Файл: Панадиади, А. Д. Проблемы мелиоративного устройства нечерноземной зоны.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Основным назначением перспективных планов водно-мелиора тивных мероприятий является разработка научно обоснованной си стемы мероприятий по мелиорации земель и использованию вод ных ресурсов, обеспечивающей оптимальное по затратам труда и материальных ресурсов решение в возможно более короткие сроки предусмотренных экономических и социальных задач.
Чтобы иметь возможность разработать такой перспективный план, необходимо располагать:
сведениями, характеризующими водные ресурсы и нуждающие ся в проведении мелиорации земли;
данными о взаимовлиянии отдельных видов водно-мелиоратив ных мероприятий и об их возможном воздействии на природные условия и различные отрасли народного хозяйства;
технико-экономическими показателями, характеризующими от дельные объекты или группы их.
Опыт показывает, что наиболее верный путь получения необхо димых данных — разработка комплексных схем водно-мелиоратив ного устройства. Вот почему автор на протяжении ряда лет дока зывал, что по каждой области РСФСР, Украины и Белоруссии и по каждой из Прибалтийских республик должны быть разра ботаны комплексные схемы водно-мелиоративного устройства
[73].
В настоящее время это предложение стало общепризнанным, и инструкцией по разработке проектов и смет для мелиоративного строительства (ВСН-100-71) установлено, что решения о проекти ровании мелиоративных систем и сооружений принимаются на ос нове рассмотренных комплексных схем использования водных и земельных ресурсов.
Составление схем по водно-мелиоративным мероприятиям во шло в практику предпроектных проработок в середине 30-х годов, когда Госпланом СССР было принято «Положение о порядке со ставления водно-мелиоративных схем». В этом Положении указы вается, что водно-мелиоративные схемы составляются по бассей нам или обособленным водохозяйственным районам для выбора объектов капитального водно-мелиоративного строительства и об основания необходимых для составления проектного задания изыскательских, исследовательских и проектных работ. Там же говорится, что «схема имеет целью наметить развитие производи тельных сил бассейна (обособленного района) на основе осущест вления системы водохозяйственных мероприятий (осушение, оро шение, обводнение)» (подчеркнуто нами).
Кроме схем, в качестве предпроектной проработки практику ется также составление технико-экономических докладов (ТЭД), целевое назначение которых не определено ни одним официаль ным документом. Обычно понимается, что в отличие от схем ТЭД должен составляться на основе имеющихся данных без проведения каких бы то ни было полевых обследований и изысканий. Хотя в практике немало примеров, когда и технико-экономические докла
41
ды разрабатывались на основе проведения специальных обследо ваний и изысканий.
За последние 20—25 лет составлено значительное количество водно-мелиоративных схем и технико-экономических докладов. Из наиболее крупных работ, выполненных мелиоративными органами, следует отметить схемы: водно-мелиоративного устройства Барабинской низменности, мелиорации Полесья, Мещерской низменно сти, водно-мелиоративного устройства Московской области, мелио рации Эстонской ССР, Латвийской ССР и др., а также технико экономические доклады: по осушению и сельскохозяйственному ос воению Ловатской низменности, по развитию сельского хозяйства в пойме р. Оки, по мелиорации Еврейской автономной области и др. Однако все эти схемы и технико-экономические доклады не были использованы в соответствии с их целевым назначением. И причины этого следующие.
Народное хозяйство, как известно, может нормально разви ваться лишь при условии пропорционального развития всех взаи мосвязанных отраслей общественного производства. А такое раз витие не может быть обеспечено на базе проведения только водо хозяйственных мероприятий. Поэтому проектировщики были вы нуждены при составлении схем разрабатывать, помимо вопросов, связанных с мелиорацией и водными ресурсами, вопросы развития тех отраслей народного хозяйства, которые в той или иной степе ни затрагивались намечаемым комплексом водно-мелиоративных мероприятий. Наряду с этим в схемах приходилось формулировать требования, которые должны были удовлетворяться для обеспече ния выполнения намечаемого комплекса мероприятий другими, главным образом промышленными, отраслями народного хозяйст ва. В связи с этим возникла необходимость получения до начала работ по составлению схемы или технико-экономического доклада специального задания, устанавливающего перспективный уровень развития основной и сопредельных отраслей народного хозяйства, затрагиваемых разработкой, и сроки реализации намечаемых меро приятий. Такие задания в зависимости от величины и значимости объекта выдавались либо союзным правительством (Бараба, По лесье), либо республиканскими правительствами (Мещера, ни зовья Немана, благоустройство р. Свислочь), либо исполкомами областных советов (схема по Московской области, ТЭД по Ло ватской низменности, схема по Дальнему Востоку и др.).
