Файл: Панадиади, А. Д. Проблемы мелиоративного устройства нечерноземной зоны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным назначением перспективных планов водно-мелиора­ тивных мероприятий является разработка научно обоснованной си­ стемы мероприятий по мелиорации земель и использованию вод­ ных ресурсов, обеспечивающей оптимальное по затратам труда и материальных ресурсов решение в возможно более короткие сроки предусмотренных экономических и социальных задач.

Чтобы иметь возможность разработать такой перспективный план, необходимо располагать:

сведениями, характеризующими водные ресурсы и нуждающие­ ся в проведении мелиорации земли;

данными о взаимовлиянии отдельных видов водно-мелиоратив­ ных мероприятий и об их возможном воздействии на природные условия и различные отрасли народного хозяйства;

технико-экономическими показателями, характеризующими от­ дельные объекты или группы их.

Опыт показывает, что наиболее верный путь получения необхо­ димых данных — разработка комплексных схем водно-мелиоратив­ ного устройства. Вот почему автор на протяжении ряда лет дока­ зывал, что по каждой области РСФСР, Украины и Белоруссии и по каждой из Прибалтийских республик должны быть разра­ ботаны комплексные схемы водно-мелиоративного устройства

[73].

В настоящее время это предложение стало общепризнанным, и инструкцией по разработке проектов и смет для мелиоративного строительства (ВСН-100-71) установлено, что решения о проекти­ ровании мелиоративных систем и сооружений принимаются на ос­ нове рассмотренных комплексных схем использования водных и земельных ресурсов.

Составление схем по водно-мелиоративным мероприятиям во­ шло в практику предпроектных проработок в середине 30-х годов, когда Госпланом СССР было принято «Положение о порядке со­ ставления водно-мелиоративных схем». В этом Положении указы­ вается, что водно-мелиоративные схемы составляются по бассей­ нам или обособленным водохозяйственным районам для выбора объектов капитального водно-мелиоративного строительства и об­ основания необходимых для составления проектного задания изыскательских, исследовательских и проектных работ. Там же говорится, что «схема имеет целью наметить развитие производи­ тельных сил бассейна (обособленного района) на основе осущест­ вления системы водохозяйственных мероприятий (осушение, оро­ шение, обводнение)» (подчеркнуто нами).

Кроме схем, в качестве предпроектной проработки практику­ ется также составление технико-экономических докладов (ТЭД), целевое назначение которых не определено ни одним официаль­ ным документом. Обычно понимается, что в отличие от схем ТЭД должен составляться на основе имеющихся данных без проведения каких бы то ни было полевых обследований и изысканий. Хотя в практике немало примеров, когда и технико-экономические докла­

41


ды разрабатывались на основе проведения специальных обследо­ ваний и изысканий.

За последние 20—25 лет составлено значительное количество водно-мелиоративных схем и технико-экономических докладов. Из наиболее крупных работ, выполненных мелиоративными органами, следует отметить схемы: водно-мелиоративного устройства Барабинской низменности, мелиорации Полесья, Мещерской низменно­ сти, водно-мелиоративного устройства Московской области, мелио­ рации Эстонской ССР, Латвийской ССР и др., а также технико­ экономические доклады: по осушению и сельскохозяйственному ос­ воению Ловатской низменности, по развитию сельского хозяйства в пойме р. Оки, по мелиорации Еврейской автономной области и др. Однако все эти схемы и технико-экономические доклады не были использованы в соответствии с их целевым назначением. И причины этого следующие.

Народное хозяйство, как известно, может нормально разви­ ваться лишь при условии пропорционального развития всех взаи­ мосвязанных отраслей общественного производства. А такое раз­ витие не может быть обеспечено на базе проведения только водо­ хозяйственных мероприятий. Поэтому проектировщики были вы­ нуждены при составлении схем разрабатывать, помимо вопросов, связанных с мелиорацией и водными ресурсами, вопросы развития тех отраслей народного хозяйства, которые в той или иной степе­ ни затрагивались намечаемым комплексом водно-мелиоративных мероприятий. Наряду с этим в схемах приходилось формулировать требования, которые должны были удовлетворяться для обеспече­ ния выполнения намечаемого комплекса мероприятий другими, главным образом промышленными, отраслями народного хозяйст­ ва. В связи с этим возникла необходимость получения до начала работ по составлению схемы или технико-экономического доклада специального задания, устанавливающего перспективный уровень развития основной и сопредельных отраслей народного хозяйства, затрагиваемых разработкой, и сроки реализации намечаемых меро­ приятий. Такие задания в зависимости от величины и значимости объекта выдавались либо союзным правительством (Бараба, По­ лесье), либо республиканскими правительствами (Мещера, ни­ зовья Немана, благоустройство р. Свислочь), либо исполкомами областных советов (схема по Московской области, ТЭД по Ло­ ватской низменности, схема по Дальнему Востоку и др.).

