ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
В гидродинамике для определения напряжения сил трения в тур булентном потоке обычно применяется выражение
|
т = т а+ т а= | х -^ -+ р г * (-| -)2, |
(4.32) |
||
где ц |
— вязкость; |
р — плотность |
жидкости; —— — градиент ско- |
|
рости |
|
|
йу |
I — некоторая |
в направлении, перпендикулярном течению; |
||||
длина, называемая |
длиной пути |
перемешивания, |
определяемая |
поперечными перемещениями частиц жидкости, обусловленными турбулентностью потока.
Первый член правой части уравнения (4.32) t 1 = р йу предста-
вляет собой вязкостное напряжение, вызываемое внутренним тре
нием жидкости (см. |
§ 32). |
Второй же член т2 |
= рI2 |
учитывает |
|||||||
так |
называемое |
инерционное |
напря |
У ‘ 1 |
|
|
|||||
жение, |
возникающее |
в |
турбулентном |
|
|
||||||
потоке |
в результате перемешивания. |
|
ft'/ , , |
V |
|||||||
|
Выражение |
для |
инерционного на |
|
|||||||
пряжения |
может |
быть |
установлено |
|
|
|
|||||
следующим образом. |
Выделим |
в дви |
|
|
|
||||||
жущейся |
жидкости |
два |
слоя |
а и Ъ |
Рис. |
94 |
|
||||
(рис. 94), |
находящиеся один от другого |
|
|
|
|||||||
на |
расстоянии I. |
Как уже указыва |
|
|
|
лось, при турбулентном режиме, кроме перемещения жидкости в направлении главного движения потока, будет происходить также и поперечное движение частиц, например в рассматриваемом случае от слоя а к слою Ь. Обозначим скорость этого поперечного движе ния через v'.
За время АГ из одного слоя жидкости в другой через площадку AF, нормальную к направлению v ', протекает масса жидкости
Д«г = р AFv' АТ.
Перемещаясь на расстояние I, указанная масса жидкости полу чит приращение количества движения
Am |
dy |
Z = р AFv" AT |
1, |
|
r |
dy ' |
равное импульсу касательной силы S, параллельной оси потока —
SAT.
Таким образом, будем иметьS
S АТ = р AFv" AT |
1. |
133
Отнеся эту силу к единице площади и принимая, что v' — вели
чина того же порядка, что и йу I, получим следующее выражение для касательного (инерционного) напряжения:
При ламинарном режиме, когда перемешивания не происходит, длина пути перемешивания 1 = 0 и уравнение (4.32) обращается в обычное для этого случая уравнение (4.1)
dv
выражающее касательное напряжение пропорционально вязкости и скорости в первой степени.
При турбулентном же режиме, который (особенно при больших значениях числа Рейнольдса) характеризуется весьма интенсивным перемешиванием, второй член в уравнении (4.32) резко возрастает. В этом случае вязкостным напряжением можно пренебречь и опре
делять полное напряжение как |
|
, = р Р (-| -)\ |
(4.33) |
Таким образом, при большой турбулентности потока, т. е. при больших числах Рейнольдса, можно считать, что касательное на пряжение будет пропорционально плотности жидкости и квадрату градиента скорости. Если же турбулентный режим характеризуется небольшими значениями числа Рейнольдса, вязкостное напряжение соизмеримо с инерционным и полное напряжение будет пропорцио нально скорости в степени, несколько меньшей второй.
§ 43. ШЕРОХОВАТОСТЬ СТЕНОК
Твердые стенки, ограничивающие поток жидкости, всегда в той или иной степени обладают известной шероховатостью. Шерохова тость характеризуется величиной и формой различных, порой самых незначительных по размерам, выступов и неровностей, имеющихся на стенках, и зависит от материала стенок и их обработки. Обычно с течением времени шероховатость изменяется от появления ржав
чины, коррозии, отложения осадков |
и т. |
д. |
служит |
||
В |
качестве |
основной характеристики |
шероховатости |
||
так |
называемая |
« а б с о л ю т н а я |
ш е р о х о в а т о с т ь » — к, |
||
представляющая |
собой среднюю величину указанных выступов |
||||
и неровностей, |
измеренную в линейных |
единицах (рис. |
95, а). |
В табл. 16 приведены некоторые значения абсолютной шерохова тости для труб, изготовленных из различных материалов.
Пусть (рис. 95, б) величина выступов шероховатости будет меньше, чем толщина вязкого (ламинарного) подслоя (к < 6П с).
134
Т а б л и ц а 16
'Грубы |
к, |
мм |
Чистые цельнотянутые из латуни, меди |
|
|
и свинца ................................................... |
0.01 |
|
Новые цельнотянутые стальные . . . |
0,05 |
-0,15 |
Стальные с незначительной коррозией |
0,2 |
-0,3 |
Новые чугунные ....................................... |
0,3 |
|
А сбоцементны е........................................... |
0,03—0,8 |
|
Старые стальные ....................................... |
0,5 |
-2,0 |
При этом неровности стенки будут полностью погружены в этом слое, турбулентная часть потока не будет входить в непосредственное соприкосновение со стенками и движение жидкости, а следовательно, и потери энергии не будут зависеть от шероховатости стенок, а бу дут обусловливаться лишь свойствами самой жидкости.