Сроки реализации намечаемых схемой мероприятий в заданиях устанавливались обычно в 10—15 лет, поскольку, как уже указы валось, пяти лет недостаточно для проведения сложных и трудо емких водно-мелиоративных мероприятий. В связи с этим перспек тивный уровень развития рассматриваемых в схеме отраслей на родного хозяйства определялся «волевым» путем. Дело в том, что из-за отсутствия необходимых данных перспективные возможности выделения трудовых и материальных ресурсов для выполнения предстоящих мероприятий не могут быть определены. Также не мо
42
гут быть установлены и возможности развития сопредельных и со путствующих отраслей народного хозяйства в объемах и в сроки, обеспечивающие достижение намечаемого в заданиях уровня про изводства.
Все это приводит к тому, что темпы развития отдельных от раслей общественного производства, предусматриваемые в водно мелиоративных схемах, не могли быть увязаны с реальными воз можностями народного хозяйства. Из-за этого разработанные схе мы и технико-экономические доклады использовались при плани ровании в лучшем случае как справочный материал по крупным объектам мелиоративного и гидротехнического строительства.
Эта ограниченная возможность использования схем водно-ме лиоративного устройства предопределяется неправильным стрем лением придать им значение перспективного плана. Схема не может быть ни перспективным, ни даже генеральным планом исполь зования водных ресурсов и проведения мелиоративных мероприя тий, так как проектные организации не располагают и не могут располагать необходимыми для составления таких планов данны ми. Лучшим подтверждением высказываемого положения является «Схема комплексного использования водных ресурсов», многие разработки и предложения которой устарели задолго до оконча ния ее составления.
Главным назначением схем водно-мелиоративного устройства в представлении автора являются разработка материалов и полу чение данных, необходимых для перспективного планирования ме роприятий по комплексному использованию, охране и воспроиз водству водных ресурсов и по мелиорации земель охватываемого региона.
Такие схемы позволят заинтересованным ведомствам и пред приятиям и главным образом планирующим органам включать в перспективные (долгосрочные и пятилетние) и годовые планы:
мероприятия с известными взаимосвязями и влиянием на при родные и организационно-экономические условия региона;
мероприятия, осуществление которых создает условия для свое временного достижения народным хозяйством планируемых пока зателей;
мероприятия, которые могут быть обеспечены необходимыми трудовыми и материально-техническими ресурсами и денежными средствами.
Помимо того, эти схемы дадут возможность плановым органам увязывать темпы проведения мероприятий по использованию вод ных ресурсов и по мелиорации земель с темпами развития сопредель ных и сопутствующих мероприятий, не допуская возникновения диспропорций, неизбежных при раздельном планировании, а так же устанавливать при необходимости сроки выполнения опере жающих мероприятий.
Чтобы обеспечить возможность наиболее полно использовать схемы при планировании, их следует разрабатывать по бассейнам
43
рек в границах областей или республик, не имеющих областного деления. В некоторых случаях целесообразно разрабатывать спе циальные схемы по резко отличающимся природными и организа ционно-экономическими условиями крупным регионам, занимаю щим только часть территории республики или области. Все преду сматриваемые в схемах мероприятия и показатели распределяют ся по районам в разрезе отдельных отраслей народного хозяйства, а внутри районов по отдельным предприятиям. Территории обла стей и республик обычно расположены в бассейнах нескольких рек или занимают часть бассейна одной какой-либо реки. При решении многих вопросов, например при составлении водного и особенно водохозяйственного балансов, возникает необходимость рассмотрения данных по всему бассейну в целом. В связи с этим наряду с областными и республиканскими схемами следует иметь бассейновые схемы, которые составляют во второй тур на основе первых.
