут быть найдены вполне определенные законо
мерности, |
не только объясняющие механизм самого |
движения, но |
||
и дающие |
(что особенно важно для практических целей) количе |
|||
ственную оценку отдельных явлений. |
|
|||
Рассмотрим некоторый поток жид |
|
|||
кости при турбулентном |
режиме. Преж |
|
||
де всего отметим, что, |
несмотря на то, |
|
||
что каждая частица в этом потоке |
|
|||
участвует как в продольных, так и в |
|
|||
поперечных движениях, все же всегда |
|
|||
можно |
установить главное направление |
|
||
движения. Таким главным направле |
всего потока, |
|||
нием, |
определяющим ■' |
общее направление движения |
очевидно, следует счртать движение частиц вдоль оси потока, так как каждая из них, в конце концов, перемещается в этом на правлении.
Отметим в пространстве, заполненном движущейся жидкостью, некоторую точку О (рис. 90). Через эту точку будут проходить раз личные частицы жидкости (например, частицы а и Ъ), причем скоро сти этих частиц va и vb будут различаться между собой как по вели чине, так и по направлению. Скорости, которые имеют движущиеся
частицы жидкости в данной точке в данный момент времени, назы вают м г н о в е н н ы м и с к о р о с т я м и в данной точке или просто — мгновенными скоростями.
Если из точки О в каждый данный момент времени отложить соответствующий ему вектор мгновенной скорости и провести через концы таких векторов поверхность, можно получить векторную диаграмму скорости — так называемый годограф скорости.
В зависимости от формы этой поверхности различают однород ный (изотропный) турбулентный поток, когда поверхность шаровая, и неоднородный (анизотропный) поток, когда конец вектора скоро сти описывает более сложную замкнутую поверхность.
Любую мгновенную скорость v можно всегда разложить на три составляющие: продольную (т. е. по оси х) составляющую vx,
5 З а к а з 4 70 |
1 2 9 |
направленную параллельно оси потока, и две поперечные составля ющие, лежащие в плоскости живого сечения потока — горизон тальную составляющую vy по оси у и вертикальную составляющую vz по оси z (рис. 91).
Изобразим графически изменения этих составляющих в зависи мости от времени. Для этого по оси ординат будем откладывать зна чения составляющей мгновенной скорости в данной точке, а по оси
абсцисс — соответствующее этим значениям время |
наблюдения Т. |
|
На рис. |
92 приведен такой график для осевой составляющей мгно |
|
венной |
скорости vx (соответствующей направлению |
главного дви |
жения всего потока), имеющей наибольшее значение для практиче ских целей. Аналогичные графики могут быть также построены и для
поперечных |
составляющих. |
Эти графики носят название |
г р а ф и |
|
к о в п у л ь с а ц и и , само же изменение величины |
какой-либо |
|||
составляющей мгновенной скорости во времени называется |
п у л ь |
|||
с а ц и е й |
с к о р о с т е й . |
Явление пульсации может быть обна |
||
ружено в |
потоке непосредственными наблюдениями при |
помощи |
приборов, применяемых для измерения скоростей, рассмотренных в § 30 (например, по колебаниям уровня жидкости в трубке Пито, гидрометрической вертушкой и т. п.).
Поскольку мгновенная скорость в данной точке не постоянна, а изменяется во времени, в гидродинамике для удобства исследова ния потока вводится понятие о с р е д н е н н о й с к о р о с т и , представляющей собой среднюю скорость в данной точке за доста точно большой промежуток времени.
Для выяснения сущности этого понятия обратимся к графику, изображен ному на рис. 92, и обозначим через AF элемент поперечного сечения потока у точки О (см. рис. 91), а через vx — соответствующую ей продольную составля ющую местной скорости. Тогда объемное количество жидкости, прошедшее через это сечение в течение бесконечно малого времени dT, будет равно vxAFdT. Объемное же количество жидкости, прошедшее за некоторое конечное время Т,
определится выражением
т
V = | vx AFdT,
о
чему отвечает элементарный расход жидкости
г
'AF f vx dT
V |
о |
4 Т |
Т |
Этот расход может быть подсчитан также по некоторой средней во времени продольной мгновенной скорости vx
q = vx ДF.
Приравнивая оба выражения для расхода, находим
г
]' »х dT
= |
(4.29) |
130
Полученная таким образом величина ох представляет собой продольную
составляющую осредненной по времени или средней местной скорости. Аналогичные выражения могут быть получены также и для составляющих
осредненной скорости по осям у и z — vy и и2^р.
Тогда вектор полной осредненной скорости будет определяться следующим выражением:
уср = V v2xcp + v l cp 4-V%cp.
Из сказанного выше следует, что осредненная скорость есть такая постоянная фиктивная скорость, с которой в течение некоторого времени через данное элементарное сечение должны были бы дви гаться частицы жидкости для того, чтобы расход жидкости был ра вен действительному расходу, прошедшему через это элементарное сечение за то же время, но при истинных изменяющихся во времени скоростях.