Если же (рис. 95, в) величина выступов такова, что они превы шают толщину вязкого подслоя (к )> 6П с), неровности стенок будут выступать в турбулентную область, увеличивать беспорядочность движения и существенным об разом влиять на величину по терь энергии. В этом случае каждый отдельный выступ мож но уподобить плохо обтекае мому телу, находящемуся в окружающем его потоке жид кости и являющемуся источни-
6
6
Рис. 95
ком образования вихрей (рис. 96). В соответствии со сказанным в гидравлике различают поверхности гидравлически гладкие (к < 6П с) и шероховатые ( & > 6 П е). Конечно, такое деление является ус
ловным.
На самом деле, как уже указывалось, толщина вязкого подслоя непостоянна и уменьшается с увеличением числа Рейнольдса. У гид равлически гладких стенок с возрастанием числа Рейнольдса также начинает проявляться их шероховатость, так как вязкий подслой становится тоньше и выступы шероховатости, которые первона чально полностью располагались в этом слое, начинают выходить
135
из него, выступая в турбулентную зону. Следовательно, одна и та же стенка в зависимости от величины числа Рейнольдса может вести себя по-разному: в одном случае — как гладкая, а в другом — как шероховатая. Поэтому абсолютная шероховатость не может пол ностью характеризовать влияние стенок на движение жидкости. Естественно, что стенки с одной и той же абсолютной шерохова тостью в потоках небольших поперечных размеров должны будут вно сить большие возмущения в поток жидкости и оказывать большее сопротивление движению, чем в потоках большого сечения.
Для характеристики влияния шероховатости на величину гид равлических сопротивлений, а также исходя из условий соблюдения
подобия, в гидравлике |
вводится |
понятие |
о т н о с и т е л ь н о й |
ш е р о х о в а т о с т и |
е, под |
которой |
понимают безразмерное |
отношение абсолютной шероховатости к некоторому линейному раз меру, характеризующему сечение потока (например, к радиусу
трубы г, к глубине жидкости в открытом потоке h и т. п.); |
таким |
образом, |
|
е = — . |
(4.34) |
В некоторых случаях вводят понятие «относительной гладкости» е' как величины обратной относительной шероховатости
В действительности, однако, как показали исследования, на величину гидравлических сопротивлений влияет не только абсолютное значение шероховатости (высота выступов), но также в значительной степени их форма и густота. Учесть влияние этих факторов непосредственными измерениями шероховатости практи чески невозможно.
Поэтому в настоящее время для характеристики шероховатости
стенок промышленных труб при гидравлических расчетах |
обычно |
используют понятие так называемой э к в и в а л е н т н о й |
ш е р о |
х о в а т о с т и kv Эта шероховатость представляет собой такую величину выступов однородной абсолютной шероховатости, которая дает при подсчетах одинаковую с действительной шероховатостью величину потери напора. Значения эквивалентной шероховатости определяются на основании гидравлических испытаний трубопрово дов и пересчета их результатов по соответствующим формулам.
§ 44. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ПРИ ТУРБУЛЕНТНОМ РЕЖИМЕ
В |
старых теориях, господствовавших в гидравлике до начала |
X X |
в., принималось, что у стенок, ограничивающих поток, при тур |
булентном режиме образуется некоторый неподвижный «мертвый» слой, по которому со значительными скоростями движется вся осталь ная масса жидкости. Наличие этого неподвижного слоя с неизбеж
136
ностью приводило к неправдоподобным выводам о «разрыве» ско ростей, т. е. к такому закону распределения скоростей 1 в поперечном сечении, при котором имеет место внезапное скачкообразное изме нение скорости от нуля в неподвижном слое до конечной величины в остальной части потока.
Современные теории турбулентного режима исходят из изло женной в предыдущем параграфе схемы движения турбулентного потока. На основании указанной схемы Л. Прандтлем был устано влен теоретический закон распределения скоростей в поперечном сечении потока. По этому закону скорость в какой-нибудь точке сечения, например цилиндрической трубы, на расстоянии у от ее
оси определяется формулой |
|
|
|
v==vo х~ I n |
, |
|
|
где v0 — осевая скорость; |
г — радиус |
трубы; |
к — числовой ко- |
эффициент, определяемый |
опытным путем; v* |
=|/ г~ . |
Величину v*, имеющую размерность скорости, условились на зывать « д и н а м и ч е с к о й с к о р о с т ь ю». Она определяется из основного уравнения равномерного движения (4.15).
Из последнего имеем: i = —2- •— и, следовательно,
/ а . - / „ ж .
где т0 — касательное напряжение на стенке; г — гидравлический уклон.
Для практического пользования применяются получаемые из уравнения (4.36) следующие формулы:
в случае гладких труб
у = у* (5 ,7 5 1 g - ^ + 5 ,5 ); |
(4.37) |
в случае шероховатых* труб
v = v* (5,75 lg-|- + 5,5) . |
(4.38) |
Приближенно распределение скоростей при турбулентном режиме может быть получено также из уравнения
а |
_ (У _ \ т |
(4.39) |
|
v0 |
V г ) ’ |
||
|
где (по ПрандтЯю) показатель степени т = / (Re, е); А. Д. Альт^
шуль |
показал, что т = |
0,9 ]/Х , |
изменяясь в |
пределах от т = |
|
= 0,25 для |
шероховатых |
труб до |
т = 0,10 для |
гладких труб. |
|
1 |
Имеются |
в виду осредненные скорости. |
|
137