При составлении схем на протяжении уже многих лет применя ют такой порядок.
Технические мероприятия, связанные с использованием и бла гоустройством крупных и средних водотоков и регулированием их стока, а также мероприятия по гидротехническим мелиорациям крупных объектов, строительству рыбхозов, по водоснабжению и канализации городов и отдельных крупных предприятий разраба тывают по каждому водотоку, объекту, городу в отдельности. Та кие же мероприятия, связанные с мелиорацией небольших земель ных участков, с устройством прудов на сухих балках и мелких водотоках или с водоснабжением и канализацией небольших на селенных пунктов, разрабатывают применительно к условиям объ ектов-моделей и полученные результаты затем распространяют на районы или зоны, характеризуемые этими моделями.
Экономические и организационно-хозяйственные разработки по
затрагиваемым |
в схеме |
отраслям народного хозяйства ведутся |
|
по группам однородных предприятий. |
технических мероприятий |
||
Изложенный |
порядок |
разработки |
позволяет с достаточной для рассматриваемой стадии проектиро вания точностью решать все вопросы, связанные с техническим выполнением намечаемых мероприятий. Этого, однако, нельзя сказать о принятой методике разработки в схемах экономических и организационных вопросов. При любой группировке, даже совер шенно однородных предприятий, стираются их индивидуальные особенности и главное теряется возможность учесть влияние на ус ловия производства природных факторов. Это особенно сказывает ся при разработке мероприятий по сельскому и лесному хозяйст вам и по отраслям промышленности, связанным с переработкой или использованием сельскохозяйственной • и лесной продукции. Распространенная среди плановых работников и проектировщи ков точка зрения, что на стадии схемы допустимо пользоваться обобщенными данными, по мнению автора, глубоко ошибочна.
44
Общеизвестно, что важнейшей задачей планирования является выбор наиболее экономичных вариантов. А выше уже указывалось, что основная задача схемы — подготовка исходных данных, необ ходимых для научно обоснованного планирования мероприятий по рациональному использованию водных и земельных ресурсов. В таких условиях разработку экономических вопросов следует с наибольшей подробностью вести на начальных этапах проектиро вания, то есть при составлении схем. Разработка схем, по мнению автора, является стадией экономического проектирования, тогда как при составлении технического проекта необходимо лишь эко номическое обоснование рекомендуемых технических решений. На стадии рабочих чертежей экономические вопросы в проектах вовсе не должны затрагиваться.
Сказанное еще раз подтверждает положение, что разработку вопросов, связанных с определением потребности в проведении тех или иных технических, технологических или организационных ме роприятий, следует весги по каждому хозяйству и предприятию в отдельности, не прибегая к искусственному объединению их в груп пы. Такой путь был выбран автором при составлении схемы водно мелиоративного устройства Московской области [78]; по такому пути рекомендуют в последнее время идти и ленинградские орга низации [111]. Особое значение такой подход имеет в настоящее время, когда стоит задача — определить наиболее рациональное направление производства по каждому сельскохозяйственному и промышленному предприятию.
В последние годы в практику предпроектной проработки введе но еще технико-экономическое обоснование (ТЭО), на основании которого выдается задание на разработку технического проекта. Главная цель разработки этого предпроектного документа— уточ нение обоснования основных технико-экономических показателен по выбранному объекту, установленных комплексной схемой ис пользования земельных и водных ресурсов, а также обоснование необходимости проектирования и строительства объекта.
Как показывает опыт, в комплексных схемах водно-мелиора тивного устройства должны быть рассмотрены следующие основ ные вопросы:
организационно-экономические показатели и природные усло вия охватываемой территории;
комплексное природно-экономическое районирование региона, охватываемого схемой;
количественная и качественная оценка земельного фонда и его современного использования; пути рационального использования земельного фонда при разной интенсивности сельскохозяйствен ного, лесохозяйственного и рекреационного использования и необ ходимые при этом мелиоративные мероприятия;
количественная и качественная оценка поверхностных и под земных водоисточников и их современного использования;
пути рационального использования водных ресурсов;
45