Величина осредненной скорости может быть определена графически в ре
зультате соответствующей обработки графика пульсации. Для этого, имея
г
в виду, что интеграл J vxd,T в числителе формулы ;4.29) представляет собой
о
площадь, заключенную между пульсационной кривой, осью абсцисс и ордина тами, соответствующими начальному и конечному моментам времени, необхо димо измерить эту площадь и заменить ее равновеликим прямоугольником с тем же основанием Т. Высота этого прямоугольника и представляет собой величину осредненной скорости. При этом очевидно, что чем больше будет рас сматриваемый промежуток времени Т (период осреднения), тем точнее будет полученное значение осредненной скорости.
Само собой разумеется, что понятие осредненной скорости, конечно, никоим образом не следует смешивать с установленным ранее понятием средней скорости, представляющей собой не среднюю по времени скорость в данной точке, а сред
нюю скорость для всего поперечного сечения. Эта последняя скорость |
|
уср = j r { % , qF. |
(4.30) |
F
Введение понятия осредненной скорости имело существенное значение для изучения механизма турбулентного режима. Как по казывает обработка графиков пульсации, несмотря на кажущуюся беспорядочность изменения скорости, величина осредненной ско рости за достаточно большое время остается постоянной. Поэтому в турбулентном потоке вместо поля мгновенных скоростей можно рассматривать поле осредненных скоростей, и в дальнейшем, говоря о скоростях элементарных струек в турбулентном потоке, мы всегда будем иметь в виду именно эти осредненные по времени скорости. Поступая подобным образом, можно также рассматривать турбулент ное движение как движение установившееся, хотя, строго говоря, оно является неустановившимся, поскольку линии тока в наждый данный момент времени изменяют свою форму.
§ 42. МЕХАНИЗМ ТУРБУЛЕНТНОГО ПОТОКА
Как уже указывалось в предыдущем параграфе, в турбулентном потоке всегда наблюдается пульсация скоростей. Под действием пульсации частицы жидкости, движущиеся в главном (осевом)
131
направлении потока, получают, кроме того, также и поперечные перемещения, вследствие чего между соседними слоями жидкости возникает обмен частицами, вызывающий непрерывное перемеши вание жидкости. Однако у стенок, ограничивающих поток, имеют место совсем иные, особые условия для движения жидкости. Нали чие твердых границ делает здесь поперечные движения частиц невоз можными. Поэтому перемешивания жидкости здесь не происходит и частицы движутся по извилистым траекториям, почти параллель ным стенкам.
Сказанное позволяет установить следующую схему движения потока жидкости, обычно и принимаемую за основную рабочую схему при исследовании турбулентного режима. По этой схеме (рис. 93) у стенок образуется весьма тонкий слой, в котором дви
жение жидкости происходит по законам |
ламинарного |
режима. |
||||||||
Основная же |
ц е н т р а л ь н а я |
ч а с т ь |
п о т о к а |
( я д р о ) , |
||||||
|
|
связанная с этим слоем, называ |
||||||||
|
|
емым |
в я з к и м |
( и л и |
л а м и |
|||||
|
|
н а р н ы м ) |
п о д с л о е м , |
|
корот |
|||||
|
|
кой |
переходной |
зоной, |
движется |
|||||
|
|
турбулентно |
с |
почти одинаковой |
||||||
|
|
для всех частиц |
жидкости |
осред- |
||||||
|
|
ненной |
скоростью 1. |
|
|
|
||||
Вязкий подслой |
Наличие |
вязкого |
(ламинарного) |
|||||||
Рис. |
93 |
подслоя |
доказано |
экспериментально |
||||||
в результате |
весьма |
тщательных и |
||||||||
|
|
|||||||||
|
|
точных |
измерений. |
Толщина |
этого |
слоя весьма мала и обычно определяется долями миллиметра. Она зависит от числа Рейнольдса, и тем меньше, чем больше это число, т. е. чем больше турбулентность потока.
При значениях Re <С 100 000 толщина вязкого подслоя в трубе круглого сечения может быть определена по следующей эмпириче
ской формуле: |
|
6П. с= 62,8d Re~°>875, |
(4.31) |
где d — диаметр трубы.
Из предыдущего следует, что движение жидкости при турбулент ном режиме должно всегда происходить со значительно большей затратой энергии, чем при ламинарном. При ламинарном режиме энергия расходуется только на преодоление сил внутреннего тре ния между движущимися с различной скоростью соседними слоями жидкости; при турбулентном же режиме, кроме этого, значительная энергия затрачивается на процесс перемешивания, вызывающий в жидкости дополнительные касательные напряжения.
1 Понятие о вязком подслое не следует смешивать с более широким поня тием пограничного слоя, под которым обычно понимают совокупность вязкого подслоя и переходной зоны.
1 3 2