Сроки реализации намечаемых схемой мероприятий в заданиях устанавливались обычно в 10—15 лет, поскольку, как уже указы­ валось, пяти лет недостаточно для проведения сложных и трудо­ емких водно-мелиоративных мероприятий. В связи с этим перспек­ тивный уровень развития рассматриваемых в схеме отраслей на­ родного хозяйства определялся «волевым» путем. Дело в том, что из-за отсутствия необходимых данных перспективные возможности выделения трудовых и материальных ресурсов для выполнения предстоящих мероприятий не могут быть определены. Также не мо­

42


гут быть установлены и возможности развития сопредельных и со­ путствующих отраслей народного хозяйства в объемах и в сроки, обеспечивающие достижение намечаемого в заданиях уровня про­ изводства.

Все это приводит к тому, что темпы развития отдельных от­ раслей общественного производства, предусматриваемые в водно­ мелиоративных схемах, не могли быть увязаны с реальными воз­ можностями народного хозяйства. Из-за этого разработанные схе­ мы и технико-экономические доклады использовались при плани­ ровании в лучшем случае как справочный материал по крупным объектам мелиоративного и гидротехнического строительства.

Эта ограниченная возможность использования схем водно-ме­ лиоративного устройства предопределяется неправильным стрем­ лением придать им значение перспективного плана. Схема не может быть ни перспективным, ни даже генеральным планом исполь­ зования водных ресурсов и проведения мелиоративных мероприя­ тий, так как проектные организации не располагают и не могут располагать необходимыми для составления таких планов данны­ ми. Лучшим подтверждением высказываемого положения является «Схема комплексного использования водных ресурсов», многие разработки и предложения которой устарели задолго до оконча­ ния ее составления.

Главным назначением схем водно-мелиоративного устройства в представлении автора являются разработка материалов и полу­ чение данных, необходимых для перспективного планирования ме­ роприятий по комплексному использованию, охране и воспроиз­ водству водных ресурсов и по мелиорации земель охватываемого региона.

Такие схемы позволят заинтересованным ведомствам и пред­ приятиям и главным образом планирующим органам включать в перспективные (долгосрочные и пятилетние) и годовые планы:

мероприятия с известными взаимосвязями и влиянием на при­ родные и организационно-экономические условия региона;

мероприятия, осуществление которых создает условия для свое­ временного достижения народным хозяйством планируемых пока­ зателей;

мероприятия, которые могут быть обеспечены необходимыми трудовыми и материально-техническими ресурсами и денежными средствами.

Помимо того, эти схемы дадут возможность плановым органам увязывать темпы проведения мероприятий по использованию вод­ ных ресурсов и по мелиорации земель с темпами развития сопредель­ ных и сопутствующих мероприятий, не допуская возникновения диспропорций, неизбежных при раздельном планировании, а так­ же устанавливать при необходимости сроки выполнения опере­ жающих мероприятий.

Чтобы обеспечить возможность наиболее полно использовать схемы при планировании, их следует разрабатывать по бассейнам

43


рек в границах областей или республик, не имеющих областного деления. В некоторых случаях целесообразно разрабатывать спе­ циальные схемы по резко отличающимся природными и организа­ ционно-экономическими условиями крупным регионам, занимаю­ щим только часть территории республики или области. Все преду­ сматриваемые в схемах мероприятия и показатели распределяют­ ся по районам в разрезе отдельных отраслей народного хозяйства, а внутри районов по отдельным предприятиям. Территории обла­ стей и республик обычно расположены в бассейнах нескольких рек или занимают часть бассейна одной какой-либо реки. При решении многих вопросов, например при составлении водного и особенно водохозяйственного балансов, возникает необходимость рассмотрения данных по всему бассейну в целом. В связи с этим наряду с областными и республиканскими схемами следует иметь бассейновые схемы, которые составляют во второй тур на основе первых.

При составлении схем на протяжении уже многих лет применя­ ют такой порядок.

Технические мероприятия, связанные с использованием и бла­ гоустройством крупных и средних водотоков и регулированием их стока, а также мероприятия по гидротехническим мелиорациям крупных объектов, строительству рыбхозов, по водоснабжению и канализации городов и отдельных крупных предприятий разраба­ тывают по каждому водотоку, объекту, городу в отдельности. Та­ кие же мероприятия, связанные с мелиорацией небольших земель­ ных участков, с устройством прудов на сухих балках и мелких водотоках или с водоснабжением и канализацией небольших на­ селенных пунктов, разрабатывают применительно к условиям объ­ ектов-моделей и полученные результаты затем распространяют на районы или зоны, характеризуемые этими моделями.

Экономические и организационно-хозяйственные разработки по

затрагиваемым

в схеме

отраслям народного хозяйства ведутся

по группам однородных предприятий.

технических мероприятий

Изложенный

порядок

разработки

позволяет с достаточной для рассматриваемой стадии проектиро­ вания точностью решать все вопросы, связанные с техническим выполнением намечаемых мероприятий. Этого, однако, нельзя сказать о принятой методике разработки в схемах экономических и организационных вопросов. При любой группировке, даже совер­ шенно однородных предприятий, стираются их индивидуальные особенности и главное теряется возможность учесть влияние на ус­ ловия производства природных факторов. Это особенно сказывает­ ся при разработке мероприятий по сельскому и лесному хозяйст­ вам и по отраслям промышленности, связанным с переработкой или использованием сельскохозяйственной • и лесной продукции. Распространенная среди плановых работников и проектировщи­ ков точка зрения, что на стадии схемы допустимо пользоваться обобщенными данными, по мнению автора, глубоко ошибочна.

44


Общеизвестно, что важнейшей задачей планирования является выбор наиболее экономичных вариантов. А выше уже указывалось, что основная задача схемы — подготовка исходных данных, необ­ ходимых для научно обоснованного планирования мероприятий по рациональному использованию водных и земельных ресурсов. В таких условиях разработку экономических вопросов следует с наибольшей подробностью вести на начальных этапах проектиро­ вания, то есть при составлении схем. Разработка схем, по мнению автора, является стадией экономического проектирования, тогда как при составлении технического проекта необходимо лишь эко­ номическое обоснование рекомендуемых технических решений. На стадии рабочих чертежей экономические вопросы в проектах вовсе не должны затрагиваться.

Сказанное еще раз подтверждает положение, что разработку вопросов, связанных с определением потребности в проведении тех или иных технических, технологических или организационных ме­ роприятий, следует весги по каждому хозяйству и предприятию в отдельности, не прибегая к искусственному объединению их в груп­ пы. Такой путь был выбран автором при составлении схемы водно­ мелиоративного устройства Московской области [78]; по такому пути рекомендуют в последнее время идти и ленинградские орга­ низации [111]. Особое значение такой подход имеет в настоящее время, когда стоит задача — определить наиболее рациональное направление производства по каждому сельскохозяйственному и промышленному предприятию.

В последние годы в практику предпроектной проработки введе­ но еще технико-экономическое обоснование (ТЭО), на основании которого выдается задание на разработку технического проекта. Главная цель разработки этого предпроектного документа— уточ­ нение обоснования основных технико-экономических показателен по выбранному объекту, установленных комплексной схемой ис­ пользования земельных и водных ресурсов, а также обоснование необходимости проектирования и строительства объекта.

Как показывает опыт, в комплексных схемах водно-мелиора­ тивного устройства должны быть рассмотрены следующие основ­ ные вопросы:

организационно-экономические показатели и природные усло­ вия охватываемой территории;

комплексное природно-экономическое районирование региона, охватываемого схемой;

количественная и качественная оценка земельного фонда и его современного использования; пути рационального использования земельного фонда при разной интенсивности сельскохозяйствен­ ного, лесохозяйственного и рекреационного использования и необ­ ходимые при этом мелиоративные мероприятия;

количественная и качественная оценка поверхностных и под­ земных водоисточников и их современного использования;

пути рационального использования водных ресурсов;

45